Автор: Лункина Татьяна Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1596 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности Тема: "Удивительный мир слова" Раздел: начальное образование
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………….....................................1
2. Планируемые результаты………………………………………………………………….2
3. Содержание тем программы……………………………………………………………....4
4. Календарно-тематическое планирование……….……………………………………….6
5. Список литературы………………………………………………………………………. 9
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на
достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного
средства человеческого общения; формирование позитивного отношения
к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для
решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования
знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников
правильной выразительной речи.
Структура программы.
Программа включает три раздела:
— пояснительная записка;
— основное содержание;
— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого
раздела.
Общая характеристика.
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого
рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные
методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное
мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования
ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности засоблюдение норм
языка как важного компонента языковой культуры.
1
Место в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на период с 1 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом
классе).
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за
счёт
углубления
знаний
лингвистического,
речеведческого
характера,
введения
элементов
этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания.
Важными ориентирами содержания данного являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений,
связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность,
проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического
исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского
языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В
процессе
изучения
данного
курса
ученики
получают
знания
об
истории
русского
языка,
рассматривают
памятники
древней
письменности,
знакомятся
с
происхождением
слов,
что
становится предпосылкой воспитания гордости за красоту
и
величие
русского
языка,
осмысления
собственной
роли
в
познании
языковых
законов,
потребности
обучения
различным
способам
познания
языковых
единиц.
Практическое
использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию
личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный
подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует
мотивацию
для
углублённого
изучения
курса
русского
языка.
Система
вопросов
и
заданий,
использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути
решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа
со
словарями,
устранение
и
корректирование
речевых
ошибок
позволяют
решать
проблемы
самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше
изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для
овладения
логическими
действиями
анализа,
сравнения,
наблюдения
и
обобщения,
установления причинно-следственных связей аналогий, классификации по родовидовым признакам
в
курсе
факультатива
имеются
задания,
активизирующие
интеллектуальную
деятельность
учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы
старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить
материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная
исследовательская
работа
(индивидуальная,
парная
и
групповая)
формирует
умение
использовать
различные
способы
поиска
информации
(в
справочной
литературе,
с
помощью
родителей
и
учителя);
аргументированно
представлять
собственный
материал,
уважительно
выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и
орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами
учащиеся
используют
для
выбора
способа
решения
познавательных,
практических
и
коммуникативных
задач.
Ряд
тем,
содержащих
лексический
материал,
помогает
представить
«единство
и
многообразие
языкового
и
культурного
пространства
России»,
в
результате
чего
формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,
2
в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом
изучения
факультатива
являются
язык
и
речь.
В
основное
содержание
программы
включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших
школьников способности к анализу языковых с учётом единства формы, содержания и функции
рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной
с
помощью
языка,
научит
выбирать
адекватные
языковые
средства
для
успешного
решения
коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,
лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание
факультатива
строится
на
основе деятельностного
подхода. Каждый
раздел
программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается
активное
освоение
курса
в
разнообразной
индивидуальной
и
групповой
работе
(учебные,
познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами,
экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения
прочных
знаний,
преобразования
их
в
убеждения
и
умения,
формирования
основ
личной
ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд
взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими
школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие)
ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным
и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и
необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет
решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе
большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у
младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней,
многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам
языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
3
Содержание тем программы
1 класс
Разгадываем загадки
Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Рассказ-беседа на тему «Что
это значит - хорошо знать русский язык?»
Рассказ – беседа о Родине, мире, труде, маме.
Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления. Ролевые игры.
Рассказ - беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование.
Звуковая культура речи. Рассказ - беседа о звуках - строительном материале языка. Чтение стихов,
загадок, скороговорок.
Игры на превращения слов. Чтения стихов. Подбор созвучных слов. Рифма.
Составление тематических групп. Определение темы группы слов.
Различение слова и не слова. Определение лексического значения слова. Знакомство с толковым
словарем.
Многозначность слов. Представление о многозначных словах, их изобразительной роли. Выделение
многозначных
слов
в
тексте,
определение
их
значения.
Установление
общности
значений
многозначного слова. Конструирование образных выражений.
Омонимы
–
отличие
от
многозначных
слов . Выделение
омонимов
в
тексте,
определение
их
значения.
Представление о словах синонимах . Выделение синонимов в тексте, определение их значения.
Использование синонимов для редактирования текстов. Знакомство со словарем синонимов.
Представление о словах антонимах . Выделение антонимов в тексте, определение их значения.
Использование антонимов в тексте. Знакомство со словарем антонимов.
Этимология
слов.
Знакомство
с
происхождением
некоторых
названий
животных
и
растений.
Знакомство с этимологическим словарем.
Обобщение знаний по курсу. Проектная работа «Занимательный язык».
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
4
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История
возникновения
фразеологизмов.
Использование
устаревших
слов
в
составе
фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
5
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
Содержание
Кол-во
часов
Дата проведения
1.
Хорошо ли ты знаешь русский язык?
Рассказ-беседа на тему «Что это значит - хорошо знать
русский язык?»
1
сентябрь
2.
О самых дорогих словах. Рассказ – беседа о Родине, мире,
труде, маме.
1
сентябрь
3-4.
Добрые слова. Беседа о «волшебных» словах, о формах
приветствия, прощания, поздравления. Ролевые игры.
2
сентябрь
4-6.
Сколько слов ты знаешь?
Рассказ - беседа о словарном богатстве русского языка.
Игра- соревнование.
3
октябрь
7-9.
Зачем
нужны
звуки
речи?
Звуковая
культура
речи.
Рассказ-беседа о звуках - строительном материале языка.
Чтение стихов, загадок, скороговорок.
3
октябрь
ноябрь
10-13.
Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов.
Чтения стихов. Подбор созвучных слов. Рифма.
4
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
14-16.
Тематические группы слов.
3
декабрь
декабрь
январь
17-18.
Слово или не слово?
2
январь
январь
19-21.
Слово одно, а значений несколько.
3
февраль
22-23.
Слова - близнецы.
2
март
24-25.
Слова- друзья.
2
март
26-27.
Антонимы. Слова тяни- толкай.
2
апрель
28-29.
Почему их так называют? Происхождение слов.
2
апрель
30-31.
И т о го в о е
з а н я т и е .
П од го т о в к а
к
п р а з д н и к у
«Занимательный язык».
2
май
32-33.
Праздник «Занимательный язык»
1
май
Календарно-тематическое планирование для 2 класс (34 часа)
№
Содержание
Кол-во
Дата проведения
6
Час
1
Звуки вокруг нас.
1
сентябрь
2
Фабрика речи.
1
сентябрь
3
Звуки и слова.
1
сентябрь
4-5
Такие разные гласные и согласные.
2
сентябрь
октябрь
6
Правильное ударение и произношение слов.
1
октябрь
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)
7
Кириллица, название букв древней азбуки.
1
октябрь
8
Как появились буквы современного русского алфавита.
1
октябрь
9
Буквы старые и новые.
1
октябрь
10
Особенности древнерусского письма
1
ноябрь
11
Строчные и прописные буквы.
1
ноябрь
Всему название дано ( 5 ч)
12
Рождение языка.
1
ноябрь
13
Сколько слов в языке?
1
декабрь
14
Имена, имена, имена…
1
декабрь
15
Увлекательные истории о самых простых вещах.
1
декабрь
16
Словари — сокровищница языка.
1
декабрь
Как делаются слова (7 ч)
17
История происхождения слов.
1
январь
18
Слова производные и непроизводные
1
январь
19
Корень — главная часть слова.
1
январь
20
Группы однокоренных слов.
1
февраль
21
Такие разные суффиксы.
1
февраль
22
Образование слов с помощью приставки.
1
февраль
23
Решение
лингвистических
задачек
и
головоломок
с
использованием
«моделей» частей слова.
1
февраль
Секреты правильной речи (11 ч)
24
Слово и его значение.
1
март
25
Сочетание
слов
по
смыслу.
Ограничения
сочетаемости
слов.
1
март
26
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и
значению.
1
март
27
Многозначные слова.
1
апрель
28
«Очеловечивание» мира
1
апрель
29
Синонимы.
1
апрель
7
30
Антонимы.
1
Апрель
31
Омонимы и их многообразие.
1
май
32
Слова исконно русские и заимствованные.
1
май
33-34
История возникновения фразеологизмов.
2
май
Список литературы
1.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:
Веанта-Граф. 2016.
2.«300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. –М.:
АСТ Астрель, 20015.
3. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова. –М.:, Просвещение, 2015.
4. «Учим играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В.
Лазуренко. –Волгоград: 2014.
8
5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова. –Ярославль,
2015.
9