Напоминание

"Удивительный мир слова"


Автор: Лункина Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1596
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: "Удивительный мир слова"
Раздел: начальное образование





Назад





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Удивительный мир слова»

1-2 классы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………….....................................1 2. Планируемые результаты………………………………………………………………….2 3. Содержание тем программы……………………………………………………………....4 4. Календарно-тематическое планирование……….……………………………………….6 5. Список литературы………………………………………………………………………. 9
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: — осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; —знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; — овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний. В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Структура программы.
Программа включает три раздела: — пояснительная записка; — основное содержание; — тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.
Общая характеристика.
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности засоблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. 1

Место в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на период с 1 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания.
Важными ориентирами содержания данного являются: — развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; —формирование представлений о языке как универсальной ценности; — изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; — развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.); — формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования; — развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; —включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, 2
в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики. Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: —обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; —использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры. 3

Содержание тем программы

1 класс

Разгадываем загадки
Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Рассказ-беседа на тему «Что это значит - хорошо знать русский язык?» Рассказ – беседа о Родине, мире, труде, маме. Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления. Ролевые игры. Рассказ - беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование. Звуковая культура речи. Рассказ - беседа о звуках - строительном материале языка. Чтение стихов, загадок, скороговорок. Игры на превращения слов. Чтения стихов. Подбор созвучных слов. Рифма. Составление тематических групп. Определение темы группы слов. Различение слова и не слова. Определение лексического значения слова. Знакомство с толковым словарем. Многозначность слов. Представление о многозначных словах, их изобразительной роли. Выделение многозначных слов в тексте, определение их значения. Установление общности значений многозначного слова. Конструирование образных выражений. Омонимы – отличие от многозначных слов
.
Выделение омонимов в тексте, определение их значения. Представление о словах синонимах
.
Выделение синонимов в тексте, определение их значения. Использование синонимов для редактирования текстов. Знакомство со словарем синонимов. Представление о словах антонимах
.
Выделение антонимов в тексте, определение их значения. Использование антонимов в тексте. Знакомство со словарем антонимов. Этимология слов. Знакомство с происхождением некоторых названий животных и растений. Знакомство с этимологическим словарем. Обобщение знаний по курсу. Проектная работа «Занимательный язык».
2 класс

Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). 4
Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.
Всему название дано
Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова
История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. 5

Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)



Содержание

Кол-во

часов

Дата проведения
1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? Рассказ-беседа на тему «Что это значит - хорошо знать русский язык?» 1 сентябрь 2. О самых дорогих словах. Рассказ – беседа о Родине, мире, труде, маме. 1 сентябрь 3-4. Добрые слова. Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления. Ролевые игры. 2 сентябрь 4-6. Сколько слов ты знаешь? Рассказ - беседа о словарном богатстве русского языка. Игра- соревнование. 3 октябрь 7-9. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Рассказ-беседа о звуках - строительном материале языка. Чтение стихов, загадок, скороговорок. 3 октябрь ноябрь 10-13. Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов. Чтения стихов. Подбор созвучных слов. Рифма. 4 ноябрь ноябрь декабрь декабрь 14-16. Тематические группы слов. 3 декабрь декабрь январь 17-18. Слово или не слово? 2 январь январь 19-21. Слово одно, а значений несколько. 3 февраль 22-23. Слова - близнецы. 2 март 24-25. Слова- друзья. 2 март 26-27. Антонимы. Слова тяни- толкай. 2 апрель 28-29. Почему их так называют? Происхождение слов. 2 апрель 30-31. И т о го в о е з а н я т и е . П од го т о в к а к п р а з д н и к у «Занимательный язык». 2 май 32-33. Праздник «Занимательный язык» 1 май
Календарно-тематическое планирование для 2 класс (34 часа)



Содержание

Кол-во

Дата проведения
6

Час
1 Звуки вокруг нас. 1 сентябрь 2 Фабрика речи. 1 сентябрь 3 Звуки и слова. 1 сентябрь 4-5 Такие разные гласные и согласные. 2 сентябрь октябрь 6 Правильное ударение и произношение слов. 1 октябрь
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)
7 Кириллица, название букв древней азбуки. 1 октябрь 8 Как появились буквы современного русского алфавита. 1 октябрь 9 Буквы старые и новые. 1 октябрь 10 Особенности древнерусского письма 1 ноябрь 11 Строчные и прописные буквы. 1 ноябрь
Всему название дано
(
5 ч)
12 Рождение языка. 1 ноябрь 13 Сколько слов в языке? 1 декабрь 14 Имена, имена, имена… 1 декабрь 15 Увлекательные истории о самых простых вещах. 1 декабрь 16 Словари — сокровищница языка. 1 декабрь
Как делаются слова (7 ч)
17 История происхождения слов. 1 январь 18 Слова производные и непроизводные 1 январь 19 Корень — главная часть слова. 1 январь 20 Группы однокоренных слов. 1 февраль 21 Такие разные суффиксы. 1 февраль 22 Образование слов с помощью приставки. 1 февраль 23 Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. 1 февраль
Секреты правильной речи (11 ч)
24 Слово и его значение. 1 март 25 Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. 1 март 26 Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. 1 март 27 Многозначные слова. 1 апрель 28 «Очеловечивание» мира 1 апрель 29 Синонимы. 1 апрель 7
30 Антонимы. 1 Апрель 31 Омонимы и их многообразие. 1 май 32 Слова исконно русские и заимствованные. 1 май 33-34 История возникновения фразеологизмов. 2 май
Список литературы
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.: Веанта-Граф. 2016. 2.«300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. –М.: АСТ Астрель, 20015. 3. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова. –М.:, Просвещение, 2015. 4. «Учим играя» Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. –Волгоград: 2014. 8
5. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова. –Ярославль, 2015. 9


В раздел образования