Автор: Лункина Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1596
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: учебная программа внеклассной деятельности
Тема: Я гражданин Росссии
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я – гражданин России
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Планируемые результаты……………………………………………………..5
3. Содержание программы……………………………………………………....8
4. Учебно-тематический план…………………………………………………..11
5. Список литературы…………………………………………………………...16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель
- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание
гражданина
страны
-
одно
из
главных
условий
национального
возрождения.
Функционально
грамотный
гражданин
-
это
человек,
любящий
Родину,
умеющий
реагировать
на
изменения
в
обществе,
защищать
свое
человеческое
право.
Понятие
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому,
своей
семье,
коллективу,
к
родному
краю,
Отечеству,
планете
Земля.
Это
проблемы
не
только
философские,
социальные,
экономические,
но
и
педагогические.
Важно
воспитать
деятельного
гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего,
должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная
индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я - гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного
воспитания
российских
школьников,
с
учетом
«Требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования»,
установленных
Стандартом
второго
поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа
“Я
-
гражданин
России”
является
основой
к
программе
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования
с
учетом
воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на
системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы,
семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника,
создание
условий
для
его
самопознания
и
самовоспитания.
При
этом
важно
использовать
педагогический
потенциал
социального
окружения,
помочь
учащимся
освоить
общественно-
исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт
жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и
приемов
педагогических
воздействий,
опирается
на
принципы
индивидуализации,
взаимодействия
личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа
“Я
-
гражданин
России”
предполагает
формирование
патриотических
чувств
и
сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости
за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту
интересов
страны;
формирование
комплекса
нормативного,
правового
и
организационно
-
методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине,
патриотические
чувства
формируются
у
детей
постепенно,
в
процессе
накопления
знаний
и
представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде
людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.
Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях
сохранения
преемственности
“славных
боевых
и
трудовых
традиций”;
проводить
встречи
с
интересными
людьми:
поэтами,
художниками,
музыкантами;
экскурсии
в
краеведческие
музеи;
дискуссии,
инсценированные
представления,
устные
журналы,
викторины;
принимать
участие
в
социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного
уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и
родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России
с
присущими
ему
ценностями,
взглядами,
ориентациями,
установками,
мотивами
деятельности
и
поведения;
совершенствование
системы
патриотического
воспитания,
формирование
у
учащихся
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к
Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
-
формировать
эффективную
работу
по
патриотическому
воспитанию,
обеспечивающей
оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу
обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к
традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и
внеурочной
деятельности,
обновление
содержания
образования,
переноса
акцента
с
обучения
на
воспитание в процессе образования;
-
воспитывать
уважительного
отношения
к
героическому
прошлому
Родины,
ее
истории,
традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами
ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую
деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей
гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется
групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
2
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
(урочная,
внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа
“Я
–
гражданин
России”
используется
с
1-4
классы.
Она
включает
шесть
направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения,
ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в
общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой
жизни,
здоровья,
справедливости,
бескорыстия,
уважения
человеческого
достоинства,
милосердия,
доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и
т.д.),
беседы
«Кто
я?
Какой
я?»,
«Моё
хобби»,
«Что
такое
личность?»,
тест
«Познай
себя»,
психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед
по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья,
спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа,
жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью,
смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к
людям, любовью к детям, умением прощать;
3
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи,
готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово,
заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о
родителях
–
дело
совести
каждого»,
конкурс
рисунков
и
стихотворений
«Я
люблю
свою
маму»,
конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая
лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души»,
праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с
привлечением
родителей,
совместные
праздничные
вечера,
день
открытых
дверей
«День
школы»,
родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать
у
школьников
чувство
прекрасного,
развивать
их
творческое
мышление,
художественные
способности,
формировать
эстетические
вкусы,
идеалы;
формировать
понимание
значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в
кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение
театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок
детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды»
(конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов,
театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
-
формировать
у
детей
осознание
принадлежности
к
школьному
коллективу,
стремление
к
сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и
дружбы в коллективе;
-
воспитывать
сознательное
отношение
к
учебе,
развивать
познавательную
активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении
своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик
– учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение
роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения
друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы
«Правила
поведения
в
школе»,
беседа
о
школьном
уставе
«Мои
права
и
обязанности»,
конкурс
сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное
звено»,
«Проще
простого
о
вежливости»,
конкурс
сочинений
«Наша
школа
в
будущем»,
конкурс
поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу
помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант
«Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
4
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение
к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к
Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите
Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками
прокуратуры
«Об
ответственности
несовершеннолетних»,
лекция
«Права
и
обязанности
ребенка»,
экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина»,
встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику
радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над
тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в
борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу -
наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс
стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу
«Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция
«Покормите птиц зимой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С
целью
контроля
реализации
программы
ее
эффективности
организуется
мониторинг
эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в
3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет»;
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Социометрия;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е.Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и
ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей,
5
забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная
земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое
развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано
ценностное
отношение
к
России,
своему
народу,
краю,
государственной
символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся
имеют
знания
о
значимых
страницах
истории
страны,
о
примерах
исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных
нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся
обладают
опытом
ролевого
взаимодействия
и
реализации
гражданской,
патриотической
позиции,
опытом
взаимодействия
с
людьми
разного
возраста,
неравнодушны
к
жизненным
проблемам
других
людей,
умеют
сочувствовать
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники
обладают
начальными
представлениями
о
правах
и
обязанностях
человека,
гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У
детей
младшего
школьного
возраста
накоплен
личный
опыт
участия
в
экологических
инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии
Индикатор
Измеритель
Обретение чувства
гражданственности,
патриотизма и уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека
Имеет четкое представление о
принадлежности к РФ
Анкета
Испытывает чувство гордости за
родную страну
Анкета, педагогическое
наблюдение, педагогический
анализ
Имеет представление о понятии
«гражданин»
Анкета
Имеет начальные представления о
правах, свободах и обязанностях
человека
Анкета, анализ творческих
работ, собеседование
Сформированность
моральных норм и правил
поведения
Соблюдает моральные нормы и
правила поведения
Методика изучения уровня
воспитанности, наблюдение
педагогов, родителей
Ценностное отношение к
учебному труду;
сформированность
первоначальных навыков
общественно-полезной и
личностно-значимой
деятельности
Имеет ценностную установку
«Учение», «Труд»
Методика изучения
ценностных установок и
ориентаций, портфолио
обучающихся, результаты
выполнения проектных работ
Участвует в общественно-полезной
деятельности
Мониторинг участия в
общественно-полезных делах,
акциях
Ценностное отношение к
природе, окружающей
среде
Имеет ценностную установку
«Природа»
Методика изучения
ценностных установок и
ориентаций, портфолио
6
обучающихся, результаты
выполнения творческих и
проектных работ
Ценностное отношение к
прекрасному,
сформированность
представления об
эстетических идеалах
Имеет ценностную установку
«Прекрасное», интерес к чтению,
произведениям искусства,
спектаклям, концертам, выставкам,
музыке.
Методика изучения
ценностных установок и
ориентаций, педагогическое
наблюдение, портфолио
обучающихся, результаты
выполнения творческих и
проектных работ
Ценностное отношение к
семье, старшему
поколению
Имеет ценностную установку
«Семья», начальные представления
об этических нормах
взаимоотношений в семье, между
поколениями
Анкета, анализ творческих и
проектных работ,
собеседование, отзывы
родителей
Развитое социальное
партнерство
Степень участия и эффективность
взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования
Анализ воспитательной работы
класса, отзывы социальных
партнеров, достижения
обучающихся
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной
жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться
ими в практической деятельности.
Конечным
результатом
реализации
программы
должна
стать
активная
гражданская
позиция
и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый
(толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный
(особенно
к
знаниям);
внимательный
к
сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю
(1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями
учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
7
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России»
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21
1.“Я и я”(4 ч) – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что
любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость.
Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем
сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История
моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой
школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант
чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои
большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой
аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я - ученик. Мой
портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я -
дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и
писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
8
4.“Я и школа”(6ч) - формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я
люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам
мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я
и
мое
Отечество”(9ч) -
формирование
гражданского
отношения
к
Отечеству.
Урок
Мира.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш
город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни
родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных
открыток.
6.“Я и планета”(6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе.
Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи.
День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50
1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки.
Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама
добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный
лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе?
Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы
сочинений,
рисунков.
Выставки
поделок.
Диагностика.
Трудовой
десант.
Высаживание
рассады.
5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия.
Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в
котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто
хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
9
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка
праздничных открыток.
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42
1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир
моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя
коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные
превращения.
Предметы
быта
в
роли
музыкальных
инструментов.
Музыкальный
калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем
нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края.
Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон
жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны.
Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации
и размещение в Интернете лучших работ.
Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель
планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
10
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
2
класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всег
о
Теор
ия
Прак-
тика
1. Праздник первого звонка.
1
1
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
1
1
3. Моя семья – моя радость.
1
1
4. Правила поведения в школе. Урок – игра.
1
1
5. Экскурсия по школьному саду.
1
1
6. Я, ты, мы. Игра.
1
1
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина.
1
1
8. Мисс Осени.
1
1
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.
1
1
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?
1
1
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.
1
1
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.
1
1
13. История моего города. Экскурсия в музей
1
1
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.
1
1
15. Законы жизни в классе. Урок – игра.
1
1
16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.
1
1
17. Фотографии из семейного альбома. Презентация.
1
1
18. Школа вежливости. Беседа.
1
1
19. Маленькая страна. Экологическая акция.
1
1
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.
1
1
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов.
1
1
22. Загляните в мамины глаза. Праздник.
1
1
23. Встречаем Масленицу.
1
1
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.
1
1
25. Слушаем сказки моей бабушки.
1
1
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.
1
1
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.
1
1
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.
1
1
29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.
1
1
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.
1
1
31. Десант чистоты и порядка.
1
1
32. Самый красивый школьный двор. Акция.
1
1
33. С чего начинается Родина? КВН
1
1
11
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всег
о
Теори
я
Прак-
тика
1. Урок Мира.
1
1
2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
1
1
3. Обязанности ученика в школе. Беседа.
1
1
4. Осень в родном городе. Фотоконкурс.
1
1
5. Подумай о других. Беседа с элементами игры.
1
1
6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием.
1
1
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей.
1
1
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.
1
1
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
1
1
10. Мой портфель. Игра – экспромт.
1
1
11. Моя любимая мамочка. Презентация.
1
1
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)
1
1
13. Мой любимый город. Беседа.
1
1
14. Наш город. Конкурс визиток.
1
1
15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.
1
1
16. Самый уютный класс. Конкурс.
1
1
17. Экология нашего города. Беседа.
1
1
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
1
1
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.
1
1
20. Мы и наши права. Урок – игра.
1
1
21. Игры на развитие произвольных процессов.
1
1
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.
1
1
23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.
1
1
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.
1
1
25. Широкая Масленица. Игра.
1
1
26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.
1
1
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.
1
1
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.
1
1
29. День птиц. Выставка рисунков.
1
1
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в
музей.
1
1
31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.
1
1
32. Открытка ветерану. Акция.
1
1
33. Десант чистоты и порядка.
1
1
34. Знай и люби свой край. Викторина.
1
1
12
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всег
о
Теори
я
Прак-
тика
1. Урок милосердия и доброты.
1
1
2. Знакомства с символами Российского государства.
1
1
3. Мой класс – моя семья. Беседа.
1
1
4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.
1
1
5. Ты и твои друзья. Игра.
1
1
6. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.
1
1
7. Осень в родном городе. Фотоконкурс.
1
1
8. Каков я в школе? Анкетирование.
1
1
9. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.
1
1
10. Сценки из школьной жизни.
1
1
11. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.
1
1
12. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.
1
1
13. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. Золотые бабушкины
руки. Конкурс стихов.
1
1
14. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.
1
1
15. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим
заданием.
1
1
16. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.
1
1
17. Новогодняя сказка. Праздник.
1
1
18. Флаги России. Беседа с
творческим заданием.
1
1
19. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.
1
1
20. Чем живет планета Земля? КВН
1
1
21. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.
1
1
22. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.
1
1
23.
Они
служили
в
Армии.
Конкурс
сочинений
о
службе
в
Армии
родных.
1
1
24. Мой папа – мастер на все руки. Презентация.
1
1
25. Мамины помощники. Ролевая игра.
1
1
26.
О
подвигах
женщин
в
военное
время.
Просмотр
и
обсуждение
фильма.
1
1
27. Дорогая моя столица. Заочное путешествие.
1
1
28. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол.
1
1
29. День птиц. Викторина.
1
1
30. Дети войны. Литературное чтение.
1
1
31. История Отечества. Аукцион знаний.
1
1
32. Вам, защитники Отечества! Акция.
1
1
33. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.
1
1
34. Кто хочет стать знатоком истории. КВН
1
1
13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] /
сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
1. Поговорим о толерантности.
1
1
3. Символика России. Символы Москвы.
1
1
4. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.
1
1
5. Моя семья. Мини – проект.
1
1
6. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.
1
1
7. Продолжаем изучать Школьный Устав.
1
1
8. Правила жизни. Беседа с элементами игры.
1
1
9. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».
1
1
10. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Хочу и
надо. Беседа с элементами игры.
1
1
11. Зачем нужно учиться в школе. Диспут.
1
1
12. Основной закон жизни нашего государства. Беседа.
1
1
13. Я и моя семья. Фотовыставка.
1
1
14. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
1
1
15. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.
1
1
16. Новый год шагает по планете. Презентация.
1
1
17. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.
1
1
18. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.
1
1
19. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.
1
1
20. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.
1
1
21. Забота о родителях – дело совести каждого.
1
1
22. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.
1
1
23. Герои России. Сообщения учащихся.
1
1
24. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.
1
1
25. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием.
1
1
26. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
1
1
27. Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических
родственниках.
1
1
28. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.
1
1
29. Память. Создание презентации
и размещение в Интернете лучших
работ.
1
1
30. Города – герои. Оформление альбома.
1
1
31. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.
1
1
32. Школьный двор. Защита проекта.
1
1
33. Мы – россияне. Анкетирование.
1
1
34. Я – гражданин России. Игра – викторина.
1
1
14
5.
Внеурочная
деятельность
в
начальной
школе
[Электронный
ресурс]
–Режим
доступа:
konf
//
ipkps.bsu.edu
6.
Газман,
О.С.
Воспитание:
цели,
средства,
перспектива [Текст]
/О.С.
Газман.
-
М.:
Новое
педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7.
Данилюк,
А.Я.
и
др.
Концепция
духовно
–
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. –
147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.:
Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –
Волгоград: изд.
«Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно –
методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар,
1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–
Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. –
48-49с.
19.
Савинов,
Е.С.
Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения.
Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] /
сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
15