Напоминание

Я гражданин Росссии


Автор: Лункина Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1596
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: учебная программа внеклассной деятельности
Тема: Я гражданин Росссии
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я – гражданин России

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………..3

2. Планируемые результаты……………………………………………………..5

3. Содержание программы……………………………………………………....8

4. Учебно-тематический план…………………………………………………..11

5. Список литературы…………………………………………………………...16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий,

компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных

традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель

- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание

гражданина

страны

-

одно

из

главных

условий

национального

возрождения.

Функционально

грамотный

гражданин

-

это

человек,

любящий

Родину,

умеющий

реагировать

на

изменения

в

обществе,

защищать

свое

человеческое

право.

Понятие

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому,

своей

семье,

коллективу,

к

родному

краю,

Отечеству,

планете

Земля.

Это

проблемы

не

только

философские,

социальные,

экономические,

но

и

педагогические.

Важно

воспитать

деятельного

гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего,

должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная

индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я - гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного

воспитания

российских

школьников,

с

учетом

«Требований

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования»,

установленных

Стандартом

второго

поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа

“Я

-

гражданин

России”

является

основой

к

программе

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

на

ступени

начального

общего

образования

с

учетом

воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на

системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы,

семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника,

создание

условий

для

его

самопознания

и

самовоспитания.

При

этом

важно

использовать

педагогический

потенциал

социального

окружения,

помочь

учащимся

освоить

общественно-

исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт

жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и

приемов

педагогических

воздействий,

опирается

на

принципы

индивидуализации,

взаимодействия

личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа

“Я

-

гражданин

России”

предполагает

формирование

патриотических

чувств

и

сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости

за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту

интересов

страны;

формирование

комплекса

нормативного,

правового

и

организационно

-

методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине,

патриотические

чувства

формируются

у

детей

постепенно,

в

процессе

накопления

знаний

и

представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде

людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.

Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях

сохранения

преемственности

“славных

боевых

и

трудовых

традиций”;

проводить

встречи

с

интересными

людьми:

поэтами,

художниками,

музыкантами;

экскурсии

в

краеведческие

музеи;

дискуссии,

инсценированные

представления,

устные

журналы,

викторины;

принимать

участие

в

социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного

уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и

родителей.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России

с

присущими

ему

ценностями,

взглядами,

ориентациями,

установками,

мотивами

деятельности

и

поведения;

совершенствование

системы

патриотического

воспитания,

формирование

у

учащихся

гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к

Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

-

формировать

эффективную

работу

по

патриотическому

воспитанию,

обеспечивающей

оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу

обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей,

взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к

традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и

внеурочной

деятельности,

обновление

содержания

образования,

переноса

акцента

с

обучения

на

воспитание в процессе образования;

-

воспитывать

уважительного

отношения

к

героическому

прошлому

Родины,

ее

истории,

традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами

ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую

деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей

гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется

групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

Беседы

Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

Классный час

Сообщения

Встречи с интересными людьми

Литературно – музыкальные композиции

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

Творческие конкурсы

2

Выставки декоративно-прикладного искусства

Коллективные творческие дела

Соревнования

Показательные выступления

Праздники

Викторины

Интеллектуально-познавательные игры

Трудовые дела

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Акции благотворительности, милосердия

Творческие проекты, презентации

Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

(урочная,

внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа

“Я

гражданин

России”

используется

с

1-4

классы.

Она

включает

шесть

направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения,

ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в

общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой

жизни,

здоровья,

справедливости,

бескорыстия,

уважения

человеческого

достоинства,

милосердия,

доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и

т.д.),

беседы

«Кто

я?

Какой

я?»,

«Моё

хобби»,

«Что

такое

личность?»,

тест

«Познай

себя»,

психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед

по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья,

спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа,

жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью,

смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к

людям, любовью к детям, умением прощать;

3

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи,

готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово,

заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о

родителях

дело

совести

каждого»,

конкурс

рисунков

и

стихотворений

«Я

люблю

свою

маму»,

конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая

лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души»,

праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с

привлечением

родителей,

совместные

праздничные

вечера,

день

открытых

дверей

«День

школы»,

родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать

у

школьников

чувство

прекрасного,

развивать

их

творческое

мышление,

художественные

способности,

формировать

эстетические

вкусы,

идеалы;

формировать

понимание

значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в

кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение

театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок

детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды»

(конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов,

театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

-

формировать

у

детей

осознание

принадлежности

к

школьному

коллективу,

стремление

к

сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и

дружбы в коллективе;

-

воспитывать

сознательное

отношение

к

учебе,

развивать

познавательную

активность,

формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении

своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик

– учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение

роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения

друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы

«Правила

поведения

в

школе»,

беседа

о

школьном

уставе

«Мои

права

и

обязанности»,

конкурс

сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное

звено»,

«Проще

простого

о

вежливости»,

конкурс

сочинений

«Наша

школа

в

будущем»,

конкурс

поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу

помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант

«Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

4

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение

к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к

Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,

изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите

Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками

прокуратуры

«Об

ответственности

несовершеннолетних»,

лекция

«Права

и

обязанности

ребенка»,

экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина»,

встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику

радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над

тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в

борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу -

наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс

стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу

«Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция

«Покормите птиц зимой».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С

целью

контроля

реализации

программы

ее

эффективности

организуется

мониторинг

эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в

3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Формы и средства контроля

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

Изучение самооценки личности младшего школьника;

Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

Проектная методика «Автопортрет»;

Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

Социометрия;

Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);

Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и

ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей,

5

забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная

земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое

развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано

ценностное

отношение

к

России,

своему

народу,

краю,

государственной

символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся

имеют

знания

о

значимых

страницах

истории

страны,

о

примерах

исполнения

гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных

нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся

обладают

опытом

ролевого

взаимодействия

и

реализации

гражданской,

патриотической

позиции,

опытом

взаимодействия

с

людьми

разного

возраста,

неравнодушны

к

жизненным

проблемам

других

людей,

умеют

сочувствовать

человеку,

находящемуся

в

трудной

ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники

обладают

начальными

представлениями

о

правах

и

обязанностях

человека,

гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У

детей

младшего

школьного

возраста

накоплен

личный

опыт

участия

в

экологических

инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства

гражданственности,

патриотизма и уважения к

правам, свободам и

обязанностям человека

Имеет четкое представление о

принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за

родную страну

Анкета, педагогическое

наблюдение, педагогический

анализ

Имеет представление о понятии

«гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о

правах, свободах и обязанностях

человека

Анкета, анализ творческих

работ, собеседование

Сформированность

моральных норм и правил

поведения

Соблюдает моральные нормы и

правила поведения

Методика изучения уровня

воспитанности, наблюдение

педагогов, родителей

Ценностное отношение к

учебному труду;

сформированность

первоначальных навыков

общественно-полезной и

личностно-значимой

деятельности

Имеет ценностную установку

«Учение», «Труд»

Методика изучения

ценностных установок и

ориентаций, портфолио

обучающихся, результаты

выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной

деятельности

Мониторинг участия в

общественно-полезных делах,

акциях

Ценностное отношение к

природе, окружающей

среде

Имеет ценностную установку

«Природа»

Методика изучения

ценностных установок и

ориентаций, портфолио

6

обучающихся, результаты

выполнения творческих и

проектных работ

Ценностное отношение к

прекрасному,

сформированность

представления об

эстетических идеалах

Имеет ценностную установку

«Прекрасное», интерес к чтению,

произведениям искусства,

спектаклям, концертам, выставкам,

музыке.

Методика изучения

ценностных установок и

ориентаций, педагогическое

наблюдение, портфолио

обучающихся, результаты

выполнения творческих и

проектных работ

Ценностное отношение к

семье, старшему

поколению

Имеет ценностную установку

«Семья», начальные представления

об этических нормах

взаимоотношений в семье, между

поколениями

Анкета, анализ творческих и

проектных работ,

собеседование, отзывы

родителей

Развитое социальное

партнерство

Степень участия и эффективность

взаимодействия с учреждениями

дополнительного образования

Анализ воспитательной работы

класса, отзывы социальных

партнеров, достижения

обучающихся

В результате реализации программы ожидается:

развитие творческих способностей;

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям

предыдущих поколений;

способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной

жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться

ими в практической деятельности.

Конечным

результатом

реализации

программы

должна

стать

активная

гражданская

позиция

и

патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый

(толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный

(особенно

к

знаниям);

внимательный

к

сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный; социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю

(1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями

учащихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

7

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России»

.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21

1.“Я и я”(4 ч) – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что

любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2.“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость.

Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем

сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3.“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История

моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4.“Я и школа”(8 ч) - формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой

школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант

чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5.“Я и мое Отечество”(6 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои

большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4 ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой

аптеке.

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я - ученик. Мой

портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

2.“Я и семья”(5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я -

дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3.“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и

писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

8

4.“Я и школа”(6ч) - формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я

люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам

мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

5.“Я

и

мое

Отечество”(9ч) -

формирование

гражданского

отношения

к

Отечеству.

Урок

Мира.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш

город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни

родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных

открыток.

6.“Я и планета”(6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе.

Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи.

День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50

1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки.

Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама

добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный

лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.

4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе?

Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица. По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы

сочинений,

рисунков.

Выставки

поделок.

Диагностика.

Трудовой

десант.

Высаживание

рассады.

5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия.

Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в

котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто

хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

9

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка

праздничных открыток.

6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42

1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир

моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя

коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.

3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные

превращения.

Предметы

быта

в

роли

музыкальных

инструментов.

Музыкальный

калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем

нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края.

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон

жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны.

Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации

и размещение в Интернете лучших работ.

Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель

планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

10

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

2

класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всег

о

Теор

ия

Прак-

тика

1. Праздник первого звонка.

1

1

2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

1

3. Моя семья – моя радость.

1

1

4. Правила поведения в школе. Урок – игра.

1

1

5. Экскурсия по школьному саду.

1

1

6. Я, ты, мы. Игра.

1

1

7. Кто что любит делать. Конкурс викторина.

1

1

8. Мисс Осени.

1

1

9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

1

1

10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

1

11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

1

1

12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

1

1

13. История моего города. Экскурсия в музей

1

1

14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

1

1

15. Законы жизни в классе. Урок – игра.

1

1

16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.

1

1

17. Фотографии из семейного альбома. Презентация.

1

1

18. Школа вежливости. Беседа.

1

1

19. Маленькая страна. Экологическая акция.

1

1

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

1

1

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов.

1

1

22. Загляните в мамины глаза. Праздник.

1

1

23. Встречаем Масленицу.

1

1

24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

1

1

25. Слушаем сказки моей бабушки.

1

1

26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

1

1

27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

1

1

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.

1

1

29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка.

1

1

30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

1

1

31. Десант чистоты и порядка.

1

1

32. Самый красивый школьный двор. Акция.

1

1

33. С чего начинается Родина? КВН

1

1

11

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всег

о

Теори

я

Прак-

тика

1. Урок Мира.

1

1

2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

1

3. Обязанности ученика в школе. Беседа.

1

1

4. Осень в родном городе. Фотоконкурс.

1

1

5. Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1

1

6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

1

7. Родной край в древности. Экскурсия в музей.

1

1

8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1

1

9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1

1

10. Мой портфель. Игра – экспромт.

1

1

11. Моя любимая мамочка. Презентация.

1

1

12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

1

13. Мой любимый город. Беседа.

1

1

14. Наш город. Конкурс визиток.

1

1

15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

1

1

16. Самый уютный класс. Конкурс.

1

1

17. Экология нашего города. Беседа.

1

1

18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1

1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

1

20. Мы и наши права. Урок – игра.

1

1

21. Игры на развитие произвольных процессов.

1

1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

1

1

23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

1

1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1

1

25. Широкая Масленица. Игра.

1

1

26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

1

1

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1

1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1

1

29. День птиц. Выставка рисунков.

1

1

30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в

музей.

1

1

31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

1

1

32. Открытка ветерану. Акция.

1

1

33. Десант чистоты и порядка.

1

1

34. Знай и люби свой край. Викторина.

1

1

12

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всег

о

Теори

я

Прак-

тика

1. Урок милосердия и доброты.

1

1

2. Знакомства с символами Российского государства.

1

1

3. Мой класс – моя семья. Беседа.

1

1

4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.

1

1

5. Ты и твои друзья. Игра.

1

1

6. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

1

1

7. Осень в родном городе. Фотоконкурс.

1

1

8. Каков я в школе? Анкетирование.

1

1

9. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

1

10. Сценки из школьной жизни.

1

1

11. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1

1

12. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

1

13. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. Золотые бабушкины

руки. Конкурс стихов.

1

1

14. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1

15. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим

заданием.

1

1

16. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1

1

17. Новогодняя сказка. Праздник.

1

1

18. Флаги России. Беседа с

творческим заданием.

1

1

19. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1

1

20. Чем живет планета Земля? КВН

1

1

21. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

1

1

22. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1

1

23.

Они

служили

в

Армии.

Конкурс

сочинений

о

службе

в

Армии

родных.

1

1

24. Мой папа – мастер на все руки. Презентация.

1

1

25. Мамины помощники. Ролевая игра.

1

1

26.

О

подвигах

женщин

в

военное

время.

Просмотр

и

обсуждение

фильма.

1

1

27. Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1

1

28. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол.

1

1

29. День птиц. Викторина.

1

1

30. Дети войны. Литературное чтение.

1

1

31. История Отечества. Аукцион знаний.

1

1

32. Вам, защитники Отечества! Акция.

1

1

33. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.

1

1

34. Кто хочет стать знатоком истории. КВН

1

1

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] /

сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всег

о

Теор

ия

Прак

тика

1. Поговорим о толерантности.

1

1

3. Символика России. Символы Москвы.

1

1

4. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

1

1

5. Моя семья. Мини – проект.

1

1

6. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.

1

1

7. Продолжаем изучать Школьный Устав.

1

1

8. Правила жизни. Беседа с элементами игры.

1

1

9. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».

1

1

10. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Хочу и

надо. Беседа с элементами игры.

1

1

11. Зачем нужно учиться в школе. Диспут.

1

1

12. Основной закон жизни нашего государства. Беседа.

1

1

13. Я и моя семья. Фотовыставка.

1

1

14. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

1

1

15. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.

1

1

16. Новый год шагает по планете. Презентация.

1

1

17. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

1

18. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1

1

19. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

1

1

20. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.

1

1

21. Забота о родителях – дело совести каждого.

1

1

22. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

1

1

23. Герои России. Сообщения учащихся.

1

1

24. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

1

25. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием.

1

1

26. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.

1

1

27. Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических

родственниках.

1

1

28. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.

1

1

29. Память. Создание презентации

и размещение в Интернете лучших

работ.

1

1

30. Города – герои. Оформление альбома.

1

1

31. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.

1

1

32. Школьный двор. Защита проекта.

1

1

33. Мы – россияне. Анкетирование.

1

1

34. Я – гражданин России. Игра – викторина.

1

1

14

5.

Внеурочная

деятельность

в

начальной

школе

[Электронный

ресурс]

–Режим

доступа:

konf

//

ipkps.bsu.edu

6.

Газман,

О.С.

Воспитание:

цели,

средства,

перспектива [Текст]

/О.С.

Газман.

-

М.:

Новое

педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7.

Данилюк,

А.Я.

и

др.

Концепция

духовно

нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. –

147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.:

Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –

Волгоград: изд.

«Учитель», 2001.

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно –

методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар,

1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго

поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–

Дону, 2001.

18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. –

48-49с.

19.

Савинов,

Е.С.

Примерная

основная

образовательная

программа

образовательного

учреждения.

Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] /

сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

15



В раздел образования