Автор: Скиндер Людмила Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: лицей № 22 "Надежда Сибири"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Безотметочное обучение как условие формирования ответственности и самооценки младшего школьника".
Раздел: начальное образование
«Безотметочное обучение как условие формирования
ответственности и самооценки младшего школьника
Развивающему обществу нужны самостоятельные, инициативные,
ответственные люди
САМООЦЕНКА – это оценка человеком самого себя; своих достоинств,
возможностей, способностей, особенностей своей деятельности
Что такое ответственность
? Ответственность – это способность
осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации
человека зависят только от него самого.
Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять
все свои обязанности наилучшим образом.
Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не
только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь
решения или действия самого человека.
Рассмотрим основные критерии проявления ответственности в учебной
деятельности:
умение выполнять требования учителя сразу и до конца
умение планировать и организовывать свою деятельность;
умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних
заданий;
проявление положительного отношения к учению и требованиям
учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в
учении;
умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения
товарищей;
применение волевых усилий при выполнении заданиях.
Исследования показали, что волевые качества, в том числе ответственность,
проявляются в младшем школьном возрасте
1.
преимущественно в игровой деятельности,
2.
затем – в трудовых действиях,
3.
и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника,
- в учебной деятельности.
Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство
ответственности за все. Что он делает, за все, что должен сделать. Уже в
младшем школьном возрасте ребенок должен четко дифференцировать такие
понятия как «хочу» и «должен». До того времени, когда ребенок пошел в
школу, за него все решали родители, ответственность как бы переносилась с
личности ребенка на личность родителя. И только в школе потребность в
самоконтроле, ответственности и силе воли становится перед ребенком, и он,
в свою очередь, должен поступать и вести себя, как того требуют
обстоятельства, он должен самостоятельно «загонять» себя в рамки и
контролировать
Безотметочное обучение направлено на развитие личности, способной к
самоизменению и самооздоровлению.
Разведём понятия: что такое отметка и оценка.
Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого - либо, чего –
либо. Это есть сравнение результата с эталоном
Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который
позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы
оценивания. Все мы знаем, что «ПЯТЁРКА» или другая оценка кроме
цифрового обозначения имеет еще и массу эпитетов: сильная, твердая,
слабая, натянутая, с минусом, с двумя минусами, но это «ПЯТЁРКА»,
Традиционная пятибалльная система оценивания:
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося
оценочной самостоятельности. "Отметочная" система выполняет функцию
внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.
Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий
ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой
учителя, других учеников);
Безотметочная система оценивания:
не имеет травмирующего эффекта;
сохраняет интерес к обучению;
снижает психологический дискомфорт и тревожность;
создаёт возможность для формирования у младших школьников
оценочной самостоятельности;
является информативной, позволяет судить о действительном уровне
Безотметочное обучение усложняет работу учителя, но оно более гуманно и
результативно.
Ключевые вопросы:
- что оценивать? (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что
оценивать не следует);
- как оценивать? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что
оценивается);
- каким образом оценивать? (т.е. какова должна быть сама процедура
оценивания, этапы ее осуществления);
- что нужно учитывать при таком оценивании? (т.е. каковы
необходимые педагогические условия эффективности безотметочной
системы оценивания).
Правила оценочной безопасности, разработанные Г.А. Цукерман.
1.
градация трудности учебного материала:
на основе любого учебного материала должны быть предусмотрены
различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого
уровня подготовки.
2.
свобода выбора учеником уровня трудности учебных заданий:
позволяет учащимся осознать свою ответственность за результат учебной
деятельности и формировать адекватную самооценку. (Виды текстов:
один текст, но 1 уровень базовый - дан текст с пропусками орфограмм.
Задание: списать и вставить орф-мы.
2 повышенный уровень - списать текст, но самому найти и выделить
«зелёным огоньком» орфограммы.
И, наконец, высокий уровень; текст дан в транскрипции: прочитать, запись
сделать буквенную и выделить «зелёным огоньком» орфограмму.
3.
постепенное накопление достижений (освоение западной технологии
«учебное портфолио»);
означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может
быть индивидуален. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной
работы, подлежащей оцениванию.
4.
принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений
означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои старые
достижения.
Принципы безотметочного оценивания (по Г. А. Цукерман)
1.
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Каждый ученик должен осознавать:
что оценивать; «Волшебная линеечка» или
«
Линеечка успеха»
как оценивать; «Лесенка»
зачем оценивать;
«Молодцы»
каким образом оценивать;
критерии «Знаковая шкала»
А – аккуратность
П – понимание
К- красота
Пр- правильность
Ст-старательность
Тр-трудность
2.
Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться.
Работа в паре: «Зажги огонёк» жёлтый кружок рисует ученик, а сосед
после проверки, согласен, обводит кружок зелёным карандашом; не
согласен рисует красный.
Рефлексивная карта-работа в группе.
3.
Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые
самими детьми для оценки, опираясь на правило « Добавлять, а не
вычитать».
Методика: «Радуга». Учащимся выдается карточка – круг, разделенный
на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль.
Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным
цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок –
желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках
Методика: «Оцени себя» предлагаются задания, после самопроверки и
самооценки дети сравнивают результат с образцом по карточке
«контроля».
4.
Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения
себя контролировать.
Методика: « Солнышко» Перед уроком детям выдается карточка
в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без
лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего
урока по желанию по 3 лучика солнышку, если при выполнении
задания не испытывал затруднений, настроение было хорошим. (При
подготовке к уроку учитель должен так спланировать изучаемый
материал, чтобы «ситуация успеха» была у каждого ученика.) При
подведении итога урока дети прикрепляют свое «солнышко» на доску
рядом со словами: - я доволен уроком, потому, что …
5.
Оценивается, прежде всего, должна динамика успешности учащихся
относительно самих себя.
Приём «Праздник успеха»
Приём повторного написания самостоятельных и контрольных работ
через достаточно большой промежуток времени (модуль). Сравнение
качества выполнения позволяет ученику увидеть уровень продвижения
и поверить в себя
6.
Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое
оформляется в классе и дома особым образом.
Определение трудности задания: Обозначение условными знаками
«Л»- легко, «Т»- трудно,
«С» - сомневаюсь, что всё выполнено правильно,
«Н» - не знаю, как выполнить задание.
Формирование прогностической оценки
« V» -это я знаю
« +»- это новое для меня
« ? »- удивлён
« ! »- очень важно, следует запомнить
7.
Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться
накопительная система оценок
Листы индивидуальных достижений (по предметам + словарные
диктанты)
Портфолио как метод оценивания
Виды портфолио по назначению
Сборник материалов
Демонстрирует достижения, прогресс, индивидуальность, отличия и
преимущества
перед
одноклассниками,
как
дополнительная
(альтернативная) система оценивания.
Процесс и мероприятия
Построенные вокруг сбора материалов, их обсуждения и построение
новых стратегий, изменяющие сложившиеся методы обучения в целом.
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс
обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и
навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как
на
начальном,
так
и
на
более
высоком
уровне.
Кроме
того,
этот
портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного
учебного опыта
Система обратной связи
Между
учителем
и
учеником,
ориентированная
на
более
ясное
понимание учеником целей и задач своей деятельности, его вовлечение
в процессы самоанализа и самооценки, в итоге улучшение процесса
его учёбы
Инновации оценивания
Рейтинговая контрольная работа
Развёрнутая устная и письменная оценка учителя « Итоговое письмо»
«Подиум» места для презентации детских работ
Приёмы:
Дерево настроения, Цепочка пожеланий, Закончи фразу, Лесенка
достижений, Не знал-теперь знаю, Заверши фразу, Доска открытий
Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия
определенных условий, важнейшее из которых - добровольное принятие
единой "оценочной политики" всеми членами педагогического коллектива.
Разработан и заранее
продуман
ряд
"узловых"
вопросов,
обеспечивающих функционирование
единого
оценочного
"организма"
школы.
Среди таких вопросов можно назвать следующие:
1. "Стыковка" на уровне общих подходов к оцениванию между
начальной и основной школой. Должен быть выстроен специальный
переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному
оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в
оценочных взаимоотношениях с учителями.
Проблема
"стыковки"
безотметочного
обучения
и
традиционного
оценивания в рамках обучения в начальной школе после первого класса или
после
второго,
третьего)
тоже
существует,
хотя
и
выглядит менее
болезненной.
2. "Стыковка" "оценочной политики" школы и семьи.
Мы продумали
механизмы
постоянного согласования и координации
оценочной политики учителей и родителей школьника. Результат оценки
можно фиксировать по-разному:
с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого
задания;
"дробью", которая фиксирует отношение правильно выполненного
объема работы к общему объему заданий;
процентах
В этом году мы во втором классе безболезненно продолжаем работать в
безотметочном режиме. Попробовали во 2а и 2г ввести свои дневники.
Дневник + критерии Праздник 1 дневника
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются
в процентном отношении
Творческий уровень - 95-100%
Высокий уровень - 90-94%
Повышенный уровень - 75-89%
Базовый уровень - 50-74%
Уровень ниже среднего – 40-49%
Низкий уровень - менее 40%
Правила оценочной безопасности
Не скупимся на похвалу.
Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
Не высмеиваем, а шутим по- доброму.
Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.
Умеем сами, научим другого.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в
освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно
также заносить в специальный "Лист индивидуальных достижений"
.
Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной
.
Чтобы зафиксировать не только конечный результат (например,
решена или не решена математическая задача), но и проследить, где
ребенок допустил ошибку, и каких именно знаний, умений или навыков ему
не хватило для успешного решения задания, удобно пользоваться
следующей таблицей:
Контрольная работа N 8
Составь и реши уравнение, сделай проверку:
"К какому числу надо прибавить 58456, чтобы получить 403012?"
Шаги решения
Сложность
Субтесты
1. Составить уравнение
3
Логические навыки
Текстовые задачи
2.Правильно определить
алгоритм решения
2
Решение уравнений
3. Произвести вычисления
1
Вычислительные навыки
4.Сделать проверку
1
Вычислительные навыки
В этой таблице указана "стоимость" каждого умения, необходимого
для решения данной задачи, и его принадлежность к определенному кругу
умений (субтестам). Учитель фиксирует успешность выполнения этих шагов
«+» - если шаг пройден, верно,
"-" - если допущена ошибка или ученик не справился,
"0" - если ученик не приступал к выполнению этого шага.
Выполняя эти действия по всем заданиям контрольной (проверочной)
работы, учитель, таким образом, фиксирует результат ребенка в целом по
контрольной работе. Затем сумма набранных учеником баллов за
контрольную
работу
переводится
в
единую
100-балльную
шкалу
как
процентное отношение достигнутого к максимально возможному:
Оценивая ученические работы, таким образом, следует отмечать
положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его
предыдущими работами,