Напоминание

Клубная работа как средство социализации личности учащихся


Автор: Ермакова Светлана Леонидовна
Должность: методист
Учебное заведение: Структурное подразделение Центр детского творчества"Пируэт"
Населённый пункт: г. Похвистнево,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Клубная работа как средство социализации личности учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Клубная работа как средство социализации личности учащихся»
Я иду, но куда бы я ни шел и где бы ни жил, мое детство всегда со мной, я ношу его за плечами. В.Яхонтов Детство – счастливая пора в жизни, когда человек, еще не имея жизненного опыта, бурно переживает первые радости, горести, разочарования, любовь, ревность… Последствия этих переживаний нередко всю оставшуюся жизнь сказываются на его характере. Вот почему в детстве рядом с ребенком всегда должен быть взрослый. Ближе всего к ребенку родители и педагоги. От них во многом зависит то, каким человеком он придет во взрослую жизнь. Дефицит общения и любви в детстве неизбежно ведет к такому поведению личности, когда человек сам не способен ни общаться, ни любить.
И именно поэтому наша педагогическая

задача

заключается

в

том,

чтобы

помочь

каждому

ребенку

в

детстве

поверить в себя, в лучшее, что в нем есть; создать такие условия для

общения друг с другом и с учителями, чтобы в каждом пробудились “спящие

почки” радости, доброты, творчества
. Актуальная задача современной педагогики состоит в преобразовании школы из учреждения, дающего образование, в дом познания творчества и общения
.
Хорошая, интересная для ученика школа сегодня – это не только учебные классы, но и многочисленные творческие объединения по интересам, кружки, секции, клубы. В которых можно получить знания и заняться любимым делом, пообщаться с товарищами и педагогами, наконец, просто отдохнуть. Молодежный клуб лидеров ученического самоуправления г. Похвистнево - это своеобразный центр самоуправления для школ города. В клубе формируются и зачастую изменяются представления ребят о мире, о себе, о своих друзьях, о педагогах и родителях, посредством освоения ими программы основных процедур гражданского общества. Знакомство с экономикой, политикой, социальным проектированием происходит не поверхностно. Оно на деле дает старшеклассникам возможность почувствовать ответственность за свое будущее, формирует у них активную гражданскую позицию. В клубе рождаются и примеряются ребятами на себя модели взрослой самостоятельной жизни, развиваются новые потребности, формируются социальные установки, определяются профессиональные интересы и жизненные планы. Развитие личности ребенка в клубе происходит в процессе индивидуальной и совместной деятельности, в ходе эмоционального общения, делового и межличностного взаимодействия. Оно в частности способствует:
 выявлению и целенаправленному развитию разносторонних способностей личности, благодаря многообразию конкретных видов деятельности школьного самоуправления;  гуманизации отношений, как фактора успешной социализации в процессе сотрудничества, сотворчества (гуманистический характер отношений в значительной мере компенсирует то, что ребята не получили в семье, в группе сверстников);  использованию результатов индивидуальной и совместной клубной деятельности для создания собственной предметно-эстетической среды, как индивидуально значимого пространства самореализации;  созданию реальных возможностей для участия в продуктивной деятельности (разработка проектов, проведение слетов, фестивалей и иных акций). Уже на протяжении 15 лет на территории Северо-восточного округа успешно работает молодежный клуб лидеров ученического самоуправления. Выпускники клуба - успешные молодые люди, занимающие лидерское положение в различных сферах деятельности, а также в высших учебных заведениях, по окончании которых они становятся востребованными на рынке труда.
Цель деятельности клуба -
создание благоприятных условий для социального, интеллектуального, эмоционального и физического развития юных граждан России.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
- содействие государству в отборе, воспитании, профессиональной подготовке молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями; - помощь семье, школе в создании условий, способствующих формированию у подростков самосознания, любви к Родине; - предоставление возможностей для развития у молодежи навыков социальной мобильности, формирование экологической и экономической культуры. Члены клуба стремятся получить статус менеджера, ведущим принципом работы которого являет собой девиз: «Мы работаем не только для себя, но и для окружающих людей!». Менеджер – это иными словами организатор, ответственный человек, реализующий свои идеи через проектную деятельность. В клубе есть свой устав, форма и отличительные знаки, которые имеют хождение внутри клуба: три степени менеджерства. Высшей заслугой в клубе является нашивка менеджера 1 степени. Работа клуба строится на следующих принципах:
Ответственность.
Ответственность учащихся, а не учителя. Через обсуждение своего участия в работе клуба, через подписание обязательства происходит процедура передачи ответственности от взрослых к детям.
Доверие.
Основная задача руководителя клуба – доверять мудрости ребенка, его опыту. Нужно дать возможность совершать ошибки (а как иначе можно научить ответственности?).
Открытость.
Вытекает из доверия и обязательна для доверия. Появляется возможность заявлять о трудностях, говорить о проблемах, просить помощи у любого – будь то учитель, родитель или ребенок.

Активность.
Есть возможность показать себя, быть активным, заявить о своих интересах.
Наша деятельность
Деятельность клуба предполагает круглогодичную занятость его членов. В начале учебного года обучающиеся из клуба в своих школах помогают, а иногда и инициируют запуск игровой технологии «Демократическая республика», курируя выборы Президента школьной демократической республики. В течении первой четверти в городском клубе проходит обучение вновь избранного школьного актива. Занятия в “Школе актива” проходят по следующим специальностям:  Я - россиянин  Я - гражданин  Я - житель земли  Я - эколог  Я - здоровый человек  Я - спасатель  Я – политик Одним из важных пунктов деятельности городского клуба является ежегодный слет лидеров ученического актива школ города и района, на котором ребята проявляют себя как организаторы- менеджеры малых и больших дел. Одним из важных направлений клуба является проектная деятельность, в ходе которой обучающиеся учатся не только грамотно оформлять свои мысли, идеи и желания что-либо изменить в городе, но и уметь добиваться поставленной цели. Социальные проекты менеджеров клуба существуют сегодня не только на бумаге, но и в реальности. Такие проекты как «Роллер-парк», «В тему!», «Вехи истории», «Детство» и другие. Разработанные обучающимися проекты, направленны на социальную помощь детям, пожилым людям, а также сверстникам и они не являются разовыми мероприятиями, а носят системный характер. Так, ребята каждый год организуют концерты и благотворительные выступления в детском реабилитационном Центре «Незабудка», оказывают физическую помощь пожилым горожанам. В этом году в рамках подготовки к празднованию 125-летия города Похвистнева ребята приводили в порядок улицы города. Воспитанники клуба участвуют в различных российских, областных и городских акциях. Самым значимым событием в работе клуба является проведение ежегодного фестиваля лидеров городских школ, который состоит из ряда мероприятий по политико-правовому воспитанию (изучение специфики деятельности Парламента, Суда), включая экономические законы и технологии рыночного общества, правовую и социально-образовательную деятельности государства, проектную деятельность. Для творческого педагога городской клуб лидеров ученического самоуправления – дополнительная возможность раскрыться, показав то, что особенно дорого ему в самом себе. Доказать, что он не только учитель, порой - строгий и требовательный, а порой - скучный и занудливый, но и друг, советник,
мастер высокой квалификации в избранной им сфере, интересный собеседник, остроумный человек с незаурядным чувством юмора. Таким образом, клубная деятельность обуславливает творческий гуманистический характер отношений, обучающихся и педагогов в процессе достижения общих целей. Педагог взаимодействует со своими воспитанниками не только в учебной деятельности, но и проводят с ними значительную часть свободного времени в процессе совместной деятельности. Тем самым для педагогов и школьников расширяются возможности реализации индивидуально- личностного подхода на основе выявляемых и проявляемых в совместной работе различных сторон и качеств личности. Есть такая профессия – вести за собой…. “…Я иду, но куда бы я ни шел и где бы ни жил, мое детство всегда со мной, я ношу его за плечами. Сохранение детства – это сохранение экологической среды: мира с его водами, небом, землей и солнцем”. Ермакова Светлана Леонидовна, методист СП ЦДТ «Пируэт» ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова города Похвистнево


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники