Клубная работа как средство социализации личности учащихся
Автор: Ермакова Светлана Леонидовна Должность: методист Учебное заведение: Структурное подразделение Центр детского творчества"Пируэт" Населённый пункт: г. Похвистнево,Самарская область Наименование материала: статья Тема: Клубная работа как средство социализации личности учащихся Раздел: дополнительное образование
«Клубная работа как средство социализации личности учащихся»
Я иду, но куда бы я ни шел
и где бы ни жил, мое детство
всегда со мной, я ношу его за плечами.
В.Яхонтов
Детство – счастливая пора в жизни, когда человек, еще не имея жизненного
опыта,
бурно
переживает
первые
радости,
горести,
разочарования,
любовь,
ревность…
Последствия
этих
переживаний
нередко
всю
оставшуюся
жизнь
сказываются на его характере. Вот почему в детстве рядом с ребенком всегда
должен быть взрослый.
Ближе всего к ребенку родители и педагоги. От них во многом зависит то,
каким человеком он придет во взрослую жизнь. Дефицит общения и любви в
детстве неизбежно ведет к такому поведению личности, когда человек сам не
способен ни общаться, ни любить. И именно поэтому наша педагогическая
задача
заключается
в
том,
чтобы
помочь
каждому
ребенку
в
детстве
поверить в себя, в лучшее, что в нем есть; создать такие условия для
общения друг с другом и с учителями, чтобы в каждом пробудились “спящие
почки” радости, доброты, творчества .
Актуальная
задача
современной
педагогики
состоит
в
преобразовании
школы
из
учреждения,
дающего
образование,
в
дом
познания
творчества
и
общения .
Хорошая, интересная для ученика школа сегодня – это не только
учебные классы, но и многочисленные творческие объединения по интересам,
кружки, секции, клубы. В которых можно получить знания и заняться любимым
делом, пообщаться с товарищами и педагогами, наконец, просто отдохнуть.
Молодежный клуб лидеров ученического самоуправления г. Похвистнево -
это своеобразный центр самоуправления для школ города. В клубе формируются
и зачастую изменяются представления ребят о мире, о себе, о своих друзьях, о
педагогах
и
родителях,
посредством
освоения
ими
программы
основных
процедур
гражданского
общества.
Знакомство
с
экономикой,
политикой,
социальным проектированием происходит не поверхностно. Оно на деле дает
старшеклассникам возможность почувствовать ответственность за свое будущее,
формирует
у
них
активную
гражданскую
позицию.
В
клубе
рождаются
и
примеряются
ребятами
на
себя
модели
взрослой
самостоятельной
жизни,
развиваются
новые
потребности,
формируются
социальные
установки,
определяются профессиональные интересы и жизненные планы.
Развитие личности ребенка в клубе происходит в процессе индивидуальной и
совместной
деятельности,
в
ходе
эмоционального
общения,
делового
и
межличностного взаимодействия. Оно в частности способствует:
выявлению и целенаправленному развитию разносторонних способностей
личности,
благодаря
многообразию
конкретных
видов
деятельности
школьного самоуправления;
гуманизации отношений, как фактора успешной социализации в процессе
сотрудничества,
сотворчества
(гуманистический
характер
отношений
в
значительной мере компенсирует то, что ребята не получили в семье, в
группе сверстников);
использованию
результатов
индивидуальной
и
совместной
клубной
деятельности для создания собственной предметно-эстетической среды,
как индивидуально значимого пространства самореализации;
созданию
реальных
возможностей
для
участия
в
продуктивной
деятельности (разработка проектов, проведение слетов, фестивалей и иных
акций).
Уже на протяжении 15 лет на территории Северо-восточного округа успешно
работает молодежный клуб лидеров ученического самоуправления. Выпускники
клуба
-
успешные
молодые
люди,
занимающие
лидерское
положение
в
различных сферах деятельности, а также в высших учебных заведениях, по
окончании которых они становятся востребованными на рынке труда.
Цель деятельности клуба - создание благоприятных условий для социального,
интеллектуального,
эмоционального
и
физического
развития
юных
граждан
России.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
- содействие государству в отборе, воспитании, профессиональной подготовке
молодых
людей,
обладающих
высокими
лидерскими
качествами
и
организаторскими способностями;
- помощь семье, школе в создании условий, способствующих формированию у
подростков самосознания, любви к Родине;
- предоставление возможностей для развития у молодежи навыков социальной
мобильности, формирование экологической и экономической культуры.
Члены клуба стремятся получить статус менеджера, ведущим принципом работы
которого
являет
собой
девиз:
«Мы
работаем
не
только
для
себя,
но
и
для
окружающих
людей!».
Менеджер
–
это
иными
словами
организатор,
ответственный человек, реализующий свои идеи через проектную деятельность.
В клубе есть свой устав, форма и отличительные знаки, которые имеют хождение
внутри клуба: три степени менеджерства. Высшей заслугой в клубе является
нашивка менеджера 1 степени.
Работа клуба строится на следующих принципах:
Ответственность.
Ответственность
учащихся,
а
не
учителя.
Через
обсуждение
своего
участия
в
работе
клуба,
через
подписание
обязательства
происходит процедура передачи ответственности от взрослых к детям.
Доверие.
Основная
задача
руководителя
клуба
–
доверять
мудрости
ребенка, его опыту. Нужно дать возможность совершать ошибки (а как иначе
можно научить ответственности?).
Открытость. Вытекает из доверия и обязательна для доверия. Появляется
возможность заявлять о трудностях, говорить о проблемах, просить помощи у
любого – будь то учитель, родитель или ребенок.
Активность. Есть возможность показать себя, быть активным, заявить о
своих интересах.
Наша деятельность
Деятельность клуба предполагает круглогодичную занятость его членов. В
начале учебного года обучающиеся из клуба в своих школах помогают, а
иногда
и
инициируют
запуск
игровой
технологии
«Демократическая
республика»,
курируя
выборы
Президента
школьной
демократической
республики. В течении первой четверти в городском клубе проходит обучение
вновь избранного школьного актива. Занятия в “Школе актива” проходят по
следующим специальностям:
Я - россиянин
Я - гражданин
Я - житель земли
Я - эколог
Я - здоровый человек
Я - спасатель
Я – политик
Одним
из
важных
пунктов
деятельности
городского
клуба
является
ежегодный слет лидеров ученического актива школ города и района, на котором
ребята проявляют себя как организаторы- менеджеры малых и больших дел.
Одним из важных направлений клуба является проектная деятельность, в
ходе которой обучающиеся учатся не только грамотно оформлять свои мысли,
идеи и желания что-либо изменить в городе, но и уметь добиваться поставленной
цели. Социальные проекты менеджеров клуба существуют сегодня не только на
бумаге, но и в реальности. Такие проекты как «Роллер-парк», «В тему!», «Вехи
истории», «Детство» и другие.
Разработанные
обучающимися
проекты,
направленны
на
социальную
помощь
детям,
пожилым
людям,
а
также
сверстникам
и
они
не
являются
разовыми мероприятиями, а носят системный характер. Так, ребята каждый год
организуют
концерты
и
благотворительные
выступления
в
детском
реабилитационном
Центре
«Незабудка»,
оказывают
физическую
помощь
пожилым горожанам. В этом году в рамках подготовки к празднованию 125-летия
города Похвистнева ребята приводили в порядок улицы города. Воспитанники
клуба участвуют в различных российских, областных и городских акциях.
Самым
значимым
событием
в
работе
клуба
является
проведение
ежегодного
фестиваля
лидеров
городских
школ,
который
состоит
из
ряда
мероприятий
по
политико-правовому
воспитанию
(изучение
специфики
деятельности Парламента, Суда), включая экономические законы и технологии
рыночного
общества,
правовую
и
социально-образовательную
деятельности
государства, проектную деятельность.
Для
творческого
педагога
городской
клуб
лидеров
ученического
самоуправления
–
дополнительная
возможность
раскрыться,
показав
то,
что
особенно дорого ему в самом себе. Доказать, что он не только учитель, порой -
строгий и требовательный, а порой - скучный и занудливый, но и друг, советник,
мастер высокой квалификации в избранной им сфере, интересный собеседник,
остроумный человек с незаурядным чувством юмора.
Таким
образом,
клубная
деятельность
обуславливает
творческий
гуманистический характер отношений, обучающихся и педагогов в процессе
достижения общих целей. Педагог взаимодействует со своими воспитанниками
не только в учебной деятельности, но и проводят с ними значительную часть
свободного
времени
в
процессе
совместной
деятельности.
Тем
самым
для
педагогов и школьников расширяются возможности реализации индивидуально-
личностного подхода на основе выявляемых и проявляемых в совместной работе
различных сторон и качеств личности. Есть такая профессия – вести за собой….
“…Я иду, но куда бы я ни шел и где бы ни жил, мое детство всегда со мной, я
ношу его за плечами. Сохранение детства – это сохранение экологической среды:
мира с его водами, небом, землей и солнцем”.
Ермакова Светлана Леонидовна,
методист СП ЦДТ «Пируэт»
ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
города Похвистнево