Автор: Гриб Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №33
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конструирование из модульного оригами
Раздел: начальное образование
Тема урока : «Конструирование из модульного оригами».
Пояснительная записка: методическая разработка урока может быть использована для
проведения урока технологии в 3-4 классах.
Цели урока:
Педагогическая:
создать
условия,
способствующие
освоению
приемов
правильного
сгибания деталей, умения читать схему и конструировать по образцу.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик освоит приемы сгибания
деталей (по схеме) и сможет сконструировать модульную рамку по образцу.
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
- закрепить правильные приемы сгибания бумаги, клеяния;
- закрепить умение читать схему;
- систематизировать приемы техники безопасности при работе с бумагой, ножницами,
клеем;
- дать детям понятие модульного конструирования;
Личностные результаты:
- формирование наблюдательности и трудолюбия;
-умение вырабатывать критерии оценивания и по ним определять степень успешности
выполнения своей работы и работы других;
- формирование эстетического отношения к изделию.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- развитие мелкой моторики;
- формирование умения удерживать и выполнять учебную задачу;
- умение планировать свои действия для достижения поставленной цели;
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно формулировать цель урока;
- уметь применить полученные знания в практической деятельности;
- формирование умения делать анализ образца.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать других и вступать в диалог;
- умение понятно высказываться в рамках темы урока.
- уметь работать в паре и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Тип урока:
По цели: изучение нового материала.
По структурной единице: простой.
По форме организации учебной деятельности: индивидуальный.
По познавательной деятельности: репродуктивный.
По содержанию: модульное конструирование.
По обработке материала: работа с бумагой.
Методы обучения:
Словесные – беседа, объяснение;
Наглядные – демонстрация (презентация, показ готового образца);
Практические – самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
Технология оценки учебных успехов
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Игровые технологии
Оборудование
Для учителя: проектор для показа презентации, образцы модульных рамок, цветные
квадраты, модули.
Для учащихся: 3 листа цветной офисной бумаги, ножницы, клей – карандаш, клеенка,
тряпочка.
Структура урока (этапы) / урок 45 минут:
1.
Орг. момент. (1мин.)
2.
Вступительная беседа (4мин)
3.
Подготовка рабочего места (2мин)
4.
Целеполагание (2мин)
5.
Анализ конструкций образца. (5мин)
6.
Планирование выполнения изделия (4мин)
7.
Анализ технической документации (4мин)
8.
Практическая самостоятельная работа, физминутка (15мин)
9.
Проверка и оценка работ (4мин)
10. Рефлексия (3 мин.)
11. Итог урока (1 мин.)
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Организационный
момент
Вступительная
беседа
Ребята, наш урок труда я начну
стихотворением (слайды 2- 4):
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться Жар-птицей в
облаках.
Он может стать зверюшкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой
Усатым мотыльком…
- О каком виде искусства говорится в
этом стихотворении?
- Как вы догадались?
-Что вам уже известно об этом
искусстве? (Короткие доклады детей)
- Об искусстве оригами
- Оригами выполняется из
листа бумаги:
1. Всем известно, что
бумагу изобрели в Китае,
а в Японию она была
завезена на шесть
столетий позже. И не
только японцы
использовали бумагу для
складывания - задолго до
них это уже делали
китайцы. Бумажное
складывание стало
известно именно в
японском варианте –
оригами.
2. Многие известные
люди не только
восхищались искусством
оригами, но и с огромным
удовольствием
складывали различные
бумажные фигурки.
Среди таких людей были
известный итальянский
художник и изобретатель
Леонардо да Винчи,
писатель Льюис Кэрролл,
автор всемирно известной
книги «Алиса в стране
Чудес» и другие.-
Подготовка
рабочего места.
Определение темы,
целеполагание
- А сейчас мы проверим, как вы
подготовились к работе. Я буду
загадывать загадки, отгадав которые,
вы сможете узнать, что нам
понадобится на уроке.
На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать!
- Молодцы!
Пара острых, тонких ног
Без туфлей и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге.
- Верно
Чтобы два листа скрепить,
Ты его не пожалей,
Нужно на листок налить
Липкий канцелярский…
- Поднимите руку, у кого все это есть.
Молодцы!
- Итак, что же можно делать из бумаги?
- Что такое конструирование?
- Кто догадался и может назвать тему
нашего урока?
- Из чего можно конструировать?
- Из чего мы будем конструировать?
- Посмотрите на слайд и скажите, что
вы видите? (слайд5)
- Как называются эти маленькие
фигурки?
3. Еще великий Лев
Толстой описывал в своей
статье «Что такое
искусство» случай, когда
его научили «делать из
бумаги, складывая и
выворачивая ее
известным образом,
петушков, которые, когда
их дергаешь за хвост,
машут крыльям
- Проверяют свою
готовность к уроку
- Бумага
- Ножницы
- Клей
- Складывать и делать
фигурки, конструировать
- Конструирование - это
составление из частей.
- Конструирование
- Из разных материалов
- Из бумажных фигурок
- Бумажные квадраты,
сложенные из бумаги
Анализ
конструкций
образца
- Верно! А как называются они все
вместе? (если не называют, об этом
говорю я)
- Значит, каким конструированием мы
будем заниматься?
- Какую цель мы поставим сегодня
перед собой на уроке
- Что поможет нам конструировать
одинаковые детали?
- Значит, какая еще будет перед нами
задача?
- Да, из модулей на самом деле делают
очень много интересных поделок.
(Слайд 6) Модули по - разному
складываются и имеют разную форму.
Мы будем учиться сегодня правильно
сгибать из бумаги детали, читать схему,
конструир. из модулей рамку.
- А что нам напоминает этот знак?
(Слайд7)
- Давайте вспомним и проговорим
только те правила, которые нам сегодня
понадобятся (слайд8)
- А теперь поработаем в парах. (Даю
посмотреть рамку и один модуль на
каждую парту, чтобы дети в парах
могли рассмотреть и затем сделать
анализ)
- Рассмотрите внимательно и скажите,
из чего состоит рамка?
- Все ли одинаковые?
фигурки, рамка
- Модули
- Конструктор модульный
- Модульным
- Научится делать такие
модули, конструировать
из модулей фигуру
- Схема
- Читать схему
- Нужно вспомнить
правила техники
безопасности
- По рисункам
вспоминают и
проговаривают правила,
которые нужны при
работе с бумагой, клеем,
ножницами.
Во время работы нельзя
оставлять лезвия ножниц
открытыми, передавать
ножницы, держа в руке
острую часть, хранить
ножницы в футляре.
Клей
не оставлять открытым, в
рот брать нельзя.
Планирование
выполнения
изделия
Анализ
технической
документации
- Можно ли разобрать рамку?
- Что еще можете сказать?
- Давайте попробуем разобрать модуль
и
посмотрим,
из
какой
фигуры
он
складывается?
- Сколько нам понадобиться квадратов
для конструирования рамки?
- Можно ли сконструировать рамку из
меньшего количества модулей?
-
Давайте
вместе
составим
план,
в
какой
последовательности
мы
будем
конструировать
модульную
рамку? С
чего начнем?
- Что будем делать дальше?
- Затем?
- Какое действие следующее?
- Что еще можно сделать?
Итак, у нас получился такой план:
1.
Форма рамки
2.
Заготовка квадратов
3.
Складывание модулей
4.
Соединение модулей
5.
Украшение рамки
-
Этот
план
поможет
нам
работать
самостоятельно.
- А еще нам надо вспомнить, как из
альбомного листа получить несколько
квадратов, не применяя линейку?
Посмотрите на эту схему (схема на
плакате в классе).
- Из модулей.
- Да
- Можно, потому что
модули вставляются один
в другой.
- Если модули меньше,
рамка будет меньше тоже
и наоборот
- Из квадрата
8, 10,12
- Да, если по – другому
соединять их
-
Определить,
какой
буд е т
н а ш а
р а м к а ,
сколько
понадобиться
модулей.
-
Приготовить
нужное
количество квадратов
-
Сделать
из
квадратов
модули
- Соединим все модули
так,
чтобы
получилась
рамка
- Украсить рамку
- Согнуть альбом. лист
п о п о л а м ,
с о е д и н я я
короткие стороны, затем
согнуть
по
диагонали,
Самостоятельная
практическая
работа
Критерии
оценивания
Физминутка
- Сколько больших квадратов у вас
получится?
- Как из каждого квадрата получить 4
маленьких?
- Правильно. Молодцы! Из двух
альбомн. листов у нас получится…
- Теперь сделайте квадраты, пользуясь
этой схемой.
- Что будем делать теперь?
- Складывать модуль мы начинаем вот
с такой формы (Слайд 7) Как ее
получить? (Слайд 8)
- Возьмите квадрат и сделайте.
- Что будем делать дальше? (Слайд9)
- Складываем.
- Затем?
- Поднимаем левый уголок вверх.
Старайтесь, чтобы линия сгиба прошла
точно между углами треугольника.
- Дальше (Слайд10) переворачиваем и
поднимаем правый уголок точно также
как левый
- Все. Модуль готов (Слайд11)
- Используя схему, сделайте остальные
модули.
- Сейчас мы будем с вами …
- Это можно сделать по – разному:
плотно вставлять два угла одного
модуля в два кармашка другого, не
о п у с к а я
к о р о т к у ю
сторону
на
длинную
и
лишнее отрезать.
- 2
-
Сложить
пополам,
разрезать, затем еще раз
сложить
и
р а з р е з а т
прямоуг. пополам.
- 8 квадратов
- Самост. делают квадр.
- Складывать модули
-
С л ож и т ь
к в а д р а т
пополам,
р а з о г н у т ь ,
с л о ж и т ь
е щ е
р а з
пополам,
разогнуть
и
согнуть
все
углы
к
середине
- Складываем пополам
- Складываем по диаг. и
поднимаем левый уголок
вверх
- Выполняют
- Делают модули
- Соединять модули,
делать рамку
Выставка работ.
Проверка, оценка
работ
Рефлексия.
Итог урока.
плотно соединять детали, закрепляя их
клеем, можно попробовать наложить
один модуль на другой. Используйте
ваши творческие способности,
конструируя рамку. рамку (Слайд12)
- Прежде, чем вы приступите к
самостоятельной работе, давайте
вместе решим, как мы будем оценивать
наши работы?
1. Правильные операции сгибания.
2. Правильное чтение схемы.
3. Правильное конструирование по
образцу.
- Молодцы! А сейчас вспомним нашу
любимую физминутку – песенку:
(поют с движениями). (Слайд13)
- У оленя дом большой, (руки над
головой – рога оленя)
Он глядит в свое окошко. (движение –
всматриваюсь в даль)
Зайка по лесу бежит, (движение –
бежит)
В дом к нему стучит: ( движение
стука в дверь)
- Тук – тук! Дверь открой!
Там в лесу охотник злой! (указывают
назад)
Зайка – зайка, забегай! (движение,
зовущее к себе)
Лапу мне давай! (протягивают руку
навстречу)
- Ребята посмотрите, какие красивые
и разные рамки у вас получились!
- Давайте сейчас мы уберем свои
рабочие места, и затем все свои работы
выставим на наш выставочный стенд.
- Какая работа вам больше всего
понравилась? Почему?
- Как вы можете оценить свою работу?
- Правильное сгибание,
умение читать схему,
правильно сделана рамка.
- Самост. работа
- Уборка рабочих мест
- Объясняют, пользуясь
критериями оценки: мне
понравилась больше вот
эта работа, потому что
здесь правильно сделаны
модули, правильно
сконструирована рамка,
аккуратно сделаны сгибы
Сделайте это, пользуясь этими
предложениями:
- Сегодня я доволен работой, так как…
- Не совсем доволен, потому что (Сл4)
- Итак, какую цель мы поставили с
вами в начале урока?
- Мы достигли этой цели?
- Почему вы можете это утверждать?
- Кто может сказать, что научился
правильно сгибать из бумаги детали?
- У кого это не совсем правильно
получилось? Почему?
- Что помогло вам сделать одинаковые
модули?
- У кого получилось сконстр. рамку
из модулей?
- Какие затруднения вы встретили?
- Справились ли вы с возникшими
затруднениями?
- Как?
-
Скажите,
чему
вы
научились
сегодня на уроке?
- Когда и где нам могут пригодиться
умения, полученные на этом уроке?
- Научится делать
модули, конструировать
из модулей рамку,
читать схему
- Да
- Мы умеем правильно
складывать модули, мы
сами сконструировали
рамку
- Поднимают руки
- Невнимательно слушал
объяснение, поэтому
вначале не понял, но
потом разобрался, как
-Умение читать схему,
которой мы пользовал.
- Все поднимают руки
- Никаких
- У меня не хватило
модулей для моей рамки и
я их доделывал.
- Мне было трудно
собирать модули в кольцо,
потому что они
разъединялись
- Да
- Сами, мне помогли
- Мы научились
правильно сгибать детали,
читать схему,
конструировать
модульную рамку.
- При изготовлении
другой поделки из
модульного оригами, в
математике, уметь читать
другие схемы..
- Спасибо за работу. Урок окончен. До
свидания.