Напоминание

Творческая деятельность учащихся – в урок физической культуры.


Автор: Снегирёв Владимир Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Красногорбатская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Красная Горбатка
Наименование материала: статья
Тема: Творческая деятельность учащихся – в урок физической культуры.
Раздел: начальное образование





Назад




Творческая деятельность учащихся – в урок физической культуры.

Вопрос использования разнообразных методов является одним из актуальных для

предмета «Физическая культура». Правильное применение их во многом определяет и

успешное выполнение социального заказа общества школе: воспитание гармонически

развитой личности, способной самостоятельно ориентироваться в сложных условиях

современной жизни. Научно-технический прогресс и изменение задач обучения делают

необходимым ориентацию школ на применение творческих методов.

В этой связи особого внимания заслуживают те методы, которые способствуют

развитию творчества и самостоятельности учеников. В чем отличие этих методов от

традиционных, широко применяемых в практике? Прежде чем ответить на данный

вопрос,

сначала

коснемся

того,

как

объясняет

дидактика

сущность

любого

метода

обучения.

Метод

обучения

предполагает,

прежде

всего,

цель

учителя

и

его

деятельность

наличными у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельность

имеющимися

у

него

средствами.

Под

влиянием

этой

деятельности

возникает

и

осуществляется

процесс

усвоения

учеником

изучаемого

содержания,

достигается

намеченная

цель

или

результат

обучения.

Этот

результат

служит

критерием

соответствия метода цели. Таким образом, любой метод обучения представляет собой

систему

целенаправленных

действий

учителя,

организующих

познавательную

и

практическую

деятельность

ученика,

обеспечивающую

усвоения

им

содержания

образования. Очевидно, что метод обучения предполагает непременное взаимодействие

учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над

объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения

учеником

содержания

образования.

Специфика

способа

деятельности

(учащегося

и

педагога), направленного на достижение целей предмета, и положена современной

дидактикой в обоснование определения и классификации методов.

Если классифицировать методы в зависимости от внешне выраженного способа

деятельности

педагога

и

учащегося,

то

нельзя

себе

отчетливо

представить

и

соответственно организовать педагогический процесс для решения современных задач.

Для примера остановимся на принятом в теории физического воспитания методе слова.

Действительно, живое слово педагога – важнейший источник информации. Однако,

если утверждать лишь, что учитель использует метод слова, остается неясным, какая

деятельность учащихся должна быть организована. Потому, что в одном случае словом

можно задать лишь точное воспроизведение по образцу, а в другом – дать задание,

требующее от учащихся поиска. Равнозначны ли эти виды? Видимо, нет.

То же самое можно сказать и в отношении метода упражнения. В самом деле,

выполняя

упражнение,

учащийся

может

осуществлять

различную

деятельность.

Например,

в

одном

случае,

упражняясь,

ученик

копирует

показанное

движение,

в

другом, повторяя движение, он может искать способ решения поставленной перед ним

двигательной задачи.

Значит,

классифицируя

методы

обучения

в

физическом

воспитании,

нельзя

руководствоваться чисто внешней их характеристикой. Важнейшим основанием для

понятия и классификации методов является сущность деятельности учащихся в ходе

усвоения содержания программного материала по физической культуре под влиянием

целенаправленных действий и средств педагога.

Если исходить

из сущности метода, изложенной выше, все методы могут быть

разделены на две группы: группу репродуктивных методов – когда ученик усваивает

готовые

знания

и

репродуцирует

(воспроизводит)

уже

известные

ему

способы

деятельности; группу продуктивных методов, отличающихся тем, что ученик добывает

субъективно новые знания в результате

творческой деятельности. Такой принцип

деления методов обучения принят потому, что учение – это прежде всего познавательная

деятельность,

имеющая

место

и

тогда,

когда

ученик

выполняет

практическую,

трудовую, моторную деятельность. Последнее объясняет, что общий принцип деления

методов на две группы имеет прямое отношение к обучению на уроках физической

культуры.

Обратимся к конкретным урокам физической культуры, где на одном используются

преимущественно репродуктивные методы, на другом продуктивные.

Войдем в спортивный зал школы. Учитель сообщил ученикам задачу: разучивание

техники метания мяча на дальность. После вводной части педагог продемонстрировал

учащимся технику метания мяча, пояснил преимущество данного способа метания,

показал

на

плакате

детали

техники

и

дал

задания

по

овладению

обусловленными

движениями. Выстроившись в одну шеренгу, учащиеся начали выполнять заданные

упражнения: сначала стоя лицом в направлении метания, повторяя пройденный ранее

материал, затем из положения боком и, наконец, с разбега. В ходе урока преподаватель

исправлял недостатки, делал индивидуальные замечания. Учащиеся точно выполняли

все задания, команды и распоряжения педагога. После разучивания проводилось (в

течение 10 мин.) занятие по методу круговой тренировки для развития скоростно-

силовых качеств.

В

приведенном

примере

не

трудно

заметить,

что

учащиеся,

в

основном,

воспроизводили показанные им движения по овладению техникой метания мяча и

упражнения по развитию скоростно-силовых качеств. По сути дела на этом уроке

педагог

в

основном

пользовался

методами

воспроизведения.

Деятельность

же

школьников не отличалась самостоятельностью и творчеством.

Но возможна ли иная деятельность на уроке физической культуры? Да, возможна. Но

способ ее осуществления будет совсем иным. Т.е. для этого надо использовать другие,

не традиционные методы. Наш опыт показывает, что урок можно провести следующим

образом.

Вместо того чтобы дать учащимся готовые образцы техники конкретного способа

метания, создается такая ситуация, при которой ученики начинают поиск условий,

обеспечивающих дальность полета тела (мяча, гранаты, копья и т.д.). Дети должны сами

открыть для себя всеобщий способ решения данного класса двигательных задач, т.е.

уяснить

закономерность

полета

тела.

Почему

это

важно?

Потому,

что

знание

закономерностей двигательной деятельности является одним из условий, которое даст

возможность

учащимся

самостоятельно

заниматься

физическими

упражнениями.

Овладение закономерностями двигательной деятельности и закономерностями влияния

движения

на

организм,

т.е.

теоретический

подход

к

изучаемым

явлениям

действительности – движениям, составляет одну из важнейших особенностей учебного

предмета.

Для того, чтобы ученики поняли условия, обеспечивающие дальность полета тела,

как показал наш опыт, им надо предложит задания по выяснению дальности полета тела

на специальных моделях. Почему именно на моделях? Если предложить проделать это

на движении своего тела, то внимание их отвлекается от сущности задания из-за

необходимости контролировать свои действия.

Модели

и

примеры,

на

которых

выясняются

эти

условия,

могут

быть

самые

различные. В нашем случае мы предлагали школьникам выполнить ряд действий

с

обычным детским пистолетом. Вначале они стреляли из пистолета с горизонтально

фиксированным

углом

вылета

пульки

по

отношению

к

плоскости

пола.

Им

предлагалось замерить дальность полета пульки, после чего перед ними ставилась

задача найти способы увеличения дальности полета, не меняя положения пистолета.

После нескольких попыток учащиеся совместно с педагогом устанавливали для себя

связь

дальности

полета

пульки

и

степени

сжатия

спусковой

пружины

пистолета.

Несложный

анализ

давал

им

понять,

что

с

изменением

степени

сжатия

пружины

изменяется скорость вылета пульки. И чем выше степень сжатия, тем дальше летит

пулька.

Когда

были

исчерпаны

возможности

увеличения

скорости

вылета,

учащимся

предлагался поиск других условий, от которых зависит увеличение дальности полета.

На основе имеющихся знаний и новых действий ученики с помощью учителя нашли

новое такое условие – угол вылета.

В процессе каждой попытки дети замеряли дальность полета и устанавливали для

себя

необходимые

зависимости.

Открытые

субъективно

новые

закономерности

фиксировались на доске в виде условной схемы и формулы. А затем предлагалось

выполнение

действий

с

теннисным

мячом.

Понимая

закономерности

полета

тела,

ученики

легко

устанавливали,

что

открытые

ими

закономерности

полностью

применимы и для метания теннисного мяча на дальность.

Поскольку дети знают, что дальность полета мяча зависит от скорости вылета,

значит, можно поставить перед ними новую задачу – поиска техники, т.е. способа

выполнения движения, который обеспечивает наибольшую скорость вылета мяча. В

положении стоя с фиксированным положением туловища им не сложно найти лучший

вариант исходного положения руки с мячом и установить особенности ее движения –

вытянутая назад рука с мячом, ускоренно двигающаяся к финальному положению.

Когда были исчерпаны все возможности увеличения скорости вылета мяча благодаря

изменению

положения

и

движения

руки,

учащимся

рекомендовалось

включить

в

движение туловище и ноги. В результате было сделано заключение, что сильно согнутое

положение правой ноги , отведенная назад рука и наклоненное вправо туловище дают

возможность

максимально

использовать

имеющийся

уровень

мышечной

силы

для

разгона мяча.

После

«исследования»

лучших

вариантов

метания

мяча

с

места

перешли

к

дополнительным приемам увеличения дальности полета мяча – при метании мяча с

разбега.

На примере приведенных уроков легко увидеть их различия, различия в методах,

которые использовались учителями. В первом примере было простое воспроизведение

увиденного. Во втором знания давались не в готовом виде, в форме пояснений и показа

педагога,

а

ученики

«добывали»

знания

сами,

чему

учитель

лишь

помогал.

Он

конструировал

задание,

расчленял

его

на

вспомогательные

части,

намечал

шаги

поисков, которые и выполняли ученики. Таким образом ученики были включены в

творческую деятельность с целью решения новых для них задач, добывания новых

знаний, а в конечном итоге – достижения основных целей предмета «Физическая

культура».

Мы

предвидим

закономерный

вопрос

где

взять

время

для

творческой

деятельности? Ведь готовые знания передать гораздо быстрее. Добавим: и легче. Да, это

действительно

так.

Но

те

преимущества,

которые

характерны

для

продуктивных

методов, покрывают «лишние» траты времени в дальнейшем, причем с лихвой. Прежде

отметим,

что,

если

глубоко

изучить

программу,

можно

обнаружить

общие

закономерности

для

нескольких

видов

двигательных

действий.

Например,

закономерности полета тела, общие для метаний и для прыжков в длину и высоту (в

последнем есть некоторые изменения, на которые и надо будет обратить внимание

учеников).

Значит,

когда

начнется

непосредственно

разучивание

прыжков,

устанавливать заново все закономерности не придется. В этом уже кроется экономия.

Однако основные преимущества продуктивных методов значительно богаче. И главное

в

том,

что

с

помощью

этих

методов

организуется

на

уроке

творческая

учебная

деятельность. Каковы же ее особенности?

Учебная деятельность эффективна для формирования положительного отношения к

предмету «Физическая культура». Известно, что этот вопрос очень важен для успешного

осуществления педагогического процесса. Дети приходят в школу. Имея достаточный

двигательный опыт в прыжках, метаниях, беге и других видах движений. Поэтому

уроки физической культуры, которые проводятся только репродуктивными методами,

воспринимаются

учениками

как

продолжение

знакомого

им

опыта,

с

той

лишь

разницей, что он оформлен в школе в рамках обязательного предмета. Иное дело, когда

знакомая

детям

эмпирическая

действительность

предстает

перед

ними

в

ином

творческом плане. В этом случае, сознавая, что знания их весьма ограничены, а умения

и навыки несовершенны, школьники с интересом открывают для себя пути, способы,

методы и закономерности, основываясь на которых можно свободно ориентироваться в

любых видах двигательной деятельности. Все перечисленное позволяет формировать

положительное отношение к предмету.

В структуры учебной деятельности входит учебная задача. Не следует путать ее с

задачей урока. Учебная задача ставится лишь в начале освоения определенного типа

двигательных действий, как приведенном выше примере. Под ней подразумевается

такая ситуация, которая требует от учащихся выявления и освоения всеобщего способа

решения данного типа двигательных задач. Это важно, потому что в конечном итоге

дети учатся ориентироваться в сложных условиях жизни.

Не менее важными единицами учебной деятельности являются контроль и оценка.

Они

устанавливают

взаимосвязь

между

результатом,

действиями

учеников

и

поставленной

задачей.

Понимать

эти

взаимодействия,

уметь

управлять

ими

необходимое условие для успешного осуществления самостоятельных занятий.

Мы

изложили

суть

методов,

с

помощью

которых

организуется

творческая

деятельность учащихся. Не следует думать, что приведенные выше методы заменяют

частные, которые используются для решения иных, частных задач. Например, для

развития двигательных качеств – повторный, переменный и т.д. для формирования

навыков и умений – методы в целом и по частям.

Следует также подчеркнуть, что в данной статье рассматривался только вопрос

организации

целенаправленных

действий

учащихся

и

не

раскрывалась

степень

осознанности ими движений, входящих в состав того или иного действия.

Ратуя

за

методы,

которые

способствуют

организации

творческой

деятельности

учеников на уроке, нельзя не сделать

существенную оговорку: различие отдельных

методов,

важное

для

понимания

и

организации

различных

видов

познавательной

деятельности, не означает, что в реальном процессе обучения эти методы отделены один

от другого. Напротив, методы обучения реализуются в сочетании и параллельно друг

другу. Более того, само деление методов на группы – продуктивные и репродуктивные –

весьма

относительно.

Ведь

любой

акт

творческой

деятельности

невозможен

без

репродуктивной.

Решая

любую

проблему,

человек

анализирует

и

мысленно

воспроизводит уже известные ему знания. Соотношения между методами определяется

конкретными задачами, возрастом учащихся, конкретной педагогической ситуацией.

Методы должны быть приспособлены к возрасту учащихся, их умениям и знаниям.

Продуктивные методы, но наиболее простые из них, применимы и в младшем школьном

возрасте.

Например,

частично-поисковый

метод,

называемый

в

дидактике

эвристическим.

Проблема

методов

является

составной

частью

современной

методики

предмета

«Физическая

культура».

Целью

данной

статьи

было

показать

богатейшие

резервы

повышения эффективности уроков физической культуры.



В раздел образования