Напоминание

"Резервы роста финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий"


Автор: Сарапульцева Анна Игоревна
Должность: студентка
Учебное заведение: "Пермской сельскохозяйственной академии им.академика Д.Н.Прянишникова"
Населённый пункт: г.Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Резервы роста финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий"
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 633.1:631.542.4

А.И.Сарапульцева – студентка 4 курса;

В.П.Мехоношина – научный руководитель, доцент

ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, г. Пермь, Россия

Резервы роста финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий

Аннотация.

В

статье

затрагиваются

проблемы

финансовой

устойчивости

сельскохозяйственных предприятий. Рассмотрены направления поддержания

устойчивости

предприятий

аграрного

сектора

экономики

со

стороны

го сударства.

Выявлены

проблемы,

с

которыми

с т а л к и ва ют с я

сельскохозяйственные

предприятия

вследствие

не совершенства

государственной

ценовой

и

торговой

аграрной

политики.

Предложены

направления повышения финансовой устойчивости предприятий аграрной

сферы.

Основные

слова.

финансовая

устойчивость,

Государственная

программа

разви- тия сельского хозяйства

Финансовая устойчивость является основным показателем успешной эко-

номической

деятельности

предприятия,

базой

принятия

решений

по

развитию

и

совершенствованию

его

функционирования.

Очевидно,

что

обеспечение

финансовой

устойчивости

является

важнейшей

задачей

финансовых служб и администрации предприятия, условием успешности его

внутренних и внешних взаимодействий. Финансовая устойчивость предпри-

ятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, которое обеспечивает

развитие предприятия на основе прибыли и роста капитала при сохранении

его

платежеспособности

и

кредитоспособности

в

условиях

допустимого

риска. Поскольку финансовая устойчивость является главным компонентом

общей устойчивости предприятия, то ее управлением необходимо заниматься

как на макро-, так и на микроуровне. В последние годы государство стало

уделять больше внимания поддержанию устойчивости предприятий аграрно-

го

сектора

экономики.

В

Государственной

программе

развития

сельского

хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия

на

2012-2015гг.,

утвержденной

Постановлением

Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 446, поставлена

задача

стабилизации

финансового

положения

в

сельском

хозяйстве.

Главными

показателями

финансовой

устойчивости,

в

соответствии

с

Программой,

являются:

рост

прибыли

и

рентабельности,

снижение

просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций. В 2015 г.,

по

данным

бухгалтерской

отчетности

Минсельхоза

России,

прибыль

до

налогообложения сельскохозяйственных организаций составила 83,6 млрд.

руб. против 117,4 млрд. руб. в 2014 г. Совокупная рентабельность сельскохо-

зяйственного

производства

учетом

субсидирования

из

бюджетов

всех

уровней) в 2015 г. сложилась на уровне 9,7 % (в 2014 г. – 15,3 %). Удельный

вес

прибыльных

хозяйств

в

общей

численности

сельскохозяйственных

организаций в 2015г. составил 72,1 % против 78,3 % в 2014 г. За период

проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в программах

финансового

оздоровления

приняли

участие

13,1

тыс.

сельско-

хозяйственных товаропроизводителей. По состоянию на 1 января 2015 г.,

сумма просроченной кредиторской задолженности составила 29,5 млрд. руб.,

что на 6,6 млрд. руб. больше, чем в 2014 г. Целью мер по увеличению при-

влечения сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитов и займов

также является повышение финансовой устойчивости отрасли путем своевре-

менного

пополнения

оборотных

средств,

обновления

и

модернизации

основных фондов, развитие в сельском хозяйстве первичной переработки

мяса

и

молока.

Повышение

доступности

сельскохозяйственным

производителям кредитов обеспечивалось предоставлением субсидий за счет

средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным

сельскохозяйственными организациями . Субсидии из федерального бюджета

предоставляются

на

условиях

обязательного

софинансирования

из

региональных бюджетов. Размер получаемого возмещения устанавливается в

процентах

к

ставке

рефинансирования

Центрального

банка

России,

действующей на момент заключения кредитного договора. В 2015г. объем

субсидий увеличился с 2/3 ставки рефинансирования до 80%, а по кредитам

на

молочное

и

мясное

скотоводство

до

100%.

В

2013

г.

Министерство

сельского хозяйства учло пожелания регионов и снизило нагрузку на местные

бюджеты

по

софинансированию

Госпрограммы

с

50%

до

35%.

На

осуществление

мероприятий

по

достижению

финансовой

устойчивости

сельского хозяйства в 2015 г. было израсходовано 137 млрд. руб., т.е. 72%

всех

средств

Государственной

программы

(включая

взносы

в

уставные

капиталы

ОАО

«Россельхозбанк»

и

ОАО

«Росагролизинг»).

Причем

на

субсидирование процентных ставок по кредитам в 2015 г. было выделено 64

млрд. руб., что почти на 50 % выше, чем предусмотрено Государственной

программой. Однако это всего лишь 1% от расходной части бюджета. Для

сравнения,

страны

Евросоюза

ежегодно

выделяют

на

развитие

сельского

хозяйства

почти

половину

своих

бюджетов

там

на

гектар

сельхозугодий

приходится более 800 долларов США в виде субсидий, в Белоруссии – 250

долларов

США

на

гектар

пахотных

земель.

В

России

этот

показатель

составляет

примерно

17

долларов

США

на

гектар.

Согласно

данным

мониторинга

Государственной

программы,

в

субъектах

Российской

Федерации

повсеместно

позитивно

оценивают

механизм

субсидирования

процентных ставок и его влияние на техническое перевооружение отрасли.

При всей важности принятой Государственной программы она не решает

всех

проблем

предприятий

аграрной

сферы.

Из-за

ограниченности

финансовых

ресурсов

государства

каждая

организация

должна

самостоятельно выработать внутренние механизмы управления финансовой

устойчивостью.

Литература

1.

Экономика сельского хозяйства/Н.Я.Коваленко и др. - М.: ЮРКНИГА,

2013

2.

Министерство сельского хозяйства РФ.



В раздел образования