Автор: Сарапульцева Анна Игоревна
Должность: студентка
Учебное заведение: "Пермской сельскохозяйственной академии им.академика Д.Н.Прянишникова"
Населённый пункт: г.Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Резервы роста финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий"
Раздел: высшее образование
УДК 633.1:631.542.4
А.И.Сарапульцева – студентка 4 курса;
В.П.Мехоношина – научный руководитель, доцент
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, г. Пермь, Россия
Резервы роста финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий
Аннотация.
В
статье
затрагиваются
проблемы
финансовой
устойчивости
сельскохозяйственных предприятий. Рассмотрены направления поддержания
устойчивости
предприятий
аграрного
сектора
экономики
со
стороны
го сударства.
Выявлены
проблемы,
с
которыми
с т а л к и ва ют с я
сельскохозяйственные
предприятия
вследствие
не совершенства
государственной
ценовой
и
торговой
аграрной
политики.
Предложены
направления повышения финансовой устойчивости предприятий аграрной
сферы.
Основные
слова.
финансовая
устойчивость,
Государственная
программа
разви- тия сельского хозяйства
Финансовая устойчивость является основным показателем успешной эко-
номической
деятельности
предприятия,
базой
принятия
решений
по
развитию
и
совершенствованию
его
функционирования.
Очевидно,
что
обеспечение
финансовой
устойчивости
является
важнейшей
задачей
финансовых служб и администрации предприятия, условием успешности его
внутренних и внешних взаимодействий. Финансовая устойчивость предпри-
ятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, которое обеспечивает
развитие предприятия на основе прибыли и роста капитала при сохранении
его
платежеспособности
и
кредитоспособности
в
условиях
допустимого
риска. Поскольку финансовая устойчивость является главным компонентом
общей устойчивости предприятия, то ее управлением необходимо заниматься
как на макро-, так и на микроуровне. В последние годы государство стало
уделять больше внимания поддержанию устойчивости предприятий аграрно-
го
сектора
экономики.
В
Государственной
программе
развития
сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия
на
2012-2015гг.,
утвержденной
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 446, поставлена
задача
стабилизации
финансового
положения
в
сельском
хозяйстве.
Главными
показателями
финансовой
устойчивости,
в
соответствии
с
Программой,
являются:
рост
прибыли
и
рентабельности,
снижение
просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций. В 2015 г.,
по
данным
бухгалтерской
отчетности
Минсельхоза
России,
прибыль
до
налогообложения сельскохозяйственных организаций составила 83,6 млрд.
руб. против 117,4 млрд. руб. в 2014 г. Совокупная рентабельность сельскохо-
зяйственного
производства
(с
учетом
субсидирования
из
бюджетов
всех
уровней) в 2015 г. сложилась на уровне 9,7 % (в 2014 г. – 15,3 %). Удельный
вес
прибыльных
хозяйств
в
общей
численности
сельскохозяйственных
организаций в 2015г. составил 72,1 % против 78,3 % в 2014 г. За период
проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в программах
финансового
оздоровления
приняли
участие
13,1
тыс.
сельско-
хозяйственных товаропроизводителей. По состоянию на 1 января 2015 г.,
сумма просроченной кредиторской задолженности составила 29,5 млрд. руб.,
что на 6,6 млрд. руб. больше, чем в 2014 г. Целью мер по увеличению при-
влечения сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитов и займов
также является повышение финансовой устойчивости отрасли путем своевре-
менного
пополнения
оборотных
средств,
обновления
и
модернизации
основных фондов, развитие в сельском хозяйстве первичной переработки
мяса
и
молока.
Повышение
доступности
сельскохозяйственным
производителям кредитов обеспечивалось предоставлением субсидий за счет
средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным
сельскохозяйственными организациями . Субсидии из федерального бюджета
предоставляются
на
условиях
обязательного
софинансирования
из
региональных бюджетов. Размер получаемого возмещения устанавливается в
процентах
к
ставке
рефинансирования
Центрального
банка
России,
действующей на момент заключения кредитного договора. В 2015г. объем
субсидий увеличился с 2/3 ставки рефинансирования до 80%, а по кредитам
на
молочное
и
мясное
скотоводство
до
100%.
В
2013
г.
Министерство
сельского хозяйства учло пожелания регионов и снизило нагрузку на местные
бюджеты
по
софинансированию
Госпрограммы
с
50%
до
35%.
На
осуществление
мероприятий
по
достижению
финансовой
устойчивости
сельского хозяйства в 2015 г. было израсходовано 137 млрд. руб., т.е. 72%
всех
средств
Государственной
программы
(включая
взносы
в
уставные
капиталы
ОАО
«Россельхозбанк»
и
ОАО
«Росагролизинг»).
Причем
на
субсидирование процентных ставок по кредитам в 2015 г. было выделено 64
млрд. руб., что почти на 50 % выше, чем предусмотрено Государственной
программой. Однако это всего лишь 1% от расходной части бюджета. Для
сравнения,
страны
Евросоюза
ежегодно
выделяют
на
развитие
сельского
хозяйства
почти
половину
своих
бюджетов
там
на
гектар
сельхозугодий
приходится более 800 долларов США в виде субсидий, в Белоруссии – 250
долларов
США
на
гектар
пахотных
земель.
В
России
этот
показатель
составляет
примерно
17
долларов
США
на
гектар.
Согласно
данным
мониторинга
Государственной
программы,
в
субъектах
Российской
Федерации
повсеместно
позитивно
оценивают
механизм
субсидирования
процентных ставок и его влияние на техническое перевооружение отрасли.
При всей важности принятой Государственной программы она не решает
всех
проблем
предприятий
аграрной
сферы.
Из-за
ограниченности
финансовых
ресурсов
государства
каждая
организация
должна
самостоятельно выработать внутренние механизмы управления финансовой
устойчивостью.
Литература
1.
Экономика сельского хозяйства/Н.Я.Коваленко и др. - М.: ЮРКНИГА,
2013
2.
Министерство сельского хозяйства РФ.