Автор: Стрельцова Ольга Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Новоярковская СОШ Населённый пункт: село Новоярково Наименование материала: статья Тема: Воспитание бережного отношения к природе" Раздел: начальное образование
Стрельцова Ольга Павловна, учитель начальных классов, МКОУ Новоярковская СОШ село
Новоярково Барабинского района Новосибирской области
Воспитание бережного отношения к природе
Систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и
общественной
жизни,
разностороннее
развитие
младших
школьников,
обобщение
их
нравственного
опыта,
формирование
у
учащихся
навыков
поведения
в
природной
и
социальной среде позволяет изучение такого предмета, как «Окружающий мир».
Природа и общество рассматривается в нем в их неразрывном, органичном единстве. Это
позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей
целостного представления о мире, о месте в нем человека. Перед детьми раскрываются
доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной
жизни. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания
курса, значительно усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.
Младшие школьники получают сведения о неживой и живой природе, о труде людей
ближайшего окружения школы и своей области, узнают об изменениях природы и труда
людей по временам года. С детьми проводятся систематические наблюдения явлений живой
и неживой природы. Очень важно воспитывать в детях чувство необходимости бережно
относиться к природе, стремление к милосердию, к непосредственному участию в охране
природы.
Содержание предмета направлено на создание условий непосредственного участия
младших школьников в природоохранительной деятельности, в этих целях при изучении
каждой темы учащихся необходимо знакомить с мероприятиями по охране природы.
Очень важно направлять ребенка на практическую природоохранительную деятельность:
заготовка корма для птиц и их подкармливание, сбор семян цветочно-декоративных растений,
уход за зелеными насаждениями, выращивание растений.
Содержание учебного материала я представляю в виде логических схем, блок-схем,
планов,
сообщений,
занимательного
материала.
Использование
различных
форм
структурирования учебного материала обеспечивает понимание, запоминание и усвоение
учащимися знаний, помогает выделить главное, доказательно сформулировать ответы на
вопросы учителя, а также сделать выводы и обобщения. Одни и те же формы работы
использую
не
на
каждом
уроке,
стремлюсь
к
разнообразию
преобразования
учебного
материала,
что
делает
уроки
неповторимыми,
интересными
для
учащихся,
способными
активизировать их учащимся деятельность.
Информационную емкость урока повышают схемы-сигналы, что облегчает учащимся
усвоение нового материала. Причем дети сами участвуют в составлении этих сигналов.
Например, при изучении темы «Живая и неживая природа»:
Природа
Живая Неживая
человек растения животные земля небо звезды
бактерии грибы солнце камни вода
Данная тема помогает раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы, способствует
формированию у детей единой картины мира.
«Что такое природа?» Чтобы дети смогли ответить на этот вопрос, спрашиваю их:
Какое время года вы любите больше всего? Почему?
Что, по-вашему, в природе самое-самое красивое?
О чем вам особенно хотелось бы узнать на уроке?
На доске вывешивается опорная схема: «Природа – источник». На схеме источники
природы: красота, доброта, вода, воздух, пища, укрепление здоровья, познания, материал для
хозяйственной деятельности. Детям зачитываю отрывок из стихотворения Сегмеда Вургуна:
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее. Значит, природа – источник
доброты. Аналогично разбираем остальные источники природы.
Из
дополнительной
литературы
использую
статьи
из
журналов
«Юный
натуралист»,
«Приусадебное хозяйство», энциклопедические словари, художественную литературу и др.
зачитываю детям рассказ М. М. Пришвина «Березовый сок»: «Вот теперь больше не нужно
резать березку, чтобы узнать, началось ли сокодвижение. Лягушки прыгают – значит, и сок
есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, - есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки и
все певчие дрозды и скворцы – есть сок в березе». После прочтения задаю детям вопросы:
По каким признакам определяется сокодвижение в березе?
Как это сделать, не повредив дерево?
На данном примере говорим о том, что к растениям нужно относиться бережно. Дети сами
рассказывают о важности растений для человека. Раскрывают связь: природа – общество.
Поиск путей совершенствования урока, желание сделать уроки интересными для детей,
чтобы учение было для них увлекательным занятием, а не обузой, заставили меня исключить
из средств воздействия на учащихся принуждение. Я стараюсь построить урок так, чтобы у
детей появилось желание учиться с интересом. И немалую роль в этом играют способы
положительной мотивации.
Большую помощь в развитии положительных мотивов оказывает игра. Например:
«Экологическая почта». Цель данной игры – составление пакета экологической почты. Пакет
составляется
на
основе
выявленных
детьми
сигналов
о
неблагополучном
состоянии
окружающей
среды,
небрежных
по
отношению
к
природе
действий
человека.
Дети
рассказывают о мусоре летом на озере Чаны, о том, что некоторые люди моют машины на
берегу озера, зимой ездят по льду. В лесах у нас вырубается много деревьев, цветы рвут
охапками. Машины загрязняют воздух выхлопными газами. Дети рисуют плакаты «Берегите
природу!», которые я потом показываю родителям. В своих рисунках дети как бы призывают
взрослых беречь природу, оберегать её.
На уроках совершаем заочные путешествия. Совершая путешествие по страницам
«Живой газете», ребята выступают в роли корреспондентов и готовят сообщения. В конце
занятия делаем вывод о том, что нужно бережно относиться к природе.
Составляем с детьми правила поведения в природе. Бережно относиться нужно не
только к растениям и животным, но и к другим объектам природы – к воде, к воздуху.
Предлагаю
детям
дома
вместе
с
родителями
составить
правила
поведения
в
природе.
Разметов
Руслан
вместе
с
мамой
составили
памятку
«Как
вести
себя
у
водоема»
и
нарисовали плакат «Не делай так на берегу озера Чаны!».
Большой педагогический эффект дает формирование положительных мотивов учения
оценивание работы детей на уроке. Каждую отметку комментирую. Ребят с невысоким
уровнем похваливаю, у них появляется интерес и желание работать.
Наблюдения за учащимися показали мне, что дети отдают предпочтение творческим
видам работы на уроке, вот почему у меня преобладают творческие способы организации
познавательной деятельности Используя частично-поисковый метод, обучая детей решению
проблемных вопросов и заданий. Читая с детьми текст: «Наступила весна. Вернулись из
дальних стран старые знакомые - грачи Маша и Миша. Маша увидела красивое большое
дерево с широкими удобными ветками. «Вот здесь и будет наша уютная квартира!» - сказала
Маша. Пока Миша летал в поисках стройматериала для гнезда, ветер изменился. Дым от
возвышающейся неподалеку заводской трубы повернул в сторону дерева. Загрустила Маша»,
ставлю перед детьми проблемные вопросы:
1.
Что может произойти с этой местностью из-за халатного отношения людей к природе?
2.
Можно ли считать символом величия человека «лес дымящих труб»?
На моих занятиях дети сами раскрывают взаимосвязь природных объектов. Читая
сочинения ребят о природе, я чувствую их бережное отношение к ней. И тогда я понимаю,
что мои ученики – будущие настоящие хозяева родной земли.