Напоминание

Воспитание бережного отношения к природе"


Автор: Стрельцова Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новоярковская СОШ
Населённый пункт: село Новоярково
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание бережного отношения к природе"
Раздел: начальное образование





Назад




Стрельцова Ольга Павловна, учитель начальных классов, МКОУ Новоярковская СОШ село Новоярково Барабинского района Новосибирской области Воспитание бережного отношения к природе Систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, разностороннее развитие младших школьников, обобщение их нравственного опыта, формирование у учащихся навыков поведения в природной и социальной среде позволяет изучение такого предмета, как «Окружающий мир». Природа и общество рассматривается в нем в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нем человека. Перед детьми раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливает его воспитательный и развивающий потенциал. Младшие школьники получают сведения о неживой и живой природе, о труде людей ближайшего окружения школы и своей области, узнают об изменениях природы и труда людей по временам года. С детьми проводятся систематические наблюдения явлений живой и неживой природы. Очень важно воспитывать в детях чувство необходимости бережно относиться к природе, стремление к милосердию, к непосредственному участию в охране природы. Содержание предмета направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности, в этих целях при изучении каждой темы учащихся необходимо знакомить с мероприятиями по охране природы. Очень важно направлять ребенка на практическую природоохранительную деятельность: заготовка корма для птиц и их подкармливание, сбор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями, выращивание растений. Содержание учебного материала я представляю в виде логических схем, блок-схем, планов, сообщений, занимательного материала. Использование различных форм структурирования учебного материала обеспечивает понимание, запоминание и усвоение учащимися знаний, помогает выделить главное, доказательно сформулировать ответы на вопросы учителя, а также сделать выводы и обобщения. Одни и те же формы работы использую не на каждом уроке, стремлюсь к разнообразию преобразования учебного материала, что делает уроки неповторимыми, интересными для учащихся, способными активизировать их учащимся деятельность. Информационную емкость урока повышают схемы-сигналы, что облегчает учащимся усвоение нового материала. Причем дети сами участвуют в составлении этих сигналов. Например, при изучении темы «Живая и неживая природа»:
Природа

Живая Неживая
человек растения животные земля небо звезды бактерии грибы солнце камни вода Данная тема помогает раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы, способствует формированию у детей единой картины мира. «Что такое природа?» Чтобы дети смогли ответить на этот вопрос, спрашиваю их: Какое время года вы любите больше всего? Почему? Что, по-вашему, в природе самое-самое красивое? О чем вам особенно хотелось бы узнать на уроке?
На доске вывешивается опорная схема: «Природа – источник». На схеме источники природы: красота, доброта, вода, воздух, пища, укрепление здоровья, познания, материал для хозяйственной деятельности. Детям зачитываю отрывок из стихотворения Сегмеда Вургуна: Давай пройдемся медленно по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее. Значит, природа – источник доброты. Аналогично разбираем остальные источники природы. Из дополнительной литературы использую статьи из журналов «Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство», энциклопедические словари, художественную литературу и др. зачитываю детям рассказ М. М. Пришвина «Березовый сок»: «Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли сокодвижение. Лягушки прыгают – значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, - есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы – есть сок в березе». После прочтения задаю детям вопросы: По каким признакам определяется сокодвижение в березе? Как это сделать, не повредив дерево? На данном примере говорим о том, что к растениям нужно относиться бережно. Дети сами рассказывают о важности растений для человека. Раскрывают связь: природа – общество. Поиск путей совершенствования урока, желание сделать уроки интересными для детей, чтобы учение было для них увлекательным занятием, а не обузой, заставили меня исключить из средств воздействия на учащихся принуждение. Я стараюсь построить урок так, чтобы у детей появилось желание учиться с интересом. И немалую роль в этом играют способы положительной мотивации. Большую помощь в развитии положительных мотивов оказывает игра. Например: «Экологическая почта». Цель данной игры – составление пакета экологической почты. Пакет составляется на основе выявленных детьми сигналов о неблагополучном состоянии окружающей среды, небрежных по отношению к природе действий человека. Дети рассказывают о мусоре летом на озере Чаны, о том, что некоторые люди моют машины на берегу озера, зимой ездят по льду. В лесах у нас вырубается много деревьев, цветы рвут охапками. Машины загрязняют воздух выхлопными газами. Дети рисуют плакаты «Берегите природу!», которые я потом показываю родителям. В своих рисунках дети как бы призывают взрослых беречь природу, оберегать её. На уроках совершаем заочные путешествия. Совершая путешествие по страницам «Живой газете», ребята выступают в роли корреспондентов и готовят сообщения. В конце занятия делаем вывод о том, что нужно бережно относиться к природе. Составляем с детьми правила поведения в природе. Бережно относиться нужно не только к растениям и животным, но и к другим объектам природы – к воде, к воздуху. Предлагаю детям дома вместе с родителями составить правила поведения в природе. Разметов Руслан вместе с мамой составили памятку «Как вести себя у водоема» и нарисовали плакат «Не делай так на берегу озера Чаны!». Большой педагогический эффект дает формирование положительных мотивов учения оценивание работы детей на уроке. Каждую отметку комментирую. Ребят с невысоким уровнем похваливаю, у них появляется интерес и желание работать. Наблюдения за учащимися показали мне, что дети отдают предпочтение творческим видам работы на уроке, вот почему у меня преобладают творческие способы организации познавательной деятельности Используя частично-поисковый метод, обучая детей решению проблемных вопросов и заданий. Читая с детьми текст: «Наступила весна. Вернулись из дальних стран старые знакомые - грачи Маша и Миша. Маша увидела красивое большое дерево с широкими удобными ветками. «Вот здесь и будет наша уютная квартира!» - сказала
Маша. Пока Миша летал в поисках стройматериала для гнезда, ветер изменился. Дым от возвышающейся неподалеку заводской трубы повернул в сторону дерева. Загрустила Маша», ставлю перед детьми проблемные вопросы: 1. Что может произойти с этой местностью из-за халатного отношения людей к природе? 2. Можно ли считать символом величия человека «лес дымящих труб»? На моих занятиях дети сами раскрывают взаимосвязь природных объектов. Читая сочинения ребят о природе, я чувствую их бережное отношение к ней. И тогда я понимаю, что мои ученики – будущие настоящие хозяева родной земли.


В раздел образования