Напоминание

На уроке физкультуры в младших классах – два учителя.


Автор: Снегирёв Владимир Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Красногорбатская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Красная Горбатка
Наименование материала: статья
Тема: На уроке физкультуры в младших классах – два учителя.
Раздел: начальное образование





Назад




На уроке физкультуры в младших классах – два учителя.

В данной статье мне хотелось рассказать о своем опыте работы в

начальных классах. При этом сразу оговоримся: мы отнюдь не претендуем на

нечто новое в методике проведения уроков. Мы просто постарались изложить

в статье основные принципы своей работы с детьми начальных классов.

Многие

специалисты

рекомендуют

все

уроки

физической

культуры

проводить на открытом воздухе. Основной довод – закаливание. На наш

взгляд, это утверждение спорно. Закаливанием нужно заниматься ежедневно.

Для получения необходимого эффекта эту работу надо осуществлять и в

группах

продленного

дня,

и

на

внеклассных

занятиях,

и

в

домашних

условиях. В нашей климатической зоне, в средней полосе страны, без занятий

в спортивном зале осенью и ранней весной не обойтись. Да и некоторые

разделы программы, особенно в начальных классах, можно пройти только в

условиях зала.

Мы планируем свою работу так. В сентябре и, пока позволяют условия, в

октябре

проводим

уроки

на

пришкольных

площадках.

В

конце

октября,

ноябре и первой половине декабря – в спортивном зале. С выпадением

достаточного количества снега уже в декабре выходим на открытый воздух и

занимаемся по разделу лыжной подготовки, пока позволяет снежный покров.

С середины марта уроки вновь идут в спортивном зале, а затем, до окончания

учебного года, - на пришкольных спортивных площадках. Таким образом,

получается, что мы до 6 месяцев проводим занятия на воздухе. Думается, что

это – оптимальный вариант.

Проведение уроков в спортивном зале связано с большими трудностями.

Школа

наша

типовая.

Спортивный

зал

один,

в

котором

кроме

уроков

физической культуры проходят также занятия спортивных секций и групп

ОФП по параллелям классов.

Расписание уроков в начальных классах составлено так, чтобы в зале

одновременно занимались два класса одной параллели. В начале года мы

распределяем классы, в которых работаем, например, следующим образом:

один из нас является учителем в 1А и в 1Б классах, второй – в 1В и 1Г. На

следующий год меняемся классами.

Мы, конечно, понимаем, что намного эффективнее работать в зале с

одним

классом,

но

одновременно

убеждены,

что

лучше

заниматься

одновременно двум класса в специально оборудованном спортивном зале.

Когда

в

зале одновременно

занимаются

свыше

45-50

учащихся,

возникает проблема управления ими. Поэтому мы договорились между собой

и поделили обязанности на уроке. В понедельник, среду и пятницу один из

нас является старшим учителем, второй ему помогает, а во вторник, четверг

меняемся обязанностями. В обязанность старшего учителя входит проведение

вводной и заключительной частей урока, руководство классами, организация

перестроений,

направленность

обучения,

проведение

подвижных

игр,

1

выставление оценок. Второй учитель ему во всем активно помогает, а также

страхует учащихся и больше занимается с отстающими учениками.

Для управления учащимися применяем систему зрительных сигналов.

Например, учитель поднимает вверх правую руку и вращает над головой.

Увидев этот сигнал, ученики, чем бы они в этот момент не занимались,

прекращают выполнять свое задание и начинают произвольно передвигаться

по залу, соблюдая лишь одно правило: бежать разрешается только против

часовой

стрелки.

Учитель

просто

поднял

правую

руку

вверх

все

прекращают движение, становятся лицом к учителю по стойке «Смирно!» в

том месте, где их застал сигнал. Если учащиеся в это время выполняли какое-

либо упражнение, а кто-то сидел на скамейке, то сидящие встают. Учитель

опускает правую руку вниз – все принимают положение упор присев. Правая

рука в сторону-вправо – упор лежа с поворотом вправо, левая рука в сторону-

влево – упор лежа с поворотом влево. Учитель вытягивает руки вперед перед

грудью – каждый класс становится в колонну по три перед учителем. Левая

рука в сторону – классы становятся в одну шеренгу.

Применяемые сигналы простые, но они воспитывают у детей внимание,

а учителю помогают быстро перестраивать классы, переключать учащихся с

одной двигательной деятельности на другую. Содержится в них и элемент

эмоциональной разрядки. Нельзя также забывать, что работая одновременно

с 45-50 учащимися, организовать их лишь с помощью команд, подаваемых

голосом,

необычайно

трудно,

а

порой

и

невозможно,

если

команде

предшествовала, например, подвижная игра.

На первых уроках в 1 классе изучаем эти сигналы в процессе игр и

постепенно

вырабатываем

у

ребят

привычку

следить

за

сигналами-

командами

и

правильно

их

выполнять.

Каждый

класс

разбиваем

на

три

отделения. На уроке у нас занимаются обычно 6 отделений, составляемых из

мальчиков

и

девочек.

Постоянный

состав

отделений

позволяет

ребятам

быстро

строиться

перед

учителем

в

колонну

по

три.

На

первых

уроках

обязательно в виде игры проводим проверку, кто в каком отделении стоит, кто

за кем. И учащиеся быстро запоминают свои места.

С первых уроков большое внимание обращаем на спортивную форму.

Это с младших классов приучает учеников к аккуратности, опрятности, они

внимательно следят за своим внешним видом.

Коротко

коснемся

методики

проведения

уроков

в

двух

классах

одновременно по различным разделам программы. Раздел гимнастики. Делим

учащихся на 4 отделения: 2 отделения мальчиков 2 девочек. Работаем на 4

станциях.

Например:

1-я

станция

лазание

по

канату

произвольным

способом под руководством учителя; 2-я станция – прыжки через скакалку,

определенное количество подходов ученики выполняют самостоятельно; 3-я

станция

акробатические

упражнения

под

руководством

учителя;

4-я

станция

подтягивание

на

высокой

(мальчики)

и

низкой

(девочки)

перекладине.

Для

самостоятельного

выполнения

подбираем

упражнения

доступные, не требующие страховки и позволяющие выполнять их многим

ученикам одновременно. Чтобы увеличить количество подходов, применяем

навесные

перекладины,

гимнастические

скамейки,

скакалки

(на

каждого

2

ученика), и т.п. Наличие в классе двух учителей позволяет учащимся сразу

на двух станциях под их контролем и их помощью выполнять сложные в

техническом плане упражнения.

Естественно, так же, как и на уроках в зале, вариантов проведения

занятий на открытом воздухе очень много. На улице ребята довольно часто

практикуются

в

преодолении

специально

сооруженной

в

городке

для

младших школьников полосы препятствий. Большое место в уроках отводим

подвижным играм. Стараемся в основном выбирать игры такие, чтобы в них

могли участвовать все учащиеся («Салки», «Невод», «У медведя во бору»,

«Караси и щуки» и др.) Проводим также всевозможные эстафеты. Играем

класс на класс, мальчики одного класса против мальчиков другого и т.д.

В зимнее время по возможности все уроки проводим на лыжах. Считаем,

что не следует сдваивать лыжные уроки в начальных классах. При сдвоенных

уроках

получается

перерыв

между

занятиями

и

обучение

технике

передвижений на лыжах затрудняется, ребята забывают изученный материал,

утрачивают двигательные навыки, полученные на уроке, так как количество

повторений

ограничено.

Кроме

того,

дети

младшего

школьного

возраста

очень быстро устают, особенно на первых уроках, и на длительных занятиях

всегда

присутствует

опасность

переохлаждения.

Уроки

проводим

на

школьной площадке, где прокладываем 4 замкнутые лыжни – 2 по 100 м и 2

по 200 м – с небольшими подъемами и спусками.

По звонку выводим учащихся из здания школы, и около самого входа в

нее они сразу встают на лыжи. Учитель, который на данном уроке является

старшим, ведет школьников на тренировочную лыжню, а второй оказывает

помощь ребятам в подгонке креплений. Таким образом, учащиеся, которые

быстро

надели

лыжи,

двигаются

под

присмотром

старшего

учителя

по

тренировочной

лыжне,

а

не

мерзнут

в

ожидании

отставших.

Когда

все

школьники встанут на лыжи, начинаем урок по заранее намеченному плану.

По окончании урока старший учитель заводит ребят в школу и проверяет

лыжный инвентарь. Второй педагог остается на улице до тех пор, пока не

окажет каждому необходимую помощь и все учащиеся не войдут в здание

школы.

На первых 5-6 уроках по лыжной подготовке в 1 классе ставим задачу

обучить

учащихся

передвижению

скользящим

шагом,

умению

держать

равновесие

при

передвижении.

Для

выполнения

данных

задач

проводим

уроки без палок. При обучении передвижению без палок ученики младших

классов быстрее обретают уверенность, ведь зачастую лыжные палки в этом

возрасте служат для них лишь дополнительной опорой в целях сохранения

равновесия,

а

не

как

средство

отталкивания

для

увеличения

скорости

передвижения.

Анализируя свою работу в начальных классах, мы пришли к таким

выводам.

По-нашему

мнению,

применяемая

нами

организация

работы

в

начальных классах приемлема для условий школы. Одновременно, хотя наш

педагогический стаж равен 20 годам, мы для себя обнаружили, что работать в

начальных классах намного сложнее, чем в среднем и старшем звене. В

контакте

с

младшими

школьниками

несравненно

возрастает

значение

3

личностных качеств учителя. От него требуется больше доброты, понимания

каждого

ребенка,

умение

включать

в

работу

весь

свой

арсенал

педагогических средств, тактичное соблюдение приемов оценки и поощрения

учащихся, умение вести урок на высоком эмоциональном уровне. В целом же

мы считаем, что при нашем, возможно и спорном, методе работы качество

обучения

повысилось.

Появилось

больше

времени

на

индивидуальный

подход в работе с учениками. Мы узнаем в начальных классах всех учеников

школы,

их

физические

достоинства

и

недостатки.

У

нас

нет

«чужих

учеников», что бывает, к сожалению, в больших школах. В свою очередь,

учащиеся привыкают, что у них два учителя с равными правами, и не делят

их на «своего» и «чужого». Совместные уроки способствуют дружбе между

классами. Увеличилось и чисто методические возможности урока.

Очень важно также, что, проводя уроки вдвоем, мы перенимаем друг у

друга

все

лучшее,

что

есть

в

нашем

активе.

Такая

работа

способствует

взаимному

поиску

новых

решений,

творчеству

на

уроках

физической

культуры.

Большую помощь в физическом воспитании учащихся младших классов

могут

оказать

их

родители.

Как

правило,

они

сами

еще

увлекаются

физической культурой и спортом, и с их помощью надо постараться приучить

детей к повседневным занятиям физическими упражнениями.

В настоящем учебном году сделали акцент на внеклассной работе. С

учащимися 1-4 классов проводим ежемесячно соревнования по программе

«Веселых

стартов»,

дни

здоровья,

неделю

бега

и

др.

К

участию

в

соревнованиях стремимся привлекать полностью весь класс, как правило,

вместе

с

родителями.

Программы

соревнований

составляем

с

учетом

программного материала данной четверти. Программа несложная, подбираем

упражнения,

хорошо

известнее

учащимся

и

не

требующие

специальных

тренировок. Особенно это требование соблюдаем в эстафетах, в которых

принимают участие и родители учащихся, чтобы не поставить их в неудобное

положение перед

детьми. В каждой эстафете от класса выступают новые

участники. Обязательно проводим подвижные игры, где в роли водящих

обычно выступают родители. Каждый конкурс оцениваем так: 1 место – 5

очков, 2 – 3, 3 – 2 очка. Награждаем отдельно за каждый конкурс. Определяем

победителя и в общем зачете. С помощью таких простых форм занятий

физическими упражнениями стараемся привлечь родителей и их детей к

совместным занятиям физической культурой и спортом. В марте у нас в

школе

проходит

неделя

лыжного

спорта.

Принимают

участие

в

ней

и

учащиеся 1-4 классов. Младшие школьники соревнуются на дистанции 1 км.

Трассу прокладываем по слабо пересеченной местности в сосновом бору на

живописном берегу реки Колпь в 10 мин. ходьбы от школы, где проводим

уроки по лыжной подготовке со старшими классами. Готовим 2 параллельные

лыжни,

а

в

стартовом

коридоре

4.

Старт

принимают

сразу

4

человека.

Проходит 15-20 мин., и класс заканчивает соревнования. Для каждого класса

определяем время старта. К этому времени участники приходят в стартовый

городок.

4

Как

подводим

итоги

соревнования?

Определяем

сумму

5

лучших

результатов отдельно у мальчиков и девочек. Складываем обе суммы и еще 5

худших результатов от класса независимо от пола учащихся. Учитываем

также количество школьников, не принявших участие в соревнованиях без

уважительных причин. Класс-победитель, а также победителей в личных

соревнованиях награждаем грамотами.

В конце учебного года проводим спортивный праздник для учащихся

начальных классов. Ребята из 1-2 классов участвуют в эстафетах с бегом и

прыжками, а также в подвижных играх. Школьники 3-4 классов соревнуются

по программе многоборья. Этими соревнованиями подводим своеобразный

итог

обучению

ребят

в

начальной

школе,

определяем

их

физическую

подготовленность, лучшим рекомендуем серьезно заняться тем или иным

видом спорта в спортивных секциях.

5



В раздел образования