Автор: Шевченко Марина Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ "Школа № 37"
Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск,Кемеровская область
Наименование материала: консультация для родителей ребенка с ОВЗ
Тема: Учимся вместе с ребенком
Раздел: начальное образование
Консультация для родителей ребенка с ОВЗ
«Учимся вместе с ребенком »
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь
народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего
отца”, “впитал с молоком матери”.
Задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать
достойного, образованного гражданина нашего общества, но заменить родителей не может
ни кто.
Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем
треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача,
познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А
задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья
нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо
жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.
Сегодня мы будем говорить о чтении как виде деятельности .
Чтение — это вид речедвигательной деятельности, очень сложный
психофизиологический процесс, и, как один из видов письменной речи, является более
поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется
на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В
процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым,
произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется
деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь
является зрительно- слухомоторным образованием.
Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам устная, письменная речь и
чтение тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне связи, вне единства.
Начальная школа ставит перед учеником сложную задачу — овладение письменной
речью, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения. В
дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма. Письмо и чтение служат
«базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых строится все дальнейшее обучение, а
значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет
отставать в учебе и не только по предмету «русский язык».
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня
устной речи, развития памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым
анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного
восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики, наглядно-
образного мышления, памяти, внимания, а также определенного уровня общего развития
ребенка.
И так приступая к выполнению любой деятельности необходимо создать положительный
эмоциональный настрой.
Я предлагаю выполнить упражнение «Азбука добрых слов».
( Передаем друг другу мячик и говорим добрые слова «Какие вы сегодня добрые, умные,
красивые, доброжелательные, прилежные и т.д. ).
Молодцы!
Успешное овладение чтением невозможно без хорошо развитого процесса памяти.
Одним из главных критериев хорошей работы памяти, является непрерывный
достаточный ночной сон. Мозг, как и тело нуждается в отдыхе. Не зря многие отмечают,
что на «свежую» голову работается и думается легче.
Развивать память помогают следующие несложные упражнения ,которые вы сможете
выполнять вместе с ребенком.
1. Упражнения для развития зрительной памяти
- показываем ребенку картинку в течении двух минут ,затем убираем
(назови какие предметы были на картинке?)
-Положите на стол несколько предметов, разглядеть отвернутся и описать какие предметы
были на столе.
2.Упражнения для развития слуховой памяти
- запоминание слов, запоминание групп слов, заучивание коротких стихотворений ( вы
читаете – ребенок повторяет и запоминает).
3. Упражнения для развития внимания
- Чем отличаются эти две картинки?
4. Упражнения для развития мышления
Четвертый лишний;
Назови одним словом.
Последовательные картинки (что сначала , что потом)
5. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно
координированных движений пальцев и кистей рук. Например, в банку с крупой, песком,
бобовыми опускают мелкие игрушки, и ребенок старается на ощупь их. Опознание
предметов, букв, цифр на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный
мешочек»).
2.
Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игры, например, с мячиком СуДжоком, также с
разными подручными предметами круглой формы (орех): ребенок катает мячик между
ладонями и приговаривает: «Здравствуй, мой любимый мячик! Скажет утром каждый
пальчик». Игры с пальчиками, где кончик большого пальца правой руки поочередно
касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики
здороваются»); так же и с левой рукой.
3.
Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, и
др.).
4.
Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»; также игры с резиновыми
кольцами, которые надо поочередно левой и правой рукой сжимать.
5.
Работа с бумагой: складывать, вырезать, оригами, выполнять аппликации, рвать
бумагу на мелкие части и др.
6.
Лепка из глины, пластилина, соленого теста различных предметов, фигур, букв,
цифр и др.
7.
Игры со счетными палочками, спичками, мозаикой, с бусинками, пуговицами,
(выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
8.
Игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание
/открывание замков, застегивание-расстегивание молний, пуговиц, липучек.
9.
Нанизывание на палочку колечек пирамидки, на веревочку — бусин, пуговиц,
макаронин, бисера.
10.
Закрашивание и раскрашивание; штриховка фигур, обведение по контуру, соедини
по точкам, цифрам, буквам; рисование нетрадиционными способами: ладошками,
пальчиками; рисование с помощью трафаретов, рисование пальчиками на подносе по
крупе, по стеклу, по песку; рисование на листе бумаги пальцами, ватой или воском с
использованием разного вида красок.
11.
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички
или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя
указательными, двумя средними и т.д.).
12.
Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья, ягоды и
т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
13.
Пальчиковый театр (сказочные персонажи, сделанные из бумаги, ткани), где
ребенок проигрывает сценки из сказок, игры с мелкими предметами (киндер-игрушками,
плетение бисером).
14.
Игры с матрешками, кубиками, пирамидками, с различного вида конструкторами.
15.
Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге: «фигурные
линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную
дорожку, соединив линию, штриховку или провести линию посередине фигурной
дорожки, если она двойная, провести по назначенному направлению линию по фигуре
(снизу/вверх, сверху/вниз, слева/на право, справа/налево)).
У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают
развить чувство ритма, воображение.
Все психологические процессы взаимосвязаны. И развивая каждый из них мы развиваем
наших детей и помогаем им усваивать программу обучения.
И в заключении я предлагаю вам выполнить следующее задание
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана Каким
вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать?
Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток),
поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
(При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. -
Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые
люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а
стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми.