Напоминание

Учимся вместе с ребенком


Автор: Шевченко Марина Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ "Школа № 37"
Населённый пункт: г.Анжеро-Судженск,Кемеровская область
Наименование материала: консультация для родителей ребенка с ОВЗ
Тема: Учимся вместе с ребенком
Раздел: начальное образование





Назад




Консультация для родителей ребенка с ОВЗ

«Учимся вместе с ребенком »

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь

народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего

отца”, “впитал с молоком матери”.

Задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать

достойного, образованного гражданина нашего общества, но заменить родителей не может

ни кто.

Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем

треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача,

познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А

задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья

нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

Отсюда вывод: нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы ребенку хорошо

жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.

Сегодня мы будем говорить о чтении как виде деятельности .

Чтение — это вид речедвигательной деятельности, очень сложный

психофизиологический процесс, и, как один из видов письменной речи, является более

поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется

на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В

процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым,

произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется

деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь

является зрительно- слухомоторным образованием.

Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам устная, письменная речь и

чтение тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне связи, вне единства.

Начальная школа ставит перед учеником сложную задачу — овладение письменной

речью, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения. В

дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма. Письмо и чтение служат

«базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых строится все дальнейшее обучение, а

значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет

отставать в учебе и не только по предмету «русский язык».

Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня

устной речи, развития памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым

анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного

восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики, наглядно-

образного мышления, памяти, внимания, а также определенного уровня общего развития

ребенка.

И так приступая к выполнению любой деятельности необходимо создать положительный

эмоциональный настрой.

Я предлагаю выполнить упражнение «Азбука добрых слов».

( Передаем друг другу мячик и говорим добрые слова «Какие вы сегодня добрые, умные,

красивые, доброжелательные, прилежные и т.д. ).

Молодцы!

Успешное овладение чтением невозможно без хорошо развитого процесса памяти.

Одним из главных критериев хорошей работы памяти, является непрерывный

достаточный ночной сон. Мозг, как и тело нуждается в отдыхе. Не зря многие отмечают,

что на «свежую» голову работается и думается легче.

Развивать память помогают следующие несложные упражнения ,которые вы сможете

выполнять вместе с ребенком.

1. Упражнения для развития зрительной памяти

- показываем ребенку картинку в течении двух минут ,затем убираем

(назови какие предметы были на картинке?)

-Положите на стол несколько предметов, разглядеть отвернутся и описать какие предметы

были на столе.

2.Упражнения для развития слуховой памяти

- запоминание слов, запоминание групп слов, заучивание коротких стихотворений ( вы

читаете – ребенок повторяет и запоминает).

3. Упражнения для развития внимания

- Чем отличаются эти две картинки?

4. Упражнения для развития мышления

Четвертый лишний;

Назови одним словом.

Последовательные картинки (что сначала , что потом)

5. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно

координированных движений пальцев и кистей рук. Например, в банку с крупой, песком,

бобовыми опускают мелкие игрушки, и ребенок старается на ощупь их. Опознание

предметов, букв, цифр на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный

мешочек»).

2.

Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игры, например, с мячиком СуДжоком, также с

разными подручными предметами круглой формы (орех): ребенок катает мячик между

ладонями и приговаривает: «Здравствуй, мой любимый мячик! Скажет утром каждый

пальчик». Игры с пальчиками, где кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики

здороваются»); так же и с левой рукой.

3.

Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, и

др.).

4.

Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»; также игры с резиновыми

кольцами, которые надо поочередно левой и правой рукой сжимать.

5.

Работа с бумагой: складывать, вырезать, оригами, выполнять аппликации, рвать

бумагу на мелкие части и др.

6.

Лепка из глины, пластилина, соленого теста различных предметов, фигур, букв,

цифр и др.

7.

Игры со счетными палочками, спичками, мозаикой, с бусинками, пуговицами,

(выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).

8.

Игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание

/открывание замков, застегивание-расстегивание молний, пуговиц, липучек.

9.

Нанизывание на палочку колечек пирамидки, на веревочку — бусин, пуговиц,

макаронин, бисера.

10.

Закрашивание и раскрашивание; штриховка фигур, обведение по контуру, соедини

по точкам, цифрам, буквам; рисование нетрадиционными способами: ладошками,

пальчиками; рисование с помощью трафаретов, рисование пальчиками на подносе по

крупе, по стеклу, по песку; рисование на листе бумаги пальцами, ватой или воском с

использованием разного вида красок.

11.

Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички

или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя

указательными, двумя средними и т.д.).

12.

Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья, ягоды и

т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.

13.

Пальчиковый театр (сказочные персонажи, сделанные из бумаги, ткани), где

ребенок проигрывает сценки из сказок, игры с мелкими предметами (киндер-игрушками,

плетение бисером).

14.

Игры с матрешками, кубиками, пирамидками, с различного вида конструкторами.

15.

Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге: «фигурные

линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную

дорожку, соединив линию, штриховку или провести линию посередине фигурной

дорожки, если она двойная, провести по назначенному направлению линию по фигуре

(снизу/вверх, сверху/вниз, слева/на право, справа/налево)).

У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают

развить чувство ритма, воображение.

Все психологические процессы взаимосвязаны. И развивая каждый из них мы развиваем

наших детей и помогаем им усваивать программу обучения.

И в заключении я предлагаю вам выполнить следующее задание

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана Каким

вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать?

Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток),

поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?

(При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. -

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые

люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а

стала еще богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми.



В раздел образования