Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.
Автор: Строкань Лилия Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24" Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: методическая разработка для руководителя методического объединения классных руководителей Тема: Совершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении. Раздел: начальное образование
Совершенствование деятельности классного руководителя в
современном образовательном учреждении
Проблема совершенствования деятельности классного руководителя
в современном образовательном учреждении очевидна.
В течение последних нескольких учебных лет в работе классных
руководителей были выявлены следующие проблемы и недостатки:
планы работы классных руководителей не скоординированы с
перспективным планом работы образовательного учреждения,
концепцией воспитательной системы, комплексно-целевыми
программами, воспитательная работа в классе осуществляется
без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей,
без анализа воспитательной работы за прошлый учебный год;
в работе классных руководителей отсутствует система
воспитательной работы, воспитательные мероприятия
планируются бессистемно, учащиеся не участвуют в
планировании воспитательной деятельности;
не планируется и не проводится в системе индивидуальная
работа с учащимися и родителями;
не проводится работа по изучению эффективности
воспитательного процесса;
родители не становятся полноправными участниками
воспитательного процесса;
со стороны администрации образовательных учреждений не
уделяется должного внимания созданию условий для
повышения качества профессиональной деятельности
классных руководителей, не осуществляется должный
контроль;
не обобщается актуальный педагогический опыт работы
классных руководителей;
методические объединения не играют ведущей роли в
повышении профессиональной компетенции классных
руководителей;
слабо проявляется интерес у классных руководителей к
овладению новыми технологиями в организации
воспитательного процесса, педагогической диагностики
результатов воспитательного процесса;
воспитательная работа в классе строится без учета интересов,
способностей и возрастных особенностей учащихся в классе,
уровня их самоопределения;
не осознается классными руководителями ответственность за
социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося,
а не только мотивированных на учение и трудных школьников;
поиск новых способов, форм и содержания воспитательной
работы не рассматривается большинством классных
руководителей как необходимое условие результативности
воспитательного процесса и учета интересов учащихся;
недостаточно учитывается качество работы классного
руководителя по уровню обученности и воспитанности при
осуществлении материального стимулирования.
При определении содержания деятельности классных руководителей
необходимо руководствоваться:
-методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ
«Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работникамигосударственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений» (Приказ №21 от 03.02.2006 г., «Вестник образования» №11
2006г). На основе данного документа в каждом образовательном
учреждении необходимо разработать Положение о деятельности классного
руководителя с учетом специфики образовательного учреждения.
-ФГОС начального общего образования;
-ФГОС основного общего образования;
-ФГОС среднего(полного) общего образования;
-Указом президента «О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017годы»;
-Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
-Законом «Об образовании».
Классный руководитель остается центральной фигурой
воспитательного процесса в образовательном учреждении. Он обязан
реализовывать функции воспитателя, организатора творческой
деятельности детей, создавать условия для развития их задатков и
способностей, а главное осуществлять социально-педагогическое
сопровождение каждого учащегося класса, защищать учащихся класса в
трудных для них ситуациях, поддерживать инициативы детей в
проектировании собственной деятельности, поощрять самостоятельность,
творчество, учить разрешать конфликты и являться доверенным лицом
учащихся, их советчиком и старшим другом.
От целостности работы классного руководителя во многом зависит
эффективность воспитательного процесса в целом. Неоднократные
попытки повысить результативность воспитания детей без внесения
существенных изменений в содержание и организацию деятельности
классных руководителей, как правило, оказывались неудачными.
Изменение принципов и порядка оплаты труда классных руководителей не
следует рассматривать в качестве самоцели. Оно должно способствовать
повышению качества труда педагогов-воспитателей, формированию
современной модели воспитательной деятельности, адекватной
изменившейся политической, экономической и социально-педагогической
ситуации жизни и развития детей.
Следовательно, надо сначала разработать модельные представления
о современной воспитательной деятельности, назвать и охарактеризовать
основные ее черты, а лишь затем приступить к поиску новых подходов и
способов финансового обеспечения работы классных руководителей. Для
внедрения предлагается модель воспитательной деятельности классного
руководителя в современном образовательном учреждении, предложенную
Е.Н.Степановым. Характерными чертами этой модели являются:
1.
стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива
планирования процесса воспитания;
2.
направленность содержания воспитательной деятельности на
развитие детей;
3.
системность осуществления воспитательного взаимодействия;
ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности
детей;
4.
технологичность работы педагога-воспитателя;
диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.
Рассмотрим каждую из перечисленных черт более детально.
Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная
перспектива планирования процесса воспитания. Классным
руководителям необходимо использовать в своей деятельности такие
методы стратегического планирования, как прогнозирование,
программирование, проектирование, моделирование. С помощью этих
методов разрабатываются перспективные планы работы, авторские
(адаптированные, усовершенствованные) программы воспитания детей на
период от трех до пяти лет или разрабатывают на такой же промежуток
времени концепции воспитательных систем классов. Такой подход
позволяет решить проблемы с целеполаганием, выбором содержания и
способов организации воспитательного процесса, разработкой критериев
и показателей его результативности. Процесс воспитательной
деятельности становится более продуманным, целенаправленным и
эффективным.
Вторая черта – направленность содержания воспитательной деятельности
на развитие детей. Для решения этой проблемы классным руководителям
необходимо иметь: 1) сформированные научные представления о
личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития;
2) о цели воспитания, направленной на развитие личности ребенка; 3)о
развитии основных потенциалов личности (интеллектуальный,
ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или
направлениях личностного развития (умственное, нравственное,
физическое); 4)о проведении массовых мероприятий с целью развития
учащихся; 5)об изучении состояния и эффективности воспитательного
процесса на основе анализа результатов развития школьников, изменений
параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и
классного сообщества в целом.
Третья черта – системность осуществления воспитательного
взаимодействия. Успешно работающие классные руководители
убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не
только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного
сообщества. Создание уникальных и эффективных воспитательных систем
классов позволяет систематизировать воспитательную деятельность в
классе. Во-первых, в соответствии с педагогическим замыслом классного
наставника формулируется название воспитательной системы класса,
которое и выполняет роль системообразующего фактора. Во-вторых,
определяется приоритетный (доминирующий) вид (направление)
деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его
системоинтегрирующий фактор. В-третьих, предпринимаются попытки
объединить воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы
воспитания»: разработка и осуществление целевых (тематических)
программ, систематизация воспитательных дел и мероприятий по
направлениям, связанным с развитием таких потенциалов, как
познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический,
физический; формирование годового круга традиционных дел в классе,
позволяющего оптимально распределить усилия членов классного
сообщества и воспитательные действия во времени. И, наконец,
устанавливаются более тесные взаимосвязи между основными
компонентами воспитательного процесса целевого, содержательного,
организационно-деятельностного и оценочно-результативного.
Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие
индивидуальности детей. Классным руководителям необходимо сделать
процесс воспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е.
направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого
учащегося. К сожалению индивидуальности и процессу ее становления
мало уделяется внимания в практической деятельности. В планах
воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел
«Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются
формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником,
исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных
достижений, проблем в развитии. В практике классного руководства они
часто используют индивидуальностно-ориентированные формы
воспитательного процесса: персональные выставки и концерты,
самопрезентации, смотры личностных достижений, мастерские
самопроектирования, бенефисы, мастер-классы учащихся и т.п. Разработка
и включение форм содействия развитию индивидуальности учеников в
практическую деятельность не только обогащает и повышает качество
воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и желанным
для самих детей, так как в перечисленных формах они участвуют с
удовольствием и высокой активностью.
Пятая черта деятельности успешного классного руководителя – это
технологичность воспитательной работы. Очень часто учитель более
технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного
взаимодействия. В этом можно убедиться на квалификационных
испытаниях, когда учитель может перечислить большое количество
подходов, методов и технологий, используемых на уроке, и в то же время
затрудняется назвать более трех-четырех технологий и методик,
применяемых во внеклассной воспитательной работе. Классным
руководителям необходимо знать и использовать в работе педагогические
технологии организации воспитательного процесса: технологии групповой
деятельности (технология КТД И.П.Иванова, технология ключевых дел
В.А.Караковского, технология групповой деятельности Н.Е.Щурковой),
технологию моделирования воспитательной системы класса, технологию
совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе,
технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного
классного часа, игровые и коммуникативные технологии, технологии
психолого-педагогической диагностики, технологию саморазвития
Г.К.Селевко, технологию ценностно-смыслового диалога
Е.Н.Барышникова, интерактивные технологии и другие.
Шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности классного
руководителя. Многие классные руководители оценивают результаты
воспитательного процесса на «глазок». Диагностика отличается от
обычного изучения тем, что она является многоаспектной, охватывает в
исследовании большое количество объектов, проводится систематически.
А, следовательно, в процессе диагностического изучения формируется
более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе,
явлении, предмете. В процессе воспитания детей выделяют два объекта
диагностики: состояние (ход) воспитательного процесса и его
результативность (эффективность). При изучении первого объекта
состояния (хода) воспитательного процесса предметом диагностики
становятся: а) формирование отношений в коллективе класса
(межличностные и деловые, внутренние и внешние связи и
отношения);б)развитие совместной деятельности (изучение потребностей,
мотивов, умений планировать, организовывать, анализировать
деятельность);в) культура общения учащихся.
Для определения эффективности воспитательного процесса педагогами
разрабатывается целая диагностическая система, состоящая из критериев,
показателей и методик изучения. У каждого классного руководителя
должна быть своя система, ведь в разных классах заметно отличаются друг
от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный,
организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса,
условия его осуществления. Чаще всего мерилом эффективности
воспитательного процесса выступают следующие критерии: развитость
основных потенциалов человека; сформированность коллектива класса,
его репутации и индивидуальности; удовлетворенность учащихся и их
родителей жизнедеятельностью в классе. В соответствии с каждым из
перечисленных критериев подбираются показатели и методики изучения.
Завершая характеристику модели эффективной деятельности классного
руководителя в современных условиях, необходимо заметить, что данные
модельные представления могут быть использованы в целях совершения
оптимального выбора путей и способов научно-методического
обеспечения успешной работы педагогов-воспитателей, определения
содержания самообразовательной работы классных руководителей,
разработки дифференцированной системы оплаты их труда. А это, в свою
очередь, должно способствовать повышению качества процесса
воспитания детей.
В процессе педагогической деятельности и исполнения функций
классного руководителя формируется его профессиональная
компетентность. Профессиональную деятельность классного
руководителя следует рассматривать как непрерывное динамическое
явление, направленное на последовательное усвоение и
совершенствование профессионально-личностных качеств.
В основных направлениях работы в рамках инициативы «Наша новая
школа» определены требования к учителю: «Естественно, новая школа
требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие
психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности
развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других
областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем,
стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников,
открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной
школы».
Характеризуя профессиональную компетентность классного
руководителя, важно выделить следующие положения:
классный руководитель должен хорошо знать теоретические основы
воспитания и владеть методикой воспитания и обучения;
четко определять свое отношение к тем или иным методическим
(воспитательным) системам и технологиям;
владеть педагогической диагностикой, как основой в социально-
педагогическом сопровождении каждого учащегося, как средством и
способом воспитания учащихся;
находиться в творческом поиске новых форм и содержания в реализации
воспитательной деятельности;
стремиться к созданию своего стиля или авторской технологии
воспитательной работы с учащимися;
владеть коммуникативной культурой общения как с детьми, так и с их
родителями, коллегами;
постоянно заботиться о своем личностном и профессиональном
совершенствовании.