Автор: Назаренко Наталья Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школы №1394
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: начальное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Сегодня
школа
нацелена
на
достижение
нового,
современного
качества
образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть
ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно
же
-
умением
учиться.
Прежде
всего,
у
ученика
должны
быть
сформированы
универсальные
учебные
действия
(УУД).
Об
этом
нам
говорят
федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их
реализовывать,
у
меня
возникла
необходимость
изучить
и
использовать
в
своей
педагогической
деятельности
современные
образовательные
технологии.
Но
прежде
выясним, что такое технология.
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность
методов
и
процессов
преобразования
исходных
материалов,
позволяющих
получить
продукцию с заданными параметрами.
П.
И.
Пидкасистый
характеризует
технологию
обучения
(педагогическая
технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению
принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых
дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Г. М. Коджаспирова
дает
понятие образовательной
технологии
–
это
система
способов,
приемов,
шагов,
последовательность
выполнения
которых
обеспечивает
решение
задач
воспитания,
обучения
и
развития
личности
воспитанника,
а
сама
деятельность
представлена
процедурно,
т.
е.
как
определенная
система
действий;
разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде
системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение
основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор
образовательных технологий.
Отвечают
особенностям
новых
стандартов
следующие
образовательные
технологии:
o
технологии личностно-ориентированного
развивающего о б р а з о в а н и я
н а
основе системно-деятельностного подхода
o
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
o
технологии, основанные на создании учебных ситуаций
o
технологии, основанные на реализации проектной деятельности
o
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и
итогового оценивания в учебный процесс
o
ИКТ.
Остановимся подробнее на каждой технологии.
Проектная деятельность
Данная
технология
подразумевает
триаду
действий
учащихся
при
поддержке
и
направляющей
функции
учителя: замысел-реализация-продукт; а
также
прохождение
следующих этапов деятельности:
1.
Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-
либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
2.
Формулирование цели и задач деятельности.
3.
Составление плана и программы.
4.
Выполнение плана.
5.
Презентация готового продукта.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок,
викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих
обязательную
презентацию
полученных
результатов
–
далеко
не
полный
список
примеров проектной деятельности в начальной школе.
Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с
потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения,
как правило, выступают следующие:
формирование
первичных
навыков
работы
с
информацией –
е е поиска
и
сортировки, упорядочивания и хранения;
освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных
и н с т р у м е н т о в
д е я т е л ь н о с т и ,
п р и о б р е т е н и я
н а в ы к о в
р а б о т ы
с общепользовательскими
инструментами ( п р е ж д е
в с е г о ,
с текстовым
редактором и р ед а кт о р ом
п р ез е н т а ц и й, динамическими
т а бл и ц а м и);
различнымимультимедийными
источниками;
н е кот о р ы м и инструментами
коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Технология проблемно-диалогического обучения
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения
нового знания и предполагает следующие этапы урока:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного
образа и т. д.
Технология работы с текстом
Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать
школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших
коммуникативных умений.
Цель технологии – полное понимание текстов.
Средство – три этапа работы с любым текстом:
1.
до чтения текста – просмотровое чтение;
2.
во время чтения текста – изучающее чтение;
3.
после
чтения
текста –
рефлексивное
чтение,
концептуальные
вопросы.
Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
подтекстовой (о
чем
в
тексте
сообщается
в
неявном
виде,
читается
«между
строк»);
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на
уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в
диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет
правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму
своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо
делать и сам ставит себе отметку.
Игровые технологии
Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются
индивидуальные
характеристики
учащихся,
необходимые
для
достижения
поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями,
привлеченными
дополнительными
средствами
–
наглядными
пособиями,
учебниками, компьютерными технологиями и др.
Использование
современных
образовательных
технологий
на
уроках
позволяет
сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц,
графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять
признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения,
вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.