Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС


Автор: Назаренко Наталья Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школы №1394
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Сегодня

школа

нацелена

на

достижение

нового,

современного

качества

образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть

ученик, выходя из стен начальной школы?

Конечно

же

-

умением

учиться.

Прежде

всего,

у

ученика

должны

быть

сформированы

универсальные

учебные

действия

(УУД).

Об

этом

нам

говорят

федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их

реализовывать,

у

меня

возникла

необходимость

изучить

и

использовать

в

своей

педагогической

деятельности

современные

образовательные

технологии.

Но

прежде

выясним, что такое технология.

Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность

методов

и

процессов

преобразования

исходных

материалов,

позволяющих

получить

продукцию с заданными параметрами.

П.

И.

Пидкасистый

характеризует

технологию

обучения

(педагогическая

технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению

принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых

дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Г. М. Коджаспирова

дает

понятие образовательной

технологии

это

система

способов,

приемов,

шагов,

последовательность

выполнения

которых

обеспечивает

решение

задач

воспитания,

обучения

и

развития

личности

воспитанника,

а

сама

деятельность

представлена

процедурно,

т.

е.

как

определенная

система

действий;

разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде

системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение

основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор

образовательных технологий.

Отвечают

особенностям

новых

стандартов

следующие

образовательные

технологии:

o

технологии личностно-ориентированного

развивающего о б р а з о в а н и я

н а

основе системно-деятельностного подхода

o

технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

o

технологии, основанные на создании учебных ситуаций

o

технологии, основанные на реализации проектной деятельности

o

технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и

итогового оценивания в учебный процесс

o

ИКТ.

Остановимся подробнее на каждой технологии.

Проектная деятельность

Данная

технология

подразумевает

триаду

действий

учащихся

при

поддержке

и

направляющей

функции

учителя: замысел-реализация-продукт; а

также

прохождение

следующих этапов деятельности:

1.

Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-

либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2.

Формулирование цели и задач деятельности.

3.

Составление плана и программы.

4.

Выполнение плана.

5.

Презентация готового продукта.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок,

викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих

обязательную

презентацию

полученных

результатов

далеко

не

полный

список

примеров проектной деятельности в начальной школе.

Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с

потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

инструменты «взрослой» информационной деятельности,

среда информационной поддержки учебного процесса,

гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения,

как правило, выступают следующие:

формирование

первичных

навыков

работы

с

информацией –

е е поиска

и

сортировки, упорядочивания и хранения;

освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных

и н с т р у м е н т о в

д е я т е л ь н о с т и ,

п р и о б р е т е н и я

н а в ы к о в

р а б о т ы

с общепользовательскими

инструментами ( п р е ж д е

в с е г о ,

с текстовым

редактором и р ед а кт о р ом

п р ез е н т а ц и й, динамическими

т а бл и ц а м и);

различнымимультимедийными

источниками;

н е кот о р ы м и инструментами

коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Технология проблемно-диалогического обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения

нового знания и предполагает следующие этапы урока:

создание проблемной ситуации,

формулирование учебной проблемы,

актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,

поиск решения проблемы, открытие нового знания,

применение нового знания,

выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного

образа и т. д.

Технология работы с текстом

Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать

школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших

коммуникативных умений.

Цель технологии – полное понимание текстов.

Средство – три этапа работы с любым текстом:

1.

до чтения текста просмотровое чтение;

2.

во время чтения текстаизучающее чтение;

3.

после

чтения

текста –

рефлексивное

чтение,

концептуальные

вопросы.

Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);

подтекстовой (о

чем

в

тексте

сообщается

в

неявном

виде,

читается

«между

строк»);

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на

уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в

диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.

Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет

правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму

своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо

делать и сам ставит себе отметку.

Игровые технологии

Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:

осваиваются правила поведения и роли в группе;

рассматриваются возможности самих групп;

приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются

индивидуальные

характеристики

учащихся,

необходимые

для

достижения

поставленных игровых целей;

накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями,

привлеченными

дополнительными

средствами

наглядными

пособиями,

учебниками, компьютерными технологиями и др.

Использование

современных

образовательных

технологий

на

уроках

позволяет

сформировать умения и навыки работы с информацией:

находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц,

графиков.

сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять

признаки или линии сравнения;

выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения,

вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.



В раздел образования