Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники.
Автор: Гоменок Светлана Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Средняя образовательная школа №2" Населённый пункт: г. Котлас Архангельская область Наименование материала: статья Тема: Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники. Раздел: начальное образование
Гоменок Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо
организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми
разделами курса русского языка. А. В.Текучев
При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует
запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного
звука писать в слабой позиции? Как её запомнить? При знакомстве со "cловарными"
словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны,
находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Сравнительно недавно одним
из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы
в начальной школе педагоги стали рассматривать мнемотехнику. Что же такое
“мнемоника”?
“Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”.
В. И. Даль
“Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить
запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков.
Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника
запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания.
Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных ассоциаций, способствует расширению общего
и лингвистического кругозора школьников, развивает творческое воображение. Этот
способ связан также с научными и практическими исследованиями Л.С.Выготского.
Выготский Л.С. установил, что ребёнок легче и лучше запоминает учебный материал, если
ему помочь некоторыми внешними средствами. Это могут быть картинки, запись в виде
плана, схемы, инструкции.
К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко
используется в начальной школе. Поэтому проблема организации словарно-
орфографической работы на основе приемов мнемотехники так актуальна в современной
методике преподавания русского языка.
Смысл этого приёма в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ,
который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими
же опору,
дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и
запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.
Приведу примеры различных приёмов мнемотехники.
Прием
№
1.
Разъяснение
лексического
смысла
слова,
этимология
слова.
Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций. Фонетические (звуковые) ассоциации (по
схожести звучания).
1) Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.
Песок – пёс спит на песке. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад – на западе
солнце падает.
2) В слове спряталось другое слово. Об лак о, Р один а, соло вей, у лица , столиц а
3) Словарные слова, которые «любят счёт». К ним относятся слова, в которых подряд идут
три буквы И, три буквы Е, три буквы О и т.д.
М о л о к о , к а р а нд а ш, х о р о ш о, б а р а б а н, к а рн а в а л
4) Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определённые ассоциации
и помогает запомнить написание соответствующего словарного слова.
«Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и
часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц
начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое
восклицание.»
5) Соотнесение буквы
с формой предмета. «Колобок», «бочонок», «пуговица», «озеро». Эти предметы по
форме округлые и напоминают букву «О».
с цветом данного предмета. «Берёза» - ствол у берёзы белый;
6) Объединение словарных слов с помощью общей темы. Например, тема: «Огород». На
огороде растут «огурец», «горох», «помидор» и т.д.
Таким образом, перечисленные
овощи, фрукты, любые ягоды похожи по форме на букву «О», и они растут на огороде. Мы
собрали «урожай» круглых, как буква «О», овощей, фруктов и ягод в «корзину» (дно
корзины круглое или овальное, как буква «О»).
Приём
№
3. Графические
ассоциации.
Суть
–
увидеть
сходство
формы
буквы
и
предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в
индивидуальных словариках. К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы,
стихи, рисунки, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том,
что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она
легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и
запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе,
дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не
будет разочарований, неудач, слез. У детей вырабатывается большое внимание к слову, его
структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать,
рассуждать, дискуссировать над словом.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми
написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных
программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит
учащийся, тем богаче его речь, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.
Литература.
1.
Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед,
2009, №5.
2.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.—М., 1983.
3.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога.- М.2004.
4.
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте.- М.,1993.
5.
Общая психология/под ред. Петровского А.В.-М.,1986.