Напоминание

Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники.


Автор: Гоменок Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя образовательная школа №2"
Населённый пункт: г. Котлас Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники.
Раздел: начальное образование





Назад




Гоменок Светлана Викторовна, учитель начальных классов
Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. А. В.Текучев При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как её запомнить? При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе педагоги стали рассматривать мнемотехнику. Что же такое “мнемоника”? “Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”. В. И. Даль “Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков. Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, развивает творческое воображение. Этот способ связан также с научными и практическими исследованиями Л.С.Выготского. Выготский Л.С. установил, что ребёнок легче и лучше запоминает учебный материал, если ему помочь некоторыми внешними средствами. Это могут быть картинки, запись в виде плана, схемы, инструкции. К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Поэтому проблема организации словарно- орфографической работы на основе приемов мнемотехники так актуальна в современной методике преподавания русского языка. Смысл этого приёма в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими
же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Приведу примеры различных приёмов мнемотехники.
Прием



1.

Разъяснение

лексического

смысла

слова,

этимология

слова.

Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.
Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). 1) Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Песок – пёс спит на песке. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад – на западе солнце падает. 2) В слове спряталось другое слово. Об
лак
о, Р
один
а,
соло
вей, у
лица
,
столиц
а 3) Словарные слова, которые «любят счёт». К ним относятся слова, в которых подряд идут три буквы И, три буквы Е, три буквы О и т.д. М
о
л
о
к
о
, к
а
р
а
нд
а
ш, х
о
р
о
ш
о,
б
а
р
а
б
а
н, к
а
рн
а
в
а
л 4) Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определённые ассоциации и помогает запомнить написание соответствующего словарного слова. «Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.»
5) Соотнесение буквы  с формой предмета. «Колобок», «бочонок», «пуговица», «озеро». Эти предметы по форме округлые и напоминают букву «О».  с цветом данного предмета. «Берёза» - ствол у берёзы белый; 6) Объединение словарных слов с помощью общей темы. Например, тема: «Огород». На огороде растут «огурец», «горох», «помидор» и т.д. Таким образом, перечисленные овощи, фрукты, любые ягоды похожи по форме на букву «О», и они растут на огороде. Мы собрали «урожай» круглых, как буква «О», овощей, фруктов и ягод в «корзину» (дно корзины круглое или овальное, как буква «О»).
Приём



3. Графические

ассоциации.
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез. У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Литература. 1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5. 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.—М., 1983. 3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.- М.2004. 4. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте.- М.,1993. 5. Общая психология/под ред. Петровского А.В.-М.,1986.


В раздел образования