Автор: Суханова Светлана Фёдоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Итатская средняя общеобразовательная школа" Томского района Томской области Населённый пункт: с.Томское, Томская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Введение понятия "площадь" (фрагмент урока)" Раздел: начальное образование
Предмет: Математика
Автор: Суханова Светлана Фёдоровна, учитель начальных классов МАОУ «Итатская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Томской области
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний и первичного закрепления.
Тема: Введение понятия «площадь» (фрагмент урока)
Цель: познакомить детей с понятием площадь фигуры
Задачи:
обучающие: ввести понятие «площадь» фигуры, уметь сравнивать площади фигур разными способами
развивающие: развивать логическое мышление, воображение, способствовать овладению действиями сравнения, анализа, сопоставления,
развивать речь детей, коммуникативные качества
воспитывающие: воспитывать аккуратность и прилежание, умение общаться друг с другом, воспитывать уважение друг к другу, интерес к
предмету.
Планируемый результат
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изучению данной темы
- осознание собственной успешности при освоении данной темы
Метапредметные умения:
Познавательные:
- раскрыть значение понятия «площадь фигуры» и использовать его в своём словаре
- определить порядок сравнения площади фигур и обосновывать своё мнение
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с планом
- выполнять учебное действие по алгоритму
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия
- использовать средства речи для представления своего результата
Предметные:
- понимать понятие «площадь» фигуры
- сравнивать площади разных фигур
Ресурсы: И.Аргинская. Математика 3 кл.
ИКТ (Интерактивная доска (ИД) презентация)
Тетрадь, линейка, карандаш
Этап урока
Использование ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1 .
М о т и в и р о в а н и е
к
учебной деятельности (Орг.
момент)
-
Сядьте
все
поудобнее.
Проверьте: всё ли на столе у
вас
в
порядке.
Давайте
улыбнёмся
друг
другу
и
настроимся
на
р а б о ту.
Начнём урок математики.
С л у ш а ю т
у ч и т е л я ,
психологически и эмоционально
настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний.
ИД Слайд №1
На слайде записи:
38 попугаев
5 мартышек
2 слонёнка
Организует
актуализацию
знаний.
- Прочитать данные
записи
-
Что
эти
записи
означают?
- Но удав один и тот
ж е ,
а
п о ч е м у
результаты
измерения разные?
-
Ч т о
з н а ч и т
измерить длину?
-
Какие
единицы
длины вы знает?
Выполняют задание.
1.
Читают
самостоятельно.
2.
Прочитывают
«цепочкой»
вслух
данные записи.
- Это длина удава.
- Длину удава измеряли
разными мерками.
- Узнать, сколько раз в
ней содержится мерка.
(Обучающиеся
называют все известные
им единицы длины).
- Линейкой.
Коммуникативные:
-
п л а н и р о в а н и е
у ч е б н о г о
сотрудничества
с
учителем
и
одноклассниками
- формирование умения слушать
и понимать других
Познавательные:
логиче ские
–
а н а ли з и руют
объект
с
целью
выделения
его
признаков
-
К а к и м
инструментом
мы
сейчас
в
к л а с с е
можем
и зм е р и т ь
длину какого – либо
предмета?
3.
Создание
проблемной
ситуации
№1 (учебник)
Слайд №2 (данные
отрезки
даны
на
слайде)
С л а й д
№ 3
( н а
с л а й д е
д а н ы
ф и г у р ы
и з
№ 2
учебника)
-
Посмотрите
внимательно
и скажите, какие фигуры вы
видите?
-
П о ч е м у
о т р е з к и ?
Доказать?
-
П роч и т ат ь
н а з в а н и е
данных отрезков.
- Эти же отрезки даны на
с т р а н и ц е
у ч е б н и к а .
В о з ь м и т е
л и н е й к у
и
измерьте длину отрезка АВ.
Запишите
его
длину
в
тетрадь в разных единицах
измерения.
(Аналогично
выполняют
работу с отрезком МК)
(Учитель
совме стно
с
д е т ь м и
а н а л и з и р у е т
выполнение
учащимися
данного задания.)
-
Рассмотрите
ф игуры
данные
на
слайде
и
в
у ч е б н и ке .
К а к
о д н и м
словом их можно назвать?
-
Вычислим
п е р и м е т р
одного
многоугольника
по
- Отрезки.
(Обучающиеся
обосновывают
свои ответы)
- Отрезки АВ и МК
(Обучающиеся
самостоятельно
выполняют задание)
- Многоугольники.
(Обучающиеся работают в парах,
с а м о с т о я т е л ь н о
р е ш а ю т
периметр какого многоугольника
они будут вычислять)
- Вычислить длину его сторон.
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
-
постановка
вопросов,
о ц е н к а
д е й с т в и й
товарищей
Познавательные:
-
формирование
умения
извлекать информацию из
иллюстрации
выбору.
- Что для этого нужно?
(Учитель
совме стно
с
д е т ь м и
а н а л и з и р у е т
ре зульт ат
в ы п о л н е н и я
задания)
( О б у ч а ю щ и е с я
р а б о т а ю т
самостоятельно)
4.
Формулирование
проблемы
( т е м ы
урока)
5.
Открытие
нового
знания.
С л а й д
№ 4
( н а
с л а й д е
д а н ы
иллюстрации из №3
учебника)
- Рассмотрите иллюстрации
данные
на
слайде
и
в
учебнике.
Что
на
н и х
изображено?
- Какое слово встретилось в
н а з в а н и и
к а ж д о й
иллюстрации?
- Какой вопрос возникает?
Чем
мы
будем
заниматься
сегодня на уроке?
-
Кто
из
вас
уже
слышал
слово «площадь»? Где?
-
Как
вы
понимаете
его
значение?
(Учитель
выслушивает
все
ответы,
обобщает
их
и
совместно
с
учениками
дают определение площади)
- Глядя на эти иллюстрации
вы
можете
определить,
какая
площадь
занимает
больше места?
О бу ч а ю щ и е с я
п о
о ч е р е д и
называют.
- Площадь.
(Обучающиеся
совместно
с
учителем
формулируют
цель
урока)
(Обучающиеся
отвечают,
где
и
когда они слышали данное слово)
(Обучающиеся отвечают, как они
понимают
значение
данного
слова)
Обучающиеся высказывают своё
Коммуникативные:
п о с т а н о в к а
в о п р о с а ,
управление поведением
Познавательные:
формулирование
познавательной цели
л о г и ч е с к и е
–
формулирование проблемы
умение
структуризировать
знания,
выбор
способов
решения задачи
-
Каким
спо собом
в ы
смогли
сравнить
площадь
данных предметов?
- Что вы знаете о Красной
площади?
-
П о ч е м у
о н а
т а к
называется?
- Кто из вас был на Красной
площади?
- Что вы там ещё видели?
мнение.
Обучающиеся
отвечают,
что
можно
определить
на
глаз,
а
можно
как
бы
наложить
один
предмет на другой.
6. Первичное закрепление
Н а
с т о л а х
обучающихся лежат
учебные предметы
-
Положите
перед
собой
учебник и тетрадь.
- Что вы можете сказать об
их площади?
- Как определили?
(Можно
предложить
в
тетради
начертить
фигуры
р а з н о й
и
о д и н а к о в о й
площади,
и
сравнить
их.
Можно
раздать
ученикам
листочки с изображёнными
геометрическими фигурами
и
прове сти
работу
п о
с р а в н е н и ю
п л о щ а д е й
данных фигур)
У ч и т е л ь
с о в м е с т н о
с
детьми
проана лизирует
результат работы.
- Где в реальной жизни вы
ещё
можете
встретиться
с
понятием «площадь»?
Обучающиеся
самостоятельно
выполняют задание, сравнивают
площади
данных
предметов
на
глаз,
накладывают
их
друг
на
друга.
Обучающиеся
будут
работать
самостоятельно.
Обучающиеся могут работать в
группе.
Обучающиеся отвечают.
Регулятивные:
кон т роль ,
ко р р е к ц и я ,
выделение
и
осознание
того,
что
уже
усвоено,
о сознание
каче ства
и
уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные:
умение
точно
выражать
свои мысли
Познавательные:
рефлексия