Напоминание

"Механизм реализации программы духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы через деятельность кружка "Птица счастья".


Автор: Кохан Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №3"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Механизм реализации программы духовно - нравственного воспитания обучающихся начальной школы через деятельность кружка "Птица счастья".
Раздел: начальное образование





Назад




Механизм реализации программы

духовно - нравственного воспитания

обучающихся начальной школы

через деятельность кружка «Птица счастья».

Вопрос

духовно-нравственного

воспитания

детей

является

одной

из

ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Педагоги,

изучая

все

лучшее,

воспитывают

нравственно

здоровую

душу,

наполненную

духовной

энергией.

Используемые

в

школе

учебные

авторские

программы

и

разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так

как содержат опыт работы учителей по формированию интереса учащихся к

подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся

начальных

классах

весьма

актуальным

является

формирование

гуманных

отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В

этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы

на

этические

темы,

чтение

художественной

литературы,

обсуждение

положительных и отрицательных поступков детей.

В качестве содержания духовно-нравственного воспитания рассматривается

система

ценностей,

присвоение

которых

обеспечивает

духовно-нравственное

становление

растущего

человека.

Содержанием

духовно-нравственного

воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается

ребенком

и

«взращивается»

педагогом

в

процессе

педагогиче ского

взаимодействия.

Таким образом, задача педагога заключается в создании условия для того,

чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.

Работа

по

духовно-нравственному

воспитанию

должна

начинаться

в

младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и

правилами

поведения

и

формирования

моральных

привычек.

В

детском

коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои

знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает

переход внешних моральных требований во внутренние.

Одной

из

важнейших

задач

образования

в

настоящее

время

является

освоение

детьми

духовных

ценностей,

накопленных

человечеством.

Уровень

нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется

его

внутренними

побуждениями,

собственными

взглядами

и

убеждениями.

Выработка

таких

взглядов,

убеждений

и

привычек

составляет

сущность

нравственного воспитания.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В

этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному

развитию

личности

ребёнка,

таких

как,

«Истоки»,

эстетика,

мировая

художественная

культура,

а

также

поиск

педагогами

новых,

нетрадиционных

подходов к обучению.

Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

классах “Птица счастья” может широко использоваться преподавателями любых

общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и

других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят

через большинство предметов школьного курса.

Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших

классах

“Птица

счастья”

составлена

на

основе

книг

А.Лопатиной

и

М.Скребцовой,

которые

включают

в

себя

подборки

материалов

духовно-

нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые

не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания,

которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей,

заставляет

их

вслушиваться

в

каждое

слово.

Они

собраны

с

учётом

разных

возрастных особенностей. Занятия несут не учебный характер. Так серьезная

работа

принимает

форму

игры,

что

очень

привлекает

и

заинтересовывает

младших школьников.

Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-

нравственном

становлении

личности.

Именно

в

это

время

ребёнок

осознаёт

отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли,

разбирается

в

общественных

явлениях,

мотивах

поведения,

нравственных

оценках.

Он

начинает

задумываться

над

своим

«я»,

то

есть

вступает

в

сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит

естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние

на всё его последующее развитие.

Современные учебные программы для начальной школы насыщены учебным

материалом,

что

на

воспитание,

привитие

духовно-нравственных

качеств

не

остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который

существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной

деятельности.

Так

как

именно

внеурочная

деятельность

богата

самыми

разнообразными формами и содержанием.

Я

хочу

поделиться

своим

опытом

работы

по

духовно-нравственному

воспитанию младших школьников.

Работу кружка

я построила на

интеграции

урочной

и внеурочной

деятельности, что является одним из направлений, способствующих развитию

творческого потенциала учителей с целью более эффективного воздействия на

учащихся.

Интеграция помогает учителю организовать работу в своём классе в течение

четырёх

лет,

предусматривая

широкий

выбор

видов

и

форм

деятельности

учащихся. Пользуясь программой кружка, можно найти немало возможностей для

того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения

учащимися. Учитель помогает учащимся раскрыть свои способности, задатки,

свою индивидуальность.

На занятиях я использую такие формы деятельности как:

Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях

чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.

Чтение сказок - это универсальный способ разговора с детьми на духовно-

нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не

объяснить ни какими другими словами.

Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки,

живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого

ребёнка, независимо от его развития.

Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка

чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

Ребёнок учится играя. Самое важное – не забывать, что игры должны служить

развитию души ребёнка.

Разработана модель, которая предполагает интеграцию уроков и занятий кружка

"Птица счастья". А итогом, результатом интеграции являются проектные

работы учащихся и участие в классных, школьных , городских мероприятиях.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание,

пробуя

новые

подходы

и

формы

воспитательных

мероприятий.

Эта

тема

обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким

образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала

по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

Изучая курс по духовно-нравственному воспитанию, дети будут учиться

чуткому

и

бережному

отношению

к

тому,

что

их

окружает.

Правильно

организованная

внеурочная

деятельность

обязательно

принесёт

свои

положительные результаты и эффект.

Так результатом интеграции стали детские проекты, инсценировки сказок,

изготовление сборников руками детей, библиотечные часы, экскурсии и участие

детей в коллективно творческих делах школы.

Многие темы учебных предметов сочетаются по тематике с темами кружка

«Птица счастья».

1.Литературное

чтение

Кружок

«Птица счастья».

Результат

Победа добра над

злом в русских

народных сказках.

Сила добра.

Инсценировка сказки.

Поэтическое

изображение

осени в стихах

Удивительное чудо

природы.

Конкурс на тему «Золотая

осень»: рисунков, чтецов,

тематических костюмов.

О б о б щ е н и е

п о

теме «И в шутку и

Город мудрости.

КВН

по

теме

«И

в

шутку

и

всерьёз»

всерьёз»

На

занятиях

кружка провожу

беседы

на

этические

темы,

чтение

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

и

отрицательных

поступков детей. Очень интересно проходят занятия в виде библиотечных часов,

КВНов.

Изобразтельное искусство

Кружок

«Птица счастья».

Результат

Изображение и фантазия.

«Сказочная птица».

Творческая

мастерская

«Доброта».

Э к с к у р с и я в

ш к о л у

искусств №2 на выставку

«Воспитание красотой».

Воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что

позволяет

реализовать

себя

детям,

имеющим

различные

способности

и

возможности. Праздники, конкурсы, коллективно творческие дела, проводимые в

нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться

успеха.

Окружающий мир

Кружок

«Птица счастья».

Проектная деятельность

учащихся

«Где мы живём?»

Родной город.

Природа и человек.

Проект: «Мой любимый город»

1 .

П л а н

в ы п о л н е н и я

.

2 .

Ф о р м а

в ы п о л н е н и я .

3. Исследование: -

Д е н ь

р о ж д е н и я

г о р о д а .

-Достопримечательности

города.

Мои любимые места в городе.

Таким образом, за время реализации программы по духовно-нравственному

воспитанию

повысился

интерес

учащихся

к

изучению

родного

края

и

своей

страны, к истории своей семьи. Ребята узнали достопримечательности своего

города, а также своих земляков, которые прославили свой город. Познакомились с

Россией,

как

многонациональным

государством

и

узнали

культуру

народов,

населяющих нашу страну.

Из всего вышесказанного можно заключить, что система работы по духовно-

нравственному

воспитанию,

которая

включает

в

себя

совместную

детскую

деятельность

по

реализации

программы

будет

способствовать целостному

развитию

ученика

начальной

школы,

успешной

социализации,

раскрытию

индивидуальности

и

сформированности основ

нравственного

самосознания

личности, выполнение моральных норм, умение давать нравственную оценку

своим и чужим поступкам.

Четыре

года

шла

реализация

программы

«Птица

счастья»

по

духовно-

нравственному направлению внеурочной деятельности.

За время реализации программы с 1 по 4 классы собранный

материал

(альбомы, презентации) был предложен преподавателям

для использования на

уроках, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное

духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или

ином виде внеурочной деятельности.



В раздел образования