Напоминание

Работа над педализацией в пьесе Р.Глиэра " Романс"


Автор: Седнева Наталья Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской обл
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Работа над педализацией в пьесе Р.Глиэра " Романс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО Детская школа искусств №1

Открытый урок преподавателя фортепиано

Седневой Натальи Ивановны

с ученицей 6 класса Лысовой Машей на тему:

« Работа над педализацией в пьесе Р. Глиэра « Романс»

г. Димитровград, 2017

Цель урока:

Донести до ученицы смысл педализации в « Романсе» Глиэра.

Задачи урока:

1.

Приобретение ученицей навыков работы с педалью.

2.

Развитие слухового внимания ученицы.

3.

Воспитание отношения к педализации как к творческому процессу.

Тип урока:

Формирование новых умений

Форма урока:

Индивидуальная

Основные методы работы:

1.

Объяснение значения авторской педали.

2.

Совместный поиск звуковых решений.

3.

Закрепление практических умений на уроке.

2

Структура урока

1.Введение.

а) Романс как жанр.

б) « Романс» Глиэра. Форма, характер музыки.

2. Основная часть.

а) Два приёма педализации.

б) Исполнение произведения ученицей.

в) Объяснение авторской педали и практическое воплощение.

г) Повторное исполнение произведения ученицей.

3. Заключение.

3

Введение.

Романс

это

небольшое

музыкальное

сочинение

для

голоса

в

сопровождении

инструмента.

На

нашем

уроке

будет

з ву ч ат ь

инструментальное произведение: пьеса Р. Глиэра « Романс». Но, как и в

вокальных сочинениях, главная в этом романсе мелодия.

Педаль в этой пьесе, как звуковая краска является очень значительным

выразительным средством. Без неё пьеса теряет своё очарование. Именно

педаль создаёт настроение светлой задумчивости.

Произведение трёхчастное, написанное в e-moll. Первая и третья части

одинаковы по музыкальному материалу, написаны в характере спокойной

созерцательности. Вторая часть немного взволнованная, порывистая.

Основная часть

Уже при разборе произведения следует пользоваться педалью. Потом

можно отказаться от неё на время. Если ученик привыкнет играть без педали,

то эта привычка может укорениться и обнаружится, что ноги – помеха для

пальцев.

Существует два приёма педализации: прямая педаль и запаздывающая

(спросить у ученицы в чем разница).

Прямая

педаль

употребляется

главным

образом

в

пьесе

с

острым,

четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или

создает ритмичную опору фразы. Такая педаль применяется, например, в

марше, где четкие ритмы своим волевым началом должны захватить за собой

всех марширующих.

Запаздывающая педаль – педаль легато. Это педаль связующая, не

допускающая световых просветов.

4

Прямая

педаль

обычно

является

разделяющей.

Основные

виды

разделяющей

педали:

ритмиче ская,

динамиче ская,

к р а с оч н а я ,

артикуляционная. Под красочной подразумевается педаль, подчеркивающая

различие красок, так называемая инструментующая педаль (полная педаль в

аккордах, минимальная на мелодии). Динамическая роль педали заключается

в

поддержке

акцентов,

динамических

контрастов,

нарастаний

и

спадов

звучности.

Ритмическая

педаль

способствует

выделению

опорного

тона,

особенно в танцевальной музыке.

Как

ни

странно,

в

«Романсе»

Глиэра

используется

только

прямая

педаль, там нет запаздывающей, хотя это в чистом виде кантилена (спросить

у ученицы что это). Навыки выразительной педализации как нельзя более

естественно вырабатываются на данной пьесе. Авторское обозначение педали

направлено

на

связность

мелодии,

ее

рельефность,

на

сохранение

ритмической текучести гармонического сопровождения.

Ученица исполняет произведение. Задать ей вопрос: правильно ли она

педализировала?

В начальном восьмитакте «Романса» педаль берется на 2-ю восьмую.

Этим достигается интонационная чистота звучания мелодии. Здесь мы имеем

дело

с

так

называемым

«проветриванием»

звуковой

атмосферы.

Оно

достигается эпизодической беспедальной пальцевой певучей игрой.

Следует

обратить

слуховое

внимание

ученицы

на

то,

как

педализируется в левой руке волна звуков, создающих гармонию. Маша будет

играть

отдельно

левой

рукой

с

педалью,

и

слушать:

как

обогащается

гармония

благодаря

постепенному

появлению

новых

аккордовых

звуков

разной громкости.

1.

Ученица играет левой рукой с педалью.

2.

Ученица играет партию левой руки, преподаватель – партию правой

руки.

3.

Ученица играет всю фактуру целиком.

5

Такая

работа

приносит

хороший

результат.

Активизирует

слух,

приходит понимание смысла педали.

В

следующем

восьмитакте

мелодия

появляется

в

низком

виолончельном регистре. Нужно сочным и густым звуком ее провести. А над

ней парит фигурация из восьмых нот. В некоторых тактах педаль отсутствует.

Отсутствие

педали

должно

компенсироваться

выра з ит е льным

произношением

мелодии

посредством

глубокого

палецевого legato.

Авторская

педаль

заостряет

слуховое

внимание

на

верхушках

мотивов.

Ученица играет второй восьмитакт сначала левой рукой с педалью, затем всю

фактуру.

Во второй части романса педаль помогает сохранить полноту звучания

длинных аккордов и подойти к кульминации. Педаль применяется там, где

она необходима. Так она помогает ярче передать смысл произведения. В

данном случае педализируются кульминационные звуки музыкальных фраз

(преподаватель

играет

вторую

часть

пьесы).

Мелодия

в

средней

части

развивается каскадами. Ближе к кульминации смена педали чаще. То есть

здесь очевидная связь педализации с динамикой. И прямая педаль является

динамической. Пробуем с ученицей педализировать вторую часть пьесы с еле

уловимого

нажима

и

постепенно

увеличиваем

глубину

нажима

в

кульминации.

Затем

снова

ослабляем

нажим.

Таким

образом,

Маша

знакомится

с

полупедалью,

и

получает

первоначальные

навыки

её

использования.

Чтобы без опасения брать прямую педаль на аккорд на сильной доле, не

боясь получить «грязное» звучание, ученица играет упражнение:

1.

Делает остановку перед аккордом на сильной доле, и играет его

сначала без педали (3- 4, 7- 8 такты во второй части). Слушает,

чисто ли звучит аккорд на «раз».

2.

Играет так же с педалью и слушает, что звучит на педали.

Таким же способом проучиваем второй восьмитакт в первой части, где

аккорды на первой доле могут звучать «грязно».

6

После

проделанной

работы

ученица

повторно

исполняет

«Романс»

Глиэра.

Заключение

Таким

образом,

важно

приучать

учеников

к

анализу

слуховых

впечатлений,

применять

педаль

осознанно.

И

помнить

о

том,

что

применением педали должен всегда управлять слух.

7

Литература:

1.

А.Д. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.

Государственное музыкальное издательство. М., 1961.

2.

И. Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре. М., 2002.

3.

Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

4.

Ян Достал. Ребёнок за роялем. М., 1981.

8



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники