Напоминание

"Не отпустить от сердца старину!"


Автор: Федюкова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Пермский край город Чердынь
Наименование материала: Тематический план занятий в мини-музее народного быта "Изба"
Тема: "Не отпустить от сердца старину!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тематический план занятий в мини-музее народного быта «Изба»

Младшая группа

Мероприятия

Цель

Задачи

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Вот она какая, русская

изба!»

Знакомство с избой.

Формирование у детей

начала музейной

культуры.

Дать детям первоначальные знания о мини-музее «Изба».

Познакомить детей с избой, ее убранством и предметами быта.

Формировать первоначальные представления об устройстве

русского дома.

Владеют первоначальными

представлениями о избе.

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом

детского сада

Закреплять знания детей о растениях огорода, их внешнем виде

и вкусовых качествах. Учить отгадывать загадки об овощах.

Рассказать о полезных свойствах овощей, обсудить, какие

блюда можно из них приготовить. Познакомить с русской

народной сказкой «Репка». Учить слушать внимательно, с

помощью педагога инсценировать эту сказку.

Различают и называют

овощи. Любопытны,

многократно задают

вопросы.

Октябрь

«Ходит сон близ окон»

Развитие интереса к

колыбельным песенкам.

Продолжать знакомить детей с разновидностями колыбелек:

зыбка, люлька. Вспомнить знакомые колыбельные песенки,

поддерживать эмоциональное отношение. Способствовать

использованию колыбельных песен в играх. Развивать

эстетическое восприятие фольклорных произведений.

Пополнять словарный запас старинными словами: зыбать,

люлька. Воспитывать доброжелательное отношение к

малышам.

С удовольствием

исполняют колыбельные

песенки, использует

полученную информацию в

самостоятельной

деятельности.

Октябрь

«В гости к тётушке

Капусте»

Приготовление салата

из капусты и моркови.

Закреплять знания детей о дарах осени, загадывать и

отгадывать загадки об овощах. Познакомить детей с

последовательностью приготовления салата из капусты и

моркови. Продолжать учить пользоваться технологической

картой. Развивать коммуникативные качества: уметь

договариваться, уступать друг другу.

Охотно участвуют в

организованной

воспитателем общей

деятельности с другими

детьми.

Ноябрь

«У бабушки во дворе»

(домашние животные)

Знакомство с

домашними питомцами

– обитателями избы и

крестьянского

подворья.

Способствовать дальнейшему познанию детьми мира

домашних животных. Продолжать использовать на занятии

малые формы фольклора: загадки, песенки, потешки,

прибаутки. Создавать условия для развития эмоционально-

положительных взаимоотношений с взрослыми и

сверстниками. Через изображение улыбки вызвать

положительные эмоции и воспитывать добрые чувства.

Проявляют положительные

эмоции в процессе

восприятия фольклорных

произведений. Различают и

правильно называют

домашних животных,

могут рассказать о них.

Ноябрь

«Варись, варись,

кашка…»

Обобщение знаний о

глиняной кухонной

посуде.

Закреплять знания о использовании глиняной посуды в быту: в

ней варили еду, хранили молоко, квас. Расколотую посуду не

выбрасывали, а оплетали берестой и использовали для

хранения сыпучих продуктов. Воспитывать бережное

отношение к предметам старины.

Владеют первоначальными

представлениями о

домашней утвари.

Использует полученную

информацию в игровой

деятельности.

Декабрь

Игра «Что, где, когда?»

(семья)

Поддержание у детей

интереса к семье,

традициям семьи.

Учить детей принимать общую цель, совместно обсуждать,

предлагать, доказывать. Вызвать желание узнать интересные

события о жизни семьи, рассказывать их своим сверстникам.

Использовать в обращении с близкими людьми ласковые слова

и выражения. Закреплять знания о праздниках. Воспитывать у

детей чувства любви и привязанности к своей семье.

Знают членов семьи и

ближайших родственников.

Разговаривают со

взрослыми о членах семьи,

отвечая на вопросы при

рассматривании семейного

альбома и фотографий.

Декабрь

«Фока воду кипятит и

как зеркало блестит»

Знакомство детей с

самоваром.

Познакомить детей с новым предметом обихода – самоваром.

Показать разновидности самоваров, рассказать о его

предназначении. Дать знания об обычае русского народа

угощать гостей чаем, сладостями.

Владеют первоначальными

представлениями о

домашней утвари.

Использует полученную

информацию в игровой

деятельности.

Январь

«Дом для одежды»

(Сундук)

Знакомство с сундуком

Познакомить детей с сундуком, объяснить, что в нём хранили.

Рассказать о изменении условий быта и совершенствовании

«дома для одежды» с течением времени: шкаф - комод –

шифоньер – шкаф-купе. Воспитывать аккуратность, бережное

отношение к своим вещам.

Проявляют интерес,

обследуют. Охотно

участвуют в

организованной

воспитателем общей

деятельности с другими

детьми.

Январь

«Водичка, водичка, умой

моё личико…»

Знакомство с

рукомойником,

стиральной доской,

корытом.

Познакомить детей со старинным умывальником –

рукомойником. Объяснить, почему он так называется. Показать,

как из него умывались. Обогащать представления детей о

процессе умывания. Воспитывать аккуратность.

С удовольствием

включаются в деятельность

экспериментирования,

организованную взрослым.

Февраль

«Стоит изба из кирпича-

то холодна, то горяча»

Знакомство с

интерьером избы, с

русской печкой.

Дать знания о печи как неотъемлемой принадлежности русской

избы: из чего делали, для чего предназначалась. Рассказать

детям об её устройстве: шесток, лежанка, задвижка, устье,

подпечек, вьюшка, печурка. Показать иллюстрации из сказок,

где можно встретить русскую печь. Приобщать к русской

народной культуре.

Владеют первоначальными

представлениями о

предметах быта: печь, стол,

лавки, колыбель.

Февраль

«Ах, Маслёна наша, нету

тебя краше!»

Знакомство с

праздником

Масленицы.

Дать детям первоначальные знания о Масленице через

драматизации, инсценировки, народные игры. Вовлечь детей в

процесс изготовления чучела Масленицы. Создать бодрое,

радостное настроение.

С удовольствием

исполняют масленичные

песенки - заклички,

дразнилки.

Март

«Дымковские

расписные»

Знакомство с

дымковскими

игрушками.

Познакомить детей с дымковской народной игрушкой. Учить

чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов.

Воспитывать бережное отношение к глиняным игрушкам.

Проявляют интерес к

игрушкам, рассматривают,

обследуют.

Апрель

«Берёзка моя

раскудрявая»

Знакомство с

праздником «Троица»

Познакомить детей с праздником Троицы, обычаем украшать

жилища веточками берёзы. Укреплять веру в благополучное

будущее, побуждать желание проявлять заботу, нежность,

доброжелательность друг к другу.

Узнают берёзу среди

других деревьев.

Эмоционально

откликаются на характер

песни, пляски.

Апрель

«А за ним такая гладь –

ни морщинки не видать»

Знакомство со

старинными утюгами.

Познакомить детей с разными видами утюгов. Закрепить

понятие о их предназначении. Упражнять в выделении

существенных признаков, помочь запомнить новые слова –

рубель, скалка.

Май

«Как у нашего соседа

хороша была беседа»

(итоговая беседа)

Закрепление знаний о

народных игрушках и

музыкальных

инструментах.

Вызвать интерес к своему имени, используя малые формы

фольклора. Дать элементарные знания о народной игрушке –

Матрёшке. Закреплять знания народных музыкальных

инструментах: бубне, колокольчике, трещотке, свистульке;

упражнять в игре на них. Развивать практические умения в

рисовании. Воспитывать интерес к народным играм, желание

играть в них.

С удовольствием вступают

в общение со взрослыми:

понимают обращённую к

ним речь, отвечают на

вопросы, используя

простые распространённые

предложения. Проявляют

интерес к общению со

сверстником: привлекает

его к игре, сам охотно

включается в игровое

общение.

Июль

Рассказывание сказки

«Петушок и Баба Яга»

Конкретизация знаний

детей о домашних

животных;

Уметь находить выход из проблемной ситуации (игра «Накорми

животных»). Закреплять знания о питании домашних

животных. Продолжать использовать малые формы фольклора:

песенки, потешки, дразнилки, эмоционально на них

реагировать. Вызвать положительные эмоции через рисование.

Различают и правильно

называют домашних

животных, могут

рассказать о них.

Август

«Весёлые музыканты»

Знакомство с русскими

народными

инструментами

Познакомить детей с русскими народными инструментами –

гуслями, балалайкой, деревянными ложками. Развивать

эмоциональную отзывчивость. Вызвать желание играть на них.

Дети активны в играх на

исследование звука, в

элементарном

музицировании.

Тематический план занятий в мини-музее народного быта «Изба»

Средняя группа

Мероприятия

Цель

Задачи

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Баю-баюшки-баю…»

Развитие интереса к

колыбельным

песенкам.

Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями.

Создать условия для обыгрывания действий с куклой по

укладыванию спать. Познакомить с древним обычаем класть в

колыбель спящего кота, чтоб малыш лучше спал.

Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости.

Поощрять импровизацию детей в сочинении колыбельных

песен для кукол.

Самостоятельное

исполнение колыбельных

песенок.

Обыгрывание действий с

куклой.

Сентябрь

«В мире деревянных

предметов»

Знакомство с

народными

ремёслами.

Развивать представления детей о предметах быта, сделанных

из дерева: матрёшка, ложки, веретено, прялка, ушат, кадушка.

Через детское экспериментирование продолжать знакомить

детей со свойствами деревянных предметов. Воспитывать

интерес к народным ремёслам.

Узнают и называют

предметы быта, связывают

предметы современного

быта с домашней утварью

наших предков.

Октябрь

«Деревня и город»

Пробуждение любви и

уважения к своему

городу.

Продолжать знакомить детей с понятиями «город», «деревня».

Показать различие и сходство города и деревни. Дать

представление о городском и деревенском пейзаже, используя

картины художников и иллюстрации. Развивать у детей умение

сравнивать, обобщать, делать выводы. Формировать

конструктивную деятельность детей при строительстве

макетов дома, деревни, города. Воспитывать стремление

больше узнавать о жизни людей в городе и деревне, любовь к

родному дому, родному городу.

Воспринимают архитектуру

на уровне узнавания и

называния. Ребёнок

проявляет любознательность

по отношению к родному

городу, его интересует,

почему город устроен

именно так, ребёнок

обращает внимание на

эстетическую среду города.

Октябрь

«Кто такие наши

предки?»

Развитие интереса к

жизни человека в

прошлом и

настоящем.

Погружение в

атмосферу жизни

Расширять представления детей о жизни наших предков, о роде

их занятий: собирательстве, охоте, рыболовстве, земледелии,

скотоводстве. Показать роль и значимость орудий труда в их

жизни. Учить устанавливать взаимосвязь прошлого и

настоящего. Воспитывать бережное отношение к окружающей

среде и уважение к труду людей.

Выражают потребность

больше узнать о жизни

людей в прошлом.

ушедших поколений.

Ноябрь

«Каков строитель, такова

и обитель»

Обобщение и

систематизация

знаний о

последовательности

строительства дома,

составных частях

русской избы.

Закрепить знания о дереве как традиционном материале

русских построек.

Знать последовательность трудового процесса: цель, материал,

инструменты, действия, результаты.

Познакомить с обрядами, которых придерживались наши

предки при строительстве дома, а также с внешним убранством

русского дома.

Вызвать у детей желание «построить» избу, дополняя

элементами частей (фундамент, стены, крыша, окна, крыльцо и

пр.), используя различные виды конструкторов и строительного

материала.

Углубить понимание необходимости беречь народные

традиции.

Сравнивают старинные и

современные постройки.

Применяют знания о

традиционном способе

постройки. С удовольствием

играют в дидактические

игры «Жилища», «Наш

дом», самостоятельно могут

провести пальчиковые игры

про дом.

Ноябрь

«Нашему детскому саду –

день рождения»

Развитие интереса к

истории детского сада

Продолжать знакомить детей с традицией празднования дня

рождения детского сада. Дать представление о людях,

работающих в детском саду, называть их профессию.

Формировать бережное отношение ко всему, что есть в детском

саду. Учить узнавать здания детского сада на фотографиях.

Продолжать учить детей выражать дружеское и заботливое

отношение к близким людям – сотрудникам и воспитанникам

детского сада.

Проявляют интерес к

профессиям людей,

работающих в детском саду.

Отражают сюжеты из жизни

детского сада в сюжетно-

ролевых играх.

Ноябрь

«Эй, кузнец- молодец!»

(Знакомство с трудом

кузнеца)

Знакомство с

народными

ремёслами

Продолжать знакомить детей с народными ремёслами, с трудом

кузнеца. Учить устанавливать связь между видом труда и его

результатом: кузнец куёт гвозди, ухват, кочергу, подсвечник,

оградки и пр. Оживлять представления детей о профессии

кузнеца, используя малые формы фольклора. Воспитывать

уважение к людям различных профессий.

Проявляют интерес к

предметам быта, сделанных

кузнецом. Устанавливают

простейшие связи между

благополучием человека и

его отношением к труду.

Декабрь

«Проделки Бабы – Яги».

Знакомство с малыми

формами фольклора, с

солярными знаками.

Закреплять знания детей о потешках, загадках, уметь

рассказывать их эмоционально.

Расширять знания о народных игрушках.

Знакомство детей с солярными знаками.

С удовольствием

включаются в обыгрывание

потешек.

Декабрь

«Откуда ёлочка пришла и

как её стали наряжать»

Рассказывание

легенды о новогодней

ёлочке.

Познакомить детей с легендой о новогодней ёлочке, с

традицией наряжать её к празднику. Побуждать к связному

изложению содержания легенды. Воспитывать желание

совершать хорошие поступки. Совершенствовать умение

делать игрушки на ёлку своими руками.

Выслушивают произведение

до конца, охотно обсуждают,

отвечают на вопросы по

содержанию.

Январь

«Сею, вею, посеваю, с

новым годом

поздравляю!»

Приобщение к

русским традициям.

Рассказать детям о традициях празднования нового года,

рождественских праздников и обряде колядования, святочных

гаданиях. Передавать в рисунке свои впечатления.

Проявляют интерес к

ряжению. Используют

полученную информацию в

специально организованной

и самостоятельной

деятельности.

Февраль

«Дело мастера боится»

Знакомство с

народными

ремёслами: гончар.

Продолжать знакомить детей с трудом гончара. Учить

устанавливать связь между трудом и его результатом: делает из

глины горшки, кувшины, крынки, миски, корчаги. Рассказывать

о назначении предметов, сделанных гончаром. Оживлять

представление детей о профессии гончара, используя стихи и

малые формы фольклора: потешки, загадки, песенки.

Поддерживать интерес к профессии гончара в практической

деятельности, учить сопереживать успехам и неудачам

сверстников. Воспитывать бережное отношение к предметам,

сделанными гончаром.

Активны в стремлении к

познанию разных видов

трудовой деятельности

взрослых и отражению

своих представлений в

изобразительной и игровой

деятельности, сюжетно-

ролевых играх.

Март

Воспитание уважения

и любви к людям

старшего поколения,

Развивать у детей положительное отношение к себе,

другим людям, окружающему миру, коммуникативную и социальную

компетентность.

Устанавливают

доверительные отношения с

взрослыми и сверстниками,

«Путешествие в страну весёлых

бабушек и озорных внучат»

(Развлечение)

традициям своей

семьи, толерантности.

Развивать умения и навыки для публичных

выступлений (владение голосом, выразительность, отсутствие страха и

напряжённости), стимулировать потребность в творческом

самовыражении каждого

ребёнка.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние

близких людей, положительное отношение к пожилым людям.

умеют взаимодействовать.

Март

«Русская матрёшка»

Формирование

потребности изучения

традиций и истории

своего народа

Познакомить детей с русской матрёшкой, её разновидностями.

Рассказать об истории возникновения матрёшки и

последовательности её изготовления. Воспитывать гордость за

мастеров - матрёшечников, бережное отношение к его работам.

Используют полученную

информацию в специально

организованной и

самостоятельной

деятельности.

Апрель

Май

«Приключения Колобка»

Практическое занятие

по стряпанию

колобков

Способствовать развитию у детей интереса к русским

народным сказкам. Учить обыгрывать сюжет сказки, применяя

свои умения в практической деятельности. Вызвать желание

сделать колобки из печенья и сгущёнки. Воспитывать у детей

бережное отношение к кондитерским изделиям.

У детей ярко выражен

интерес к трудовой

деятельности взрослых. С

удовольствием включаются в

деятельность

экспериментирования,

организованную взрослым.

Май

«Пастушок, пастушок,

заиграй в рожок!»

Знакомство с трудом

пастуха.

Рассказ об Егорьевом

дне.

Рассказать об обитателях крестьянского двора, об обычае

выпускать на пастбище скотину в Егорьев день.. Познакомить с

трудом пастуха, с предметами, необходимыми ему для работы

(рожок, кнут, пастушья сумка). Показать, какую пользу

приносят людям домашние животные. Воспитывать заботливое

отношение к животным.

Имеют дифференцированное

представление об отдельных

постройках подворья.

Узнают пастуха на

картинках.

«Июнь

«Берёзонька-девонька в

сарафане беленьком»

(Троица – зелёные святки)

Знакомство с берёзой

– символом России.

Раскрыть значение образа русской берёзки как символа Руси.

Выявить знания об отличительных признаках берёзы.

Познакомить с четырьмя целебными и полезными «угодьями»

берёзы. Развивать образное восприятие, учить изображать

образ берёзки разыми техническими средствами. Проявлять

эмоциональную отзывчивость на сказку «Как берёзка зверей

Эмоционально откликаются

на красоту природы.

Используют полученную

информацию в специально

организованной и

самостоятельной

лечила». Разделять размышления детей над проявлением

разного отношения людей к природе.

деятельности.

Июль

«Чердынская

Прокопьевская ярмарка»

Приобщение к

культуре своего

народа, воспитание

эстетического

восприятия.

Познакомить детей с обычаем родного города устраивать

Прокопьевскую ярмарку. Знать, что на них делали (продавали,

покупали, веселились, играли). Сообщить исторические

сведения о возникновении народных промыслов нашей

местности, показать неповторимость каждого промысла.

Обратить внимание на общность материала при наличии

стилей. Формировать доброе, внимательное отношение к

окружающим и к творениям их рук.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Поддерживают интерес к

традициям народных

гуляний, ярмарок.

Накопленный музыкальный

опыт переносят в

самостоятельную

деятельность.

Август

«Вот так яблоко – оно

соку спелого полно»

Знакомство с

православным

христианским

праздником –

Яблочным Спасом

(Преображение

Господне).

Познакомить детей с историей возникновения праздника.

Формировать интерес к познанию истории и культуры наших

предков. Развивать духовные потребности путём приобщения

детей к православным ценностям. Воспитывать стремление к

доброте жизни, желание подражать добрым образам. Создать

радостное настроение.

Пополнение знаний и

активизация словаря

посредством стихов, загадок,

пословиц, игр. Привлечение

к организации праздника

родителей.

Конкурс на лучшее блюдо из

яблок.

Тематический план занятий в мини-музее народного быта «Изба»

Старшая группа

Мероприятия

Цель

Задачи

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Хлеб – всему голова»

. Воспитание

уважения к труду

хлеборобов

Рассказать о последовательности работы

крестьянина на

земле. Продолжать знакомить детей с профессиями людей по

выращиванию хлеба и дальнейшей его обработке. Закреплять

знания о труде хлебопашца, об обрядах, связанных с хлебом.

Создать условия для формирования предпосылок поисковой

деятельности,

развития

воображения

и

художественно-

творческих способностей, развивать

мелкую моторику рук.

Способствовать

индивидуальному

самовыражению

детей

в

процессе продуктивной творческой деятельности.

Воспитывать

бережное

отношение

к

продукт ам

человеческого труда, уважение к труду людей, связанных с

производством хлеба.

Знают, как хлеб на стол

пришел; названия

хлебобулочных изделий;

люди каких профессий

принимают участие в

процессе производства

хлеба; проявляют

познавательные

способности;

демонстрируют

предпосылки поисковой

деятельности.

Сентябрь

«Осенняя ярмарка»

Формирование

общего представления

о празднике русского

народа «Осенины».

Дать детям представление о том, что жизнь предков была

связана с природными ритмами и строилась на основе

народного календаря. Дать понятие «летопроводец», т.е.

сентябрь. Рассказать о народном календаре, празднике

«Осенины» и традиции проведения осенней ярмарки.

Закрепить знания о труде овощевода, садовода, хлебороба по

выращиванию урожая.

У детей ярко выражен

познавательный интерес к

труду взрослых.

Октябрь

«Дом вести – не бородой

Закреплять знания о

надворных

постройках.

Закреплять знания детей о надворных постройках и их

предназначении.

Обобщать и систематизировать знания детей об экспонатах

музея народного быта.

Отражают свои впечатления

в предпочитаемой

деятельности: рассказывают,

изображают, воплощают в

трясти»

Использовать знания обследовательских действий, чувствовать

связи предметов современного быта и с представленными в

избе.

Закреплять знания об овощах, растущих в огороде.

Проявлять интерес к старине.

играх, разворачивают сюжет.

Октябрь

«Покров Пресвятой

Богородицы»

(покровские детско-

родительские посиделки)

Знакомство с

праздником Покрова.

Рассказать детям о празднике Покрова. Познакомить детей с

иконой Покрова. Объяснить, какое чудо произошло в храме

Пресвятой Богородицы в г. Константинополе, кто видел это

чудо, почему на Руси любят этот праздник. Познакомить детей

с народными приметами, связанными с праздником Покрова.

Укреплять детско-родительские отношения.

Поддерживают интерес к

традициям совместных

праздников. Накопленный

опыт переносят в

самостоятельную

деятельность.

Ноябрь

«Легенда о богатыре

Полюде»

(НОД и экскурсии)

Формирование

представлений о

родном городе.

Развитие

патриотических и

гражданских чувств.

Продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашего

края. Дать знания о первом поселении людей на Троицком

холме. Познакомить с легендой о богатыре Полюде –

защитнике Чердыни от врагов. Поддерживать интерес к

истории края. Воспитывать гордость, желание любить и беречь

свой край.

Имеют некоторые

представления о

достопримечательностях

родного города, ярких

событиях его прошлого.

Ноябрь

«Город древний и вечно

молодой»

(экскурсии, фото и

видеорепортажи)

Знакомство с родным

городом.

Продолжать знакомить детей с историей возникновения города

Чердыни. Учить различать административные здания от жилых

домов, старинные дома от современных. Закреплять знания о

том, что при строительстве домов используются различные

материалы. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к

людям труда.

Проявляют

любознательность по

отношению к родному

городу. Интересуются,

почему город устроен

именно так. Обращают

внимание на эстетическую

среду города. Составляют

рассказы о доме, городе.

Декабрь

Пробуждение

интереса детей к

русскому

Продолжать знакомить детей с народным костюмом, с

особенностями его внешнего вида, его связи с образом жизни

народа, традициями и обычаями, обереговом значении

Могут рассказать о

народном костюме. С

удовольствием наряжаются

«Любят в праздники

рядиться наши русские

девицы»

(русский народный костюм)

национальному

костюму.

украшения костюма: беречь человека, предохранять от

болезней и неприятностей. Пояснить, что многие виды

современной одежды пришли к нам из глубокой старины.

Обратить внимание детей на то, что русский национальный

костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин;

воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.

Развить навыки в составлении узора и его прорисовке.

Формировать эстетический вкус. Воспитывать интерес и

уважение к русской культуре.

на народные праздники.

Декабрь

«Маленькое дело лучше

большого безделья»

(практическое открытое

занятие)

Формирование

начальных

представлений о

интересах мальчиков

и девочек.

Актуализация

стремления

выполнять работу

согласно собственной

половой роли.

Продолжать обучать девочек технике изонити, дополняя

изображение дорисовыванием. Упражнять детей в умении

вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.

Закреплять полученные навыки работы с деревом у мальчиков:

самостоятельно подбирать необходимые детали, планировать

работу и последовательно выполнять её. Формировать

творческое отношение к труду, навыки самообслуживания при

уборке рабочего места. Развивать предпосылки женственности

у девочек, мужественности у мальчиков. Воспитывать

уважительное отношение друг к другу.

Успешно используют

представления о трудовых

процессах взрослых для

организации собственной

трудовой деятельности.

Сформированы основы

культуры труда – бережное

отношение к инструментам,

рациональное использование

материалов, уборка рабочего

места.

Январь

«Рождество Христово –

Ангел прилетел»

(Досуг)

Знакомство с

праздником

Рождества, его

обычаями и обрядами.

Продолжать знакомить с обычаями и традициями праздника.

Рассказать об обычаях колядования, ряжения и гадания.

Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок –

величальных песенок хозяину и его семье. Воспитывать

гостеприимство, умение быть благодарными.

Дети активны в

театрализации. Проявляют

себя в разных видах

музыкальной

исполнительской

деятельности.

Февраль

«На героя и слава бежит»

Знакомство с

русскими былинными

богатырями.

Дать детям представление о том, что во все времена Отечество

защищали славные, смелые, отважные люди. Расширять знания

детей о русских богатырях – защитниках Отечества через

былины, просмотр репродукции картины В.М. Васнецова

Интересуются социальным

миром. Стремятся к

самовыражению

впечатлений, эмоций.

«Богатыри» и рассматривание доспехов воинов в местном

краеведческом музее. Способствовать воспитанию

патриотических чувств через приобщение к истокам народной

культуры.

Февраль

«Масленица –

кривошейка, встречаем

тебя хорошенько!»

Знакомство с

народными

традициями и

обрядами,

связанными с

Масленицей.

Приобщать детей к миру общечеловеческой культуры через

знакомство с праздничными традициями русского народа.

Создавать благоприятные условия для самореализации детей в

процессе подготовки к празднику. Воспитывать гражданскую

позицию, гуманизм через приобщение к истокам русской

народной культуры. Обеспечить положительный эмоционально

– психологический настрой.

Развита самостоятельность и

активность в приобретении

знаний. Поддерживают

интерес к традициям

совместных праздников.

Накопленный опыт

переносят в

самостоятельную

деятельность.

Март

«Мы живём в России»

Развитие интереса к

прошлому и

настоящему города и

страны. Воспитание

гражданственности,

пробуждение

патриотических

чувств у детей.

Развивать у детей конкретные представления о

государственном устройстве и природных особенностях

России, ярких исторических событиях, достижениях,

открытиях, победах России в прошлом и настоящем.

Воспитывать у детей интерес к своей стране, гордость за её

народ, культуру, традиции. Развивать терпимость к

особенностям и традициям людей разных национальностей.

Формировать умения выделять позитивные события в жизни

современной России, видеть положительные изменения,

происходящие в родном городе, стране (построили новые дома,

детскую площадку, фонтан). Развивать интерес и уважение к

деятельности взрослых на благо родного края.

.

Дети проявляют интерес к

событиям настоящего и

прошлого родной страны и

города. Самостоятельно

могут рассказать о родной

стране, городе. Имеют

некоторые представления о

государственном устройстве

России, её символике,

других странах мира, людях

разных национальностях.

Проявляют инициативу в

социально значимых делах:

в подготовке концертов,

конкурсе рисунков и пр.

Отражают свои впечатления

в предпочитаемой

деятельности: рассказывают,

изображают, воплощают

образы в играх и т. д.

Март

«Сороки – вторая встреча

весны»

Знакомство с

праздником Сороки.

Познакомить детей с праздником прилёта птиц Сороки,

музыкально-поэтическим творчеством, связанным с этим

праздником, картиной А.Саврасова «Грачи прилетели».

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние

проявления природы, эстетические чувства и переживания.

Дети интересуются

проявлением красоты в

окружающем мире и

искусстве.

Апрель

Благовещение - 7 апреля.

Лепка свистулек из

глины.

Знакомство со

свистулькой.

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой-

свистулькой. Рассказать о процессе ее изготовления, ее

значении, о свистульке, как обереге, вызвать желание слепить

ее. Прививать любовь к русскому народному творчеству через

заклички, пословицы, поговорки, приметы. Вызвать

эмоциональный отклик на закличку, желание приблизить весну.

Воспитывать чувство духовной близости с родной природой.

Уточнить представления детей о перелетных птицах,

воспитывать любовь к пернатым, желательно ухаживать за

ними.

Инициативны и творчески

активны: охотно принимают

тему, предложенную

воспитателем. Уверенно

используют усвоенные

техники, создают

оригинальные

выразительные образы,

верно подбирают для их

создания средства

выразительности.

Май

«Моя семья»

Формирование

представлений о

семье.

Формировать общее понятие «семья». Закреплять

представления детей о семье, семейных и родственных

отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии

матери и отца. Знать традиции, любимые занятия всех членов

семьи. Формировать умение заботиться, уважать друг друга.

Воспитывать у детей добрые чувства к родителям.

Дети проявляют

познавательный интерес к

своей семье; укрепляются

детско – родительские

отношения; устанавливается

благоприятный

психологический климат в

семье; устанавливаются

доверительные отношения

между членами семьи.

Май

«Край родной – земля

уральская »

(игра – соревнование

между детьми и

родителями)

Знакомство с родным

краем.

Продолжать знакомить детей и родителей со своим родным

краем. Заинтересовать родителей работой дошкольного

учреждения, вызвать у них желание изучать историю нашего

края. Формировать чувство любви и гордости за свой край.

Укреплять детско-родительские отношения.

Проявляют интерес к

событиям настоящего и

прошлого своей страны.

Самостоятельно могут

рассказать о родной стране

её достопримечательностях,

природных особенностях).

Вспомнить стихи, песни,

народные игры.

Июнь

«Делу время – потехе –

час»

Рассказ о ремёслах на

Руси.

Дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости:

«Труд кормит и одевает», «Без труда не выловишь и рыбку из

пруда». Вызвать желание оказывать посильную помощь, быть

трудолюбивым, самостоятельным. Формировать

положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии

произведений, созданных народными умельцами.

Поддерживают интерес к

совместной деятельности. У

детей складывается

осознанное понимание роли

труда для благополучия

жизни человек

Тематический план занятий в мини-музее народного быта «Изба»

Подготовительная группа

Сентябрь

«Капустные посиделки»

Укрепление детско-

родительских

отношений.

Знакомство со

старинными

предметами быта

Расширять знания о труде, быте и развлечениях русского

народа.

Обогащать знания детей посредством народного фольклора:

загадок, пословиц, пальчиковых, словесных и подвижных игр.

Развивать детскую восприимчивость к перевоплощению.

Проявление интереса к продуктивной совместной

деятельности: рубка капусты.

Умение радоваться результатам труда.

Поддерживают интерес к

совместной деятельности. У

детей складывается

осознанное понимание роли

труда для благополучия

жизни человека.

Сентябрь

«Из земли вырастаю – весь

мир одеваю»

Знакомство с

выращиванием и

обработкой льна.

На основе литературного произведения К.Ушинского «Как

рубашка в поле выросла» рассказать детям о процессе

выращивания льна, его переработке до превращения в льняные

изделия. Учить бережному обращению с вещами. Познакомить

с усовершенствованием орудий труда в сравнении с

современной техникой. Воспитывать уважение к труду людей

в прошлом и настоящем.

Имеют

дифференцированные

знания о выращивании льна

и продуктах его

переработки, различают

орудия труда для

переработки льна.

Октябрь

«Земля – кормилица в

узоре вышитом»

Знакомство с

солярными знаками.

Рассказать о любви и уважении к родной земле, бережном

отношении к ней. Дать знания о том, что в древнейших

изделиях (росписи по дереву, вышивках) земля отражена в

солярных знаках и геометрических элементах орнамента.

Познакомить с историей возникновения орнамента.

Устанавливают простейшие

связи между благополучием

человека и его отношением

к природе, труду.

Октябрь

«От лучины до лампочки»

Знакомство с

прошлым и

настоящим

осветительных

приборов, с

процессом

преобразования их

человеком.

Углублять и систематизировать знания детей о разных

способах освещения. Развивать ретроспективный взгляд на

предметы рукотворного мира. Активизировать словарь детей:

лучина, светец, керосиновая лампа, факел, фонарь, свеча.

Воспитывать интерес к старинным осветительным предметам.

Знают разновидности

осветительных приборов.

Принимают участие в

создании мини-музея «От

лучины до лампочки»

Ноябрь

Знакомство с

Познакомить с народным праздником «Кузьминки», почему он

Проявляют интерес к

«Кузьминки – об осени

поминки»

(творческая гостиная)

мужскими ремёслами.

так называется. Рассказать о Кузьме и Демьяне –

ремесленниках, покровителях семейного очага. Расширить

знания о мужских ремёслах на Руси. Обогащать знания детей о

сезонных изменениях в природе.

народным праздникам.

Ноябрь

«Чердынь купеческая»

Знакомство с

архитектурой

купеческих зданий, с

гербом Чердыни.

Формировать представления о малой родине на примере

родного города. Познакомить детей с историей создания

города, гербом города и легендами нашего края. Развивать

умение устанавливать различия между городом и селом,

городским и сельским образом жизни. Знакомить с

архитектурой старинного купечества и современного

строительства. Воспитывать любовь к родному городу.

Проявляют интерес к

событиям настоящего и

прошлого, имеют некоторые

представления о гербе

города. Выражают желание

в будущем (когда вырастут)

стараться решить некоторые

социальные проблемы.

Декабрь

«Мировое дерево»

Знакомство с

мировым деревом

Утвердить в сознании детей представление о вечной жизни на

Земле. Дерево жизни – символ всего живого (обновление

природы и жизни, цветение и произрастание). В мире

постоянно идёт борьба двух противоположностей – добра и

зла, света и тьмы. На примере сказок найти живой отклик в

душах детей на добро и зло.

Дети должны помнить, что

«Не хлебом единым жив

человек», то есть надо

помнить прежде всего о

душе, жить по законам

добра и справедливости,

соблюдать заповеди.

Декабрь

«Уж ты, прялица, ты,

прялица моя…»

(Мастер – класс по

прядению с приглашением

мастерицы)

Знакомство с прялкой.

Вызвать интерес к прялке, к истории её создания. Показать, как

с помощью прялки и веретена можно соткать нить.

Воспитывать уважительное отношение к труду пряхи.

Проявляют интерес к

предметам старины.

Январь

«От Рождества до

Крещения»

Приобщение к

культуре новогоднего,

рождественского и

крещенского

праздников, его

традициям; развитие

Углублять знания детей о новогоднем празднике и следующих за

ним Рождестве и Крещении. Рассказать о таинстве Крещения

.

Развивать речевое творчество детей: составление писем Деду

Морозу, заучивание стихотворений, придумывание новогодних

сказок. Развивать художественно – эстетические способности,

умения и навыки продуктивной деятельности. Поддерживать

Осознают назначение и

культурную ценность

обряда Крещения.

Проведение праздников: «В

дивный праздник

новогодний», «Пришла

художественно –

эстетического

отношения к

окружающей

действительности,

обогащение детских

впечатлений.

праздничное настроение, желание делать приятное близким людям.

Коляда – отворяй ворота»,

«Рождественские сказки».

Создание коллективной

книги «Новогодний

сборник».

Январь

«Храмы земли

Чердынской»

Знакомство с храмами

Чердыни.

Расширять знания детей о достопримечательностях города.

Познакомить детей с архитектурой старинных зданий города, с

храмами Чердыни. Развивать познавательный интерес к

памятникам старины. Учить детей замечать красоту зданий.

Вызывать чувство гордости от того, что мы живём в красивом,

историческом месте.

У детей преобладает

эмоционально-

положительное отношение

к малой родине. Проявляют

любознательность по

отношению к родному

городу.

Февраль

«Чердынь литературная»

Знакомство с

писателями и поэтами

Пермского края.

Познакомить детей с писателями, прославляющими наш край в

стихах, рассказах, сказках. Познакомить детей с местами

города, связанными с именами российских и местных

писателей и поэтов. Воспитывать гордость за свой город,

уважение к творчеству писателей и поэтов. Воспитывать

бережное отношение к книгам.

Знают фамилии четырёх-

пяти писателей, отдельные

факты их биографии,

называют их произведения,

с помощью взрослого,

рассуждают об

особенностях их

творчества.

Февраль

«Что есть в печи – всё на

стол мечи!»

Знакомство с

историей русской

кухни.

Продолжать знакомить детей с русской национальной кухней, с

самыми распространёнными блюдами простых крестьян и

знатных горожан. Рассказать о традиционной обрядовой пище

в разные праздники: на Рождество пекли козульки, на Сороки –

жаворонки, на Троицу – луковые пирожки и т.д. Поддерживать

интерес детей, используя пословицы и поговорки про еду.

Проявляют интерес к

истории русской кухни,

называют праздничную

обрядовую пищу.

Проявляют желание

приготовить гренки. Умеют

работать по

технологической карте.

Март

Знакомство с

Уточнять представления о профессиях людей, занятых

Имеют отчётливое

«Мастерице без работы не

сидится»

женскими ремёслами.

изготовлением одежды, о трудовом процессе. Обобщить

представление о материалах, которые используются для шитья

(лён, хлопок, шерсть, кожа и т.п.). Развивать эстетический вкус

при рассматривании моделей современной и старинной

одежды.

представление о

многообразии профессий и

предметного мира,

созданного человеком, во

взаимосвязи прошлого и

настоящего.

Март

«Сердце матери лучше

солнца греет»

Воспитание уважения

к женщине.

Показать детям образ женщины, матери в мировой истории.

Поощрять желание порадовать маму в праздничный день.

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную

любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её

труду. Воспитывать любовь к маме, проявлять о ней заботу.

Доброжелательно

настроены по отношению к

взрослым, стремятся к

взаимопониманию.

Апрель

«Шутку шутить – людей

насмешить»

Знакомство с

потешным

фольклором.

Продолжать знакомить детей с потешным фольклором –

небылицами, дразнилками, скороговорками, докучными

сказками. Уметь замечать то, чего не бывает, высказывать своё

мнение. Развивать память, умение пересказывать услышанное.

Упражнять в самостоятельном придумывании небылиц.

Формировать негативное отношение к кличкам и прозвищам,

вызвать потребность обращаться друг к другу по имени.

С удовольствием участвует

в разных видах

деятельности на материале

народной культуры.

Апрель

«Подвиг ваш бессмертен»

Знакомство с героями-

земляками

Продолжать расширять и обогащать знания детей о истории

родного края. Познакомить детей с героями-земляками

Великой Отечественной войны, с их подвигами.

Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Переживают эмоции,

связанные с событиями

военных лет и подвигами

горожан.

Май

«Имя твоё неизвестно…»

Воспитание

уважения к героям

Родины, гордость за

них.

Рассказать о защитниках Отечества и памятнике Неизвестному

солдату в Александровском саду в Москве. Воспитывать

добрые чувства к защитникам Отечества.

Проявляют начала

социальной активности:

участвуют в социально

значимых событиях.

Май

«История

письменности»

Знакомство с

историей

письменности.

Познакомить детей с процессом появления азбуки на Руси.

Развивать представление о истории цивилизации: от

первобытных времён с рисунками на скалах до создания азбуки

Кириллом и Мефодием. Ознакомить с жизнью и творчеством

создателей славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Проявляют эстетический

вкус, стремление к

постоянному общению с

книгой, желание самому

научиться читать.

Воспитывать у детей интерес к учению, к разгадыванию

загадок про алфавит и буквы.

Май

«Прощание с избой»

Повторение знаний.

Обобщить знания о избе, её устройстве, предметах быта.

Обучать делать вывод из имеющихся знаний.

Совершенствовать умение самостоятельно рассказывать

сказки, были и легенды Чердынского края. Создать ситуацию

успеха, атмосферу радости и добра, чувство группового

единства. Вызвать желание посетить избу в будущем.

Имеют отчётливое

представление о избе,

предметах быта во

взаимосвязи прошлого и

настоящего. Умеют слушать

товарищей, не перебивая

их. Проявляют желание

прийти в избу.

Используемая литература.

1.

О.Л. Князева, М.Д.Махонева « Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург,

«Детство – Пресс», 2004 г.

2.

Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, А.Г. Ахтян «Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», Москва,

ООО «Издательство «АЙРИС – пресс», 2009 г.

3.

И.Н.Котова, А.С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла», Санкт-Петербург «Паритет», 2006 г.

4.

В.П.Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г

5.

Л.В.Любимова «Поэтика народной культуры», Издательство Пермского областного института повышения

квалификации работников образования, 1998 г.

6.

Т.А.Бударина, О.Н.Корепанова, Л.СКуприна, О.А.Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством»,

Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2003 г.

7.

Л.В. Коломейченко «Люби и знай свой край»

8.

И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским

народным творчеством», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники