Автор: Курочкина Ольга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №16
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические аспекты формирования исследовательской компетентности младших школьников
Раздел: начальное образование
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
исследовательской компетентности младших школьников
Сегодня
начальная
школа
находится
на
этапе
совершенствования
содержания образования. Одной из задач модернизации образования является
- обновление форм и методов с целью повышения качества обучения. Как
показывает анализ нормативных документов, определяющих требования к
результатам
образовательного
процесса
на
различных
его
ступенях
современная общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему
универсальных
знаний,
умений
и
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то
есть
ключевые
компетентности,
определяющие
современное
качество
содержания
образования.
В
предыдущем
параграфе
нашей
работы
мы
выяснили,
что формирование исследовательской компетентности учеников
является одним из наиболее развивающихся направлений педагогики, как в
теории, так и на практике. Начинать эту работу необходимос начальной
ступени
образования,
так
как
возраст
младших
школьников
самый
благоприятный для развития определенных задатков личности.
Как
уже
рассматривалось
ранее,
исследовательская
компетентность
формируется
в
процессе
исследовательской
деятельности
и выражается в
способности
организации
исследовательской
деятельности,
во
владении
специальными знаниями, умениями и навыками, в способности к творческой
деятельности.
В
рамках
нашего
исследования
рассматривается
начальная
ступень
школьного
образования,
следовательно,
необходимо
раскрыть
психолого-педагогические
аспекты
формирования
исследовательской
компетентности учащихся начальной школы, т.е. младших школьников.
Исследовательскую
деятельность
учащихся
следует
понимать
как
совокупность
действий
поискового
характера,
ведущую
к
открытию
неизвестных
для
учащихся
фактов,
теоретических
знаний
и
способов
деятельности,
порождаемых
в
результате
функционирования
механизмов
поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения.
Успешное
осуществление
исследовательской
деятельности
требует
наличия
у
субъекта
исследовательских
способностей.
Исследовательские
способности
логично
квалифицировать,
в
соответствии
с
традициями
отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности
личности,
выступающие
субъективными
условиями
успешного
осуществления
исследовательской
деятельности
(Пержинская,
Е.В.
Как
организовать
исследовательскую
работу
в
1
классе.[Текст]
/
Е.В.
Пержинская // Начальная школа. 2008. № 5. 55-57с.). Исследовательские
способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а
также
в
глубине,
прочности
овладения
способами
и
приемами
исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Под способами и
приемами
исследовательской
деятельности
следует
понимать
способы
и
приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности.
Это
умение
видеть
проблемы,
умение
вырабатывать
гипотезы,
умение
наблюдать,
умение
проводить
эксперименты,
умение
давать
определения
понятиям и др. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания,
умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать
научную
картину
мира,
научить
находить
путь
от
научного
описания
к
способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий
поискового
характера,
ведущая
к
открытию
неизвестных
для
учащихся
фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых
других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые
отвечают поставленной цели.
Необходимы
следующие
условия
формирования
исследовательских
умений младших школьников:
Целенаправленность
и
систематичность. Работа
по
развитию
исследовательских
умений
должна
проходить
в
классе
постоянно
как
в
урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать
исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их
творческой
исследовательской
деятельности,
видеть
в
этом
возможность
реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и
самосовершенствования.
Творческая
среда. Учитель
должен
способствовать
созданию
творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской
работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и
во внеурочной деятельности.
Психологический
комфорт. Одна
из
задач
учителя
-
поощрять
творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно,
чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных
оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи
учащихся,
а
поддерживать
и
направлять
их.
Суждения
«Ты
сделал
неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать,
двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить
свои силы, поверить в себя.
Личность
педагога. Для
реализации
творческих
способностей,
к
которым
относятся
и
исследовательские,
нужен
творчески
работающий
учитель,
стремящийся
к
созданию
творческой,
рабочей
обстановки
и
обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по
исследовательской деятельности.
Учет
возрастных
особенностей.
Так
как
речь
идет
об
учащихся
младшего
школьного
возраста,
вопрос
об
учете
их
психологических
особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно
осуществляться
на
доступном
для
детского
восприятия
уровне,
само
исследование быть посильным, интересным и полезным.
Таким
образом,
исследовательская
деятельность,
способствует
выработке
следующих
знаний
и
умений,
без
которых
невозможно
эффективное формирование исследовательской компетентности:
-
самостоятельно
объяснять
и
доказывать
новые
факты,
явления
закономерности;
-
классифицировать,
сравнивать,
анализировать
и
обобщать
ранее
изученные явления, закономерности;
- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под
новым углом зрения;
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать
наиболее рациональный способ;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского
характера,
а
также
работы
товарищей (Пичугин,
С.С.
Учебно-
исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
[Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. 2008. №6. 43-47с.).