Напоминание

Легкая атлетика на уроках с 1 -4 класс


Автор: Гусева Наталья Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ΜОУ школа № 222
Населённый пункт: г. Заречный Пензенской области
Наименование материала: Учебный материал по легкой атлетике 1 - 4 класс
Тема: Легкая атлетика на уроках с 1 -4 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Легкая атлетика 1 - 4 класс.

Высокий старт

По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу

носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.

Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука

отведена назад.

По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела

распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).

По команде: «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога

(сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

Ошибки в старте: 1) недостаточный или излишний наклон туловища на старте; 2)

излишне широкая или узкая постановка ног в стартовом положении, отсутствие

устойчивого положения; 3) отсутствие психологической готовности к стартовому

ускорению.

Исправление ошибок: 1) практика в правильном стартовом положении и выполнении

стартов; 2) старты из различных положений (высокий старт, старт с опорой на одну руку и

др.); 3) старты с изменением времени между командами «Внимание!» и «Марш!».

Методическая последовательность обучения технике высокого старта

1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к

определенной отметке.

2. Старты «падением» из положения стоя на двух ногах (на носках) и на одной

(толчковой) ноге.

3. Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз

или на коленях.

4. И.п. – стоя в широком шаге в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди.

Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая, одноименная выставленной

вперед ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от

бедра в сочетании с перекрестной работой рук.

5. Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.

Высокий старт.

Низкий старт

Выполнение команды «На старт!»

По команде «На старт!»:

подойти к колодкам и встать за ними;

наклониться вперед и поставить руки на дорожку за колодками;

толчковую (сильнейшую) ногу поставить на переднюю колодку, более

слабую ногу поставить на заднюю колодку;

опустить колено сзади стоящей ноги на дорожку;

поставить руки к линии старта;

четыре пальца соединены вместе и обращены наружу;

большие пальцы обращены кнаружи;

руки расставлены на ширину плеч;

плечи над стартовой линией;

тяжесть тела распределяется равномерно между точками опоры;

голова держится свободно;

взгляд устремлен вперед-вниз примерно на 1,5–2 м от линии старта.

Низкий старт

По команде «Внимание!»:

колено стоящей сзади ноги отрывается от грунта;

таз приподнимается выше плеч;

коленный сустав передней ноги образует почти прямой угол;

спина слегка приподнята;

голова опущена, как при команде «На старт!»;

тяжесть тела перенесена на руки.

По команде «Марш!»:

постараться вложить всю силу в первое движение;

тело молниеносно выпрямляется вверх-вперед;

находящаяся сзади нога делает первый шаг и касается грунта кратчайшим путем;

кисти слегка отталкиваются от грунта;

руки попеременно выполняют короткие и быстрые движения;

взгляд направлен немного вперед на беговую дорожку, наклон тела уменьшается только через 6–8

шагов.

Методика обучения техники низкого старта

1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа

согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги),

туловище прямо, руки опущены вниз.

2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую)

отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег,

сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу

учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным

движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с

нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге

с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет

правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только

после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с

низкого старта.

5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Выполнение низкого

старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить

внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

6. Установка стартовых колодок.

7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде:

«Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно

положить мат для смягчения падения на кисти.

9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9

выполняются для овладения техникой отталкивания.

10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового

пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Учащимся дается установка на быстрое выполнение

первого шага.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта

1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды

(например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.).

3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды:

«Внимание!» на 3–5 сек.

4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом,

пытаясь догнать летящий мяч.

Ошибки, допускаемые при низком старте

Голова закинута назад, потому что бегун смотрит в направлении финиша – спина прогибается.

Руки не выпрямлены – центр тяжести слишком сдвинут назад.

Руки опираются неотвесно, под углом – тяжесть тела чрезмерно переносится назад.

Спина прогибается.

Бегун «сидит», слишком отклонив туловище назад, руки упираются наискось.

Таз поднят очень высоко – ноги уже почти выпрямлены.

Бегун слишком сильно опирается на руки, которые к тому же расположены неотвесно.

Выпрямление произошло до того, как ноги сделали первое движение.

Маховая нога поднимается чрезмерно высоко.

Обе руки слишком отводятся назад.

МЕТОДИКА

1) Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м.

а) И. П. — стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Выполнение —-

падая вперед, начать бег. б) И. П. — то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади.

Выполнение то же. 2) Научить установке стартовых колодок . 3) Научить выполнению команд

«На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!» научить рационально распределять вес

тела на ноги и руки

4) Научить выбеганию со стартовых колодок а) опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м;

б) И. П. — упор лежа на согнутых руках. Выполнение — с одновременным выпрямлением рук

выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди (628 раз каждой ногой). в) стать в

колодки, поставить руки на расстоянии 60 -70 см впереди от линии старта. Выполнение —выносить

маховую ногу коленом к груди с одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз); стать в

колодки, выполнить команду «Внимание!» и,сильно оттолкнувшись, сделать тройной прыжок с

переходом на бег. д) положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1 м перед стартовой

линией. Стать в колодки, выполнить команду «Внимание!». Сильно оттолкнувшись, послать себя

вперед, до падения на маты. 5) Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м. 6)То же,

фиксируя время.

Техника бега на короткие дистанции

60 – 200 м

СТАРТ

Для совершенствования техники низкого старта применяются следующие упражнения:

1.Быстрый бег по сигналу «Марш!»(6 – 8 раз).

2.Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками вперед с

последующим стартовым ускорением 15 – 20 м (6 -8 раз).

3.Прыжок в длину с места (8 – 10 раз).

4.Прыжок в длину из стартовых колодок (8 – 10 раз).

5.Выбегание под планкой или резиновым жгутом(8 – 10 раз).

6.Бег в гору, бег по лестнице (8 -10 раз).

7. Упражнение с партнером. Выбегание со старта, партнер упирается руками в плечи

бегуна, стоя к нему лицом

8. Сарт с сопротивлением( с резиновым жгутом).

СТАРТОВЫЙ РАЗГОН

1. Прыжки на одной ноге (3х30 м на каждую ногу).

2. Прыжки на двух ногах (5х30 м).

3. Прыжки «с ноги на ногу» (6х40–50 м).

4. Прыжки в длину с места (8–10 раз).

5. Тройной прыжок с места (8–10 раз).

6. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (8–10 раз).

7. Прыжки по лестнице на одной ноге или двух ногах (2–3 раза на каждую ногу, 20 м).

8. Различные многоскоки в гору (прыжки на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу): 2–3 раза на

каждой ноге, 3 раза на двух ногах, 5–6 раз с ноги на ногу.

9. Выполнение прыжковых упражнений на время (прыжки, на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу).

Бег на короткие дистанции подразделяется на 4 фазы: старт, стартовый разбег,

бег по дистанции, финиширование.

10.Прыжки на одной ноге (2 раза х 20 м на каждую ногу).

11.Прыжки на двух ногах (2 раза х 20 м).Прыжки с ноги на ногу (4 раза х 30–40 м).

13. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (6–8 раз).

14. Прыжки на одной ноге через отметки (3–5 раз х 30 м на каждую ногу).

15. Прыжки с ноги на ногу через отметки.

16. Бег в гору (5, 6 раз х 30–40 м).

17. Бег с низкого старта на 30–40 м (3, 4 раза). (Обратить внимание на мощное быстрое отталкивание при

сохранении стартового наклона туловища.)

18. Бег с высокого старта на 40 м (3–5 раз). (Выход со старта в наклоне.)

Для того чтобы бегун быстро бежал по дистанции, он должен выполнять

следующие упражнения:

1. Бег с максимальной скоростью на отрезках 60–80 м (4 раза).

2. Бег с низкого старта на дистанциях 30, 40, 60 м (5, 6 раз).

3. Бег с ходу на 30 м (5 раз).

Для развития быстроты применяются средства в облегченных условиях.

4. Бег с горы 40–50 м (4–5 раз).

5. Бег по беговой дорожке с небольшой горки (первые 10–12 м бегун сбегает с небольшой горки с

последующим пробеганием по дорожке) (4 -5 разх50м.)

6. Прыжки в длину с полного разбега (3–5 раз).

7. Бег через барьеры 50х60 м (5, 6 раз).

8. Бег на месте на время (3–5 раз х 30 сек.).

9. Различные многоскоки на время.

– Прыжки на одной ноге (3 раза х 20–30 м на каждую ногу).

– С ноги на ногу (4 раза х 40–50 м).

Финиш.

1. Наклон вперед на финишную черту с отведением рук назад при быстром беге (4–6 раз х 60 м).

2. Пробегания отрезков 50–60 м с максимальной скоростью с ускорением на финише (4–6 раз х 50–60 м).

3. Бег на 100, 200 м с низкого старта.

Ошибки в старте:

1) недостаточный или излишний наклон туловища на старте; 2) излишне широкая или

узкая

постановка

ног

в

стартовом

положении,

отсутствие

устойчивого

положения;

3)

отсутствие

психологической готовности к стартовому ускорению.

Исправление ошибок: 1) практика в правильном стартовом положении и выполнении стартов; 2)

старты из различных положений (высокий старт, старт с опорой на одну руку и др.); 3) старты с

изменением времени между командами

«

Внимание!

»

и

«

Марш!

»

.

Ошибки в беге по дистанции: 1) чрезмерный наклон туловища вперёд, вследствие чего мышцы

спины и плечевого пояса излишне напрягаются, уменьшается амплитуда движения ног; 2) сгибание

тела в тазобедренном суставе, вызывающее те же нарушения в беге, что и излишний наклон

туловища вперед. 3) вертикальное положение туловища с тенденцией к отклонению его назад , что

влечет за собой неправильное направление отталкивания и уменьшения длины шага; 4) боковое

раскачивания туловища; 5) закрепощенное положение туловища.

Исправление ошибок

1)

укрепление мышц туловища и живота специальными упражнениями;

2)

бег с выполнением задания распрямить туловище до вертикали или до положения, близкого к ней,

развернуть плечи и подать таз слегка вперёд;

3)

пробежки по прямой линии, без разворота ступней в сторону, избегая боковых раскачиваний.

4) упражнения в расслаблении рук, ног и туловища на месте и в движении, в частности семенящий бег;

5) свободный, расслабленный бег сперва с небольшой скоростью, а затем с приобретением навыка

свободного бега, с увеличением скорости.

Ошибки в движениях ног:

1) недостаточный подъём бедра свободной ноги;

2) недостаточное распрямление ног при отталкивании;

3) чрезмерное забрасывание голени вверх - назад;

4) акцентирование выбрасывания голени вперёд при приземление.

Исправление ошибок:

1) упражнения для укрепления мышц, поднимающих бедро, в частности бег с

высоким подниманием бедра;

2) многократное выполнение упражнения «бег прыжками», укрепление мышц стопы;

3) практика в беге без излишнего выбрасывания голени вперёд и забрасывания её назад, постановка ноги

на переднюю часть стопы.

Ошибки в движении рук:

1)

напряжённое

положение

рук;

2)

излишнее

сгибание или распрямление рук в локтевых суставах; 3) недостаточная амплитуда

движения

рук,

работа

рук

только

«

перед

грудью

»

;

4)

движение

рук

поперёк

туловища.

Исправление ошибок

: 1) бег, держась руками за скакалку, положенную на

плечи;

2)

бег

с

опусканием

время

от

времени

вниз

расслабленных

рук;

3)

выполнение упражнения – движения рук, при беге стоя на месте.

Ошибки в финишировании:

1) преждевременное финишное ускорение, не

соответствующее подготовленности учащихся;

2)позднее начало финиширования;

3) появление напряжения, скованности движений при финишировании.

Исправление ошибок:

1)многократные ускорения различной интенсивности и продолжительности;

2) бег с ускорениями свободный, с расслаблением движений.

При исправлении ошибок необходимо учесть, что есть главные ошибки в беге и

второстепенные, являющиеся следствием первых. Учителю необходимо в

первую очередь позаботиться об устранении главных ошибок.

Прыжки и прыжковые упражнения на уроках

физкультуры

Прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении

– прыжки на правой ноге на месте и с продвижением;

– прыжки на левой ноге на месте и с продвижением;

– прыжки на двух ногах на месте и с продвижением;

– подскоки: ходьба перекатом с пятки на носок с последующим прыжком;

– подскоки с махом ногой и руками;

– подскоки с доставанием подвешенного предмета;

– прыжки приставными шагами;

– прыжки с ноги на ногу, с выносом бедра вперед;

– прыжки на одной ноге через линию;

– прыжки на двух ногах через линию;

– напрыгивание на линию на одной и двух ногах;

– прыжки на месте с различной высотой подскока;

– прыжки на месте с различной высотой подскока и взмахом руками;

– прыжки с поворотом на 90, 180, 360°;

– прыжки ноги врозь, ноги вместе из и.п. – стоя и из приседа;

– прыжки ноги врозь, разножкой.

Прыжки в длину с места

Отталкиваясь двумя ногами (стопы на ширине плеч и параллельно друг другу),

мах руками вперед-вверх. В прыжке максимально вытянуться. Усилия

прилагать не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. При

приземлении подать плечи максимально вперед, стараться удержать ноги

выше, не допускать преждевременного приземления. Обязательно добиваться

широкой амплитуды движений, правильного маха руками, мягкого приземления

одновременно на две ноги.

Прыжки через гимнастическую скамейку

Младшим школьникам предлагается выполнить прыжок через гимнастическую скамейку с опорой на руки.

Кисти рук охватывают края скамейки, локти не сгибать. Отталкиваясь двумя ногами, нужно перепрыгнуть

скамейку, высоко удерживая таз и ноги. Мягкое приземление должно быть с другой стороны скамейки.

Во втором классе это упражнение предлагается учащимся в более сложном виде: без опоры на руки.

Важное значение имеет навык грамотного маха руками. Стоя лицом или боком к скамейке, сделать замах с

одновременным неглубоким приседанием.

Прыжки с ноги на ногу, или многоскоки

При выполнении этого упражнения толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех

суставах, маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед и немного вверх,

туловище наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, энергично движутся назад-вперед.

Обучение этому упражнению начинается с подготовительных движений:

– выпады на месте;

– пружинящие покачивания в выпаде;

– то же со сменой положения ног прыжком;

– ходьба выпадами с различными положениями рук;

– пружинящие прыжки без смены положения ног с небольшим продвижением вперед.

Прыжки в длину с разбега

Существует несколько способов прыжка в длину с разбега:

– «ножницы»;

– прогнувшись;

– согнув ноги.

В школе используется простой способ – согнув ноги.

Техника прыжка в длину с разбега включает в себя:

– технику разбега;

– технику отталкивания;

– технику движения в полете или полетной фазы;

– технику приземления.

Подготовительные упражнения

Выход в шаге

Из положения широкого шага (толчковая нога на месте отталкивания) выполняется активный мах согнутой в колене маховой

ногой со сменой положения рук. Важно зафиксировать это положение, стоя высоко на стопе, и многократно его повторять,

отводя маховую ногу в исходное положение. Активным должен быть не только мах ногой, но и смена положения рук. Здесь

уместно сравнение с боксерским ударом «апперкот».

Выход в шаге с выпрыгиванием вверх

Добавляется выпрыгивание вверх с удержанием положения и приземлением на толчковую ногу. Внимание уделять усилию

вверх, а не вперед.

Эти упражнения можно выполнять в зале, без прыжковой ямы.

Выход в шаге с выпрыгиванием вверх и приземлением в прыжковую яму

В полете маховая нога, согнутая в колене, удерживается максимально высоко, толчковую ногу подтягивают к маховой (полет

«сидя на стуле»).

Приземляясь, прыгун посылает руки вниз-назад, разгибает ноги в коленных суставах и выносит их как можно дальше вперед.

Приземление заканчивается сгибанием ног во всех суставах, наклоном туловища вперед и выходом из ямы или падением в

сторону.

Приведенные подготовительные упражнения позволяют приступить к прыжкам в длину с разбега.

Начинающим обучение предлагается выполнить 2–4 беговых шага для разбега с последующим прыжком. При ошибке во

время исполнения прыжка необходимо вернуться к подготовительным упражнениям.

Постепенно увеличивая разбег, следить за сохранением активной постановки толчковой ноги на доску отталкивания,

приложением усилий в полете, мягким амортизирующим приземлением.

О чем надо помнить при отталкивании:

1. Последний шаг выполняется быстрее, чем все предыдущие. Нога ставится на доску отталкивания очень энергично.

2. Пятка только на миг касается грунта, стопа быстро перекатывается на носок. Затем следует энергичное выпрямление

всего тела.

3. Верхняя часть туловища находится в вертикальном положении, взгляд направлен вперед.

4. Бедро маховой ноги поднимается до горизонтальной линии (колено сильно сгибается).

5. Отталкиванию содействуют попеременные маховые движения одной и другой руки (плечи энергично поднимаются).

При приземлении важно следующее:

1. Ноги выносятся далеко вперед, причем они почти выпрямлены, но не напряжены.

2. Как только пятки касаются грунта, ноги мягко сгибаются в коленях. При этом верхняя часть туловища несколько

приподнимается, чтобы бедра можно было вынести вперед. Таким образом вес тела перемещается за точку приземления.

3. Таз не должен преждевременно коснуться грунта.

4. Обе ноги приземляются на одинаковом уровне. Точка приземления будет правильной, если после касания ногами грунта

прыгун может перемещать тело вперед по прямой линии или же произвести падение в сторону от нее.

5. Вначале руки сильно опущены вниз-назад, а затем, выполняя мах вперед, они содействуют продвижению туловища.

6. Выходить из прыжковой ямы нужно только вперед.

Прыжки в высоту способом «перешагивание», или «ножницы»

Прыжок состоит из:

– разбега;

– отталкивания;

– перехода через планку;

– приземления.

В этом способе прыгун выполняет

разбег по дуге, отталкиваясь дальней от планки ногой, в положении

боком к планке.

Одновременный мах двумя руками способствует высокому вылету, правильной координации движений в

прыжке.

Маховая нога, преодолев планку, активным движением опускается вниз. Толчковая нога повторяет ее

траекторию с разницей во времени в полшага.

В наивысшей точке полета прыгун резко поворачивает плечи и голову к планке, тем самым отдаляясь от

нее.

Первой приземляется маховая нога (в отличие от прыжка с прямого разбега). Потеря равновесия (падение)

при приземлении говорит о недостаточной согласованности движений во время прыжка, хотя на

максимальных высотах вполне допустима.

Этапы обучения:

– прохождение шагом по разбегу (дугу разбега можно обозначить

мелом) с постановкой толчковой ноги на место отталкивания;

– то же, но с увеличением ритма до бегового шага.

– прохождение шагом по разбегу с последующим медленным перешагиванием

планки. Во время поочередного перешагивания обе ноги должны быть

выпрямлены в коленном суставе; обязательно следить за поворотом туловища к

планке на заключительном этапе упражнения;

– пробегание по дуге разбега с выпрыгиванием и приземлением на место

отталкивания толчковой ногой. При этом маховая нога и руки выполняют

согласованный мах.

Что важно знать при разбеге:

1. При способе «перешагивание» разбег происходит по дуге, отталкиваясь от планки ногой и находясь

боком к планке.

2. Достаточно делать разбег в 5–7 шагов.

3. Разбег производится в умеренном темпе.

4. Скорость увеличивается только на первых 3–5 шагах, на двух последних надо сконцентрировать

внимание на отталкивании.

5. Предпоследний шаг делается отлогим и широким. Маховая нога сгибается в коленном суставе. Обе руки

находятся позади туловища.

6. Стопа толчковой ноги активно и быстро ставится с пятки на грунт, пол, при этом таз выводится

энергичным движением вперед. Таким образом тело принимает правильное положение на месте опоры.

При отталкивании следует обращать внимание на следующее:

1. При способе «перешагивание» толчковая нога начинает энергично выпрямляться сразу же после

постановки ее на грунт, пол.

2. Таз, который принимает на себя сильное давление, нужно активно выводить вперед-вверх.

3. Верхняя часть туловища остается над толчковой ногой и не наклоняется в сторону планки. При этом

туловище слегка сгибается вперед: перед отталкиванием прыгун как бы сжимается наподобие пружины.

4. Маховая нога в значительной степени содействует отталкиванию. Это происходит в том случае, если

благодаря энергичному движению голени она выпрямляется и максимально высоко заносится над

планкой. Быстрым торможением маховое усилие передается туловищу.

5. Одновременно с маховой ногой обе руки выбрасываются вперед-вверх.

6. Во время взлета прыгун переносит толчковую ногу вслед за маховой.

Что надо иметь в виду при преодолении планки:

1. Оттолкнувшись, прыгун взлетает вверх, удерживая туловище в вертикальном положении.

2. Поднимает повыше маховую ногу, слегка согнутую в колене, толчковая нога свободно опущена.

3. В высшей точке взлета маховая нога опускается вниз носком внутрь, а толчковая поднимается вверх

поворотом наружу.

4. Одновременно туловище поворачивается к планке и наклоняется к толчковой ноге, таз быстро

переходит над планкой, руки опускаются вниз.

5. Происходит приземление на маховую ногу.

Метание тенисного мяча.

Техника хвата и выпуска снаряда

Мяч удерживают

фалангами пальцев метающей руки, три пальца размещены

как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой поддерживает сбоку.

Методика обучения.

1. Бросок мяча кистью руки вниз перед собой.

2. Бросок мяча вперед в цель.

Методические указания

1. Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в

шаге, левая впереди.

2. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не

опускается ниже уха, финальное движение кистью должно быть

ускоренным.

3. Выполнить метание мяча с места из-за головы, заканчивая кистью и

вращением мяча в вертикальной плоскости.

Техника финального усилия (броска).

Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге» тяжесть тела не правой ноге, носок

которой развернут «в шаге» под углом 30°, левая нога впереди, носком внутрь. Рука с мячом

отведена назад на уровне плеча, плечи незначительно повернуты направо, левая рука перед

грудью, согнута в локте.

Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх, поворачивая пятку наружу, подает

вперед правую сторону таза с плечом и переносит вес тела на левую ногу. Одновременно правая

рука, сгибаясь в локтевом суставе,

«берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым движением плеч и

руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска сделать шаг правой ногой вперед —

с поворотом носка внутрь и сгибанием ноги в коленном суставе.

Методика

1. «Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом

2. То же, выполняя бросок слитно.

3. Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом отведена назад, левая согнута перед

грудью

4. Метание мяча в цель и на дальность.

Методические указания

1. На счет «раз» — рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога сгибается, туловище

закручивается и наклоняется вправо, на счет «два» — поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую

ногу и поднимая руку с мячом вперед, принять положение «натянутого лука», на счет «три» — бросок.

2. Бросок выполнять через плечо с последующим проходом вперед правым боком, обратить внимание на

рывок левой рукой назад.

3. С активной постановкой левой ноги выполнись метание, обратить внимание на полное разгибание ног,

выпрямление туловища с продвижением грудью вперед-вверх без наклона в стороны и вперед.

4. Следить за работой таза и хлестом руки, метание выполнять двумя шеренгами или группами по 8-10

человек.

Упражнения с малыми мячами.

1. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, ловля двумя руками. То же, ловля одной рукой.

2. Подрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. После удара мяча об пол поймать его: а) двумя

руками; б) снизу правой (левой) рукой; 3. Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот.

4. Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу. 5. То же, но поймать мяч сверху

правой (левой) рукой. 6. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хлопок в ладоши (перед

собой или за спиной) и ловля мяча правой (левой) рукой. 7. То же, но хлопок после удара мяча об пол.

8. Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног. 9. Бросок мяча вверх.

Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча: а) двумя руками; б) одной 10. То же, но вместо

броска сильный удар мячом о пол 11. Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от

стенки. Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками.12. То же, но после

отскока мяча от пола. 13. Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной рукой и

ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается. 14. Бросок мяча в стену из-

за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной рукой после отскока.15. То же, но перед ловлей

выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом.

Игры на уроках по легкой атлетике

ПРЫЖКИ НА ОДНОЙ НОГЕ

Основная цель. Развитие силы, ловкости и прыгучести. Используется в качестве вспомогательного

упражнения для учебных заданий по прыжкам в длину.

Организация. Класс делится на 2 команды, которые колоннами по одному становятся за общей

стартовой линией. Расстояние между колоннами — 3 м.

Проведение. По сигналу педагога первые игроки колонн, стоя на одной ноге, выполняют ею пять

прыжков подряд, как можно дальше вперед, и останавливаются. Вторые номера колонн начинают

выполнение этого задания с места остановки предыдущего прыгуна своей команды, третьи номера

— с места остановки вторых и так далее до последнего игрока в колонне.

Победитель определяется по общей длине прыжков всех игроков команды.

ОПЕРЕДИ ПРЫЖОК СОСЕДА

Основная цель. Развитие быстроты, прыгучести и внимания. Используется в качестве

подводящего упражнения для учебных заданий по прыжкам в длину.

Организация. Класс делится на 2 команды, образующие два круга — внутренний и внешний,

которые двигаются в разных направлениях. Расстояние между кругами — около 1 м.

Проведение. По произвольному свистку педагога игроки внутреннего круга стремятся одним прыж-

ком к ближайшему соседу внешнего круга настичь и запятнать его рукой, а тот, в свою очередь,

спасается опережающим прыжком от преследователя. Осаленные игроки выбывают, остальные

становятся на свои места, и прерванное движение продолжается. По другому условному сигналу

педагога (хлопку в ладоши) игровые задачи команд меняются на противоположные — теперь уже

внешние игроки одним прыжком стараются настичь и запятнать ближайшего соседа внутреннего

круга, который спасается прыжком вовнутрь. Чередование стартовых сигналов должно быть для

игроков неожиданным и непредсказуемым. После 5—7 попыток поимки каждой из соперничающих

команд игра завершается. Выигрывает команда, игроки которой поймают больше соперников.

ПЕРЕПРЫГНИ «РУЧЕЙ»

Основная цель. Развитие быстроты, прыгучести и расчетливости. Используется в качестве

вспомогательного упражнения для учебных заданий по прыжкам в длину.

Организация. Класс делится на 2—3 команды, строящиеся на площадке колоннами по одному за

общей стартовой линией. Через 8 м от старта двумя параллельными линиями обозначается

условный ручей двухметровой ширины, а еще через 8 м перед каждой колонной ставится

поворотная стойка.

Проведение. По стартовому сигналу направляющие игроки колонн бегут к своей поворотной

стойке, с разбега перепрыгивают преграждающий путь «ручей», поворотом слева огибают стойку и

возвращаются обратно, преодолевая «ручей» тем же способом, касанием руки дают старт

следующему участнику своей колонны, а сами становятся в ее конец и т. д. Последний игрок

каждой команды, выполнив игровое задание и встав в конец своей колонны, поднимает

скрещенные руки над головой. По данному условному жесту

фиксируется финиш его команды. За каждое непреодоление «ручья» команде добавляется две

штрафные секунды.

Побеждает команда, выполнившая игровое задание за наименьшее время.

ПРЫЖОК СКВОЗЬ ОБРУЧ

Основная цель. Развитие ловкости, прыгучести и расчетливости. Используется в качестве

вспомогательного упражнения для учебных заданий по прыжкам в высоту или преодолению

препятствий.

Организация. Класс делится на 2 команды и становится в колонну по одному, одна команда за

другой, в 6—8 м от ямы для прыжков в высоту. Между прыжковыми стойками, на доступной

играющим высоте, подвешивается обруч диаметром 120 см.

Проведение. По сигналу педагога игроки по очереди, через каждые 5 с прыгают с разбега

сгруппировавшись сквозь подвешенный обруч, стараясь не задеть его, и тут же выбегают из ямы,

освобождая место приземления следующему прыгуну. Участник, выполнивший игровое задание не

задевая обруча, приносит своей команде одно очко. Игра повторяется три раза, с постепенным

повышением высоты подвешивания обруча.

Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков.

МЕТКИЕ МЕТАНИЯ

Основная цель. Развитие ловкости и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного

упражнения для учебных заданий по метаниям в цель.

Организация. Класс делится на соревнующиеся пары, которым выдается по малому мячу и

гимнастической булаве. Игроки каждой пары становятся лицом друг к другу по концам 8-м линии, в

середину которой ставят булаву. На линии сделаны поперечные отметки на расстоянии 1 м.

Проведение. По сигналу педагога игроки в парах начинают по очереди бросать мяч в булаву,

стараясь ее опрокинуть. Сбивший булаву игрок переставляет ее на метр ближе к себе, и игра

продолжается на тех же условиях.

Выигрывает тот, кто меткими метаниями приведет булаву к себе.

УВЕРНИСЬ ОТ МЯЧА

Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и оперативного мышления. Используется в качестве

подводящего упражнения для учебных заданий с метаниями малого мяча в цель.

Организация. Участники игры свободно расходятся по площадке, в центре которой располагается

водящий с теннисным мячом в руках.

Проведение. По сигналу педагога игроки начинают произвольно передвигаться по площадке,

увертываясь от мяча, метаемого в них водящим. Участник, в которого попали мячом, поступает в

группу поддержки водящего и вместе с ним осаливает остальных игроков с использованием

вспомогательных передач мяча. В результате число осаленных игроков постепенно

увеличивается.

Победителем объявляется последний, оставшийся неосаленным игрок, признаваемый самым

быстрым и ловким.

ПОПАДИ В МИШЕНЬ

Основная цель. Развитие координационных способностей, быстроты и внимания. Используется в

качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с метанием малых мячей в цель.

Организация. Класс делится на 2 команды с выбором защитника мишени. На каждой половине

площадки чертят круг диаметром 10 м, в центре которого ставят мишень. Каждая команда получает

по небольшому резиновому мячу и равномерно располагается за отведенным ей кругом, отправив

своего защитника в круг соперников.

Проведение. По общему сигналу педагога игроки каждой команды начинают произвольную

распасовку мяча между собой, выбирая подходящий момент, когда защитник мишени зазевается,

чтобы молниеносным метким броском попасть в приоткрывшуюся

ДОГНАТЬ ПЕРЕДНЕГО

Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего

упражнения для учебных заданий с низким или высоким стартом.

Организация. На легкоатлетической площадке класс делится на 2 команды, которые разомкнутыми

на вытянутые руки шеренгами выстраиваются одна позади другой. Расстояние между шеренгами 2

—3 м. В 30—40 м перед первой шеренгой проводится контрольная линия.

Проведение. По сигналу педагога обе команды с низкого (или высокого) старта бегут к контрольной

линии. При этом игроки задней шеренги стремятся догнать и касанием руки запятнать бегущего

перед собой игрока передней шеренги, а тот старается не допустить этого. Игроки, которых

запятнали до контрольной линии, должны остановиться и поднять вверх правую руку. По

дочитывается их количество. Возвратившись обратно пешим шагом, команды меняются местами и

ролями, и игра повторяется еще раз.

Выигрывает команда, запятнавшая большее количество соперников.

ПЕРЕПРЫЖКА

В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ

Основная цель. Развитие силы, прыгучести и расчетливости. Используется в качестве

вспомогательного упражнения для учебных заданий с прыжкам в длину.

Организация. Класс делится на 2 равные команды, которые противостоящими шеренгами

выстраиваются в нескольких метрах по обе стороны средней линии. Назначается судья.

Проведение. По сигналу педагога направляющий игрок первой шеренги подходит к средней линии

и прыгает вперед с места, отталкиваясь двумя ногами. Судья по пяткам проводит черточку его

приземления, от которой такой же прыжок, но обратно к средней линии совершает направляющий

игрок другой шеренги. Судья отмечает черточкой и его приземление. От этой черточки в обратную

сторону прыгает следующий игрок первой команды, и по изложенному сценарию игровое

соперничество разворачивается дальше, вплоть до последнего участника.

Если последний игрок второй команды перепрыгнет через среднюю линию, то его команда

побеждает, если нет, то она проигрывает.

53. ДЛИННЫЕ ПРЫЖКИ С МЯЧОМ

Основная цель. Развитие прыгучести, быстроты, ловкости и расчетливости. Используется в

качестве подводящего упражнения для учебных заданий по прыжкам в длину.

Организация. Класс делится на 3 команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей

стартовой линией. В 10—15 м перед каждой колонной ставят яркий поворотный флажок.

Направляющие игроки колонн получают по футбольному (или иному того же размера) мячу и

зажимают его между колен.

Проведение. По стартовому сигналу педагога направляющие игроки колонн длинными прыжками с

мячом, зажатым между колен, устремляются к своему флажку, огибают его слева и возвращаются

обратно. Финиширующий игрок передает мяч следующему участнику своей колонны, а сам

становится в ее конец, и так продолжается до тех пор, пока это игровое задание не выполнят по

очереди все члены команды.

Игрок, потерявший мяч на дистанции, должен быстро подобрать его, вернуться на место потери

и только оттуда продолжить оговоренные прыжки дальше.

Выигрывает команда, закончившая потешную эстафету первой.

ГОНКА ЗА МЯЧОМ

Основная цель. Развитие быстроты, ловкости и внимания. Используется в качестве подводящего

упражнения для учебных заданий в беге на короткие дистанции или метания малого мяча на

дальность.

Организация. В середине легкоатлетической площадки через 5 м проводятся две параллельные

линии. Класс делится на шеренгу мальчиков и шеренгу девочек, которые выстраиваются за этими

линиями спиной друг к другу. В каждой шеренге выбирается водящий, и ему вручается малый мяч.

Проведение. По сигналу педагога водящие обеих шеренг изо всех сил бросают свой мяч вперед.

Остальные игроки каждой шеренги наперегонки бегут за своим мячом, стараясь подобрать его

раньше других. Тот, кому удалось подобрать мяч, становится водящим. Все игроки возвращаются

обратно, и игра повторяется еще несколько раз.

Победителями объявляются игроки, сумевшие подобрать мяч большее число раз.

БЕГ ПОД СКАКАЛКАМИ

Основная цель. Развитие быстроты в усложненных условиях и внимания. Используется в качестве

подводящего упражнения для учебных заданий по преодолению полосы препятствий.

Организация. Класс делится на 2 команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей

стартовой линией. Через каждые 2 м от линии старта на высоте плеч играющих поперечно

натягивают 5 скакалок на деревянных стойках. В 30 м от старта проводят линию финиша.

Проведение. По сигналу педагога первые игроки обеих колонн с нижнего старта должны пробежать

под всеми скакалками, не задев ни одной из них, и далее беспрепятственно устремиться к финишу.

Игрок, финишировавший первым, не задев скакалок, приносит своей команде выигрышное очко.

Русская лапта

Размер игровой площадки для детских команд 50— 60 метров в длину, 25—30 метров в ширину. На одном

конце — линия города, на другом — линия дома. Прямоугольник на линии города — площадка бьющего.

Справа и слева отмечены квадратики — это место для игрока, подбрасывающего мяч. Продольные

боковые линии — границы игры. Вылет мяча за эту линию — аут. Для игры нужен один мяч и одна лапта —

битка. Мяч может быть простой, резиновый, диаметром 6—7 сантиметров. Можно использовать и

теннисный мяч. Битку сделайте сами. Ее длина для вас 80—90 сантиметров. Ручку округлите по руке,

конец обстругайте.

Помните, что:

1) в игре участвуют две команды. По жребию одна становится бьющей и занимает линию города, вторая

— водящей, она располагается по всему полю;

2) во главе команд — капитаны, вожаки игры. Их выбирают сами игроки. Капитаны имеют особые права

-~.

распределяют игроков по местам, устанавливают очередность в бьющей команде. Капитан имеет право

бить первым, и его игровой номер обычно первый. Но он может, сообразуясь с силами противника и своей

тактикой игры, поручить первый удар любому игроку. Капитан водящей команды расставляет игроков по

полю и назначает подающего, то есть игрока, который должен пойти к линии города и подбрасывать мяч

бьющего;

3) команда бьющих занимает линию города. Игрок, выделенный очередным бьющим, становится обеими

ногами в центр своей площадки. Задача бьющего — ударом лапты по подброшенному мячу отослать его

далеко в поле, можно даже за линию дома, но не за боковую линию, в этом случае будет аут, ошибка.

Ударив по мячу, он оставляет лапту на площадке, а сам мчится через поле к линии дома. Его цель —

успеть добежать до дома, пока мяч не пойман, и, если сумеет, вернуться в город так, чтобы не осалили

пойманным мячом. Такая удачная перебежка считается полной и приносит команде 1 очко. Если игрок

видит, что бежать обратно опасно, он может остаться на линии дома и ждать, пока мяч будет снова

пробит в поле следующим номером его команды. Тогда можно возвращаться на линию города. Если его

не осалят, перебежка будет считаться выполненной. Команде зачтется очко. Очко начисляется только за

полную перебежку от города к линии дома и обратно' в город;

пробит в поле следующим номером его команды. Тогда можно возвращаться на линию города. Если его не

осалят, перебежка будет считаться выполненной. Команде зачтется очко. Очко начисляется только за

полную перебежку от города к линии дома и обратно' в город;

4) задача водящей команды — мешать перебежкам бьющих, не давать им возможности набирать очки,

завоевать их место на линии города, чтобы самим стать бьющими. Вот для этого и нужно быстро

подхватить брошенный мяч, осалить перебегающего игрока или сообразить, какому своему игроку его

перепасовать, чтобы он сумел осалить бегущего (если пробитый в поле мяч пойман водящим на лету, то

есть до того, как он ударится о землю, игра останавливается, мяч возвращают подбрасывающему и

бьющей команде зачисляется ошибка — штрафное очко);

5) игра для детских команд состоит из шести партий. Каждая команда за время игры должна быть три

раза бьющей и три раза водящей. Партия продолжается до тех пор, пока бьющая команда не получит трех

штрафных очков за допущенные ошибки и должна будет поменяться местами с водящей командой, то есть

перейти в поле.

Штрафные очки бьющей команде зачисляются:

если водящим удалось осалить игрока бьющей команды во время его перебежки. Штрафное очко

зачисляется за каждого осаленного игрока, перебегающего поле;

если мяч пойман с лёта;

если мяч пробит в аут.

Партию можно считать законченной и тогда, если в бьющей команде все очередные игроки пробили мяч и

совершили удачные полные перебежки, то есть набрали максимальное для одной партии количество

очков.

Игра начинается по свистку судьи, команды выходят на поле и приветствуют друг друга. На центре

встречаются капитаны, производится жеребьевка, которая определяет роли команд — кто бьющий, кто

водящий. После жеребьевки игроки по указанию капитанов занимают свои места. По второму свистку

судьи игра начинается. Подающий подбрасывает мяч, бьющий посылает его в поле.



В раздел образования