Напоминание

Урок математики на построение выхода из ситуации непонимания для 2 класса


Автор: Русина Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики на построение выхода из ситуации непонимания для 2 класса
Раздел: начальное образование





Назад





Урок на построение выхода из ситуации непонимания для 2 класса

Предмет:
математика
Автор:
Русина Марина Владимировна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»», г.Нефтеюганск
Цель:
формирование умения решать многовариативные задачи.
Метапредметные умения, формируемые у детей:
 чувствовать ситуацию неопределенности;  выделять трудность;  правильно задавать вопросы;  уметь определять вариации в ситуации непонимания.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность детей 1.Введение в ситуацию 1. Приветствие. 2. Работа с высказыванием «Математика – зарядка для ума» - Как вы понимаете это высказывание? 3. Ребята, я привезла для вас задачи, которые составили мои ученики, давайте попробуем их решить. - Возьмите карточку и решите задачу. Валя собрала 11 грибов. Из них 5 лисичек и 6 сыроежек. Из 4 грибов бабушка сварила суп. Сколько лисичек осталось? Ответы детей. 2. Первичная диагностика Я прошла и посмотрела, что не все могут решить эту задачу, а те, кто ее решил, решили по-разному. - Кто не смог решить задачу? - Кто решил ее? Дети поднимают руки, учитель фиксирует на доске. 3.Разбор первичных версий. - Как вы решили? - Как так получилось, что у вас разные решения и ответы? - Возникла ли при решении задачи трудность? Почему? Дети выходят к доске и записывают свои варианты решений на доску, доказывая рисунком. Дети говорят о том, что не хватает в задаче данных, что задачу решить невозможно. 4.Обогащение - Какой вопрос необходимо задать, чтобы Варианты детей:
версий ответить на вопрос задачи? Учитель фиксирует на доске варианты вопросов детей. При этом спрашивает, что ребенок хотел найти, задав этот вопрос. - Какие вы задали вопросы? - Какой вопрос содержит информацию о недостающих данных в задаче? - Он поможет нам решить задачу? В конце определяется вопрос, необходимый и достаточный для решения задачи. - А давайте вернемся к условию задачи и еще раз уточним все данные. Учитель составляет схему на доске. 11 гр. 5 л. 6 с. ? л. суп 4 - Ребята, почему при решении задачи у вас были разные варианты и различные ответы? Для проверки вариантов решения задачи учитель предлагает составить таблицу. Собрала Сварили Осталось грибов Л. С. Л. С. Л. С. - Какие грибы остались? - Сколько осталось сыроежек? - Сколько сыроежек и лисичек бабушка положила в суп? - Может у этой задачи несколько вариантов решений. 5. Рефлексия (проверка - Ребята, кто из вас понял, как решать задачи такого вида? - Попробуем решить сами подобную
выведенных средств) - А как это можно проверить? - Предлагаю вам сейчас поработать в парах и решить подобную многовариативную задачу. Спортсмены несколько дней шли пешком, а потом плыли на лодке. Всего он были в пути неделю. Сколько дней спортсмены шли пешком? ______________________________________ _ Если у тебя возникли трудности, то какой вопрос тебе поможет разрешить их ______________________________________ _ Проверка работ детей. задачу. Дети работают в парах в карточках. 6. Итог урока

Карточка 1

Реши задачу:
Валя собрала 11 грибов. Из них 5 лисичек и 6 сыроежек. Из 4 грибов бабушка сварила суп. Сколько лисичек осталось?
Карточка 2

Реши задачу:
Спортсмены несколько дней шли пешком, а потом плыли на лодке. Всего они были в пути неделю. Сколько дней спортсмены шли пешком?
Если у тебя возникли трудности, то какой вопрос тебе поможет разрешить их? __________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Задание на дом

Реши задачу:
Мама испекла 15 пирожков. Из них 9 с мясом, а остальные с капустой. За ужином съели 7 пирожков. Сколько пирожков осталось?


Диагностическая таблица

Уров

вни

Выход из

ситуации

непонимания

Обогащение

собственной

смысловой

версии

Порождение собственной смысловой версии

Уровни

полноты

понимания

смысла текста

Символическое

понимание

Понимание

авторской

позиции

Понимание текста с

опорой

на логическую основу
0 Ребенок не видит, что ситуация новая, действует так, как будто ему все понятно. Есть своя точка зрения, ребенок не видит чужую точку зрения Пересказ, произвольное понимание Буквальное понимание символа, произвольное выделение контекста, на основании которого расшифровываю тся символы Не понимает предмета текста, не понимает причинно-следственных связей 1 Ребенок останавливается, понимает, что ситуация новая и он не знает, как в ней действовать. Ребенок понимает, что мнение другого отличается от его мнения Понимание, ограниченное собственным опытом: ребенок не понимает того, что лежит за пределами его жизненного опыта, не видит того, что важно для понимания текста Аллегорическое понимание: понимание текста исходя из одного контекста, на основании которого расшифровываю тся символы Понимание текста на основе различения своей точки зрения и позиции героя Понимает предмет текста неточно, понимание причинно-следственных связей подменяется на причинно-следственные связи из собственного опыта 2 Ребенок пытается разграничить то, Ребенок понимает, что Неполное понимание: Понимание текста исходя из Понимание текста, основанное на Предмет текста понимается частично,
что понятно, от того, что непонятно, задает вопросы, которые помогают прояснить непонятное. чужая точка зрения отличается от его точки зрения; понимает ее содержание и понимает, противоречит ли она его точке зрения или нет, но не может дополнить свою точку зрения за счет чужой ребенок при понимании текста не учитывает одну из позиций героев, один из символических контекстов, одну из причинно- следственных связей нескольких контекстов трактовки символов, выдвижение нескольких версий понимания различении позиций героя и автора ребенок понимает и удерживает одну причинно-следственную связь 3 Ребенок разграничивает понятное и непонятное, может предложить свои версии понимания непонятного, проверить эти версии в коммуникации. Ребенок может усложнить свою версию за счет противореча щей ей чужой точки зрения Обобщенное понимание смысла текста с применением способов понимания Понимание символа, исходя из нескольких контекстов, построение полной и целостной версии понимания, основанной на нескольких контекстах Понимание авторской позиции, различение позиций своей и автора Ребенок понимает предмет текста точно, удерживает всю полноту смыслов, которые возникают в тексте по поводу предмета, понимает и удерживает несколько причинно- следственных связей


В раздел образования