Автор: Самодарова Лариса Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ Красносельская СШ
Населённый пункт: п.Красносельск, Новоспасский р-н, Ульяновская обл.
Наименование материала: Занятие с родителями
Тема: "Умеете ли вы общаться со своим ребенком"
Раздел: начальное образование
Умеете ли вы общаться со своим ребенком.
Цель: дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом
воспитания своих детей.
Ход занятия:
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Психолог начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг
другу мяч, «Общение с ребенком – это…»; «Родители через диалог с
ребенком дают ему почувствовать…».
Резюме. Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией,
переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка.
Игровая ситуация «Что сказали бы вы?».
- Вам нездоровится, к вам обращается ребенок. Вы…
- Вы зовете ребенка обедать, а он не идет. Вы…
- Ребенок что-то разбил. Вы…
Выслушиваются ответы родителей, а затем зачитываются детские ответы о
том, как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».
Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и вариантами ответов.
Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.
Ситуация 1 . Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из
игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!
- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и
просит поиграть с ним. Ваша реакция?
- Не сейчас: видишь, я работаю.
- Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы
обязательно поиграем.
Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
- Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты?
- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились.
Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?
- Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
- Не мешай нам разговаривать!
Резюме. Одной из эффективных техник общения является «Я-выражение»: в
отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.
Тест «Какой Вы родитель?».
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает
существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего
общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1.
Какой ты у меня молодец.
2.
Ты способный, у тебя все получится.
3.
Ты невыносим.
4.
У всех дети, как дети, а у меня…
5.
Ты мой помощник.
6.
Вечно у тебя все не так.
7.
Сколько раз тебе повторять.
8.
Какой ты сообразительный.
9.
Чтобы я больше не видела твоих друзей!
10.Как ты считаешь?
11.Ты полностью распустился!
12.Познакомь меня со своими друзьями.
13.Я тебе обязательно помогу, не переживай.
14.Меня не интересует, что ты хочешь.
Если вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13, то начислите себе 1 балл.
Если вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14, то 2 балла.
Посчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов. Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание.
Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребенком носит
непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто
подавляете его свободу.
13-14 баллов. Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто
возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.
Игра с мячом «Добрые слова» (родители поочередно называют ласковые
слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка).
Советы для родителей
«Правила поведения в общении с детьми»
1.Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть.
2.Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость
голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создавать у
вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь
твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок
будет способен видеть, принимать и уважать вас.
3.Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают
другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4.В общении с ребенком уделяйте внимание невербальному (неречевому)
общению. Так вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя»,
попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
5.Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних
объяснений и нравоучений.
6.Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе
общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не
отвлекайтесь. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и
не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. В
общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-
либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте
решение только сами: например, вместо фразы «Не твоего ума дела…» -
скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать?».
7.Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
8.Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими
переживаниями. Найдите время и поговорите с ним.
9.Используйте разнообразные речевые формулы(прощания, приветствия,
благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать
ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с
улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным
прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную
ребенком не забывайте поблагодарить его.
10.Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в
процессе общения, стремитесь преодолевать:
- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете
его потребности);
- барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся
ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать
педагогические воздействия собственных родителей);
- барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Родителям предлагается написать мини-сочинение на тему: «Я как
родитель» с использованием прилагательных.
В рубрике «Наша семья в выходные» перечислить увлечения семьи.
В конце занятия родителям выдаются памятки.
Общение с ребенком должно всегда носить позитивный характер.
Родители должны оказывать ребенку психологическую поддержку в любой
ситуации.
1.
Опираться на сильные стороны ребенка.
2.
Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3.
Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5.
Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с
которыми он может справиться.
6.
Проводить больше времени с ребенком.
7.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
10.Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12.Принимать индивидуальность ребенка.
13.Проявлять веру в ребенка, эмпатию (сочувствие) к нему.
14.Демонстрировать оптимизм в момент неудачи.