Автор: Воронова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хормалинская СОШ"
Населённый пункт: село Хормалы Ибресинского района ЧР
Наименование материала: конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе
Тема: "В гостях у слов, обозначающих предмет"
Раздел: начальное образование
Русский язык
Ход урока
I.
Орг. момент. Создание мотивации на учебную деятельность. (Слайд 1)
1.Приветствие.
Нам весело, нам радостно
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Затихли на минутку,
не слышим даже шутку.
2. Работа над девизом урока
Посмотрите на доску и прочитайте девиз нашего урока:
Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное
не забыть, повторяй!)
Правильно, ребята, главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно.
Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и
ученья. (Слайд 2)
II. Введение в тему урока:
1. Игра «Расшифровка»
- Ребята, кто скажет, что зашифровано на слайде. (Слайд 3)
Аволс, еищюачанзобо темдерп.
(Слова, обозначающие предмет)
2. -Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слова, обозначающие предмет).
- Правильно, дети, мы сегодня в гостях у слов, обозначающих предмет.
Тема урока: Обобщение знаний о словах, обозначающих предмет. (Слайд 4)
Цели: На
уроке
мы
повторим
слова, обозначающие предмет; будем развивать свою речь;
делать выводы, обобщать. В помощь мы возьмём внимание, дружелюбие, весь запас своих
знаний).
II.
1
. -
Помните, ребята, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? Давайте
прочитаем на экране. (Слайд 5)
2. – Какие слова отвечают на вопрос кто, а какие на вопрос что? (Слайд 6)
3. Найдите на экране слова, отвечающие на вопрос что? (Слайд 7)
4. – Давайте с вами поиграем. Игра называется «Превращения». Замените одну букву в словах так,
чтобы они отвечали на вопрос кто? (Слайд 8)
5. К нам на урок пришла гостья. А кто, вы узнаете из стихотворения. (Савельева Ксюша прочитает
стихотворение Е. Каргаевой « К нам пришла весна»)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело,
И в полях звучит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит, к нам пришла … (весна)
-О чём это стихотворение? (О весне) (Слайд 9)
- По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне?
- Весна - это какое слово? (Слово, обозначающее предмет).
- Ребята, слова, обозначающие предмет, нам нужны? Для чего они нужны? (Чтобы рассказать о
весне).
-Давайте подберём к этой картине слова, обозначающие предмет. (Ручеёк, почки, солнце,
трава, оттепель, сосульки.)
Словарная работа: оттепель – тёплая погода (ранней весной) с таянием снега, льда.
сосульки – обледеневшая при стоке жидкость в виде заостренного книзу
стержня. (Сосульки на крышах.)
- Ребята, давайте попробуем рассказать о весне, используя слова на слайде. ( Яркое солнце греет
землю. Снег тает. На деревьях распускаются почки. С крыш свисают сосульки. Побежали
звонкие ручейки. Начинается оттепель).
- Какое время года у нас во дворе? Весна – это замечательное время года, когда природа
просыпается и оживает после зимнего сна.
2. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
Отгадывание
загадки. По тонкой нитке ручейка сбежал с пригорка снег. И на пригорке вдруг
цветок раскрылся раньше всех? (Подснежник) (Слайд 9)
3.
Минутка чистописания.
А на нашей полянке – тетрадке тоже сейчас расцветут цветы. Рисуем цветы безотрывно, рисуем
наклонную линию с закруглением вправо, рисуем 3 лепестка, одну строчку.
Сотрудничество в парах. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните лучший цветок у соседа.
4.
Работа в парах по карточкам.
– Работаем в парах, возьмите карточку №1, прочитайте слова,
зачеркните лишние (оставить
только существительные).
Воробей, сорока, ветер, ворона, мокрый, земля, грачи, ландыши, капает, тёплый.
(Карточка
№1). Условие работы: Как закончите работу, возьмитесь за руки и поднимите вверх!
5. Слайд 10 - проверка, оценка.
6 . Одушевленные подчеркни зеленым, а неодушевленные
красным цветом. (Слайд 11 -
проверка, оценка).
Задание для сильных:
Вставить пропущенные слова в тексте «Весна»; карточка 3.
-Скажите, пожалуйста, кто не сделал ни одной ошибки в самостоятельной работе?
IV. Физкультминутка. (Слайд 12)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад)
Вот он по лесу идёт,
Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
V.
Формирование способов практических действий.
1. Работа в группе (Слайд 13)
- Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки.
Давайте поработаем в группах.
Внимательно прочитайте слова и подумайте, на какие две группы можно их распределить?
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Одушевленные (живые) и неодушевленные
(неживые). Карточка №2
Кто? Что?
медведь снег
грач солнце
лиса оттепель
ворона сосульки
заяц мороз
- Какая группа закончила быстрее? Давайте их послушаем, а теперь проверим по слайду. (Слайд 14)
VI. Беседа о здоровье. (Слайд 15) (на слайде голоса птиц)
- Весной изменяется жизнь наших пернатых друзей. Все рады приходу весны. Перелетные птицы
возвращаются на родину. Целый день слышны пения, трели…
Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади
(Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?
(Надо заботиться о своем здоровье)
VII. Работа с текстом «Грачи прилетели»
VIII. Обобщение по теме.
1. Тестовая работа. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
(Слайд 16)
1. Что обозначают эти слова: солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, мороз?
А) Действие
Б) Признак предмета
В) Предмет.
2. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет?
А) Кто?
Б) Что?
В) Какой?
Г) Что делает?
3.
Найди слово, обозначающий предмет:
А) прыгает
Б) лёгкий
В) гриб
Г) водный
2. Проверка работы.
X. Итог урока. (Слайд 17)
1. - Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные,
старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за….
2. Рефлексия. (Слайд 18)
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки. -отлично
усвоил тему урока
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял
XI. Домашнее задание (Слайд 19):
- Ребята, у вас начинаются весенние каникулы. Домашнее задание будет:
Составить и записать 3
предложения о весенних каникулах, используя слова, обозначающие предмет.
Спасибо за работу. Урок закончен.