Автор: Ашихмина Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Новосельский филиал МБОУ "СОШ №8" с.Спасское
Населённый пункт: с.Новосельское Спасский район Приморский край
Наименование материала: курсовая работа
Тема: Подготовка детей к школе
Раздел: начальное образование
«Подготовка детей к школе».
Физическая готовность к школе
Содержание
Введение……………………………………………………...…………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования физической
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе…..….4
1.1 Содержание понятия физической готовности детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………….4
1.2 Особенности формирования физической готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению к школе…………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………..………………….15
Введение
Идея
непрерывности
образования
между
дошкольным
и
начальным
школьным звеньями образовательной системы в настоящее время больше
декларируется,
чем
осуществляется,
несмотря
на
создание
Концепции
содержания
непрерывного
образования.
Отчасти
поэтому
первоклассники
2
испытывают затруднения, поступая в школу и начиная осваивать материал
школьной программы.
Степень тяжести прохождения адаптационного периода в значительной
степени
определяется
уровнем
состояния
здоровья,
с
которым
ребенок
пришел в первый класс. Выявлена неблагоприятная тенденция показателей
здоровья дошкольников за последние десять лет: число детей с хронической
патологией
увеличилось
в
два
раза,
а
детей,
не
имеющих
отклонений
в
состоянии здоровья, - снизилось в три раза и составляет 5-6% от общего
числа (В. Р. Кучма, М. И. Степанова).
Одна из причин трудности прохождения адаптационного периода у
первоклассников
-
несформированность
у
них
готовности
к
школьному
обучению. Большинство исследователей подробно разрабатывают вопросы,
касающиеся
психологического
и
специального
аспектов
готовности.
Физическая же готовность традиционно отслеживается медиками. Именно
отслеживается,
а
не
формируется.
Если
целенаправленно
не
проводить
работу
по
формированию
указанной
готовности,
это
приведет
к
еще
большему
ухудшению
состояния
здоровья
детей,
снижению
их
функциональных возможностей и, как следствие, - к обострению проблемы
«школьной
зрелости».
Среди
современных
детей
седьмого
года
жизни
школьно-незрелые
составляют
более
40%,
что
в
три
раза
превышает
количество таких детей в 90-е гг. и в два раза – в началеXXIв. (В. Р. Кучма,
М.И. Степанова).
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования
физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению
в школе
1.1.
Содержание понятия физической готовности детей старшего
дошкольного возраста
3
Общеизвестно,
что
физические
кондиции
человека
обеспечивают
основу его жизнедеятельности на каждом возрастном этапе жизни. Так же
установлено,
что
в
условиях
современного
образования,
характерной
особенностью
которого
является
интенсификация
учебного
процесса,
уровень
физических
кондиций
учащихся,
а
следовательно
и
качество
их
здоровья, ухудшается. На преддошкольном этапе жизни ребенка эта проблема
приобретает значение в той мере, которая показывает насколько темпы роста
физических кондиций соответствуют естественным темпам роста и развития
ребенка в опорные возрастные периоды, что к началу поступления ребенка в
школу и определяет его физическую готовность к обучению [7, 165].
Процесс
перехода
ребенка
из
детского
сада
в
школу
является
достаточно
трудным
этапом
в
его
жизни,
требующим
напряжения
всех
физиологических
систем
организма,
эмоциональноволевой
сферы.
Чтобы
этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно
готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только
определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и
психическое здоровье.
Достижение
положительных
результатов
в
воспитании
здорового
ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в
детском
саду
будет
осуществляться
целенаправленная
работа
по
формированию физической культуры и культуры здоровья.
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России
является
обеспечение
равных
стартовых
возможностей
для
детей
при
поступлении
в
школу.
Ее
решение
связано
с
сохранением
здоровья
и
развитием личности каждого ребенка.
За
последнее
10-летие
в
Российской
Федерации
значительно
ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам
всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I
группа
здоровья),
51,7%
имеют
функциональные
отклонения
(II
группа
здоровья),
16,2%
–
хронические
заболевания.
Результаты
выборочных
4
научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не
более 10% детей 5–7 лет можно считать абсолютно здоровыми.
На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении
медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и
взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.
Перед
поступлением
ребенка
в
школу
необходимы
тщательное
прогнозирование
течения
адаптации
ребенка
к
новым
ожидающим
его
условиям
и
формирование
комплексных
психологомедико¬педагогических
рекомендаций [9, с.120].
По мнению Громова С.П., физическая готовность к школе — это такой
уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные
нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и
переутомления.
Можно
назвать
это
«запасом
прочности»
организма,
адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном
увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой,
вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до
поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время
родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства.
Кузнецова М.И. считает, что физическая готовность- общее физическое
развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции
тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического
развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха,
моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние
нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности,
силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Физическая
готовность
включает
состояние
здоровья
будущего
школьника:
телосложение,
осанку,
двигательные
навыки
и
качества
(в
о с о б е н н о с т и
т о н ко й
м о т о р н о й
ко о р д и н а ц и и ) ,
ф и з и ч е с к у ю
работоспособность.
Следует
заметить,
что
требования
систематического
5
обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребёнка и, тем
более, не ухудшать его здоровье [11, 120].
Ещё
В.А.
Сухомлинский
писал:
«…
Примерно
у
85%
всех
неуспевающих
учеников
главная
причина
отставания
в
учёбе
−
плохое
состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего
совершенно незаметное и поддающееся лечению…».
Под
физической
готовностью
к
обучению
в
школе
понимается
важнейшая
комплексная
характеристика
личности
ребенка
старшего
дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к
школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя
следующие
компоненты:
положительные
показатели
состояния
здоровья;
гармоничное
физическое
развитие;
развитие
функциональных
систем
соответственно возрасту; высокий уровень физической подготовленности в
целом
и
мелкой
моторики,
в
частности,
а
также
высокий
уровень
самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.
Наиболее
важным
компонентом
физической
готовности
детей
к
обучению
в
школе
является
состояние
здоровья.
Для
его
оценки
используются
определенные
критерии:
наличие
з а б ол е ва н и й ;
функциональное
состояние
основных
систем
организма;
степень
сопротивляемости
организма
неблагоприятным
воздействиям;
уровень
физического
и
нервно-психического
развития,
а
также
степень
его
гармоничности.
Физическое развитие рассматривается как самостоятельный компонент
физической
готовности.
Обычно
проводят
оценку
трех
основных
антропометрических
показателей:
длины
тела,
массы
тела
и
окружности
грудной
клетки.
Оценка
гармоничности
развития
осуществляется
по
индексам и местным стандартам.
Третий
компонент
готовности
–
развитие
функциональных
систем
ребенка. Э. Я. Степаненкова, Г. И. Нарскин, В. Н. Шебеко и др. рекомендуют
оценивать функциональное
состояние
организма,
измеряя
артериальное
6
давление,
частоту
сердечных
сокращений,
жизненную
емкость
легких,
определяя физическую работоспособность с помощью теппинг- или степ-
тестирования (количественный подход). При этом оценку дают медицинские
работники. Сторонниками качественного подхода являются калининградские
исследователи (А. А. Зайцев и др.), разработавшие восемь тестов, которые
позволяют педагогам осуществлять контроль за развитием наиболее важных
функциональных систем ребенка [2, с.186].
Такой
компонент
физической
готовности,
как
физиче ская
подготовленно сть,
определяет ся
уровнем
с ф о рм и р о в а н н о с т и
психофизических
качеств
и
двигательных
навыков
(С.
Прищепа).
До
недавнего
времени
большее
внимание
уделялось
формированию
двигательных умений и навыков, развитие же физических качеств считалось
сопутствующим
процессом
и
воспринималось
как
второстепенный
показатель физической подготовленности. В настоящее время взаимосвязь
двигательного
навыка
и
физических
качеств
рассматривается
как
диалектическое единство формы и содержания двигательного действия (В. Н.
Шебеко).
Физические
качества
проявляются
через
определенные
двигательные умения и навыки. Двигательные навыки реально существуют
при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь
объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих процессов. В
целях
гармоничного
развития
ребенка
важно
создавать
условия
для
их
параллельного развития.
Следующий
компонент
физической
готовности
-
развитие
мелкой
моторики рук. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы
туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же
мышцы
кистей
рук,
обеспечивающие
точные
и
тонкокоординированные
движения при письме, развиты недостаточно хорошо.
Исследования
отечественных
физиологов
(В.
М.
Бехтерева,
М.
М.
Кольцовой,
Л.
В.
Фоминой
и
др.)
подтверждают
связь
развития
руки
с
7
развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для
формирования готовности детей к школьному обучению.
Овладение культурно-гигиеническими навыками – важный компонент
готовности
ребенка
к
школе.
Отсутствие
у
первоклассника
следующих
навыков:
самостоятельное
выполнение
культурно-гигиенических
действий
(умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви,
одежды;
контроль
за
своим
внешним
видом
-
создает
затруднения
при
организации обучения ребенка в школе и дома. Развитие этого компонента
придает физической готовности полноту и завершенность [6, 210].
Формирование
физической
готовности
старших
дошкольников
к
обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения)
есть
процесс
взаимодействия
работников
медицинской,
педагогической
и
психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и
будущими
учителями,
включающий
в
себя
следующие
структурные
компоненты:
комплексная
медико-педагогическая
диагностика
физической
готовно сти
к
обучению
в
школе;
реализация
и н ди ви дуа л ь н о -
дифференцированного
подхода
в
работе
по
формированию
физической
готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на
основе
синтеза
традиционной
методики
и
развивающей
педагогики
оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и
с
использованием
различных
средств,
методов
и
форм
организации
физического воспитания дошкольников.
1.2.
Особенности формирования физической готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению к школе
Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде
всего
физическую
готовность,
которая
подразумевает
зрело сть
организма.школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки.
8
Поэтому во избежании нежелательных отклонений, появления различного
рода заболеваний и определяется этот вид готовности.
Формирование
физической
готовности
старших
дошкольников
к
обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения)
есть
процесс
взаимодействия
работников
медицинской,
педагогической
и
психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и
будущими
учителями,
включающий
в
себя
следующие
структурные
компоненты:
комплексная
медико-педагогическая
диагностика
физической
готовно сти
к
обучению
в
школе;
реализация
и н ди ви дуа л ь н о -
дифференцированного
подхода
в
работе
по
формированию
физической
готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на
основе
синтеза
традиционной
методики
и
развивающей
педагогики
оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и
с
использованием
различных
средств,
методов
и
форм
организации
физического воспитания дошкольников [17, с.119].
Физическое
развитие
ребенка
(основные
показатели
физического
развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику
возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и
седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а
прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут
и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так
быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются,
по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем
воздухе, витаминная зелень и т.д.
В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее
трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что
свидетельствует
ототрицательном
влиянии
всего
комплекса
нагрузок,
связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения
массы тела быть не должно.
9
В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие
опорно-двигательной
системы
(скелета,
суставно-связочного
аппарата,
мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно
изменяется по форме, размерам, внутреннему строению [22, с.306].
А
теперь
представим
себе,
какую
нагрузку
испытывает
этот
несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный
аппарат
ребенка,
когда
приходится
в
течение
достаточно
длительного
времени удерживать статическую позу, - сразу станет ясно, почему малышу
так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная
поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей
грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на
ученика,
сильно
облокотившегося
на
парту
или
край
стола
при
чтении,
письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям
разного
рода
позвоночный
столб;
поэтому
неправильная
посадка
может
достаточно быстро привести к грубым изменениям,
которые нарушат его
рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и
конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение.
Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями,
как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять
эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет
выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов.
Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы
спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в
процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать
причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не
закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто
звучат
при
письме
в
классе
жалобы:
«болит
рука»,
«рука
устала».
Не
10
закончено
формирование
мышц,
костей
кисти
и
пальцев,
несовершенна
нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в
методике обучения письму.
В
шесть-семь
лет
продолжается
развитие
и
совершенствование
сердечно-сосудистой
системы,
повышаются
её
надежность,
резервные
возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время
возраст
является
периодом
качественного
скачка
в
совершенствовании
регуляции
кровообращения,
а
это
значит,
что
система
становится
более
уязвимой,
т.е.
организм
более
остро
будет
реагировать
на
малейшие
неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные
статические и умственные нагрузки [26, с.85].
Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка
несоответствие
условий
обучения
гигиеническим
требования
и
плохое
нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не
завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и
эндокринной
системы,
т.е
организм
ребенка
растет,
развивается,
совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-
семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько
позже.
Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой
принадлежит центральной нервной системе, а степень её зрелости сложных
форм
поведения
и
психической
деятельности
ребенка.
Изучение
функциональной
зрелости
мозга
и
других
отделов
центральной
нервной
системы
показало,
что
дети
шести-семилетнего
возраста
уже
готовы
к
восприятию
и
переработке
значительного
потока
информации,
усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия
речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на
определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое
внимание,
однако
к
объему
и
уровню
внимания
и
способности
у
его
распределению
младшие
школьники
не
намного
отличаются
от
старших
11
дошкольников. Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и
дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок.
Однако
произвольное
внимание
непорочно,
и
если
появляется
что-то
интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое
значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников –
шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд,
действие.
Это
запоминается
гораздо
четче,
сильнее,
чем
просто
рассказ
учителя [19, с.110].
Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая
эмоциональность
и
большая
значимость
эмоциональных
реакций.
Невозможность
длительно
сохранять
и
удерживать
внимание
в
процессе
деятельности,
лишенной
непосредственного
интереса,
высокая
отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают
учителя,
работающие
с
детьми
неумело,
без
знания
и
учета
их
функциональных особенностей.
Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с
шестилетками,
жалуются
на
невнимательность
своих
учеников.
Попытка
долго
удерживать
внимание
безуспешна,
так
как
высокая
истощаемость
нервных
клеток
коры
головного
мозга,
малая
устойчивость
внимания,
эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное
торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже
после 10-15 минут интенсивной работы.
В
шесть-семь
лет
достаточно
четко
выражены
индивидуальные
особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в
темпераменте.
В
основе
этих
индивидуальных
особенностей
–
свойства
нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В
последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности
отдельных
свойств
нервной
системы,
особенностей
высшей
нервной
деятельности;
правда,
считается,
что
они
не
являются
абсолютно
неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах
12
своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – это
индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека,
поведения
в
определенных
жизненных
обстоятельствах
и
условиях),
а
о
темпераменте
ребенка,
так
как
характер
будет
еще
складываться.
А
вот
темперамент - это совокупность
индивидуальных особенностей личности,
характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности
и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы,
но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде
таких
основных
характеристик,
как
общая
психологическая
активность,
моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность
ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться
на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик
должен будет строится и индивидуальный подход к ученику.
Заключение
Таким
образом,
исследуя
поставленную
проблему,
можно
сделать
следующие выводы:
13
Одна из причин трудности прохождения адаптационного периода у
первоклассников
-
несформированность
у
них
готовности
к
школьному
обучению. Большинство исследователей подробно разрабатывают вопросы,
касающиеся
психологического
и
специального
аспектов
готовности.
Физическая же готовность традиционно отслеживается медиками. Именно
отслеживается, а не формируется.
Формирование
физической
готовности
старших
дошкольников
к
обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения)
есть
процесс
взаимодействия
работников
медицинской,
педагогической
и
психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и
будущими
учителями,
включающий
в
себя
следующие
структурные
компоненты:
комплексная
медико-педагогическая
диагностика
физической
готовно сти
к
обучению
в
школе;
реализация
и н ди ви дуа л ь н о -
дифференцированного
подхода
в
работе
по
формированию
физической
готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на
основе
синтеза
традиционной
методики
и
развивающей
педагогики
оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и
с
использованием
различных
средств,
методов
и
форм
организации
физического воспитания дошкольников.
У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и
конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение.
Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями,
как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять
эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет
выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов.
Список используемой литературы
1.
Адашкевич, Э.И. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 2003.
– 130 с.
14
2.
Арагофская,
Э.И.,
Резанова
В.Д.
Физиология
и
физкультура.
М.:
Просвещение, 2008. – 215 с.
3.
Вавилова,
Е.Н.
Учите
прыгать,
бегать,
лазить,
метать.
М.:
Просвещение, 2006 – 174 с.
4.
Веселая, З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 2005 – 58 с.
5.
Гришин, В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: Просвещение. 2002 г. – 112
с., ил.
6.
Губерт, К.Д., Рысс, М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте /
Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 2001 – 230 с., ил.
7.
Гуссмов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: «ФиС», 2007.
– 190 с.
8.
Двигательная
активность
ребенка
в
детском
саду:
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений,
преподавателей
и
студентов
педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 256с.
9.
Дифференцирования занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет:
пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова.
– М.: Просвещение, 2005. – 141с.
10.Ермак, А.А. Организация физкультурного досуга. М.: Просвещение,
2007. – 130 с.
11.Занимательная
физкультура
в
детском
саду
для
детей
5-7
лет.
Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале:
Пособие для воспитателей и инструкторов по физулькультуре. – М.:
Изд-во Гном и Д, 2007. – 128с.
12. Иванов, С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 2006
– 102 с.
13.Кенеман,
А.В.,
Хухлаева
Д.В.
Теория
и
методика
физического
воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2005. – 201
с.
14.Литвинова,
М.Ф.
Русские
народные
подвижные
игры.
М.:
Просвещение, 2006. – 175 с.
15
15.Минских, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.:
«Просвещение». 2004 – 202 с.
16.Мушкова, Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
17.Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –128с.
18.Оздоровление
детей
в
условиях
детского
сада
/
Под
ред.
Л.В.
Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
19.Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение,
2004 – 170 с.
20.Осокина, Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения
детей на воздухе. М.: «Просвещение». 2001 – 190 с.
21.Развивающая
педагогика
оздоровления
(дошкольный
возраст):
Программно-методическое
пособие.
–
М.:
ЛИНКА-ПРЕСС,
2007.
–
296с.
22.«СА-ФИ-ДАНСЕ».
Танцевально-игровая
гимнастика
для
детей:
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных
учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 352с.
23.Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7 лет /
Т.Харченко. – М.: Мозаика-Синтез, - 2008. – 115с.
24.Физическая
культура
–
дошкольникам:
Программа
и
программные
требования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 144с.
25.Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт. –
сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 127с.
26.
Фонарева,
М.И.
Развитие
движений
ребенка-дошкольника.
М.:
Просвещение, 2001 – 107 с.
16