Напоминание

Подготовка детей к школе


Автор: Ашихмина Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Новосельский филиал МБОУ "СОШ №8" с.Спасское
Населённый пункт: с.Новосельское Спасский район Приморский край
Наименование материала: курсовая работа
Тема: Подготовка детей к школе
Раздел: начальное образование





Назад




«Подготовка детей к школе».

Физическая готовность к школе

Содержание

Введение……………………………………………………...…………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования физической

готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе…..….4

1.1 Содержание понятия физической готовности детей старшего дошкольного

возраста…………………………………………………………………………….4

1.2 Особенности формирования физической готовности детей старшего

дошкольного возраста к обучению к школе…………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………..………………….15

Введение

Идея

непрерывности

образования

между

дошкольным

и

начальным

школьным звеньями образовательной системы в настоящее время больше

декларируется,

чем

осуществляется,

несмотря

на

создание

Концепции

содержания

непрерывного

образования.

Отчасти

поэтому

первоклассники

2

испытывают затруднения, поступая в школу и начиная осваивать материал

школьной программы.

Степень тяжести прохождения адаптационного периода в значительной

степени

определяется

уровнем

состояния

здоровья,

с

которым

ребенок

пришел в первый класс. Выявлена неблагоприятная тенденция показателей

здоровья дошкольников за последние десять лет: число детей с хронической

патологией

увеличилось

в

два

раза,

а

детей,

не

имеющих

отклонений

в

состоянии здоровья, - снизилось в три раза и составляет 5-6% от общего

числа (В. Р. Кучма, М. И. Степанова).

Одна из причин трудности прохождения адаптационного периода у

первоклассников

-

несформированность

у

них

готовности

к

школьному

обучению. Большинство исследователей подробно разрабатывают вопросы,

касающиеся

психологического

и

специального

аспектов

готовности.

Физическая же готовность традиционно отслеживается медиками. Именно

отслеживается,

а

не

формируется.

Если

целенаправленно

не

проводить

работу

по

формированию

указанной

готовности,

это

приведет

к

еще

большему

ухудшению

состояния

здоровья

детей,

снижению

их

функциональных возможностей и, как следствие, - к обострению проблемы

«школьной

зрелости».

Среди

современных

детей

седьмого

года

жизни

школьно-незрелые

составляют

более

40%,

что

в

три

раза

превышает

количество таких детей в 90-е гг. и в два раза – в началеXXIв. (В. Р. Кучма,

М.И. Степанова).

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования

физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению

в школе

1.1.

Содержание понятия физической готовности детей старшего

дошкольного возраста

3

Общеизвестно,

что

физические

кондиции

человека

обеспечивают

основу его жизнедеятельности на каждом возрастном этапе жизни. Так же

установлено,

что

в

условиях

современного

образования,

характерной

особенностью

которого

является

интенсификация

учебного

процесса,

уровень

физических

кондиций

учащихся,

а

следовательно

и

качество

их

здоровья, ухудшается. На преддошкольном этапе жизни ребенка эта проблема

приобретает значение в той мере, которая показывает насколько темпы роста

физических кондиций соответствуют естественным темпам роста и развития

ребенка в опорные возрастные периоды, что к началу поступления ребенка в

школу и определяет его физическую готовность к обучению [7, 165].

Процесс

перехода

ребенка

из

детского

сада

в

школу

является

достаточно

трудным

этапом

в

его

жизни,

требующим

напряжения

всех

физиологических

систем

организма,

эмоциональноволевой

сферы.

Чтобы

этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно

готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только

определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и

психическое здоровье.

Достижение

положительных

результатов

в

воспитании

здорового

ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в

детском

саду

будет

осуществляться

целенаправленная

работа

по

формированию физической культуры и культуры здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России

является

обеспечение

равных

стартовых

возможностей

для

детей

при

поступлении

в

школу.

Ее

решение

связано

с

сохранением

здоровья

и

развитием личности каждого ребенка.

За

последнее

10-летие

в

Российской

Федерации

значительно

ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам

всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I

группа

здоровья),

51,7%

имеют

функциональные

отклонения

(II

группа

здоровья),

16,2%

хронические

заболевания.

Результаты

выборочных

4

научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не

более 10% детей 5–7 лет можно считать абсолютно здоровыми.

На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении

медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и

взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.

Перед

поступлением

ребенка

в

школу

необходимы

тщательное

прогнозирование

течения

адаптации

ребенка

к

новым

ожидающим

его

условиям

и

формирование

комплексных

психологомедико¬педагогических

рекомендаций [9, с.120].

По мнению Громова С.П., физическая готовность к школе — это такой

уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные

нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и

переутомления.

Можно

назвать

это

«запасом

прочности»

организма,

адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном

увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой,

вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до

поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время

родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства.

Кузнецова М.И. считает, что физическая готовность- общее физическое

развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции

тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического

развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха,

моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние

нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности,

силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Физическая

готовность

включает

состояние

здоровья

будущего

школьника:

телосложение,

осанку,

двигательные

навыки

и

качества

о с о б е н н о с т и

т о н ко й

м о т о р н о й

ко о р д и н а ц и и ) ,

ф и з и ч е с к у ю

работоспособность.

Следует

заметить,

что

требования

систематического

5

обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребёнка и, тем

более, не ухудшать его здоровье [11, 120].

Ещё

В.А.

Сухомлинский

писал:

«…

Примерно

у

85%

всех

неуспевающих

учеников

главная

причина

отставания

в

учёбе

плохое

состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего

совершенно незаметное и поддающееся лечению…».

Под

физической

готовностью

к

обучению

в

школе

понимается

важнейшая

комплексная

характеристика

личности

ребенка

старшего

дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к

школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя

следующие

компоненты:

положительные

показатели

состояния

здоровья;

гармоничное

физическое

развитие;

развитие

функциональных

систем

соответственно возрасту; высокий уровень физической подготовленности в

целом

и

мелкой

моторики,

в

частности,

а

также

высокий

уровень

самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

Наиболее

важным

компонентом

физической

готовности

детей

к

обучению

в

школе

является

состояние

здоровья.

Для

его

оценки

используются

определенные

критерии:

наличие

з а б ол е ва н и й ;

функциональное

состояние

основных

систем

организма;

степень

сопротивляемости

организма

неблагоприятным

воздействиям;

уровень

физического

и

нервно-психического

развития,

а

также

степень

его

гармоничности.

Физическое развитие рассматривается как самостоятельный компонент

физической

готовности.

Обычно

проводят

оценку

трех

основных

антропометрических

показателей:

длины

тела,

массы

тела

и

окружности

грудной

клетки.

Оценка

гармоничности

развития

осуществляется

по

индексам и местным стандартам.

Третий

компонент

готовности

развитие

функциональных

систем

ребенка. Э. Я. Степаненкова, Г. И. Нарскин, В. Н. Шебеко и др. рекомендуют

оценивать функциональное

состояние

организма,

измеряя

артериальное

6

давление,

частоту

сердечных

сокращений,

жизненную

емкость

легких,

определяя физическую работоспособность с помощью теппинг- или степ-

тестирования (количественный подход). При этом оценку дают медицинские

работники. Сторонниками качественного подхода являются калининградские

исследователи (А. А. Зайцев и др.), разработавшие восемь тестов, которые

позволяют педагогам осуществлять контроль за развитием наиболее важных

функциональных систем ребенка [2, с.186].

Такой

компонент

физической

готовности,

как

физиче ская

подготовленно сть,

определяет ся

уровнем

с ф о рм и р о в а н н о с т и

психофизических

качеств

и

двигательных

навыков

(С.

Прищепа).

До

недавнего

времени

большее

внимание

уделялось

формированию

двигательных умений и навыков, развитие же физических качеств считалось

сопутствующим

процессом

и

воспринималось

как

второстепенный

показатель физической подготовленности. В настоящее время взаимосвязь

двигательного

навыка

и

физических

качеств

рассматривается

как

диалектическое единство формы и содержания двигательного действия (В. Н.

Шебеко).

Физические

качества

проявляются

через

определенные

двигательные умения и навыки. Двигательные навыки реально существуют

при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь

объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих процессов. В

целях

гармоничного

развития

ребенка

важно

создавать

условия

для

их

параллельного развития.

Следующий

компонент

физической

готовности

-

развитие

мелкой

моторики рук. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы

туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же

мышцы

кистей

рук,

обеспечивающие

точные

и

тонкокоординированные

движения при письме, развиты недостаточно хорошо.

Исследования

отечественных

физиологов

(В.

М.

Бехтерева,

М.

М.

Кольцовой,

Л.

В.

Фоминой

и

др.)

подтверждают

связь

развития

руки

с

7

развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для

формирования готовности детей к школьному обучению.

Овладение культурно-гигиеническими навыками – важный компонент

готовности

ребенка

к

школе.

Отсутствие

у

первоклассника

следующих

навыков:

самостоятельное

выполнение

культурно-гигиенических

действий

(умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви,

одежды;

контроль

за

своим

внешним

видом

-

создает

затруднения

при

организации обучения ребенка в школе и дома. Развитие этого компонента

придает физической готовности полноту и завершенность [6, 210].

Формирование

физической

готовности

старших

дошкольников

к

обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения)

есть

процесс

взаимодействия

работников

медицинской,

педагогической

и

психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и

будущими

учителями,

включающий

в

себя

следующие

структурные

компоненты:

комплексная

медико-педагогическая

диагностика

физической

готовно сти

к

обучению

в

школе;

реализация

и н ди ви дуа л ь н о -

дифференцированного

подхода

в

работе

по

формированию

физической

готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на

основе

синтеза

традиционной

методики

и

развивающей

педагогики

оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и

с

использованием

различных

средств,

методов

и

форм

организации

физического воспитания дошкольников.

1.2.

Особенности формирования физической готовности детей старшего

дошкольного возраста к обучению к школе

Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде

всего

физическую

готовность,

которая

подразумевает

зрело сть

организма.школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки.

8

Поэтому во избежании нежелательных отклонений, появления различного

рода заболеваний и определяется этот вид готовности.

Формирование

физической

готовности

старших

дошкольников

к

обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения)

есть

процесс

взаимодействия

работников

медицинской,

педагогической

и

психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и

будущими

учителями,

включающий

в

себя

следующие

структурные

компоненты:

комплексная

медико-педагогическая

диагностика

физической

готовно сти

к

обучению

в

школе;

реализация

и н ди ви дуа л ь н о -

дифференцированного

подхода

в

работе

по

формированию

физической

готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на

основе

синтеза

традиционной

методики

и

развивающей

педагогики

оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и

с

использованием

различных

средств,

методов

и

форм

организации

физического воспитания дошкольников [17, с.119].

Физическое

развитие

ребенка

(основные

показатели

физического

развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику

возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и

седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а

прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут

и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так

быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются,

по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем

воздухе, витаминная зелень и т.д.

В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее

трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что

свидетельствует

ототрицательном

влиянии

всего

комплекса

нагрузок,

связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения

массы тела быть не должно.

9

В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие

опорно-двигательной

системы

(скелета,

суставно-связочного

аппарата,

мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно

изменяется по форме, размерам, внутреннему строению [22, с.306].

А

теперь

представим

себе,

какую

нагрузку

испытывает

этот

несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный

аппарат

ребенка,

когда

приходится

в

течение

достаточно

длительного

времени удерживать статическую позу, - сразу станет ясно, почему малышу

так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная

поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.

Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей

грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на

ученика,

сильно

облокотившегося

на

парту

или

край

стола

при

чтении,

письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям

разного

рода

позвоночный

столб;

поэтому

неправильная

посадка

может

достаточно быстро привести к грубым изменениям,

которые нарушат его

рост, дифференцировку всех его структурных элементов.

У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и

конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение.

Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями,

как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять

эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет

выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов.

Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы

спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в

процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать

причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.

Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не

закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто

звучат

при

письме

в

классе

жалобы:

«болит

рука»,

«рука

устала».

Не

10

закончено

формирование

мышц,

костей

кисти

и

пальцев,

несовершенна

нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в

методике обучения письму.

В

шесть-семь

лет

продолжается

развитие

и

совершенствование

сердечно-сосудистой

системы,

повышаются

её

надежность,

резервные

возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время

возраст

является

периодом

качественного

скачка

в

совершенствовании

регуляции

кровообращения,

а

это

значит,

что

система

становится

более

уязвимой,

т.е.

организм

более

остро

будет

реагировать

на

малейшие

неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные

статические и умственные нагрузки [26, с.85].

Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка

несоответствие

условий

обучения

гигиеническим

требования

и

плохое

нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не

завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и

эндокринной

системы,

т.е

организм

ребенка

растет,

развивается,

совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-

семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько

позже.

Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой

принадлежит центральной нервной системе, а степень её зрелости сложных

форм

поведения

и

психической

деятельности

ребенка.

Изучение

функциональной

зрелости

мозга

и

других

отделов

центральной

нервной

системы

показало,

что

дети

шести-семилетнего

возраста

уже

готовы

к

восприятию

и

переработке

значительного

потока

информации,

усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия

речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на

определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое

внимание,

однако

к

объему

и

уровню

внимания

и

способности

у

его

распределению

младшие

школьники

не

намного

отличаются

от

старших

11

дошкольников. Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и

дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок.

Однако

произвольное

внимание

непорочно,

и

если

появляется

что-то

интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое

значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников –

шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд,

действие.

Это

запоминается

гораздо

четче,

сильнее,

чем

просто

рассказ

учителя [19, с.110].

Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая

эмоциональность

и

большая

значимость

эмоциональных

реакций.

Невозможность

длительно

сохранять

и

удерживать

внимание

в

процессе

деятельности,

лишенной

непосредственного

интереса,

высокая

отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают

учителя,

работающие

с

детьми

неумело,

без

знания

и

учета

их

функциональных особенностей.

Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с

шестилетками,

жалуются

на

невнимательность

своих

учеников.

Попытка

долго

удерживать

внимание

безуспешна,

так

как

высокая

истощаемость

нервных

клеток

коры

головного

мозга,

малая

устойчивость

внимания,

эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное

торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже

после 10-15 минут интенсивной работы.

В

шесть-семь

лет

достаточно

четко

выражены

индивидуальные

особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в

темпераменте.

В

основе

этих

индивидуальных

особенностей

свойства

нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В

последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности

отдельных

свойств

нервной

системы,

особенностей

высшей

нервной

деятельности;

правда,

считается,

что

они

не

являются

абсолютно

неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах

12

своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – это

индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека,

поведения

в

определенных

жизненных

обстоятельствах

и

условиях),

а

о

темпераменте

ребенка,

так

как

характер

будет

еще

складываться.

А

вот

темперамент - это совокупность

индивидуальных особенностей личности,

характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности

и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы,

но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде

таких

основных

характеристик,

как

общая

психологическая

активность,

моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность

ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться

на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик

должен будет строится и индивидуальный подход к ученику.

Заключение

Таким

образом,

исследуя

поставленную

проблему,

можно

сделать

следующие выводы:

13

Одна из причин трудности прохождения адаптационного периода у

первоклассников

-

несформированность

у

них

готовности

к

школьному

обучению. Большинство исследователей подробно разрабатывают вопросы,

касающиеся

психологического

и

специального

аспектов

готовности.

Физическая же готовность традиционно отслеживается медиками. Именно

отслеживается, а не формируется.

Формирование

физической

готовности

старших

дошкольников

к

обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения)

есть

процесс

взаимодействия

работников

медицинской,

педагогической

и

психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и

будущими

учителями,

включающий

в

себя

следующие

структурные

компоненты:

комплексная

медико-педагогическая

диагностика

физической

готовно сти

к

обучению

в

школе;

реализация

и н ди ви дуа л ь н о -

дифференцированного

подхода

в

работе

по

формированию

физической

готовности; организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на

основе

синтеза

традиционной

методики

и

развивающей

педагогики

оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и

с

использованием

различных

средств,

методов

и

форм

организации

физического воспитания дошкольников.

У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и

конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение.

Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями,

как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять

эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет

выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов.

Список используемой литературы

1.

Адашкевич, Э.И. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 2003.

– 130 с.

14

2.

Арагофская,

Э.И.,

Резанова

В.Д.

Физиология

и

физкультура.

М.:

Просвещение, 2008. – 215 с.

3.

Вавилова,

Е.Н.

Учите

прыгать,

бегать,

лазить,

метать.

М.:

Просвещение, 2006 – 174 с.

4.

Веселая, З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 2005 – 58 с.

5.

Гришин, В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: Просвещение. 2002 г. – 112

с., ил.

6.

Губерт, К.Д., Рысс, М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте /

Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 2001 – 230 с., ил.

7.

Гуссмов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: «ФиС», 2007.

– 190 с.

8.

Двигательная

активность

ребенка

в

детском

саду:

Пособие

для

педагогов

дошкольных

учреждений,

преподавателей

и

студентов

педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 256с.

9.

Дифференцирования занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет:

пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова.

– М.: Просвещение, 2005. – 141с.

10.Ермак, А.А. Организация физкультурного досуга. М.: Просвещение,

2007. – 130 с.

11.Занимательная

физкультура

в

детском

саду

для

детей

5-7

лет.

Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале:

Пособие для воспитателей и инструкторов по физулькультуре. – М.:

Изд-во Гном и Д, 2007. – 128с.

12. Иванов, С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 2006

– 102 с.

13.Кенеман,

А.В.,

Хухлаева

Д.В.

Теория

и

методика

физического

воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2005. – 201

с.

14.Литвинова,

М.Ф.

Русские

народные

подвижные

игры.

М.:

Просвещение, 2006. – 175 с.

15

15.Минских, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.:

«Просвещение». 2004 – 202 с.

16.Мушкова, Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.

17.Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –128с.

18.Оздоровление

детей

в

условиях

детского

сада

/

Под

ред.

Л.В.

Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.

19.Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение,

2004 – 170 с.

20.Осокина, Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения

детей на воздухе. М.: «Просвещение». 2001 – 190 с.

21.Развивающая

педагогика

оздоровления

(дошкольный

возраст):

Программно-методическое

пособие.

М.:

ЛИНКА-ПРЕСС,

2007.

296с.

22.«СА-ФИ-ДАНСЕ».

Танцевально-игровая

гимнастика

для

детей:

Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных

учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 352с.

23.Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-7 лет /

Т.Харченко. – М.: Мозаика-Синтез, - 2008. – 115с.

24.Физическая

культура

дошкольникам:

Программа

и

программные

требования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 144с.

25.Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт. –

сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 127с.

26.

Фонарева,

М.И.

Развитие

движений

ребенка-дошкольника.

М.:

Просвещение, 2001 – 107 с.

16



В раздел образования