Напоминание

"Как образуется почва"


Автор: Лицукова Галина Якубовна
Должность: учитель начальных кдассов
Учебное заведение: МБОУ Школа №163
Населённый пункт: город Самара Самарская область
Наименование материала: технологическая карта урока по окружающему миру
Тема: "Как образуется почва"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

«Как образуется почва»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Как образуется почва»

Цель: закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовании почвы в природе под воздействием

определённых факторов; развивать речь, память, внимание, наблюдательность; логическое мышление, умение сравнивать,

анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе; вызывать у учащихся ощущение

причастности к природе

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать понятие «почва» познакомить с ее образованием; развивать умение самостоятельно выделять и

формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить новую учебную задачу, в

сотрудничестве с учителем;

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе навыки

взаимодействия в коллективе; воспитывать чувство любви к природе; формирование положительного отношения к

окружающему миру; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова), компьютер, проектор, презентация,

тетради для самостоятельных работ.

Этап

урока.

Методы и

приёмы

Хро

но

мет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Орг.

Момент

Актуализаци

я знаний.

1 м

2 м

6 м

16м

Подравняйтесь, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте

хорошего настроения на урок.

Вначале каждого урока окружающего мира мы с вами

проверяем дневник наблюдения. Кто нам расскажет какая

погода была на протяжении выходных?

В начале урока ещё раз повторим некоторые вопросы по главе

« Тайны недр Земли » (у учеников конверты с квадратиками

красного и зелёного цвета). Я зачитываю высказывание, которое

начинается со слов: «Правда ли, что………..» (если вы согласны

с высказыванием, то кладёте перед собой зелёный квадратик,

если не согласны – красный)

1) не только горы, но и равнины, дно водоёмов сложены из

горных пород? (зелёный)

2 )горные породы не всегда твёрдые, бывают жидкие и

газообразные? (зелёный)

3) гранит – осадочная горная порода? (красный)

4) базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь –

осадочная горная порода? (зелёный)

Приветство-

вать

Проверять

записи,

сделанные в

дневнике

наблюдения

Проверять

домашнее

задание

Регулятивные: умеет

составлять план действий;

Может поставить учебную

задачу; перед тем как начать

действовать определяет

последовательность

действий;

Познавательные:

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания; выбор

наиболее эффективных

способов решения задач;

умеет слушать и слышать;

умеет устанавливать

причинно – следственные

связи;

2.

Постановка

учебной

задачи.

Практическ

ий

метод.

Устная

фронтальная

работа.

5)в состав гранита входит три минерала? (зелёный)

6) торф образовался из раковин морских животных? (красный)

7) нефть, каменный уголь, природный газ – это горючие

полезные ископаемые? (зелёный)

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным

ископаемым? (зелёный)

9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун,

а из руд чёрных металлов – алюминий, медь? (красный)

10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны?

(красный)

Проверка - расположить квадраты на закрытой части доски

Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: «Кто

такой?»

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи,

что ты ешь, и я скажу кто ты.

И слышу голосок:

− Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьев!

Я подумал и твердо сказал:

Слушать

сказку

Коммуникативные: умеет

вступать в диалог; умеет

выражать свои мысли,

строить высказывания в

соответствии с задачами

коммуникации.

Личностные: осознают свои

возможности в учении;

Познавательные:

общеучебные – извлекают

необходимую информацию

из рассказа учителя.

Наблюдают и делают

самостоятельные выводы;

устанавливают причинно-

следственные связи; строят

логическую цепочку

рассуждений.

16м

− Дятел!

− Вот и не угадал! Еще ем я ос и шмелей!

− Ага! Ты птица осоед!

− Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

− Гусениц и личинок любят дрозды.

− А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.

− Тогда ты, наверное, лесная мышь.

− И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

− Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

− То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

− Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в темную ель,

откуда слышался голосок.

− Покажусь, только ты признай себя побежденным.

Догадались?

− Рано! – ответил я.

− Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

− Может, ты цапля?

− Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

− Похоже ты куница.

− Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я

Слушать

учителя,

выполнять

задания;

анализировать

Отвечать на

вопросы

Регулятивные:

сформирован

внутренний план действий;

Познавательные:

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания; умеет

выражать свои мысли;

может создавать устные

высказывания;

Коммуникативные: умеет

вступать в диалог; умеет

слушать и слышать.

Сообщение

темы урока

3

. Решение

частных

задач

еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы.

Догадались, кто такой? Почему? Слушаем дальше.

− Я рассердился и крикнул: «Скорей всего ты – свинья! Ты

лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа

забралась на елку!»

− Сдаешься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!

− Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей.

Чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух.

А белки грызут не только орешки.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о цепях питания,

которые помогут нам в изучении темы: «Как образуется почва»

Какие цели поставим перед собой? ( Узнать как образуется

почва, какое участие в образовании почвы принимают растения

и животные)

Чтение уч.с.31 -32

- Что такое почва? (Почва – это самый верхний слой земли, на

котором растут растения.)

- Что является основой образования почвы? (основа

образования почвы – горные породы Земли. Нет горных пород –

нет почвы)

Регулятивные: умеет

составлять план действий;

Может поставить учебную

задачу; перед тем как начать

действовать определяет

последовательность

действий;

Познавательные:

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания; выбор

наиболее эффективных

способов решения задач;

умеет слушать и слышать;

умеет устанавливать

причинно – следственные

связи;

Коммуникативные: умеет

вступать в диалог; умеет

выражать свои мысли,

строить высказывания в

соответствии с задачами

коммуникации

Закрепление

нового

материала.

- В результате чего идёт образование почвы? (Образование

почвы идет в результате разрушения горных пород

(выветривания) под воздействием всех компонентов природы –

солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все

части природы вместе взятые, действуя друг на друга, образуют

почву. Нет воды и воздуха – не будет почвы, нет живых

организмов – не будет почвы)

Образование почвы это длительный процесс. Почва в природе

образуется очень медленно 20см за 1000 лет.

Давайте еще раз повторим, что такое пищевая цепь? Цепи

питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в

природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на

лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду.

А если бы животное питалось только насекомыми? Как бы его

назвали? (Насекомоядное.) Только животными? (Хищное.)

Только растениями? (Растительноядное.) А чем питается белка?

(Всем.) Значит, как назовем ее? (Всеядная.) Такая взаимосвязь

называется «цепь питания», в которой каждое звено зависит от

другого.

Физминутка.- ?

А теперь у нас с вами творческое задание: каждая группа,

используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу

договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу.

Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

Выполнять

физические

упражнения

Л:положительное отношение

к урокам окружающего

мира.

П: принимают и сохраняют

учебную задачу.

Р: самоконтроль.

Л: учебно – познавательный

интерес к новому материалу.

П: принимают и сохраняют

учебную задачу.

4. Итог

урока.

Рефлексия

Сейчас представитель от каждой группы объясняет свою

работу.

В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею

питается. В свою очередь жук–короед является пищей для

дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее

животное и в эту цепь питания не входит. Поле: рожь – мышь –

змея (лишняя – рыба). Огород: капуста – слизни – жаба

(лишний – медведь). Сад: яблоня – яблонная тля – божья

коровка (лишняя – лиса). Водоем: водоросли – карась – щука

(лишний – заяц); Перегной (растительные остатки, прелые

листья) – дождевой червь – медведка, крот – ёж, корни

растений – личинки жуков, медведка, корни растений – личинка

хруща – землеройка. Ребята, обратите внимание, какие разные у

вас получились цепи питания. Поднимите руки те группы, у

кого пищевая цепь формируется только в почве? Как вы

догадались? Какие вы все сообразительные!

Над какой темой мы сегодня с вами на уроке работали? Каких

целей достигли? Что узнали нового?

Откройте дневники, вашим домашним заданием будет

составить две цепи питания, которые формируются в почве.

Работать в

парах/группах

Делать

проверку в

группах, с

доской

Записывать

домашнее

задание.

К: участвуют в учебном

диалоге; строят речевые

высказывания

Р: контроль и самоконтроль

учебных действий.

Р: отслеживать цель учебной

деятельности



В раздел образования