Напоминание

Арктическая пустыня


Автор: Дюкарева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ №78"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Арктическая пустыня
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий урока в 4 «Б» классе МОУ ООШ № 78.

Учитель: Дюкарева Марина Александровна

1. Дидактическое обоснование.

Окружающий мир, 4 класс, автор учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая УМК «Перспектива».

Тема урока: «В ледяной пустыне».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: сформировать представление о природной зоне арктических пустынь.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Развивающая:

содействовать

развитию

логического

мышления,

внимания,

памяти,

развивать

познавательную

активность.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить

с

особенностями

природы(

условиями

неживой

природы,

живыми

существами,

взаимосвязями в природе), со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.

Воспитательная: осознать необходимость бережного отношения к природе.

Развивающая: содействовать развитию речи, логического мышления, внимания, памяти.

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Средства обучения: слайды, информационные источники- учебник, тетрадь на печатной основе.

2. Технологическая карта.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД.

1. Самоопределение к

деятельности. (Орг. момент)

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам на урок

пришли гости, давайте

поприветствуем их!

Проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

порядке

Книга, ручка и тетрадка?

Проверили, садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний.

Проверка домашнего

задания.

1.Индивидуальный опрос.

- На прошлом уроке мы

познакомились с картой

природных зон.

1.Что можно рассказать о

нашей стране по карте

природных зон?

2. Перечислите основные

природные зоны России.

3. Почему происходит смена

природных зон?

2. Выполнение заданий в

РТ (стр.44 №5)

- Давайте проверим, как вы

справились с домашним

заданием в РТ.

3.Словарный диктант

1.Арктическая пустыня,

тундра, тайга, леса, степи-

это….

Ответы обучающихся.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль,

самооценка.

Познавательные: умение

осознанно строить речевые

высказывания.

2.В северных районах

страны солнечные лучи

падают на землю…

3. Чем южнее, тем

солнечные лучи падают

более…

4.Смена природных зон с

севера на юг происходит на

5. Смена природных

условий и ландшафтов с

высотой происходит в …

6.Природная зона на севере

нашей страны - это …

7. Между зоной лесов и

степей находится зона…

8. Карликовая береза растёт

в зоне …

9. Верблюды обитают в зоне

За каждый верный ответ, вы

получаете 1 балл. Давайте

оценим себя.

Если вы набрали 9 баллов –

«5», от 6-8баллов –«4», 4-

5баллов –«3», если меньше 4

верных- «2».

4. Ребята, посмотрите на

экран и скажите в какой

природной зоне мы можем

встретить моржа?

(арктическая пустыня)

верблюда?(пустыни)

карликовую березу?(тундра)

зубра?(леса) кипарисы?

(субтропические леса)

дикорастущие тюльпаны?

(степь).

3. Постановка учебной

задачи.

Активизация знаний

учащихся и создание

проблемной ситуации.

Крайний Север-северок…

Ветер гонит из-под ног

Мерзлые снежинки,

Жесткие, как льдинки.

Там при звёздах и луне

Небо плещется в огне

Цветоизлиянием –

Северным сиянием.

А.Бургат.

-О каком природном

явлении идет речь в

стихотворении?

-В какой природной зоне

можно увидеть северное

сияние?

В ы п о л н е н и е

з а д а н и й ,

тренирующие

отдельные

способности

к

учебной

деятельности,

мыслительные

операции

и

учебные навыки.

Попытка

самостоятельно

выполнить

индивидуальное

задание

на

применение

н о в о г о

з н а н и я ,

з а п л а н и р о в а н н о го

д л я

изучения на данном уроке.

Фиксирование возникшего

затруднения в выполнении

пробного действия или его

обосновании.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

- Что удивительного,

интересного вы знаете об

этой зоне?

- Прочитайте на с.78

учебника название темы

урока.

- Объясните название темы

урока?

- Действительно, в Арктике

суровый климат, скудный

растительный мир,

животные, обитающие там,

приспосабливаются к этим

условиям. И сегодня мы

начинаем путешествие по

карте природных зон с

Арктики.

- Давайте посмотрим и

скажем, где же

располагается зона

арктической пустыни?

Давай вспомним и скажем.

Мы с вами говорили по

какому плану мы будем

изучать все природные

зоны?

Просмотр слайда

4.Работа по теме.

Организация детей на

исследование проблемной

ситуации.

- К бескрайним просторам

Северного Ледовитого

океана, к его островам наш

путь. Наша экспедиция

разделится на три научные

группы: географы, ботаники

и зоологи.

- Какую одежду мы выберем

для членов экспедиции?(Это

царство холода, снега и

льда. Поэтому надо одеться

очень тепло)

- На доске я поместила

карточки с различными

видами одежды. Выберите

ту, которая нам понадобится.

2.Работа в группах.

Нашей экспедиции сегодня

предстоит выяснить

следующее.

Задание для 1-й группы

(задача для географов)

- Какая погода бывает здесь

зимой и летом?

Работа с информационными

источниками.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль,

самооценка.

Познавательные: умение

осознанно строить речевые

высказывания.

- Почему здесь такие

суровые условия?

Задание для 2-й группы

(задача для ботаников)

- Какие растения

встречаются в этой зоне?

- Как они приспособлены к

суровым условиям Арктики?

Задание для 3-й группы

(задача для зоологов)

- Какие животные населяют

арктическую пустыню?

- Чем они питаются ?

- Как они

приспосабливаются к

условиям Арктики?( каждая

группа получает

раздаточный материал и

карточку –помощницу)

5. Первичное закрепление.

Устанавливается

осознанность восприятия.

(ученики выбирают

карточки и читают рассказ,

сопровождая показом,

закрепляя карточки на

доске.)

В ы п о л н е н и е

з а д а н и й ,

тренирующие

отдельные

способности

к

учебной

деятельности,

мыслительные

операции

и

учебные навыки.

Попытка

самостоятельно

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Регулятивные: контроль,

самооценка.

Познавательные: умение

Физминутка

Ребята, давайте обратимся к

плану, изучения природных

зон и подумаем все ли

пункты плана у нас с вами

выполнены.( деятельность

человека)

- Давайте послушаем

сообщение, которое для нас

подготовила Вика.

Ну и конечно, из каждого

путешествия мы

обязательно привозим

фотографии.(РТ №4 стр.47)

Ну а какой видят зону

арктических пустынь

корреспонденты. Мы сейчас

узнаем , посмотрев

репортаж.

выполнить

индивидуальное

задание

на

применение

н о в о г о

з н а н и я ,

з а п л а н и р о в а н н о го

д л я

изучения на данном уроке.

Фиксирование возникшего

затруднения в выполнении

пробного действия или его

обосновании.

Работа в группах

осознанно строить речевые

высказывания.

7. Закрепление.

Организация деятельности

по применению новых

знаний.

- Напомните тему нашего

урока?

- Какие задачи мы ставили

перед собой?

- Достигли мы

поставленных целей или

нет?

Д/з:Уч. с.78- 81 пересказ, РТ

№3 с.46.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли.

8. Рефлексия.

Организация рефлексии.

Продолжите предложения:

1. Сегодня на уроке я

узнал…

2.На этом уроке я похвалил

бы себя за….

3. После урока мне

захотелось….

4. Сегодня я сумел…

Самооценка результатов

деятельности.

Регулятивные: контроль,

самооценка.

.

Арктика – это огромное пространство…………………………………….океана, с

………………и………………….Солнце никогда не поднимается

………………….над горизонтом. Его лучи ………………………….по поверхности

земли, давая ей очень мало………………….Зимой в Арктики ……………….Темноту

освещают луна, звёзды и …………………………………………………………………..

Дуют …………….., бушует……………………………..Температура опускается

до………………….Летом в Арктике……………………………………….,но …………

тоже нет. Это зависит от географического…………………………арктической зоны.

Температура лишь на …………………………….выше………………………………..

На островах прямо на голых ……………………встречаются ………………………….

они очень …………………….. Также приспосабливаются к жизни на камнях ……….

и ………………………………………………….В толще воды, не покрытой ………….

……………………………………………,большое количество………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………..

Животных арктической зоны кормит ……………………Морскими

водорослями питаются…………………….., а ими…………………..

Основная пища птиц и зверей- это…………..На скалистых берегах

собираются ………………………..,…………………….и…………….,

Здесь они выводят ……………………………Все звери – прекрасные

………………………….От холода их защищает ……………………

Это …………………….и………………………….На тюленей охотятся

……………………………………………………………У них………….

……………………………………..шерсть белого цвета. ……………….

Лапы помогают плавать.

Зоологи

Крайний Север-северок…

Ветер гонит из-под ног

Мерзлые снежинки,

Жесткие, как льдинки.

Там при звёздах и луне

Небо плещется в огне

Цветоизлиянием –

Северным сиянием.

Задание для 1-й группы (задача для

географов)

- Какая погода бывает здесь зимой и летом?

- Почему здесь такие суровые условия?

Задание для 2-й группы (задача для

ботаников)

- Какие растения встречаются в этой зоне?

- Как они приспособлены к суровым условиям

Арктики?

Задание для 3-й группы (задача для

зоологов)

- Какие животные населяют арктическую

пустыню?

- Чем они питаются ?

- Как они приспосабливаются к условиям

Арктики?

Географы



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники