Автор: Дюкарева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ №78"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Арктическая пустыня
Раздел: начальное образование
Сценарий урока в 4 «Б» классе МОУ ООШ № 78.
Учитель: Дюкарева Марина Александровна
1. Дидактическое обоснование.
Окружающий мир, 4 класс, автор учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая УМК «Перспектива».
Тема урока: «В ледяной пустыне».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: сформировать представление о природной зоне арктических пустынь.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Развивающая:
содействовать
развитию
логического
мышления,
внимания,
памяти,
развивать
познавательную
активность.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить
с
особенностями
природы(
условиями
неживой
природы,
живыми
существами,
взаимосвязями в природе), со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
Воспитательная: осознать необходимость бережного отношения к природе.
Развивающая: содействовать развитию речи, логического мышления, внимания, памяти.
Методы обучения: продуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Средства обучения: слайды, информационные источники- учебник, тетрадь на печатной основе.
2. Технологическая карта.
Этап урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
УУД.
1. Самоопределение к
деятельности. (Орг. момент)
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам на урок
пришли гости, давайте
поприветствуем их!
Проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
порядке
Книга, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Актуализация знаний.
Выявляет уровень знаний.
Проверка домашнего
задания.
1.Индивидуальный опрос.
- На прошлом уроке мы
познакомились с картой
природных зон.
1.Что можно рассказать о
нашей стране по карте
природных зон?
2. Перечислите основные
природные зоны России.
3. Почему происходит смена
природных зон?
2. Выполнение заданий в
РТ (стр.44 №5)
- Давайте проверим, как вы
справились с домашним
заданием в РТ.
3.Словарный диктант
1.Арктическая пустыня,
тундра, тайга, леса, степи-
это….
Ответы обучающихся.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: контроль,
самооценка.
Познавательные: умение
осознанно строить речевые
высказывания.
2.В северных районах
страны солнечные лучи
падают на землю…
3. Чем южнее, тем
солнечные лучи падают
более…
4.Смена природных зон с
севера на юг происходит на
…
5. Смена природных
условий и ландшафтов с
высотой происходит в …
6.Природная зона на севере
нашей страны - это …
7. Между зоной лесов и
степей находится зона…
8. Карликовая береза растёт
в зоне …
9. Верблюды обитают в зоне
…
За каждый верный ответ, вы
получаете 1 балл. Давайте
оценим себя.
Если вы набрали 9 баллов –
«5», от 6-8баллов –«4», 4-
5баллов –«3», если меньше 4
верных- «2».
4. Ребята, посмотрите на
экран и скажите в какой
природной зоне мы можем
встретить моржа?
(арктическая пустыня)
верблюда?(пустыни)
карликовую березу?(тундра)
зубра?(леса) кипарисы?
(субтропические леса)
дикорастущие тюльпаны?
(степь).
3. Постановка учебной
задачи.
Активизация знаний
учащихся и создание
проблемной ситуации.
Крайний Север-северок…
Ветер гонит из-под ног
Мерзлые снежинки,
Жесткие, как льдинки.
Там при звёздах и луне
Небо плещется в огне
Цветоизлиянием –
Северным сиянием.
А.Бургат.
-О каком природном
явлении идет речь в
стихотворении?
-В какой природной зоне
можно увидеть северное
сияние?
В ы п о л н е н и е
з а д а н и й ,
тренирующие
отдельные
способности
к
учебной
деятельности,
мыслительные
операции
и
учебные навыки.
Попытка
самостоятельно
выполнить
индивидуальное
задание
на
применение
н о в о г о
з н а н и я ,
з а п л а н и р о в а н н о го
д л я
изучения на данном уроке.
Фиксирование возникшего
затруднения в выполнении
пробного действия или его
обосновании.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
- Что удивительного,
интересного вы знаете об
этой зоне?
- Прочитайте на с.78
учебника название темы
урока.
- Объясните название темы
урока?
- Действительно, в Арктике
суровый климат, скудный
растительный мир,
животные, обитающие там,
приспосабливаются к этим
условиям. И сегодня мы
начинаем путешествие по
карте природных зон с
Арктики.
- Давайте посмотрим и
скажем, где же
располагается зона
арктической пустыни?
Давай вспомним и скажем.
Мы с вами говорили по
какому плану мы будем
изучать все природные
зоны?
Просмотр слайда
4.Работа по теме.
Организация детей на
исследование проблемной
ситуации.
- К бескрайним просторам
Северного Ледовитого
океана, к его островам наш
путь. Наша экспедиция
разделится на три научные
группы: географы, ботаники
и зоологи.
- Какую одежду мы выберем
для членов экспедиции?(Это
царство холода, снега и
льда. Поэтому надо одеться
очень тепло)
- На доске я поместила
карточки с различными
видами одежды. Выберите
ту, которая нам понадобится.
2.Работа в группах.
Нашей экспедиции сегодня
предстоит выяснить
следующее.
Задание для 1-й группы
(задача для географов)
- Какая погода бывает здесь
зимой и летом?
Работа с информационными
источниками.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: контроль,
самооценка.
Познавательные: умение
осознанно строить речевые
высказывания.
- Почему здесь такие
суровые условия?
Задание для 2-й группы
(задача для ботаников)
- Какие растения
встречаются в этой зоне?
- Как они приспособлены к
суровым условиям Арктики?
Задание для 3-й группы
(задача для зоологов)
- Какие животные населяют
арктическую пустыню?
- Чем они питаются ?
- Как они
приспосабливаются к
условиям Арктики?( каждая
группа получает
раздаточный материал и
карточку –помощницу)
5. Первичное закрепление.
Устанавливается
осознанность восприятия.
(ученики выбирают
карточки и читают рассказ,
сопровождая показом,
закрепляя карточки на
доске.)
В ы п о л н е н и е
з а д а н и й ,
тренирующие
отдельные
способности
к
учебной
деятельности,
мыслительные
операции
и
учебные навыки.
Попытка
самостоятельно
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: контроль,
самооценка.
Познавательные: умение
Физминутка
Ребята, давайте обратимся к
плану, изучения природных
зон и подумаем все ли
пункты плана у нас с вами
выполнены.( деятельность
человека)
- Давайте послушаем
сообщение, которое для нас
подготовила Вика.
Ну и конечно, из каждого
путешествия мы
обязательно привозим
фотографии.(РТ №4 стр.47)
Ну а какой видят зону
арктических пустынь
корреспонденты. Мы сейчас
узнаем , посмотрев
репортаж.
выполнить
индивидуальное
задание
на
применение
н о в о г о
з н а н и я ,
з а п л а н и р о в а н н о го
д л я
изучения на данном уроке.
Фиксирование возникшего
затруднения в выполнении
пробного действия или его
обосновании.
Работа в группах
осознанно строить речевые
высказывания.
7. Закрепление.
Организация деятельности
по применению новых
знаний.
- Напомните тему нашего
урока?
- Какие задачи мы ставили
перед собой?
- Достигли мы
поставленных целей или
нет?
Д/з:Уч. с.78- 81 пересказ, РТ
№3 с.46.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
8. Рефлексия.
Организация рефлексии.
Продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке я
узнал…
2.На этом уроке я похвалил
бы себя за….
3. После урока мне
захотелось….
4. Сегодня я сумел…
Самооценка результатов
деятельности.
Регулятивные: контроль,
самооценка.
.
Арктика – это огромное пространство…………………………………….океана, с
………………и………………….Солнце никогда не поднимается
………………….над горизонтом. Его лучи ………………………….по поверхности
земли, давая ей очень мало………………….Зимой в Арктики ……………….Темноту
освещают луна, звёзды и …………………………………………………………………..
Дуют …………….., бушует……………………………..Температура опускается
до………………….Летом в Арктике……………………………………….,но …………
тоже нет. Это зависит от географического…………………………арктической зоны.
Температура лишь на …………………………….выше………………………………..
На островах прямо на голых ……………………встречаются ………………………….
они очень …………………….. Также приспосабливаются к жизни на камнях ……….
и ………………………………………………….В толще воды, не покрытой ………….
……………………………………………,большое количество………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………..
Животных арктической зоны кормит ……………………Морскими
водорослями питаются…………………….., а ими…………………..
Основная пища птиц и зверей- это…………..На скалистых берегах
собираются ………………………..,…………………….и…………….,
Здесь они выводят ……………………………Все звери – прекрасные
………………………….От холода их защищает ……………………
Это …………………….и………………………….На тюленей охотятся
……………………………………………………………У них………….
……………………………………..шерсть белого цвета. ……………….
Лапы помогают плавать.
Зоологи
Крайний Север-северок…
Ветер гонит из-под ног
Мерзлые снежинки,
Жесткие, как льдинки.
Там при звёздах и луне
Небо плещется в огне
Цветоизлиянием –
Северным сиянием.
Задание для 1-й группы (задача для
географов)
- Какая погода бывает здесь зимой и летом?
- Почему здесь такие суровые условия?
Задание для 2-й группы (задача для
ботаников)
- Какие растения встречаются в этой зоне?
- Как они приспособлены к суровым условиям
Арктики?
Задание для 3-й группы (задача для
зоологов)
- Какие животные населяют арктическую
пустыню?
- Чем они питаются ?
- Как они приспосабливаются к условиям
Арктики?
Географы