Автор: Лебедева Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №20
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: методическая разработка урока по математике 3 класс
Тема: "Деление с остатком"
Раздел: начальное образование
Предмет: Математика
Класс: 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний («Школа России»)
Лебедева Оксана Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №20, г.Твери
Пояснительная записка. Данный урок проводится в 3-Г классе по программе «Школа России», однако урок, а также его
отдельные элементы можно использовать при изучении соответствующего раздела математики в учебном процессе,
организованном по другим программам.
На этом уроке совершенствуются устные и письменные вычислительные навыки, формируются умения решать задачи на
деление.
Технологическая карта урока
Тема
Деление с остатком
Цели
Планируемые
результаты
Обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные
знания на практике.
Предметные:
Уметь использовать алгоритм выполнения деления числа с остатком;
решать задачи на деление;
уметь использовать в речи название компонентов при делении с остатком;
совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
Метапредметные:
Формировать УУД:
Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные
УУД:
умение
определять
и
формулировать
цель
на
уроке
с
помощью
учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его
оценки
и
учёта
характера
сделанных
ошибок; высказывать
своё
предположение;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе
и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Личностные:
демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и
расширении знаний, способов действий; способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности;
формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;
развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Межпредметные связи: технология, организация и планирование собственной трудовой
деятельности, контроль за её ходом и результатом.
Основные понятия
Компоненты при делении числа с остатком.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 3-го класса (в двух
частях). М.: Просвещение, 2012.
Проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, карточки с
предполагаемыми ответами для доски, раздаточный материал.
Этапы урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
УУД
1. Мотивация к учебной
деятельности
(2 мин)
Цели:
-
создание
условий
для
возникновения у учеников
внутренней
потребности
включения
в учебную деятельность;
-организовать
планирование
учебной
деятельности на уроке.
_____________________
_
2.Актуализация знаний
( 10 мин)
Цели:
-актуализировать
требования к ученику со
с т о р о н ы
у ч е б н о й
деятельности
Приветствуют учителя и
гостей.
- Я рада приветствовать вас в классе нашем.
Быть может, есть классы и лучше и краше.
И пусть в нашем классе вам будет светло,
Уютно, комфортно и очень тепло.
-
Признаком
хорошего
настроения
является
улыбка.
Улыбнитесь
мне
и
друг
другу.
Я
желаю,
чтобы
такое
настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи.
-Ребята,
на
каждом
уроке
мы
стараемся
сделать
для
себя
открытие,
получить
новые
знания.
Сегодня
–
урок
не
и с к л юч е н и е .
М ы
п о с т а р а е м с я
р а с ш и р и т ь
с в о и
математические
знания,
будем
совершенствовать
свои
вычислительные
навыки,
проводить
исследовательскую
работу и эксперименты.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
1.Работа
с
интерактивной
доской.
( д е й с т в и я
с л о ж е н и я ,
в ы ч и т а н и я
ч и с е л
в
пределах 1000, и таблицу
умножения и деления)
Проговаривают правила
Устный счёт.
- Математическая разминка.
1 задание:- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел.
(слайд 2)
2 задание:- Проверьте меткость своих вычислений.(слайд 3)
- Что мы повторили при выполнении этих заданий?
- Потренируемся в решении задач, для этого поработаем в
группах. (слайд 4)
Коммуникативные УУД
(Коммуникативные УУД)
2.Работа
в
группах
с
использованием карточек
3.
Проверка
и
анализ
работы в группах.
-Повторите правила работы в группах.
-Капитаны,
подойдите
ко
мне
и
возьмите
карточки
с
заданиями для своей группы.
-
На
доске
расположены
карточки
с
ответами
к
вашим
задачам.
Выбери
нужную
карточку
и
сравни
со
своими
ответами.
-Капитаны, были ли трудности при решении задач в группах?
-Как с ними справлялись?
-Вернитесь на свои места.
(Коммуникативные УУД)
(Познавательные УУД)
(Коммуникативные УУД)
3. Постановка учебной
проблемы. (3мин)
Цель:
организовать
постановку
проблемы
через побуждающий от
проблемной
ситуации
диалог.
_____________________
_
4 .
П о и с к
р е ш е н и я
учебной проблемы
(10 мин)
Цель:
организовать
поиск
решения
через
Определяют тему урока.
-Деление
Отвечают:
-17:2 -не смогли разделить
-17:2 – нет такого числа,
при
умножении
которого
н а
д е л и т е л ь
м о ж н о
получить делимое)
_______________________
-Какие
действия
вы
использовали
при
решении
задач
по
группам?
-О чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему нашего
урока.(слайд 5)
-Расскажите, что вы знаете о делении.
-Молодцы. Значит вы легко найдёте значения этих частных.
(слайд 6)
-Вы смогли полностью выполнить задание?
-В чём было затруднение?
- Чем эти примеры похожи и чем отличаются?
_____________________________________________________
-Какое у вас возникает желание?
-А если попытаться разделить число 17 на 2, опираясь на
предметные действия.(слайд 7)
-Без
эксперимента
нам
не
обойтись.
Предлагаю
такую
ситуацию:
у
меня
на
зиму
остались
запасы
полезных
витаминов в виде моркови (раздаточный материал) и как раз
(Регулятивные УУД)
(Познавательные УУД).
(Регулятивные УУД)
(Личностные УУД)
(Коммуникативные УУД)
__________________________
(Познавательные УУД).
п о б у ж д а ю щ и й
к
выдвижению и проверке
г и п о т е з
д и а л о г
и
эксперимент.
_____________________
5. Формулировка темы
и целей урока. (3 мин)
Цель:
используя приёмы
анализа, создать условие
для
самостоятельной
и
-По 8 штук
-Нет
- П о т о м у
ч т о
д е л и л и
поровну.
-Одна
-Остаток
Пишут вместе с учителем
-16
-Табличный случай
-Таблицу умножения
-8 и остаётся 1
______________________
-Деление чисел с остатком
ровно
17
штук.
Я
отдаю
это
ведёрко
Алисе
и
предлагаю
разделить эти морковки поровну на 2 тарелки.
-Попробуем.
-Разделила?
По
сколько
морковок
получилось
в
каждой
тарелке?
-Делаем вывод:
-Все ли морковки разложила по тарелкам Алиса?
-Почему оставшуюся морковку Алиса не положила ни на одну
тарелку?
-Сколько морковок осталось?
-Что такое один?
-Запишем это выражение в тетрадь.
-Как вы думаете, куда записать оставшееся число 1?
-В
математике
принято
количество
оставшихся
чисел
при
делении
записывать
так
(слайд
8)
Учитель
проговаривает
названия компонентов.
-Ребята, сколько из числа 17 вы смогли разделить без остатка?
-Почему?
-Что важно знать при делении?
-Итак, сколько раз по 2 содержится в 17?
-
Прочитайте
это
выражение,
используя
названия
компонентов.
___________________________________________________
- В начале урока на мой вопрос о чём мы сегодня будем
говорить, вы сказали о делении. Сейчас вы согласны, что тема
нашего урока – деление?
- В ходе эксперимента у нас получилось необычное деление.
- Сформулируйте теперь тему урока.
(Коммуникативные УУД
(Регулятивные УУД)
(Регулятивные УУД)
(Личностные УУД)
(Коммуникативные УУД
(Познавательные УУД).
__________________________
(Регулятивные УУД)
чёткой
формулировки
темы и целей урока.
-Да
-Нет
О п р е д е л я ю т
и
формулируют цели урока.
П р о в е р я ю т
с в о ю
формулировку по слайду.
-Мы умеем делить числа без остатка?
- А с остатком до этого урока мы пробовали делить числа?
-Значит, перед нами появились цели.
-Помогите мне их сформулировать.
(слайд 10)
-Ребята, мы с вами уже не однократно убеждались в том, что
математика наука точная, что в математике есть правила.
Наша
тема
тому
не
исключение.(слайд
11
и
слайд
12).
Учитель проговаривает правила деления чисел с остатком.
(Регулятивные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Коммуникативные УУД).
6. Физкультминутка
(1 мин)
_____________________
7.Первичное
закрепление
(3 мин)
Цели:
-организовать первичное
п р и м е н е н и е
н о в о г о
знания.
_____________________
_
Выполняют движения
_______________________
Работают в группах.
- 3раза и остался 1 см
Один
ученик
пишет
на
доске - 13 : 3 = 3(ост.1)
Называют компоненты при
делении чисел с остатком.
Деление чисел с остатком.
_______________________
Работают
по
учебнику:
-Пришло
время
немного
отдохнуть.
(слайд
13)
Сегодня
физкультминутку подготовила Маша.
_____________________________________________________
-Продолжим
исследовательскую
работу
–
рассмотрим
как
можно
больше
вариантов
деления.
Проведём
ещё
один
эксперимент (слайд 14)
-Для проведения этого эксперимента необходимо работать в
группах.(слайд 15)
На каждой парте есть полоска бумаги длиной 13 см.
-Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 13 см.
-Какое решение запишем?
-Что в записи означает 13?; 3?; 1?
-Что мы с вами исследовали?
_____________________________________________________
- Закрепим новые знания. Поработаем по учебнику. С. 26, №1
(Личностные УУД)
_________________________
(Коммуникативные УУД).
(Познавательные УУД).
(Регулятивные УУД).
(Познавательные УУД).
__________________________
8 . О с о з н а н и е
и
осмысление
учебного
материала
(6 мин)
Цели:-организовать
осмысленное применение
н о в о г о
м а т е р и а л а ,
используя свои умения и
новые получение знания.
а н а л и з и р у ю т,
с т р о я т
речевые высказывания.
- Н е т .
1 5
:
3
=
5
–
табличный
случай,
где
деление
осуществляется
без остатка.
-
Алгоритм
д е й с т в и я
деления с остатком.
Разбираем устно.
-Можно ли сказать, что все записи в №1 подходят к новой
теме урока?
-Верно. А две первые записи и рисунки к ним помогут нам
при выполнении следующего этапа урока.
-Запишите в тетрадях: № 2.
-Этот номер мы выполняем самостоятельно.(слайд 17)
- Эту работу я проверю, когда соберу ваши тетради.
- А как можно решать примеры на деление с остатком, не
выполняя каждый раз рисунки?
-Как вы думаете, что нам поможет?
- У каждого на парте лежит памятка «Как разделить число с
остатком»
Учитель зачитывает алгоритм.
-Этот алгоритм нам нужно запомнить.
(Познавательные УУД).
(Познавательные УУД).
(Личностные УУД)
(Регулятивные УУД).
(Регулятивные УУД
9 .
К о н т р о л ь
и
самопроверка.
(3 мин)
Цель:
- в ы я в и т ь
и
проконтролировать
приобретённые
знания,
учить самоанализу.
Ч и т а ют,
р а с с у ж д а ю т,
записывают в тетради.
- Деление с остатком.
-Да
-Поработаем с доской и в тетрадях.(слайд 19)
- Запишите № 3.
Читаем задачу, разбираем, записываем в тетради. По одному
ученику приглашаю к доске.
- Какой была тема нашего урока?
- Необходимо ли нам уметь делить числа с остатком?
(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД
Разные ответы детей
Проговаривают цели
- Да
- Где нам это может пригодиться?
- А вы помните какими были цели урока?(слайд 21)
- Как вы думаете мы достигли их достигли?
(Регулятивные УУД).
10.
Подведение
итогов.
Рефлексия. (2 мин)
Цель: - учить
самоанализу, строить
речевые высказывания.
Отвечают на вопросы.
Выбирают фразу.
-Подведём итоги. Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Что нового узнали?
-Что было интересного?
-Выберете
для
себя
соответствующее
начало
фразы
и
продолжите её (слайд 22)
-Помните, я в начале урока пожелала всем сохранить хорошее
настроение до конца урока? Вам это удалось?
Давайте проверим – вставьте подходящие слова:
Учитель читает «Строки от души»(слайд 23)
(Регулятивные УУД).
(Коммуникативные УУД
11. Домашнее задание.
- Домашнее задание – работа по карточкам с заданиями на
новую тему.