Напоминание

"Деление с остатком"


Автор: Лебедева Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №20
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: методическая разработка урока по математике 3 класс
Тема: "Деление с остатком"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний («Школа России»)

Лебедева Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №20, г.Твери

Пояснительная записка. Данный урок проводится в 3-Г классе по программе «Школа России», однако урок, а также его

отдельные элементы можно использовать при изучении соответствующего раздела математики в учебном процессе,

организованном по другим программам.

На этом уроке совершенствуются устные и письменные вычислительные навыки, формируются умения решать задачи на

деление.

Технологическая карта урока

Тема

Деление с остатком

Цели

Планируемые

результаты

Обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные

знания на практике.

Предметные:

Уметь использовать алгоритм выполнения деления числа с остатком;

решать задачи на деление;

уметь использовать в речи название компонентов при делении с остатком;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

Метапредметные:

Формировать УУД:

Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе

критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные

УУД:

умение

определять

и

формулировать

цель

на

уроке

с

помощью

учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его

оценки

и

учёта

характера

сделанных

ошибок; высказывать

своё

предположение;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и

понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе

и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от

уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Личностные:

демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и

расширении знаний, способов действий; способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности;

формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;

развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Межпредметные связи: технология, организация и планирование собственной трудовой

деятельности, контроль за её ходом и результатом.

Основные понятия

Компоненты при делении числа с остатком.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 3-го класса (в двух

частях). М.: Просвещение, 2012.

Проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, карточки с

предполагаемыми ответами для доски, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

УУД

1. Мотивация к учебной

деятельности

(2 мин)

Цели:

-

создание

условий

для

возникновения у учеников

внутренней

потребности

включения

в учебную деятельность;

-организовать

планирование

учебной

деятельности на уроке.

_____________________

_

2.Актуализация знаний

( 10 мин)

Цели:

-актуализировать

требования к ученику со

с т о р о н ы

у ч е б н о й

деятельности

Приветствуют учителя и

гостей.

- Я рада приветствовать вас в классе нашем.

Быть может, есть классы и лучше и краше.

И пусть в нашем классе вам будет светло,

Уютно, комфортно и очень тепло.

-

Признаком

хорошего

настроения

является

улыбка.

Улыбнитесь

мне

и

друг

другу.

Я

желаю,

чтобы

такое

настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи.

-Ребята,

на

каждом

уроке

мы

стараемся

сделать

для

себя

открытие,

получить

новые

знания.

Сегодня

урок

не

и с к л юч е н и е .

М ы

п о с т а р а е м с я

р а с ш и р и т ь

с в о и

математические

знания,

будем

совершенствовать

свои

вычислительные

навыки,

проводить

исследовательскую

работу и эксперименты.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

1.Работа

с

интерактивной

доской.

( д е й с т в и я

с л о ж е н и я ,

в ы ч и т а н и я

ч и с е л

в

пределах 1000, и таблицу

умножения и деления)

Проговаривают правила

Устный счёт.

- Математическая разминка.

1 задание:- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел.

(слайд 2)

2 задание:- Проверьте меткость своих вычислений.(слайд 3)

- Что мы повторили при выполнении этих заданий?

- Потренируемся в решении задач, для этого поработаем в

группах. (слайд 4)

Коммуникативные УУД

(Коммуникативные УУД)

2.Работа

в

группах

с

использованием карточек

3.

Проверка

и

анализ

работы в группах.

-Повторите правила работы в группах.

-Капитаны,

подойдите

ко

мне

и

возьмите

карточки

с

заданиями для своей группы.

-

На

доске

расположены

карточки

с

ответами

к

вашим

задачам.

Выбери

нужную

карточку

и

сравни

со

своими

ответами.

-Капитаны, были ли трудности при решении задач в группах?

-Как с ними справлялись?

-Вернитесь на свои места.

(Коммуникативные УУД)

(Познавательные УУД)

(Коммуникативные УУД)

3. Постановка учебной

проблемы. (3мин)

Цель:

организовать

постановку

проблемы

через побуждающий от

проблемной

ситуации

диалог.

_____________________

_

4 .

П о и с к

р е ш е н и я

учебной проблемы

(10 мин)

Цель:

организовать

поиск

решения

через

Определяют тему урока.

-Деление

Отвечают:

-17:2 -не смогли разделить

-17:2 – нет такого числа,

при

умножении

которого

н а

д е л и т е л ь

м о ж н о

получить делимое)

_______________________

-Какие

действия

вы

использовали

при

решении

задач

по

группам?

-О чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему нашего

урока.(слайд 5)

-Расскажите, что вы знаете о делении.

-Молодцы. Значит вы легко найдёте значения этих частных.

(слайд 6)

-Вы смогли полностью выполнить задание?

-В чём было затруднение?

- Чем эти примеры похожи и чем отличаются?

_____________________________________________________

-Какое у вас возникает желание?

-А если попытаться разделить число 17 на 2, опираясь на

предметные действия.(слайд 7)

-Без

эксперимента

нам

не

обойтись.

Предлагаю

такую

ситуацию:

у

меня

на

зиму

остались

запасы

полезных

витаминов в виде моркови (раздаточный материал) и как раз

(Регулятивные УУД)

(Познавательные УУД).

(Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)

(Коммуникативные УУД)

__________________________

(Познавательные УУД).

п о б у ж д а ю щ и й

к

выдвижению и проверке

г и п о т е з

д и а л о г

и

эксперимент.

_____________________

5. Формулировка темы

и целей урока. (3 мин)

Цель:

используя приёмы

анализа, создать условие

для

самостоятельной

и

-По 8 штук

-Нет

- П о т о м у

ч т о

д е л и л и

поровну.

-Одна

-Остаток

Пишут вместе с учителем

-16

-Табличный случай

-Таблицу умножения

-8 и остаётся 1

______________________

-Деление чисел с остатком

ровно

17

штук.

Я

отдаю

это

ведёрко

Алисе

и

предлагаю

разделить эти морковки поровну на 2 тарелки.

-Попробуем.

-Разделила?

По

сколько

морковок

получилось

в

каждой

тарелке?

-Делаем вывод:

-Все ли морковки разложила по тарелкам Алиса?

-Почему оставшуюся морковку Алиса не положила ни на одну

тарелку?

-Сколько морковок осталось?

-Что такое один?

-Запишем это выражение в тетрадь.

-Как вы думаете, куда записать оставшееся число 1?

математике

принято

количество

оставшихся

чисел

при

делении

записывать

так

(слайд

8)

Учитель

проговаривает

названия компонентов.

-Ребята, сколько из числа 17 вы смогли разделить без остатка?

-Почему?

-Что важно знать при делении?

-Итак, сколько раз по 2 содержится в 17?

-

Прочитайте

это

выражение,

используя

названия

компонентов.

___________________________________________________

- В начале урока на мой вопрос о чём мы сегодня будем

говорить, вы сказали о делении. Сейчас вы согласны, что тема

нашего урока – деление?

- В ходе эксперимента у нас получилось необычное деление.

- Сформулируйте теперь тему урока.

(Коммуникативные УУД

(Регулятивные УУД)

(Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)

(Коммуникативные УУД

(Познавательные УУД).

__________________________

(Регулятивные УУД)

чёткой

формулировки

темы и целей урока.

-Да

-Нет

О п р е д е л я ю т

и

формулируют цели урока.

П р о в е р я ю т

с в о ю

формулировку по слайду.

-Мы умеем делить числа без остатка?

- А с остатком до этого урока мы пробовали делить числа?

-Значит, перед нами появились цели.

-Помогите мне их сформулировать.

(слайд 10)

-Ребята, мы с вами уже не однократно убеждались в том, что

математика наука точная, что в математике есть правила.

Наша

тема

тому

не

исключение.(слайд

11

и

слайд

12).

Учитель проговаривает правила деления чисел с остатком.

(Регулятивные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Коммуникативные УУД).

6. Физкультминутка

(1 мин)

_____________________

7.Первичное

закрепление

(3 мин)

Цели:

-организовать первичное

п р и м е н е н и е

н о в о г о

знания.

_____________________

_

Выполняют движения

_______________________

Работают в группах.

- 3раза и остался 1 см

Один

ученик

пишет

на

доске - 13 : 3 = 3(ост.1)

Называют компоненты при

делении чисел с остатком.

Деление чисел с остатком.

_______________________

Работают

по

учебнику:

-Пришло

время

немного

отдохнуть.

(слайд

13)

Сегодня

физкультминутку подготовила Маша.

_____________________________________________________

-Продолжим

исследовательскую

работу

рассмотрим

как

можно

больше

вариантов

деления.

Проведём

ещё

один

эксперимент (слайд 14)

-Для проведения этого эксперимента необходимо работать в

группах.(слайд 15)

На каждой парте есть полоска бумаги длиной 13 см.

-Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 13 см.

-Какое решение запишем?

-Что в записи означает 13?; 3?; 1?

-Что мы с вами исследовали?

_____________________________________________________

- Закрепим новые знания. Поработаем по учебнику. С. 26, №1

(Личностные УУД)

_________________________

(Коммуникативные УУД).

(Познавательные УУД).

(Регулятивные УУД).

(Познавательные УУД).

__________________________

8 . О с о з н а н и е

и

осмысление

учебного

материала

(6 мин)

Цели:-организовать

осмысленное применение

н о в о г о

м а т е р и а л а ,

используя свои умения и

новые получение знания.

а н а л и з и р у ю т,

с т р о я т

речевые высказывания.

- Н е т .

1 5

:

3

=

5

табличный

случай,

где

деление

осуществляется

без остатка.

-

Алгоритм

д е й с т в и я

деления с остатком.

Разбираем устно.

-Можно ли сказать, что все записи в №1 подходят к новой

теме урока?

-Верно. А две первые записи и рисунки к ним помогут нам

при выполнении следующего этапа урока.

-Запишите в тетрадях: № 2.

-Этот номер мы выполняем самостоятельно.(слайд 17)

- Эту работу я проверю, когда соберу ваши тетради.

- А как можно решать примеры на деление с остатком, не

выполняя каждый раз рисунки?

-Как вы думаете, что нам поможет?

- У каждого на парте лежит памятка «Как разделить число с

остатком»

Учитель зачитывает алгоритм.

-Этот алгоритм нам нужно запомнить.

(Познавательные УУД).

(Познавательные УУД).

(Личностные УУД)

(Регулятивные УУД).

(Регулятивные УУД

9 .

К о н т р о л ь

и

самопроверка.

(3 мин)

Цель:

- в ы я в и т ь

и

проконтролировать

приобретённые

знания,

учить самоанализу.

Ч и т а ют,

р а с с у ж д а ю т,

записывают в тетради.

- Деление с остатком.

-Да

-Поработаем с доской и в тетрадях.(слайд 19)

- Запишите № 3.

Читаем задачу, разбираем, записываем в тетради. По одному

ученику приглашаю к доске.

- Какой была тема нашего урока?

- Необходимо ли нам уметь делить числа с остатком?

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД

Разные ответы детей

Проговаривают цели

- Да

- Где нам это может пригодиться?

- А вы помните какими были цели урока?(слайд 21)

- Как вы думаете мы достигли их достигли?

(Регулятивные УУД).

10.

Подведение

итогов.

Рефлексия. (2 мин)

Цель: - учить

самоанализу, строить

речевые высказывания.

Отвечают на вопросы.

Выбирают фразу.

-Подведём итоги. Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Что нового узнали?

-Что было интересного?

-Выберете

для

себя

соответствующее

начало

фразы

и

продолжите её (слайд 22)

-Помните, я в начале урока пожелала всем сохранить хорошее

настроение до конца урока? Вам это удалось?

Давайте проверим – вставьте подходящие слова:

Учитель читает «Строки от души»(слайд 23)

(Регулятивные УУД).

(Коммуникативные УУД

11. Домашнее задание.

- Домашнее задание – работа по карточкам с заданиями на

новую тему.



В раздел образования