Автор: Кабакова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока по русскому языку
Тема: Различие в написании приставок и предлогов
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 «Г» классе
Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги».
Цели: - организовать деятельность учащихся направленную на
формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в
разграничении приставок и предлогов, выявлять их причину, строить и
реализовывать проект выхода из затруднений (для учителя);
- фиксировать собственные затруднения в разграничении приставок и
предлогов, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из
затруднений (для обучающихся).
Задачи:
образовательные:
развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;
продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
выделять приставки в словах;
развивающие:
развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы,
обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные
вопросы, творческие задания;
развитие мышления, внимания и речи учащихся;
воспитывающая:
воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные:
учить распознавать приставки и предлоги,
совершенствовать навыки написания предлогов и приставок
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) выявлять сущность, особенности объектов;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
4) обобщать и классифицировать по признакам;
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом источника информации;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, группе.
Личностные результаты:
1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности
Ход урока.
1.
Мотивированние к учебной деятельности( орг. момент):
Слайд 2:
Приветствие учащихся;
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
-Я рада приветствовать на уроке не только вас ребята, но и гостей.
-Ребята поприветствуйте пожалуйста наших гостей. Садитесь.
- Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать его
секреты.
- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?
- Что для этого нужно?
-
Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте
старательными и внимательными.
-
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет чудес необычайных
Узнаете вы за полчаса.
Орешек знанья тверд, но всё же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать
!»
2.
Актуализация
Чтобы нам приблизиться к тайне, я предлагаю вам поработать.
Слайд 3:
У: Исследуйте эту строчку.
н а о т д р у з ь я у к п о з н а ю т с я п о з а б е д е и з
У: Что можете сказать?
Д: - Это набор букв.
- Можно составить слова.
- В строчке спрятались слова.
У: Назови слова из известной пословицы.
Д: Друзья познаются беде.
У: Что можете сказать об оставшихся словах?
Д: Это предлоги.
Слайд 4:
У: Что такое предлог?
Д: Это маленькое слово.
У: Для чего служат предлоги?
Д: Для связи слов в предложении.
У: Как пишутся предлоги со словами?
Слайд 5:
У: А пословица получилась?
Д: Нет. Не хватает предлога.
У: Среди данных предлогов есть нужный?
Д: Да, предлог- в. Давайте его добавим.
Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Эта пословица будет девизом нашего урока.
2.
Выявление места и причины затруднения.
Продолжаем двигаться к нашей тайне. Отгадайте загадку.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
- Кто это?
У: В одном лесу жила семья белочек.
Слайд
Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”.
И вот однажды бельчонок Белоносый увлёкся разговором с сойкой из соседнего леса и
ускакал далеко от своего дупла.
Отрывок из мультфильма
Слайд
У: Какая беда с бельчонком приключилась? Давайте ему поможем. Друзья должны
помогать друг другу.
Слайд
У: Какое задание вы можете предложить?
Д: Вставить нужные предлоги. Работа в парах.
выбежал ... дупла;
сбежал ... ели;
побежал ... дорожке;
забежал ... пенёк;
подбежал ... речке.
У: Найдите однокоренные слова. Докажите, что это однокоренные слова.
Слайд
Д: Выбежал, сбежал, побежал, забежал, подбежал. У этих слов один корень и они близкие
по смыслу.
У: Выделите корень слов. (на парте у каждого карточки со словами).
У: А чем отличаются однокоренные слова?
Д: Разные приставки.
Слайд
У: Что такое приставка?
Где стоит приставка? Для чего служит? Как пишется со словами?
Д: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов.
Что мы сейчас делали? (Повторяли) ……………
У: А Белоносый наслушавшись рассказов Сойки, о том что в соседнем лесу очень много
еды отправился на разведку. Всё было бы хорошо если не …река.
Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”
Слайд
-Что случилось на этот раз с бельчонком? Поможем?
Работа в группах.
Поработайте со словосочетаниями, раскройте скобки:
(за)красила картинку
пошёл (за)красками
(за)глянул (за)сарай
-В каких местах написали за- вместе, а в каких раздельно. Почему за написано то слитно,
то раздельно?
- Как это доказать? Мы не знаем.
На какой вопрос мы должны ответить? Как отличить приставку от предлога.
Итак кто может назвать тему урока. (Отличие приставок и предлогов.)
3.Построение проекта выхода из затруднения.
-Что нам поможет отличить приставки от предлогов? (Правило или алгоритм).
-Какие шаги нам нужно выполнить, чтобы вывести правило?
Слайд
План действий:
1.Понаблюдаем.
2..Сравним.
3.Сделаем вывод.
- Что вы сейчас делали? (Планировали)
Физминутка.
Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать над словами:
Закончите словосочетания:
Добрался до ………(дома)
Влетел в ……….(окно)
Отстал от ……….(поезда)
- Как записаны первые слова? Почему?
- Как записали новые слова? Почему?
Я предлагаю послушать сказку.
«
Сказка про написание предлогов и приставок
»
В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были
свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что
были самостоятельными.
Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда
нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )
Рис. 1. Предлоги в, на
Р
ис. 2. Предлоги под, над
Рис. 3. Предлоги за, у
Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до
А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу,
подпишу, выпишу, припишу).
Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали уче-
ники их путать
.
Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на
помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами.
Вы своего значения не потеряете, а от приставок будете отличаться.»Например: Лодка отплыла
от берега. Лодка отплыла от (крутого) берега. Решили этим воспользоваться приставки и тоже
впустили слова- признаки. Вот что получилось: Лодка от( крутого) плыла от берега..
Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?». Испугались приставки , приклеились к своим
словам и больше с ними никогда не расставались.
4. Физ. минутка.
5. Пробное действие.
Вспомните на какой вопрос мы должны ответить?
Вставьте по смыслу слова признаки между предлогом и словом, приставкой и словом.
- Что получилось?
На основе своих наблюдений сделайте вывод.
Давайте сравним с авторским.
Работа по учебнику с. , прочитать правило.
Вернёмся к заданию которое мы не закончили.
(за)красила картинку
пошёл (за)красками
(за)глянул (за)сарай
Работая над словами ученики создают алгоритм.
6. Закрепление.
У: А бельчонок добрался до леса, где нашёл много вкусной еды!
Отрывок из мультфильма “Лесные путешественники”.
У: Давайте и мы поможем бельчонку собрать вкусности. А что едят белочки?
- А сейчас, ребята, важный момент урока – самостоятельная работа. Я
предлагаю выбрать
понравившееся задание. (на доске)
Жёлтый грибочек – задание, с которым может справиться каждый, оранжевый и красный – задания
посложнеее.
Жёлтый грибочек:
1.Списать. Выделить приставки, подчеркнуть предлоги.
Солнце зашло за тучу. По дорожкам сада побежали ручейки.
Бельчонок спрыгнул с ветки. Он нашёл на дороге грибок.
Оранжевый грибочек:
2. Списать предложения, раскрывая скобки:
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
Серёжа (с)катился (с) большой горки.
Вере (в)плели (в)косу ленту.
Красный грибочек:
3. Составить со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на.
Дорожке, шел, мальчик, садовой.
Мешал, повар, сливки, мукой.
Бросила, плечи, платок, бабушка
Взаимопроверка. (Тексты на слайде)
Путешествие нашего бельчонка закончилось. ………………..?
7.Составление кластера.
А теперь вернёмся к работе в парах. Завершим заполнение таблички.
Предлог
Приставка
1.Как доказать, что перед нами предлог?
Между предлогом и следующим словом
можно поставить вопрос или другое
слово.
1 Как доказать, что перед нами приставка?
Можно назвать другие слова с такой же
приставкой.
2. Маленькое слово
2. Часть слова
3. Служит для связи слов в предложении.
3. Служит для образования новых слов.
4. Пишется раздельно.
4. Пишется слитно.
8. Рефлексия.
Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:
Я узнал на уроке………….
Мне было интересно……………….
Пришлось задуматься………………
Могу рассказать другим……………
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы
этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам
преодолеть все трудности учёбы.