Напоминание

Различие в написании приставок и предлогов


Автор: Кабакова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока по русскому языку
Тема: Различие в написании приставок и предлогов
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка во 2 «Г» классе

Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги».

Цели: - организовать деятельность учащихся направленную на

формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в

разграничении приставок и предлогов, выявлять их причину, строить и

реализовывать проект выхода из затруднений (для учителя);

- фиксировать собственные затруднения в разграничении приставок и

предлогов, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из

затруднений (для обучающихся).

Задачи:

образовательные:

развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;

продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;

выделять приставки в словах;

развивающие:

развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы,

обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные

вопросы, творческие задания;

развитие мышления, внимания и речи учащихся;

воспитывающая:

воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные:

учить распознавать приставки и предлоги,

совершенствовать навыки написания предлогов и приставок

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом источника информации;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, группе.

Личностные результаты:

1) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

Ход урока.

1.

Мотивированние к учебной деятельности( орг. момент):

Слайд 2:

Приветствие учащихся;

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

-Я рада приветствовать на уроке не только вас ребята, но и гостей.

-Ребята поприветствуйте пожалуйста наших гостей. Садитесь.

- Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать его

секреты.

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Что для этого нужно?

-

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте

старательными и внимательными.

-

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет чудес необычайных

Узнаете вы за полчаса.

Орешек знанья тверд, но всё же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать

2.

Актуализация

Чтобы нам приблизиться к тайне, я предлагаю вам поработать.

Слайд 3:

У: Исследуйте эту строчку.

н а о т д р у з ь я у к п о з н а ю т с я п о з а б е д е и з

У: Что можете сказать?

Д: - Это набор букв.

- Можно составить слова.

- В строчке спрятались слова.

У: Назови слова из известной пословицы.

Д: Друзья познаются беде.

У: Что можете сказать об оставшихся словах?

Д: Это предлоги.

Слайд 4:

У: Что такое предлог?

Д: Это маленькое слово.

У: Для чего служат предлоги?

Д: Для связи слов в предложении.

У: Как пишутся предлоги со словами?

Слайд 5:

У: А пословица получилась?

Д: Нет. Не хватает предлога.

У: Среди данных предлогов есть нужный?

Д: Да, предлог- в. Давайте его добавим.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Эта пословица будет девизом нашего урока.

2.

Выявление места и причины затруднения.

Продолжаем двигаться к нашей тайне. Отгадайте загадку.

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

- Кто это?

У: В одном лесу жила семья белочек.

Слайд

Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”.

И вот однажды бельчонок Белоносый увлёкся разговором с сойкой из соседнего леса и

ускакал далеко от своего дупла.

Отрывок из мультфильма

Слайд

У: Какая беда с бельчонком приключилась? Давайте ему поможем. Друзья должны

помогать друг другу.

Слайд

У: Какое задание вы можете предложить?

Д: Вставить нужные предлоги. Работа в парах.

выбежал ... дупла;

сбежал ... ели;

побежал ... дорожке;

забежал ... пенёк;

подбежал ... речке.

У: Найдите однокоренные слова. Докажите, что это однокоренные слова.

Слайд

Д: Выбежал, сбежал, побежал, забежал, подбежал. У этих слов один корень и они близкие

по смыслу.

У: Выделите корень слов. (на парте у каждого карточки со словами).

У: А чем отличаются однокоренные слова?

Д: Разные приставки.

Слайд

У: Что такое приставка?

Где стоит приставка? Для чего служит? Как пишется со словами?

Д: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов.

Что мы сейчас делали? (Повторяли) ……………

У: А Белоносый наслушавшись рассказов Сойки, о том что в соседнем лесу очень много

еды отправился на разведку. Всё было бы хорошо если не …река.

Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”

Слайд

-Что случилось на этот раз с бельчонком? Поможем?

Работа в группах.

Поработайте со словосочетаниями, раскройте скобки:

(за)красила картинку

пошёл (за)красками

(за)глянул (за)сарай

-В каких местах написали за- вместе, а в каких раздельно. Почему за написано то слитно,

то раздельно?

- Как это доказать? Мы не знаем.

На какой вопрос мы должны ответить? Как отличить приставку от предлога.

Итак кто может назвать тему урока. (Отличие приставок и предлогов.)

3.Построение проекта выхода из затруднения.

-Что нам поможет отличить приставки от предлогов? (Правило или алгоритм).

-Какие шаги нам нужно выполнить, чтобы вывести правило?

Слайд

План действий:

1.Понаблюдаем.

2..Сравним.

3.Сделаем вывод.

- Что вы сейчас делали? (Планировали)

Физминутка.

Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать над словами:

Закончите словосочетания:

Добрался до ………(дома)

Влетел в ……….(окно)

Отстал от ……….(поезда)

- Как записаны первые слова? Почему?

- Как записали новые слова? Почему?

Я предлагаю послушать сказку.

«

Сказка про написание предлогов и приставок

»

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были

свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что

были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда

нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )

Рис. 1. Предлоги в, на

Р

ис. 2. Предлоги под, над

Рис. 3. Предлоги за, у

Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу,

подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали уче-

ники их путать

.

Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на

помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами.

Вы своего значения не потеряете, а от приставок будете отличаться.»Например: Лодка отплыла

от берега. Лодка отплыла от (крутого) берега. Решили этим воспользоваться приставки и тоже

впустили слова- признаки. Вот что получилось: Лодка от( крутого) плыла от берега..

Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?». Испугались приставки , приклеились к своим

словам и больше с ними никогда не расставались.

4. Физ. минутка.

5. Пробное действие.

Вспомните на какой вопрос мы должны ответить?

Вставьте по смыслу слова признаки между предлогом и словом, приставкой и словом.

- Что получилось?

На основе своих наблюдений сделайте вывод.

Давайте сравним с авторским.

Работа по учебнику с. , прочитать правило.

Вернёмся к заданию которое мы не закончили.

(за)красила картинку

пошёл (за)красками

(за)глянул (за)сарай

Работая над словами ученики создают алгоритм.

6. Закрепление.

У: А бельчонок добрался до леса, где нашёл много вкусной еды!

Отрывок из мультфильма “Лесные путешественники”.

У: Давайте и мы поможем бельчонку собрать вкусности. А что едят белочки?

- А сейчас, ребята, важный момент урока – самостоятельная работа. Я

предлагаю выбрать

понравившееся задание. (на доске)

Жёлтый грибочек – задание, с которым может справиться каждый, оранжевый и красный – задания

посложнеее.

Жёлтый грибочек:

1.Списать. Выделить приставки, подчеркнуть предлоги.

Солнце зашло за тучу. По дорожкам сада побежали ручейки.

Бельчонок спрыгнул с ветки. Он нашёл на дороге грибок.

Оранжевый грибочек:

2. Списать предложения, раскрывая скобки:

(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

Серёжа (с)катился (с) большой горки.

Вере (в)плели (в)косу ленту.

Красный грибочек:

3. Составить со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на.

Дорожке, шел, мальчик, садовой.

Мешал, повар, сливки, мукой.

Бросила, плечи, платок, бабушка

Взаимопроверка. (Тексты на слайде)

Путешествие нашего бельчонка закончилось. ………………..?

7.Составление кластера.

А теперь вернёмся к работе в парах. Завершим заполнение таблички.

Предлог

Приставка

1.Как доказать, что перед нами предлог?

Между предлогом и следующим словом

можно поставить вопрос или другое

слово.

1 Как доказать, что перед нами приставка?

Можно назвать другие слова с такой же

приставкой.

2. Маленькое слово

2. Часть слова

3. Служит для связи слов в предложении.

3. Служит для образования новых слов.

4. Пишется раздельно.

4. Пишется слитно.

8. Рефлексия.

Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:

Я узнал на уроке………….

Мне было интересно……………….

Пришлось задуматься………………

Могу рассказать другим……………

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы

этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам

преодолеть все трудности учёбы.



В раздел образования