Автор: Тяпугина Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Окская СШ"
Населённый пункт: посёлок Окский Рязанской области
Наименование материала: публицистическая статья
Тема: Как общаться с ребёнком?
Раздел: начальное образование
Выступление учителя начальных классов высшей
категории Тяпугиной Елены Валерьевны МБОУ
«Окская СШ» Рязанской обл., Рязанского р-она.
Тема: «Как общаться с ребёнком?»
Вечно актуальные проблемы детско-родительских отношений — домашние
обязанности, наведение порядка, ответственность и самостоятельность
ребёнка — особенно волнуют родителей первоклассников. В своих советах
я опираюсь на книгу Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»
1.Приучение к порядку и правилам, заведённым в семье, необходимо начинать
рано и делать это систематически. Вернее, начать нужно с того, что завести эти
самые правила и самим их неукоснительно выполнять. Нельзя требовать от
ребёнка то, что не всегда делаете сами. Естественный закон организма: любое
действие при раннем начале и повторении превращается в привычку. Ребёнок
очень многое может выполнять самостоятельно в достаточно раннем возрасте.
Нужно ему это позволить, тем более что именно тогда он этого хочет сам.
2.Даже имея желание что-то сделать, ребёнок не всегда бывает в состоянии себя
правильно организовать. И ему нужно в этом помочь. Мы напоминаем,
подстраховываем, делаем вместе (но не вместо), спокойно и медленно
проговариваем, что именно и в какой последовательности ему нужно сделать.
3.Очень важен доброжелательный тон общения. Чего бы это нам ни стоило. Чем
сложнее даётся привычка ребёнку, тем больше настойчивости и теплоты должно
быть в ваших словах. Подбадривайте и обращайте внимание на то, что уже
получается.
4.Однако,кроме положительного стимула, должно формироваться понимание
неприятных последствий своих действий.
Дайте возможность ребёнку понять и столкнуться с тем, что будет происходить,
если он не будет заботиться о себе сам. Научите ребёнка пользоваться
будильником и не берите на себя роль плохого человека, который мешает каждое
утро спать. Если ребёнок не успел утром собраться, опоздал в школу, забыл
домашнее задание, он получит заслуженную двойку за несобранность. Пусть
этот случай окажется для него лучшим жизненным уроком, чем пятёрка за
решённый пример.
Самое главное — в семье должны быть общие правила для всех и всегда. Если
папа и мама не могут договориться между собой, ребёнок найдёт для себя
самый удобный вариант этих правил. В одной семье у старшего сына была
обязанность выносить мусорное ведро. Если он не успевал его вынести, утром
ведро стояло около его кровати, и ребёнок просыпался не от будильника, а от
запаха своей обязанности. Такое случалось крайне редко. Но это самый яркий
пример ненавязчивого объяснения обязанностей по дому. Без разговоров, без
обид, спокойно и безапелляционно.
Готовим к школе родителей
Подготовка к школе ребёнка — это, как говорится, полдела. Вторая
половина — это подготовка самих родителей. Когда в одном садике задали
вопрос, какая проблема волнует пап и мам при подготовке их детей к
школе, родители ответили, что самыми неподготовленными чувствуют себя
они сами...
А собственно, в этом нет ничего удивительного: ведь раньше они были
родителями грудничка, потом родителями дошкольника, а теперь
становятся родителями школьника. Это тоже важный этап, требующий
подготовки!
Развиваем самостоятельность
Как только ваш ребёнок станет школьником, он гораздо больше времени будет
предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы родители были за него спокойны,
следует прежде всего развить у ребёнка умение заниматься — в смысле
занимать себя самому. Для этого не лишайте ребёнка самостоятельности. Не
навязывайте ему постоянно своё общество. Даже если вы идёте в тот же
магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, если
он вам не так уж и мешает). Спросите: «Пойдёшь со мной?» Разумеется, тут же
договоритесь, что ребёнок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры —
если ваш малыш способен договариваться на такие темы.
Один дома
Мама должна быть уверена, что ребёнок сумеет днём остаться дома один и как
минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему
возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать
самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, всё хорошо в меру. И вовсе
необязательно бросать ребёнка одного на весь день. Необходимо научить его
оставаться одному на какое-то время дома, важно, чтобы при этом он умел
соблюдать основные принципы безопасности. Ведь если не начать это лет в
пять, то можно добиться другой крайности, как, к примеру, в одной семье, где
девочка смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет
тринадцать...
Умение общаться в коллективе
Как минимум за вами — задача развить у ребёнка умение общаться в коллективе
(хотя бы в семье), его психологическая и эмоциональная устойчивость,
готовность к трудностям, умение за себя постоять (причём адекватно, а не с
помощью упреждающей агрессии). В частности, «бунтарский дух», так
умиляющий многих родителей, в школе не пройдёт: ребёнка будут постоянно
ставить на место. Учителя — в административном порядке, а дети — с
помощью обструкции, и в результате ребёнок получит стойкое отвращение к
школе, к учёбе, к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. В ребёнке нужно
формировать личность с помощью индивидуального подхода. Но в школе одно
из основных умений — не теряя индивидуальности, суметь при этом вписаться
в коллектив...
Сформировать готовность к неправоте взрослого
Очень важно сформировать у будущего ученика... готовность к грубости,
несправедливости, неправоте взрослого. Ребёнка стоит в деликатной форме
научить, с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой
стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни
стало свою правоту. Есть такая поговорка: «Из двух спорящих виноват тот, кто
умнее». Так разрешите ребёнку иногда именно так стать умнее. И это вовсе не
двуличность, не лицемерие, а то, что называется дипломатией: умение,
оставаясь при своём мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение искусно
сыграть подчинение.
Заинтересовать школой
Не пугайте ребёнка школой — мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать,
читать; учись, не то пойдёшь в школу, тебе покажут! Страх — далеко не лучшая
мотивация для ребёнка в любом случае, а уж перед школьной жизнью — и
подавно...
Вообще, ребёнок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в
дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы
жёстким «потом узнаешь» или «в школе тебе расскажут». Кто их знает, о чём и
как там расскажут ? А вот начать выдавать ребёнку какую-то информацию,
сказав, что «а подробнее ты непременно узнаешь в школе» - это уже более
действенная мотивация.
Постепенное увеличение нагрузки
Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребёнок может не выдержать
возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжёлая нагрузка — это
необходимость «отсидеть» без движения 40-45 минут урока (радует, что
практически во всех школах в первых классах сейчас уроки по 30 минут, причём
с «физкультминуткой» посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший
учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения). Другая
возможная проблема — возросшее количество обязанностей, более жёсткий
контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно (и, кстати, столь же
постепенно увеличиваете требования к ребёнку и вы дома, в семье), то и эта
проблема будет решена без особых травм для малыша.