Автор: Булычева Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 256
Населённый пункт: Приморский край, г. Фокино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогический" крик (психология, причины возникновения крика)
Раздел: начальное образование
«Педагогический» крик (психология, причины возникновения крика)
Каким должен быть хороший педагог? Классическая педагогика считает: он
должен любить детей, знать детскую психологию, владеть методикой
преподавания. Но оказывается, дети ценят учителей за другие достоинства.
В одном исследовании опрашивались дети разных регионов России, у какого
учителя они хотели бы учиться. И дети разных возрастов чаще всего
отвечали: «У такого, который бы не кричал».
В наших школах сегодня действительно очень много крика. Учитель кричит,
ребенок глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда
почему учитель кричит?
Попробуeм проанализировать ситуацию «педагогического крика»: почему он
должен быть исключен из профессиональной работы педагога?
Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка
и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у
ребенка
сильное
торможение
в
коре
головного
мозга,
после
чего
мозг
становится неспособным к формированию точных дифференцировок. А это
является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии.
Почему учитель кричит? Разве он не знает последствия своего крика?
Многие действительно не знают, кто-то просто не хочет об этом думать.
Причин педагогического крика может быть несколько. Часть из них
педагогическая
и
психологическая,
часть
физиологическая,
часть
–
социально-психологическая.
Психолого-педагогические причины.
Одна из главных причин здесь – недостаток педагогического мастерства
и культуры педагога, показатель отсутствия должного профессионального
мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.
Пример:
учитель
хочет
повлиять
на
поведение
ребенка,
что-то
ему
говорит,
но
ребенок
не
выполняет
педагогических
требований.
Согласно
обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить
воздействие,
чтобы
оно
возымело
действие.
Следовательно,
голос
надо
усилить и повысить. Он и усиливается, и повышается до тех пор, пока
ребенок не выполняет требование… Или не убегает от своего наставника, с
тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.
Социально-психологические причины.
Многие взрослые любят показать свое превосходство над детьми и стремятся
делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только
демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос.
Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, - многие дети, а
скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и
средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только
старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки
ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем
наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и
превосходство силой своего голоса.
В авторитарной педагогике недавнего прошлого крики и угрозы были вполне
привычным делом (3). В сегодняшней личностно ориентированной
парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но
пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно
изжит в наших школах.
Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может
накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе
запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя
просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию,
которая есть эквивалент физического наказания.
Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей
социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец,
просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным невротизация среди
учителей достигает 70%. В крике также присутствует некоторый момент
страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в
достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.
Физиологические причины.
Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых
семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно
складывается или уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики
склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как
замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений. Разговоры на
высоких тонах учителей со своими учащимися с некоторыми оговорками
также можно отнести к этой же категории явлений.
Прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые педагоги
испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее
то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится
для учителя средством решения его внутриличностных проблем, что ни в
коем случае нельзя признать допустимым.
Ситуация, в которой учитель срывается на крик, в той или иной мере
конфликтна. Работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем
более сбалансирована структура рабочего места. Сбалансированность
рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не
обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-
либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным
правом, и никакое право не может реализоваться без определенной
обязанности. Ответственность за что-либо должна обеспечиваться
соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться
ответственностью. Сбалансированность означает также, что обязанности
должны быть связаны только с данной совокупностью функций;
ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной
совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только
данными средствами.
Если бы учителя знали основные положения конфликтологии и
стремились в своей работе руководствоваться ими, то конфликтов у них в
отношениях с учащимися было бы гораздо меньше, а значит – меньше и
крика.
Например, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на
своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на
него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей.
Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для
решения этой задачи. Но это уже проблема самого учителя. Поэтому как
можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих
функций, взаимных прав и обязанностей способствует установлению в школе
хорошего рабочего климата.
Все эти положения можно прописать в уставе школы, школа может
заключить с каждым учащимся договор о взаимном соблюдении принятых на
себя обеими сторонами обязательств. В случае их нарушения каждая сторона
может воспользоваться данными ей правами и властью для использования
соответствующих санкций, которые заранее оговариваются каждой из сторон.
Куда и как направить энергию крика?
Крик – естественный и широко распространенный способ снятия нервного
напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных
переменах – это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-
психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно
канализировать, направлять в позитивное русло, или, как говорят
психоаналитики, сублимировать.
Энергия крика может трансформироваться в энергию певческого звука. В
школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно
стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Пение даст всем
участникам хора необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у
них умение пользоваться своим голосом.
В школах, где учащиеся поют вместе с учителями, возникает особая
атмосфера положительных вибраций, животворящая аура, которая
благотворно действует на психику как учащихся, так и учителей.
Практическая работа
Задание 3. Попробуйте проанализировать ситуацию «педагогического крика»:
почему он должен быть исключен из профессиональной работы педагога?
Пользуйтесь, пожалуйста, основными понятиями педагогической технологии.
1.
Гуманистическая позиция – ребёнок наивысшая ценность жизни.
2.
Субъектная позиция – уважительное отношение к ребёнку, как к
субъекту.
3.
Системный подход - ребёнок есть определенная система, и, когда
организуется воздействие на него, то нарушается целостность
личностной системы.
4.
Феликсологическое основание - содействовать счастью ребенка в его
реальной жизни.
Крик - очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и
вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у
ребенка сильное торможение в коре головного мозга.
Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит,
что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности
за
возложенные
на
него
функции
ученика
и
не
соблюдает
при этом своих
обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми
средствами
для
решения
задачи.
Необходимо
как
можно
более точное
понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав,
обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти,
что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без
надрывного
крика
со
стороны
учителя
на
уроках и
ответного
визга
со
стороны учащихся на переменах.
Существует ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать
все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит,
прежде всего, надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в
сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы
преодоления этой негативной привычки.
Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых»,
специальных
команд
«успокойся»,
«сбрось
напряжение»,
кото рые
ассоциируются
с
состоянием
расслабления
и
могут
использоваться
при
появлении нежелательных реакций.
В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать
сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения,
беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт
воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной
жизненной ситуации.
Большое значение в поведенческой терапии придается развитию навыков
самонаблюдения. Психологи рекомендуют вести дневниковые записи, чтобы
контролировать свое поведение. Когда люди в течение длительного времени
наблюдают за собой, они начинают ставить перед собой цели, связанные с
самосовершенствованием.
Тому учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять
ненужный гнев, повышать голос и кричать на своих учеников, можно
порекомендовать сдерживать себя в ситуации, в которой он раньше срывался
на крик. Учитель может поощрить себя похвалой типа «Молодец, не
сорвался!» или «Как хорошо, что оставался спокойным»; подарить себе,
любимому, книгу, о которой давно мечтал; просто разрешить себе лишний раз
поболтать по телефону с приятелем или послушать хорошую музыку.
Можно также в своем воображении представить ужасную картину
последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например,
что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок,
ребенок станет инвалидом. Такая картина может заставить учителя быть
более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.
Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять
повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Высокая
самооценка и вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и
прилагать большие усилия для достижения поставленных целей.