Напоминание

"Педагогический" крик (психология, причины возникновения крика)


Автор: Булычева Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 256
Населённый пункт: Приморский край, г. Фокино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогический" крик (психология, причины возникновения крика)
Раздел: начальное образование





Назад




«Педагогический» крик (психология, причины возникновения крика)

Каким должен быть хороший педагог? Классическая педагогика считает: он

должен любить детей, знать детскую психологию, владеть методикой

преподавания. Но оказывается, дети ценят учителей за другие достоинства.

В одном исследовании опрашивались дети разных регионов России, у какого

учителя они хотели бы учиться. И дети разных возрастов чаще всего

отвечали: «У такого, который бы не кричал».

В наших школах сегодня действительно очень много крика. Учитель кричит,

ребенок глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда

почему учитель кричит?

Попробуeм проанализировать ситуацию «педагогического крика»: почему он

должен быть исключен из профессиональной работы педагога?

Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка

и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у

ребенка

сильное

торможение

в

коре

головного

мозга,

после

чего

мозг

становится неспособным к формированию точных дифференцировок. А это

является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии.

Почему учитель кричит? Разве он не знает последствия своего крика?

Многие действительно не знают, кто-то просто не хочет об этом думать.

Причин педагогического крика может быть несколько. Часть из них

педагогическая

и

психологическая,

часть

физиологическая,

часть

социально-психологическая.

Психолого-педагогические причины.

Одна из главных причин здесь – недостаток педагогического мастерства

и культуры педагога, показатель отсутствия должного профессионального

мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.

Пример:

учитель

хочет

повлиять

на

поведение

ребенка,

что-то

ему

говорит,

но

ребенок

не

выполняет

педагогических

требований.

Согласно

обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить

воздействие,

чтобы

оно

возымело

действие.

Следовательно,

голос

надо

усилить и повысить. Он и усиливается, и повышается до тех пор, пока

ребенок не выполняет требование… Или не убегает от своего наставника, с

тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.

Социально-психологические причины.

Многие взрослые любят показать свое превосходство над детьми и стремятся

делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только

демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос.

Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, - многие дети, а

скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и

средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только

старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки

ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем

наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и

превосходство силой своего голоса.

В авторитарной педагогике недавнего прошлого крики и угрозы были вполне

привычным делом (3). В сегодняшней личностно ориентированной

парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но

пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно

изжит в наших школах.

Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может

накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе

запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя

просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию,

которая есть эквивалент физического наказания.

Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей

социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец,

просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным невротизация среди

учителей достигает 70%. В крике также присутствует некоторый момент

страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в

достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.

Физиологические причины.

Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых

семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно

складывается или уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики

склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как

замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений. Разговоры на

высоких тонах учителей со своими учащимися с некоторыми оговорками

также можно отнести к этой же категории явлений.

Прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые педагоги

испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее

то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится

для учителя средством решения его внутриличностных проблем, что ни в

коем случае нельзя признать допустимым.

Ситуация, в которой учитель срывается на крик, в той или иной мере

конфликтна. Работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем

более сбалансирована структура рабочего места. Сбалансированность

рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не

обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-

либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным

правом, и никакое право не может реализоваться без определенной

обязанности. Ответственность за что-либо должна обеспечиваться

соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться

ответственностью. Сбалансированность означает также, что обязанности

должны быть связаны только с данной совокупностью функций;

ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной

совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только

данными средствами.

Если бы учителя знали основные положения конфликтологии и

стремились в своей работе руководствоваться ими, то конфликтов у них в

отношениях с учащимися было бы гораздо меньше, а значит – меньше и

крика.

Например, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на

своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на

него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей.

Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для

решения этой задачи. Но это уже проблема самого учителя. Поэтому как

можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих

функций, взаимных прав и обязанностей способствует установлению в школе

хорошего рабочего климата.

Все эти положения можно прописать в уставе школы, школа может

заключить с каждым учащимся договор о взаимном соблюдении принятых на

себя обеими сторонами обязательств. В случае их нарушения каждая сторона

может воспользоваться данными ей правами и властью для использования

соответствующих санкций, которые заранее оговариваются каждой из сторон.

Куда и как направить энергию крика?

Крик – естественный и широко распространенный способ снятия нервного

напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных

переменах – это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-

психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно

канализировать, направлять в позитивное русло, или, как говорят

психоаналитики, сублимировать.

Энергия крика может трансформироваться в энергию певческого звука. В

школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно

стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Пение даст всем

участникам хора необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у

них умение пользоваться своим голосом.

В школах, где учащиеся поют вместе с учителями, возникает особая

атмосфера положительных вибраций, животворящая аура, которая

благотворно действует на психику как учащихся, так и учителей.

Практическая работа

Задание 3. Попробуйте проанализировать ситуацию «педагогического крика»:

почему он должен быть исключен из профессиональной работы педагога?

Пользуйтесь, пожалуйста, основными понятиями педагогической технологии.

1.

Гуманистическая позиция – ребёнок наивысшая ценность жизни.

2.

Субъектная позиция – уважительное отношение к ребёнку, как к

субъекту.

3.

Системный подход - ребёнок есть определенная система, и, когда

организуется воздействие на него, то нарушается целостность

личностной системы.

4.

Феликсологическое основание - содействовать счастью ребенка в его

реальной жизни.

Крик - очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и

вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у

ребенка сильное торможение в коре головного мозга.

Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит,

что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности

за

возложенные

на

него

функции

ученика

и

не

соблюдает

при этом своих

обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми

средствами

для

решения

задачи.

Необходимо

как

можно

более точное

понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав,

обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти,

что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без

надрывного

крика

со

стороны

учителя

на

уроках и

ответного

визга

со

стороны учащихся на переменах.

Существует ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать

все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит,

прежде всего, надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в

сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы

преодоления этой негативной привычки.

Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых»,

специальных

команд

«успокойся»,

«сбрось

напряжение»,

кото рые

ассоциируются

с

состоянием

расслабления

и

могут

использоваться

при

появлении нежелательных реакций.

В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать

сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения,

беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт

воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной

жизненной ситуации.

Большое значение в поведенческой терапии придается развитию навыков

самонаблюдения. Психологи рекомендуют вести дневниковые записи, чтобы

контролировать свое поведение. Когда люди в течение длительного времени

наблюдают за собой, они начинают ставить перед собой цели, связанные с

самосовершенствованием.

Тому учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять

ненужный гнев, повышать голос и кричать на своих учеников, можно

порекомендовать сдерживать себя в ситуации, в которой он раньше срывался

на крик. Учитель может поощрить себя похвалой типа «Молодец, не

сорвался!» или «Как хорошо, что оставался спокойным»; подарить себе,

любимому, книгу, о которой давно мечтал; просто разрешить себе лишний раз

поболтать по телефону с приятелем или послушать хорошую музыку.

Можно также в своем воображении представить ужасную картину

последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например,

что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок,

ребенок станет инвалидом. Такая картина может заставить учителя быть

более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.

Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять

повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Высокая

самооценка и вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и

прилагать большие усилия для достижения поставленных целей.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники