Автор: Орлова Нина Петровна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ школы №561
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка воспитательного занятия
Тема: "О братьях наших меньших"
Раздел: начальное образование
План-конспект воспитательного занятия
на тему «О братьях наших меньших»
(по произведениям Н.И. Сладкова)
Цель: обобщить и расширить знания о творчестве Николая Ивановича Сладкова
Задачи:
1)
обучающая: расширение знаний об окружающем мире, обогащение словарного
запаса, развитие навыков чтения, пересказа;
2)
развивающая:
работа
над
развитием
речи,
умение
анализировать,
обобщать,
выделять главное;
3)
воспитательная: воспитание интереса к чтению, привитие любви и бережного
отношения к природе, способности видеть красивое и удивительное в окружающем
мире.
Наглядность:
портрет
писателя,
выставка
книг
писателя;
картинки,
рисунки
учащихся, аппликации к произведениям Сладкова, карточки с заданиями, кроссворд,
высказывания писателя о природе, маски животных.
Ход занятия
1.Организация класса.
Сейчас мы отправимся в «Страну удивительных тайн». А поведёт нас в эту страну
замечательный писатель Н.И.Сладков.
2.Вступительная беседа с учащимися.
На этом занятии мы продолжим знакомство с произведениями удивительного писателя
Н.И. Сладкого. Мы уже познакомились с некоторыми его рассказами. Но это только
маленькая часть того, что он написал. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков
написал более 30-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. Я вам
рассказывала немного о жизни этого писателя. Что вы запомнили?
Ответы учеников ( Родился в Ленинграде. В 21 год пошёл на войну и воевал до победы.
У него много орденов и медалей за храбрость и смелость на войне. С детства любил
природу, каждую свободную минуту посвящал изучению природы).
Сладков писал: «Природа волновала меня всю жизнь. Её красота, тайны, загадки
влекли моё сердце. Поэтому все книжки мои о ней». На уроках чтения мы только
закончили раздел «О братьях наших меньших». А кто это братья наши меньшие?
(ответы детей).
- А какие рассказы вам больше всего запомнились?
-Кого из писателей Сладков считал своим старшим товарищем и учителем? (В.В.
Бианки).
Он говорил о нём: «Я его легко понимал. Души наши были родственными».
О своих книгах Сладков писал так: «Мои книжки - плоды моих увлечений. Увлечение
подводным
миром
породило
книгу
«Подводная
газета».
Для
этого
приходилось
спускаться на дно рек, озёр, морей. Увлечение пещерами дало книгу «Под каменным
небом» и «Под шапкой-невидимкой».
Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня». 16 лет Сладков проработал в
горах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Крыма, Урала и написал книгу об удивительном
мире гор. Есть у него книги об обитателях далёкого Севера, тундры, степей.
Но особенно много писал он о лесе и его обитателях. О лесе он говорит как о живом:
«С лесом надо дружить. Лес открывается только друзьям. Чужаков он встречает
недружелюбно и старается насолить им. А уж на это он мастер! Если в крепких
сапогах и плотной куртке, то он не станет бить по бокам и ногам, а будет метить в глаз,
хлестнёт по замёрзшему уху. Ну а если дело летом и вы босиком, он ловко подбросит
под голую пятку колючую шишку. Дырочка в сапоге – нальёт ледяной воды, ворот
распахнут – горсть колючей хвои за шиворот, руками размахался – сейчас же по рукам
жгучей крапивой. Всё видят его зелёные глаза, до всего тянутся его цепкие руки. И до
тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. А характер у него, в общем,
ничего. И узнать его просто. Надо просто постараться увидеть, как улыбаются солнцу
деревья, услышать как травы и кусты просят пить и понять, о чём говорят птицы и
звери, - только и всего! Лес – это жизнь полная тайн, и охота за этими тайнами –
счастливая охота. Главное правило, которое надо выполнять, приходя в лес, можно
найти в рассказе «Лесные тайнички».(правило на доске)
Чтение учащимися правила:
«Хочешь увидеть – стань невидим.
Хочешь услышать – стань неслышим.
Хочешь узнать – затаись».
-А теперь садитесь на свои места, будем работать по группам.
3.Сейчас,
ребята,
вас
ждут
несколько
интересных
заданий
по
прочитанным
произведениям Н. И. Сладкова.
1-е задание
На партах у вас вопросы и ответы. Надо найти ответ к каждому вопросу и прочитать.
Вопросы 1-й группе:
1)Кто пел песенку подо льдом? (Оляпка)
2)Какая птица устроила гнездо в почтовом ящике? (Трясогузка)
3)Кого ёж не мог перехитрить в рассказе «Бежал ёжик по дорожке» (Филина)
Вопросы 2-й группе:
1)
Кто стал добычей белого медведя в рассказе «Полярной ночью»? (Нерпа)
2)
Кто открыл первый тайничок в рассказе «Лесные тайнички»? (Змейка)
3)
У какого обитателя пустыни хвост служит и подпоркой, и толкачом, и балансиром,
и указателем, и обманщиком? ( Тушканчик)
Вопросы 3-й группе:
1)
Какая птица может повторять голоса других птиц? (Скворец)
2)
Кто главный герой сборника рассказов «Недолго думая»(Жалейкин)
3)
Кто испугался своей тени в рассказе «Тень»?(Медвежонок)
Вопросы 4-й группе:
1)Какая птичка очень ловко притворялась мёртвой?(Синичка)
2)Кто устроил пляски, чтобы выгнать мышей из нор?(Лиса)
3)Как называется рассказ, в котором сорока зимой вернула лето? ( «Всему своё время»)
Задание 2.
Найти лишнее слово.
1)Дятел, белка, барсук, тетерев, морж, лиса, бурый медведь.
2)Песчанка, варан, тушканчик, жёлтый суслик, синица, геккон, жук-скарабей.
3)Снежный барс, горный козёл, дикообраз, кеклик, тюлень, кабарга, архар.
4)Белый медведь, морж, тюлень, тупик, геккон, нерпа, кайра.
Минутка отдыха
Игра по рассказу «Что важнее всего?» (спор в степи)
Ученики
становятся
в
круг,
движениями
показывают,
что
важнее
для
каждого
животного:
Дрофа – глаза
Заяц-русак – ноги
Суслик – нора
Корсак – нос.
4.Кроме
рассказов
Н.И.Сладков
написал
очень
много
«Разговоров
животных».
Животные
для
него
–
это
существа,
которые
очень
близки
человеку.
Это
наши
«меньшие братья», которые имеют такое же право на жизнь, как и человек. Они тоже,
как и люди радуются, огорчаются, чего-то боятся, о чём-то спорят, общаются на своём
языке. Давайте послушаем их разговоры.
Ученики исполняют роли животных в следующих диалогах:
«Волк и Сова»
«Сорока и Оляпка»
«Лисица и Ёж»
«Заяц и медведь»
«Сорока и Енот»
«Воробей и Синица»
«Сорока и Заяц»
«Сыч и Удод»
5.Кроссворд
1 барсук
2 тюлень
3 морж
4 клесты
5 чомга
6 лемминг
7 ястреб
8 геккон
9
варан
10 кайра
11 корсак
Вопросы:
1.Какой лесной житель спит зимой?
2.За кем охотился белый медведь в рассказе «Полярной ночью»?
3.Какой обитатель Севера взбирается на льдину с помощью клыков?
4.У каких птиц появляются птенцы зимой?
5.Какая утка катает своих птенцов по воде на своей спине?
6.Этот зверёк живёт в тундре, всю зиму проводит под снегом.
7.Какая хищная птица охотилась за оляпкой в одном из диалогов?
8.Какая ящерица съедает свою « рубаху»?
9.Назовите самую большую ящерицу.
10.Птица далёкого Севера, у неё гнездо на лапах.
11.Как называют степную лисичку?
6.Заключительная часть.
Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Берегите нас ( так обращаются к нам братья наши меньшие)
Чтение высказывания Сладкова:
«Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить надо узнать. А
узнав, невозможно не полюбить.»
-Чему учат нас произведения Сладкова?
7.Итог урока
-Что вам понравилось на занятии?
-Что больше всего запомнилось?