"Обучение письменной речи на уроках английского языка в начальной школе"
Автор: Саргсян Елена Валериевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Хулимсунтская СОШ Населённый пункт: пос.Хулимсунт, Берёзовский район, Хмао-Югра Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Обучение письменной речи на уроках английского языка в начальной школе" Раздел: начальное образование
Обучение письменной речи в начальной школе.
В свете новых образовательных стандартов обучения иностранному языку и
требований ЕГЭ резко возрастает актуальность развития навыков письменной
коммуникации. Без сомнения, значимость умений написания эссе и личного
письма в данном контексте наиболее очевидна на старшем этапе обучения
иностранному языку. Однако формирование данных умений следует начинать
с самого начального периода овладения иностранным языком.
Учитывая тот факт, что игровая деятельность является основной формой
обучения для учеников начальной школы, то и обучение лексике и
грамматике в игровой письменной форме также будет происходить более
успешно.
Начальный этап изучения иностранного языка – это период, позволяющий
заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и
достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе
изучения этого предмета. Чтобы достичь этой цели, требуется достаточно
продолжительный срок, в течение которого учащимся нужно с первых шагов
ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что
они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование),
выражать свои мысли средствами языка (говорение), читать, т.е. понимать
иноязычный текст, прочитанный про себя, а также писать, т.е. научиться
пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении
письменных заданий и уметь письменно излагать свои мысли.
В свете модернизации системы образования и новых требований в
образовательных стандартах выпускники начальной школы должны уметь
«списывать текст на иностранном языке, выписывать из него или вставлять в
него слова в соответствии с решаемой учебной задачей; писать краткое
поздравление (с днем рождения, с Новым годом и т.д.) и личное письмо с
опорой на образец». В начале обучения ученики с удовольствием выполняют
письменные упражнения, но через некоторое время, как показывает практика,
мотивация выполнения такой работы заметно снижается. Ученики считают
эти задания скучными и неинтересными. Кроме того, выполнение
письменных упражнений требует много времени, что может себе позволить
не каждый учитель
Закономерным поэтому является вопрос: Как и с чего правильнее начинать,
чтобы достигнуть желаемых результатов? Постараюсь ответить на этот
вопрос, опираясь на собственный опыт.
Представленный опыт работы
не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений.
Он являет собой индивидуально -осмысленную и практически
осуществляемую систему работы по формированию письменной речи
учащихся на начальном этапе обучения английскому языку.
Обучению письму начинается с первого урока, с первой буквы
английского алфавита, и в течение первого года обучения ведется активная
работа по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографией
в пределах изучения лексики. Для запоминания правил передачи звучащих
слов на письме дети пользуются таблицей «Секреты английских букв»,
которую мы заполняем с момента изучения первой буквы. В таблице мы
записываем буквы, буквосочетания и звуки, которые передают эти буквы. На
каждом уроке происходит работа по закреплению навыка чтения букв
(запиши букву, которая передает данный звук; запиши звук, который передает
данная буква; соедини буквы и звуки и т.д.).
Игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором,
способствующим прочности запоминания материала и формирования навыка.
Учитывая это, стараюсь использовать в своей практической деятельности как
можно больше игр для развития письменной речи. Ниже представлены
обучающие игры, нацеленные на формирование орфографических навыков:
1.
«Ассорти из букв». Буквы алфавита складываются в красивую коробку
из-под конфет. Дети по очереди подходят к коробке, достают любую
букву, записывают ее на доске (прописную и строчную) и называют ее
вслух. Можно усложнить задание, попросить ребят написать звук,
который передает эта буква.
2.
«Алфавитные гонки». Класс делится на команды. Учитель называет
какую-нибудь букву. Представители команд по очереди подходят к доске и
пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая
правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя
учащимся буквосочетания и слова.
3.
«Знаешь ли ты алфавит? ». Детям дается карточка, где записаны любые
7-10 букв алфавита. Задание: записать буквы на доске в алфавитном
порядке.
4.
«Гласные и согласные». На карточке записаны буквы. Детям
необходимо выйти к доске и записать их в два столбика (ребята должны
сами догадаться, как поделить буквы).
Важно, чтобы было как можно больше практики письма, чтобы дети
запоминали графическую форму английских слов, без чего невозможно
полноценное чтение. Большую помощь в этом оказывают словарные
диктанты. Считаю эффективным дидактический потенциал таких форм,
как “silent dictation” и “memory dictation”.
Silent Dictation «Немой диктант может проводиться двумя способами:
1.
Учитель показывает картинки, слова обозначающие их название
уже известны детям. Каждая картинка предъявляется в течение 10-
15 секунд. Затем учащиеся записывают эти слова в тетради.
2.
Детям демонстрируются крупно записанные слова на карточках. В
течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, затем
карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.
Memory Dictation «Диктант на память» также можно провести двумя
способами:
1.
На доске записываются слова (не более 5), которые произносятся
детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова
стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
2.
Каждый ребенок получает индивидуальную карточку со словами
(не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для
ознакомления со словами. Затем карточки забираются, а дети пишут
эти слова по памяти.
Оба вида диктанта хороши тем, что снимают напряжение у
ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем
самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь
неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с
диктантом.
Для закрепления орфографических навыков считаю
эффективными следующие игровые задания: “spelling star”, “bingo”
и «аукцион».
Spelling Star
1.
Учитель пишет на доске какое-нибудь слово, например “friend”.
Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв,
составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи
звезды.
2.
Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с
написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово,
начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.
Bingo
Детям раздаются листочки с квадратом из девяти клеточек (клетки
должны быть такого размера, чтобы в них умещалось слово средней
длины). За одну минуту дети должны заполнить квадрат с лексикой
на заданную учителем тему. Затем учитель называет слово по
буквам. Те дети, у которых слово записано правильно, вычеркивает
его. Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех вычеркнет все слова
и крикнет: “bingo”.
Аукцион
По команде учителя дети записывают слова по заданной теме.
Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за
определенный промежуток времени.
Для отработки написания целых слов можно предложить следующие
дидактические игры “captain” или “detectives”.
Captain
Класс делится на команды. Каждая команда выбирает своего капитана.
Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором записано
название темы (фрукты, овощи, школа, цвета, животные и т.д.). капитаны
возвращаются к своей команде и сообщают ей тему. По знаку учителя
капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное
командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим
словом, и т.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно
большее количество слов по предложенной теме.
Detectives
Первый вариант игры: на столе разложены предметы. Дети смотрят на
них одну минуту, затем учитель накрывает их, а ученики записывают
названия предметов по памяти. Выигрывает тот ученик, кто сделает это
быстрее и правильнее. Эту игру можно усложнить, предложив ученикам
описать предметы, называя их цвет, размер и т.д.
Второй вариант игры: на столе лежат предметы, на которые дети
могут смотреть одну минуту, затем закрывают глаза. Учитель убирает
несколько вещей. Дети открывают глаза и записывают названия
отсутствующих предметов (или дают их описания).
Третий вариант игры:дети разбиваются на пары, смотрят друг на
друга одну минуту, затем описывают товарища в своих тетрадях.
Эту игру лучше предварить беседой об известных детективах, таких как,
например, Шерлок Холмс и др., обладавших феноменальной зрительной
памятью. Ученик, победивший в этой игре, получает титул «Лучший
детектив».
Очень популярны среди детей анаграммы (слова с перепутанными
буквами). Такое задание можно давать детям на каждом уроке.
Для развития внимания и тренировки написания слов хорошо
поиграть в игру: «Самое длинное предложение».
Самое длинное предложение
Учитель пишет на доске короткое предложение (например “A cat sits on
a mat”). Дети должны прочитать его и внести изменения, делая это
предложение длиннее (“A big, fat, black and white cat sits on a beautiful,
bright mat”).
Сложность и объем письменных заданий постоянно возрастают. В
начале ученики учатся писать отдельные слова, которые встречаются при
чтении, записывают предложения с помощью моделей. Со временем
обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач:
выписать из текста предложения, подтверждающие какое-либо
утверждение, придумать и записать собственные загадки,
охарактеризовать героя сказки в письменном виде и другие задания.
Синонимы и антонимы
В игре принимают участие две команды. Учитель дает каждой команде
карточки с прилагательными, которые имеют и синоним, и антоним.
Первая команда пишет синонимы к антонимам, а вторая – антонимы к
синонимам. Например: small-big-little. За каждое правильное слово
команда получает очко. Если игроки команды не могут подобрать нужное
слово, то дается возможность ответить участникам другой команды.
Дополни предложение
Учитель пишет на листке короткое предложение, а ученики по очереди
дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут расширить
предложение. Выигрывает тот, кто последним закончил предложение. Он
же пишет и новую фразу. Например: She swims. She swims in the river.
She swims in the river every day, и т.д.
Для каждого уровня обучения иностранному языку разработаны разные
типы заданий, помогающие эффективнее формировать навыки и умения
письма и письменной речи.
II класс
- рассели буквы и звуки по своим домикам и запиши их;
- напиши соответствующие буквы: маленькие к большим и наоборот;
- впиши недостающую/ие букву/буквы;
- составь из букв слова и запиши их;
- распредели слова по колонкам (смысловые группы) и запиши их;
- реши кроссворд и запиши слова;
- составь предложения по модели/моделям;
- найди слова в «поле» и запиши их;
- составь из слов предложение и запиши его;
- составь из фраз мини-рассказ и запиши его;
- исправь факты;
- напиши предложение по образцу, подставляя соответствующие слова;
- напиши рассказ по образцу, подставляя соответствующие слова;
- распредели предложения на четыре-пять смысловых групп и запиши их;
- составь из предложений связный рассказ и запиши его;
- составь кроссворд по теме и запиши его;
- напиши соответствующий ответ к каждому вопросу;
- напиши фразы для героев комиксов;
- прочитай ответ и напиши вопрос к нему;
- раскрась и опиши картинку;
Запиши слова в таблицу;
- составь как можно больше слов из одного слова и запиши их.
III класс
- составь из предложений рассказ/диалог/стихотворение;
- сочини диалог/стихотворение на основе данной опоры;
- прочитай начало предложения, придумай конец и запиши его, расставь
предложения в логическом порядке;
- составь вопросы для интервью на заданную тему и запиши их;
- составь анкету для выяснения заданной информации и запиши ее;
- составь меню и запиши его;
- опиши картинку, используя ключевые слова;
- ответь на вопросы;
- заполни пропуски словами;
- переставь слова правильно и запиши предложения;
- напиши рассказ по образцу;
- напиши, какой подарок ты хотел бы получить на день рождения;
- посмотри на рисунок, опиши главного героя;
- напиши адрес по-английски;
- дополни письмо недостающими словами.
IV класс
- дополни предложения;
- составь и запиши список покупок;
- напиши приглашение на праздник;
- составь и запиши загадку;
- составь и запиши инструкцию;
- составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши;
- заполни анкету;
- напиши поздравление другу с опорой на образец;
- ответь другу на письмо;
- опиши картинку;
- напиши дневник погоды;
- составь и запиши сказку.
Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и
целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной
компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного
языка.
Обучение письменной речи на начальном этапе может быть
увлекательным и очень эффективным процессом - все зависит от
фантазии и желания учителя научить как можно лучше.
Литература
1.
Головань И.В. Развитие умений письменной речи на иностранном
языке во время летнего отдыха// Иностранные языки в школе. – 2006. -
№7
2.
Извольская Н.И. Формирование и развитие умения писать личные
письма на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 2007. -
№3
3.
Лысиченкова С.А. Лексико-грамматические игры на уроках
французского языка в младших классах// Иностранные языки в школе.
– 2005. - №8
4.
Мазунова Л.К. Письмо как методическая категория// Иностранные
языки в школе. – 2004. - №6