Автор: Иванова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№56"
Населённый пункт: Чувашская Республика,г.Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Признаки однокоренных слов(продолжение)"
Раздел: начальное образование
МБОУ»СОШ 56» г.Чебоксары,Чувашская Республика
Конспект открытого урока русского языка
« Признаки однокоренных слов(продолжение)».
Разработала:
Иванова Елена Ивановна
учитель 2 «и» класса
2017 год
Предметные
- учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в
слове, подбирать однокоренные слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
-формировать
умения
понимать,
принимать
и
сохранять
учебную
задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
-
формировать
умения
ориентироваться
в
материале
учебника
и
находить нужную информацию;
-умение
объяснять
и
аргументированно
обосновывать
выполняемые
действия.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;
-
умение
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленными задачами;
Личностные:
-воспитывать любовь к родному языку,
-воспитывать
потребность
совершенствовать
свою
устную
и
письменную речь;
-воспитывать уважение к труду и его результату,
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Т е х н о л о г и и : проблемно-диалогические,
информационно-
коммуникативные, здоровьесберегающие.
Материально-техническое обеспечение: Учебник «Русский язык» 2
класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. УМК «Школа России»; Пособие
«Русский язык» Т. В. Шклярова М.,»Тетрадь для упражнений по русскому
языку и речи» к учебнику Т.Г. Рамзаевой;
Оборудование: нарисованные на ватмане деревья, а к ним листья,
карточки со словарными словами, нарисованные ключи к заданиям, музы-
кальное сопровождение (релаксация).
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Мы снова собрались на уроке русского языка.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим
соседям!
II. Чистописание.
- Чтобы мы писали правильно, сделаем пальчиковую гимнастику.
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики,
Давай теперь подружатся
Наши
пальчики…(соединять
пальцы
рук
от
мизинца
к
большому ) Нас ждёт чистописание. Запишем пословицу в тетради, соблюдая
правила каллиграфии :
Не тот грамотен, кто писать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Она станет девизом нашего урока.
3. Словарно-орфографическая работа.
На
доске
прикреплены
таблицы
с
предложениями,
в
которых
пропущены буквы в словах: п…суда, с…сна, л…нейка
- Ребята ,посмотрите внимательно и скажите ,какое слово заблудилось
(сосна) ?
- Почему оно лишнее (т.к. это слово с безударной гласной, а остальные
с непроверяемой безударной гласной) ?
- Как проверить безударную гласную в корне слова» сосна» ?
III. Актуализация знаний.
1. Беседа.
- А какие хвойные деревья вы еще знаете? (ель ,пихта ,кедр)
- Слова ,которые вы назвали ,будут однокоренными?
- Почему? (т.к. они не имеют общего корня)
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?(об однокоренных словах)
2.
Дети,
которые
мало
работают
на
уроках,
получили
стихотворения к уроку.
Слово с деревом похожи,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается,
Корни повторяются.
В разные слова встают,
Общий смысл придают.
А слова зовут такие
Однокоренные.
- Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
3. Работа над темой урока.
(на доске прикреплены изображения двух деревьев)
- Ребята ,посмотрите , какой сад с деревьями вырос в нашем классе!
- Но тут ураган сорвал с наших деревьев листья. Угадайте с какого
дерева какие листья упали! Но не забудьте, что у слов, написанных на
листьях,
такие
корни
как
у
деревьев
и
у
каждого
корня
дерева
свое
лексическое
значение
(дети
находят
однокоренные
слова,
прикрепляя
к
веткам нужных деревьев).
- Найдите однокоренные слова, но помните, что корень однокоренных
слов пишется одинаково и все однокоренные слова имеют одно лексическое
значение ! Молодцы, ребята.
-Продолжим наш урок.
4. Алгоритм выделения корня.
- В процессе рассуждений выведем следующий алгоритм:
- 1 шаг: Прочитай слово. Выясни его лексическое значение.
- 2 шаг: Подбери к слову родственные (однокоренные слова).
- 3 шаг: Сравни однокоренные слова и выдели их общую часть. Это
и будет корень.
- 4 шаг: Выдели корень слова знаком.
IV. Закрепление.
5. Работа по учебнику. (Упр.297 с.46)
- Ребята, что нужно ученику, чтобы быть грамотным? (надо иметь
знания русского языка)
- На сегодняшнем уроке давайте попробуем завладеть ключами знаний.
- А вот и первый ключ! Выполните задание-ключик ваш.
Выполнение задания. (за каждое выполненное задание дети получают
ключи)
6. Работа в тетради на печатной основе» (Тетрадь для упражнений по
русскому языку и речи» 2 класс (Упр.101 с.62)
Выполнение задания.
- Прочитайте полученные однокоренные слова.
(Лыжи ,лыжня ,лыжник ,лыжница ,лыжная (палка)).
- Вот ваш второй ключ!
7.Физкульминутка «Лыжники» (с музыкальным сопровождением).
(дети получают третий ключик).
8.Игра «Третий лишний».
- Из приведенных слов в строчках выберите «лишнее слово».
Циркуль ,цирк ,циркач.
Желток ,железо, желтый.
Часовщик, часть, часы.
- Четвертый ключ!
9.Работа по учебнику. (Упр.299 с.47)
- Прочитайте задание.
- Запишем только пары с однокоренными словами.
- Какие слова остались не записаны? (дети – малыши, мороз – холод,
тропа - дорога, гора - горе).
- Правильно, т.к. все слова имеют одинаковый смысл, но разный корень.
- Ребята, за работу вы получили пять ключей.
- Прочитайте что получилось из собранных ключей? (Корень ученья
горек, а плод его сладок)
- Каков смысл этой пословицы?
- Правильно, ребята!
- Что такое корень?
- Какие слова можно назвать однокоренными? (Близкие по смыслу и
имеющие одинаковый корень).
- Какие признаки однокоренных слов использовались при работе?
10. Домашнее задание.
- Упр.296 с.47
V.Итог урока.
Рефлексия.
Я понял…
Мне запомнилось...
Я хвалю себя за...
-Наш урок закончен. Спасибо за внимание.