Напоминание

"Признаки однокоренных слов(продолжение)"


Автор: Иванова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№56"
Населённый пункт: Чувашская Республика,г.Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Признаки однокоренных слов(продолжение)"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ»СОШ 56» г.Чебоксары,Чувашская Республика

Конспект открытого урока русского языка

« Признаки однокоренных слов(продолжение)».

Разработала:

Иванова Елена Ивановна

учитель 2 «и» класса

2017 год

Предметные

- учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в

слове, подбирать однокоренные слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

-формировать

умения

понимать,

принимать

и

сохранять

учебную

задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

-

формировать

умения

ориентироваться

в

материале

учебника

и

находить нужную информацию;

-умение

объяснять

и

аргументированно

обосновывать

выполняемые

действия.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;

-

умение

строить

речевое

высказывание

в

соответствии

с

поставленными задачами;

Личностные:

-воспитывать любовь к родному языку,

-воспитывать

потребность

совершенствовать

свою

устную

и

письменную речь;

-воспитывать уважение к труду и его результату,

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Т е х н о л о г и и : проблемно-диалогические,

информационно-

коммуникативные, здоровьесберегающие.

Материально-техническое обеспечение: Учебник «Русский язык» 2

класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. УМК «Школа России»; Пособие

«Русский язык» Т. В. Шклярова М.,»Тетрадь для упражнений по русскому

языку и речи» к учебнику Т.Г. Рамзаевой;

Оборудование: нарисованные на ватмане деревья, а к ним листья,

карточки со словарными словами, нарисованные ключи к заданиям, музы-

кальное сопровождение (релаксация).

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Мы снова собрались на уроке русского языка.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим

соседям!

II. Чистописание.

- Чтобы мы писали правильно, сделаем пальчиковую гимнастику.

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики,

Давай теперь подружатся

Наши

пальчики…(соединять

пальцы

рук

от

мизинца

к

большому ) Нас ждёт чистописание. Запишем пословицу в тетради, соблюдая

правила каллиграфии :

Не тот грамотен, кто писать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Она станет девизом нашего урока.

3. Словарно-орфографическая работа.

На

доске

прикреплены

таблицы

с

предложениями,

в

которых

пропущены буквы в словах: п…суда, с…сна, л…нейка

- Ребята ,посмотрите внимательно и скажите ,какое слово заблудилось

(сосна) ?

- Почему оно лишнее (т.к. это слово с безударной гласной, а остальные

с непроверяемой безударной гласной) ?

- Как проверить безударную гласную в корне слова» сосна» ?

III. Актуализация знаний.

1. Беседа.

- А какие хвойные деревья вы еще знаете? (ель ,пихта ,кедр)

- Слова ,которые вы назвали ,будут однокоренными?

- Почему? (т.к. они не имеют общего корня)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?(об однокоренных словах)

2.

Дети,

которые

мало

работают

на

уроках,

получили

стихотворения к уроку.

Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается,

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

А слова зовут такие

Однокоренные.

- Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

3. Работа над темой урока.

(на доске прикреплены изображения двух деревьев)

- Ребята ,посмотрите , какой сад с деревьями вырос в нашем классе!

- Но тут ураган сорвал с наших деревьев листья. Угадайте с какого

дерева какие листья упали! Но не забудьте, что у слов, написанных на

листьях,

такие

корни

как

у

деревьев

и

у

каждого

корня

дерева

свое

лексическое

значение

(дети

находят

однокоренные

слова,

прикрепляя

к

веткам нужных деревьев).

- Найдите однокоренные слова, но помните, что корень однокоренных

слов пишется одинаково и все однокоренные слова имеют одно лексическое

значение ! Молодцы, ребята.

-Продолжим наш урок.

4. Алгоритм выделения корня.

- В процессе рассуждений выведем следующий алгоритм:

- 1 шаг: Прочитай слово. Выясни его лексическое значение.

- 2 шаг: Подбери к слову родственные (однокоренные слова).

- 3 шаг: Сравни однокоренные слова и выдели их общую часть. Это

и будет корень.

- 4 шаг: Выдели корень слова знаком.

IV. Закрепление.

5. Работа по учебнику. (Упр.297 с.46)

- Ребята, что нужно ученику, чтобы быть грамотным? (надо иметь

знания русского языка)

- На сегодняшнем уроке давайте попробуем завладеть ключами знаний.

- А вот и первый ключ! Выполните задание-ключик ваш.

Выполнение задания. (за каждое выполненное задание дети получают

ключи)

6. Работа в тетради на печатной основе» (Тетрадь для упражнений по

русскому языку и речи» 2 класс (Упр.101 с.62)

Выполнение задания.

- Прочитайте полученные однокоренные слова.

(Лыжи ,лыжня ,лыжник ,лыжница ,лыжная (палка)).

- Вот ваш второй ключ!

7.Физкульминутка «Лыжники» (с музыкальным сопровождением).

(дети получают третий ключик).

8.Игра «Третий лишний».

- Из приведенных слов в строчках выберите «лишнее слово».

Циркуль ,цирк ,циркач.

Желток ,железо, желтый.

Часовщик, часть, часы.

- Четвертый ключ!

9.Работа по учебнику. (Упр.299 с.47)

- Прочитайте задание.

- Запишем только пары с однокоренными словами.

- Какие слова остались не записаны? (дети – малыши, мороз – холод,

тропа - дорога, гора - горе).

- Правильно, т.к. все слова имеют одинаковый смысл, но разный корень.

- Ребята, за работу вы получили пять ключей.

- Прочитайте что получилось из собранных ключей? (Корень ученья

горек, а плод его сладок)

- Каков смысл этой пословицы?

- Правильно, ребята!

- Что такое корень?

- Какие слова можно назвать однокоренными? (Близкие по смыслу и

имеющие одинаковый корень).

- Какие признаки однокоренных слов использовались при работе?

10. Домашнее задание.

- Упр.296 с.47

V.Итог урока.

Рефлексия.

Я понял…

Мне запомнилось...

Я хвалю себя за...

-Наш урок закончен. Спасибо за внимание.



В раздел образования