Напоминание

Рабочая программа "Маленький читатель" для подготовительной группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.


Автор: Григорьева Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1747
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа "Маленький читатель" для подготовительной группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Раздел: начальное образование





Назад





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1747



Рабочая программа «Маленький читатель»

для подготовительной группы

в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы: 1 год Программу составила: Григорьева Оксана Ивановна
Москва, 2015
Содержание
I.
Пояснительная записка.
3 - 9
II.Планируемые результаты освоения программы –
10 - 11
целевые ориентиры.

III.Календарно-тематическое планирование.
12 -18


IV. Программно-методическое обеспечение образовательного
19
процесса.

V.Приложение.
20

2

I.Пояснительная записка
Рабочая программа «Маленький читатель» составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Программа разработана с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А. Васильевой.
Срок реализации данной программы – 1 год. Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
У детей 6-7-летнего возраста на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. Развитие двигательной сферы - одна из основных характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее. Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка. Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. 3
В продуктивных видах деятельностях старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, 4
так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа:
 соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;  сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;  соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); 5
 обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;  основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;  строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:  от звука – к слогу;  от слога – к слову;  от слова – к предложению;  от предложения – к тексту, литературе. Содержание предлагаемой программы способствует овладению ребенком средствами звукового анализа слов, умению определять основные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный - безударный). У дошкольников воспитывается интерес к чтению, формируется умение самостоятельно читать слова по слогам (мотивированные дети – целыми словами).
Основные цели и задачи для подготовительной группы:
1.
Развитие речи.
1.1.
Развивающая речевая среда.
 Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.  Совершенствовать речь как средство общения. 6
 Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.  Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.  Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.  Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.  Помогать осваивать формы речевого этикета.  Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.  Приучать детей к самостоятельности суждений.
1.2.Формирование словаря.
 Продолжать работу по обогащению бытового, п р и р од о в е д ч е с ко го , обществоведческого словаря детей.  Побуждать детей интересоваться смыслом слова.  Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.  Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
1.3.Звуковая культура речи.
 Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.  Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.  Отрабатывать интонационную выразительность речи.
1.4.Грамматический строй речи.
 Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.  Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.  Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
1.5.Связная речь.
 Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.  Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. 7
 Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.  Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.  Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.  Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.  Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
1.6. Подготовка к обучению грамоте.
 Дать представления о предложении (без грамматического определения).  Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.  Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.  Учить составлять слова из слогов (устно).  Учить выделять последовательность звуков в простых словах. 2.
Художественная литература.
 Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.  Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.  Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.  Развивать у детей чувство юмора.  Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.  Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).  Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.  Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников. Основные принципы организации работы: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а так же способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. Разработка на основе произведений художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно- исследовательской. Создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско- родительских праздников и др.
Методы и приемы:
8
1. Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, беседа после чтения, пересказ, чтение с продолжением беседы о книгах, обобщающие беседы, заучивание стихотворений. Словесные приемы: речевой образец, повторное чтение, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. 2. Наглядные методы непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии), опосредственное наблюдение, изобразительная наглядность: рассматривание картин, рассматривание иллюстраций, портретов поэтов и писателей, художников иллюстраторов, тематические выставки. Наглядные приемы (показ иллюстрированного материала.). 3. Практические методы: прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, просмотр (прослушивание) записей в исполнении литературных текстов самими детьми, вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, тематические выставки. Игровые приемы (игровое сюжетно - событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры).
II.Планируемые результаты освоения программы –

целевые ориентиры.
Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.
В

конце

учебного

года

целевые

ориентиры

на

этапе

завершения

дошкольного

образования:
 Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.  Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.  Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.  Р а з л и ч а ю т п о н я т и я « з в у к » , « с л о г » , « с л о в о » , « п р е д л о ж е н и е » . Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находят в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.  Совершенствование навыка слогового чтения. 9
 Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве).  Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросом.  Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.  Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.  У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.  Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.  Проявляет ответственность за начатое дело.  Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.  Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.  Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.  Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 10

III.Календарно-тематическое планирование.



Дата

Тема

Цель
1
Подготовишки. День знаний.

Знаки

звуков - буквы. Звуки (а), (у), буквы

А,а, У,у.
Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно ст роить в ы с к а з ы в а н и я . Уточнение артикуляции и произношения звука.Определение ме ст а звука в слове.Развитие графомоторных навыков. Звуковой анализ и синтез. 2
Летние истории.

Звуки (о), (э), буквы

О,о; Э,э.
Помогать детям составлять рассказ из л и ч н о г о о п ы т а , п о д б и р а т ь существительные к прилагательным. Уточнение артикуляции и произношения звука.Определение ме ст а звука в слове.Развитие графомоторных навыков. Звуковой анализ и синтез. 3
Ш и р о ка

с т р а н а

моя

р од н а я !

Звуковая культура речи.

Звуки (ы),

(и), буквы ы, И,и.
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и п о р я д о к с л о в в п р е д л о ж е н и и . Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей стране, малой Родине. Уточнение артикуляции и произношения звука.Определение ме ст а звука в слове.Развитие графомоторных навыков. Звуковой анализ и синтез. 4
Природа

и

человек.

Лексико-

грамматиче ские

у п р а ж н е н и я .

Твердые

и

мягкие

звуки

(л’),

(л),

(м’), (м).
Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать п р е д м е т, п р а в и л ь н о п о с т р о и т ь п р е д л о ж е н и я . У г л у б л я т ь и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с о к р у ж а ю щ е й с р е д о й ; ф о р м и р о в а т ь о т в е т с т в е н н о с т ь з а с о в е р ш е н и е разнообразных действий в окружающей действительности. У т о ч н е н и е и закрепление артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. 5
Листопад, листопад – листья желтые

летят. Работа с сюжетной картиной.

Звуки (н), (н’), (р), (р’). Буквы Н, н,

Р, р.
Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. Уточнить знания детей времени года, познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для осени «листопад». Определение места звука в слове.Закрепление понятий звонкий – глухой согласный. Работа с 11
разрезной азбукой: составление и чтение слогов и слов., печатание. 6
Дары

осени.

Звуковая

культура

речи.

Звук (й’), буква Й, й.
Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей г р у п п е . З н а ко м с т в о с о с л о в а м и , предложениями. Развитие реч е в ы х навыков, закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы. Правильная и отчетливая артикуляция звуков. Дальнейшее развитие способности к различению звуков. Ознакомление с печатными буквами. 7
Путешествие в осенний лес.

Звуки

(б), (б’), (в), (в’). Буквы Б,б, В,в.
С о в е р ш е н с т в о в ат ь ф о н е т и ч е с ко е восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Развивать произвольное внимание, речь и словесно-логическое мышление детей. Уточнить артикуляцию новых звуков. Дать характеристику; учить дифференцировать звуки на слух и находить их в словах. Учить детей проводить звуковой анализ слов. 8
Осенние мотивы.

Звуки (г), (г’), (д),

(д’). Буквы Г.г, Д, д. Различие слова

и слога.
Познакомить детей со стихами об осени. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять почему понравилась та или иная иллюстрация. Правильная и отчетливая артикуляция звуков. Дальнейшее развитие способности к различению звуков. Ознакомление с печатными буквами. Совершенствовать навык слогового чтения. 9 10
Звуковая культура речи. Работа над

предложением.

Вот

такая

история!

Звуки (ж), (з), (з’). Буквы Ж,ж, З,з.
Помогать детям составлять рассказ из личного опыта. Развивать произвольное внимание, речь и словесно-логическое мышление детей.Умение внимательно выслушивать собеседника; развивать память; самостоятельность, уверенность. Правильная и отчетливая артикуляция звуков. Дальнейшее развитие способности к различению звуков. Ознакомление с печатными буквами. Совершенствовать навык слогового чтения. 11
Лексические

игры

и

упражнения.

Звуки (к), (к’), (п), (п’). Буквы К,к,

П,п.
А к т и в и з и р о в а т ь р е ч ь д е т е й . Совершенствовать ф о н е м ат и ч е с ко е восприятие речи. Правильная и отчетливая артикуляция звуков. Дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Дальнейшее развитие способности к различению звуков. Ознакомление с печатными буквами. Совершенствовать навык слогового чтения. 12
12
На лесной поляне.

Звуки (с), (с’), (т),

(т’). Буквы С,с, Т,т.
Формирование экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения у дошкольников. Развивать произвольное внимание, речь и словесно- логическое мышление детей; воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям. Научить правильно произносить звуки в с л о г а х , с л о в а х , п р е д л о ж е н и я х ; дифференцировать звуки по твёрдости – м я г к о с т и ; о б о г а щ а т ь с л о в а р ь существительными, прилагательными, наречиями. 13
Подводный мир.

Звуки (ф),(ф’), (ш).

Буквы Ф,ф, Ш,ш.
Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.Правильная и отчетливая артикуляция звуков.Дальнейшее развитие способности к различению зву ко в. Развитие способности к различению согласных звуков на твердые и мягкие. Ознакомление с печатными буквами. Совершенствовать навык слогового чтения. 14
Лексические

и

грамматические

игры

и

упражнения.

Как

звери

к

зиме готовятся?

Буквы Е,е,Ё,ё, Ю,ю,

Я,я. Одна буква- два звука.
Пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) ;активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога; формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог; формировать композиционные умения – размещать силуэты животных на панораме осеннего леса; умение внимательно выслушивать собеседника; развивать память; самостоятельность, уверенность. Правильная и отчетливая артикуляция звуков.Дальнейшее развитие способности к различению звуков. Ознакомление с печатными буквами. Совершенствовать навык слогового чтения. 15
Новогодние

встречи.

Буквы

Е,е,ё,

Ю , ю ,

Я , я .

О д н а

бу к в а -

д в а

звука.Повторение.
С о в е р ш е н с т в о в ат ь у м е н и я д е т е й составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. 16
Работа

с

иллюстрированными

изданиями

сказок.

Чтение

слов

с

буквами Е,е,ё, Ю,ю, Я,я.
Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. 17
Звуковая культура речи.

Звуки (х),

(х’), (ц). Буквы Х,х, Ц,ц.

И Суриков «Зима»
. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ с л о ва . Заучивать наизусть стихотворение. Выразительно читать, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и в о с п р о и з в о д и т ь о б р а з н ы й я з ы к 13
стихотворения.Развивать наблюдатель- ность, интерес к окружающей природе. Н ау ч и т ь п р а в и л ь н о п р о и з н о с и т ь звуки.Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа.Продолжать учить ребёнка составлять предложения с заданным словом.Учить выделять из текст а слова с заданным з ву ко м . Уп р а ж н я т ь в с л о в о б р а з о в а н и и и словоизменении. 18
Звуковая культура речи.

Зимушка –

Зима.

Звуки

(ч’),

(щ’)-

всегда

мягкие. Буквы Ч,ч, Щ,щ.
П р о д о л ж а т ь с о в е р ш е н с т в о в а т ь фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; учить подбирать родственные (однокоренные) слова и антонимы; учить детей отвечать на в о п р о с ы ; р а з в и в а т ь н а в ы к с л о в о о б р а з о в а н и я и с о с т а в л е н и я предложений; активизировать словарь по данной теме. Правильное произношение звуков (ч), (щ)- в слогах, с л о ва х , продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова; составлять схемы предложений. 19
Лексические

игры

и

упражнения.

Чтение

текстов

с

изученными

буквами.Чтение

слогов,

слов

с

изученными

буквами.

Зимние

забавы.
Активизировать словарный запас детей. Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях. Уточнять знания о зимних праздниках, забавах.Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей. Упражнять в слоговом анализе и синтезе; совершенствовать навык слогового чтения. 20
Лексические

игры

и

упражнения.

Уш и н с к и й

« Л и с а

и

к о з е л » .

Разделительные Ь и Ъ знаки.
А к т и в и з и р о в а т ь с л о в а р ь д е т е й , совершенствовать слуховое восприятие речи. Закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса, закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ; воспитывать умение давать оценку своим товарищам, дополнять или исправлять. Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. Объяснить значение букв в словах. Упражнять в слоговом анализе и синте зе; совершенствовать н а в ы к слогового чтения. 21
Тв о рч е с к и е

р а с с к а з ы

д е т е й .

Алфавит.
Активизировать фантазию детей. Развивать логическое мышление и внимание, 14
разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Упражнять в слоговом анализе и синтезе; совершенствовать навык слогового чтения. 22
Работа

по

сюжетной

картине.

Звукобуквенный

анализ

с л ов .

Чтение слогов и слов с изученными

буквами.
С о в е р ш е н с т в о в ат ь у м е н и е д е т е й озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей; развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ; воспитывать умение давать оценку своим товарищам, дополнять или исправлять. Упражнять в с л о г о в о м а н а л и з е и с и н т е з е ; совершенствовать навык слогового чтения. 23
Лексические игры и упражнения. 23

февраля!

Чтение

слогов

и

слов,

п р е д л о ж е н и й

с

и з у ч е н н ы м и

буквами.
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Активизировать в речи детей слова, обозначающие рода войск, развивать внимание, память. Воспитывать у детей чувство гордости за Российскую армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, дружелюбие. Упражнять в слоговом анализе и синтезе; совершенствовать навык слогового чтения. 24
Звуковая

культура

речи.

Наши

добрые дела.

Чтение слогов и слов,

п р е д л о ж е н и й

с

и з у ч е н н ы м и

буквами.
Совершенствовать ф о н е м ат и ч е с ко е восприятие. Формировать умение делить слова на части. Уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их п о с л е д с т в и я х , р а з в и в ат ь у м е н и е высказывать суждения. Во спитание доброты, чуткости, сострадания и с о п е р е ж и ва н и я . З а к р е п и т ь у м е н и е определять эмоциональное состояние близких, знакомых, побуждать к оказанию помощи. Упражнять в слоговом анализе и синте зе; совершенствовать н а в ы к слогового чтения. 25
Мама – милая моя!

восстановление

слов

с

пропущенными

буквами,

составление слов из букв и слогов,

вычеркивание

из

текста

заданной

буквы,

усвоение

правильного

дыхания,

«чтение»

пиктограмм,

схем

слов

и

предложений,

умение

сливать звуки при чтении, работа со

схемами.
Расширять знания детей о празднике «День Матери». Закреплять умение отвечать на в о п р о с ы , п р а в и л ь н о с т р о и т ь предложение.Воспитывать у детей доброе, заботливое, внимательное, уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать, радовать. с ф о рм и р о ват ь осознанное понимание значим о сти матерей в жизни детей, семьи, общества. Развивать аналитическое мышление, эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов. Упражнять в слоговом анализе и синтезе; совершенствовать навык слогового чтения. 26
Весна



красна!

Что

ты

нам

принесла?»

Формирование

навыка

слогового

чтения

(ориентация

на
Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно- 15

букву, обозначающую гласный звук).

Плавное слоговое чтение и чтение

целыми

словами.

Чтение

вслух,

жужжащее чтение.
с л ед с т в е н н ы е с вя з и . П р о д о л ж а т ь знакомить детей с лит ературны ми произведениями и фольклорными о весне (закличками, стихами, загадками). Закрепить умение производить слоговой анализ слов. Развивать логиче ско е мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе. Упражнять в слоговом анализе и синтезе; совершенствовать навык слогового чтения. 27
Чтение былины «Алеша Попович и

Тугарин

Змеевич»

Формирование

н а в ы к а

с л о г о в о г о

ч т е н и я

( о р и е н т а ц и я

н а

б у к в у ,

обозначающую

гласный

з ву к ) .

Плавное слоговое чтение и чтение

целыми

словами.

Чтение

вслух,

жужжащее чтение.
Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Упражнять в слоговом анализе и синтезе; совершенствовать навык слогового чтения. 28
Лексические

игры

и

упражнения.

Мы все жители планеты – Земля.

Формирование

навыка

слогового

чтения

(ориентация

на

букву,

обозначающую

гласный

з ву к ) .

Плавное слоговое чтение и чтение

целыми

словами.

Чтение

вслух,

жужжащее чтение.
А к т и в и з и р о в а т ь р е ч ь , у ч и т ь импровизировать. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представления о планете Земля и жизни людей на планете; у ч и т ь н а х о д и т ь о т л и ч и т е л ь н ы е особенности людей, живущих в разных странах и частях света; воспитывать чувство патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли; закреплять умение ориентироваться на карте и глобусе. Совершенствовать навык слогового чтения. 29
Лохматые

и

крылатые…

Плавное

слоговое

чтение

и

чтение

целыми

словами.

Чтение

вслух,

жужжащее

чтение.
Продолжать учить составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, п о буж д ат ь к ж е л а н и ю о б щ а т ь с я . Совершенствовать навык слогового чтения. 30
Л е к с и к о



г р а м м а т и ч е с к и е

упражнения. День Победы!

Плавное

слоговое

чтение

и

чтение

целыми

словами.

Чтение

вслух,

жужжащее

чтение.
В о с п и т ы в а т ь ч е т ко с т ь к с л о в у, активизировать и обогащать словарь, п о м о г а т ь п р а в и л ь н о с т р о и т ь сложноподчиненные п р е д л ож е н и я . Закреплять знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; уточнять знания детей о празднике – Дне Победы; дать представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом; воспитывать уважение и 16
благодарность ко всем, кто защищал Родину. Совершенствовать навык слогового чтения. 31
Сочиняем

сказку

про

Золушку.

Слоговое чтение и чтение целыми

словами.

Чтение

вслух,

жужжащее

чтение.
Помогать детям составлять творческие рассказы. Совершенствовать навык слогового чтения. 32
Рассказы

по

картинкам.

Слоговое

чтение и чтение целыми словами.
Продолжать совершенствовать умения составлять рассказ по картинкам с по следовательно р а з в и в а ю щ и м и с я действиями. Развивать логиче ско е мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Совершенствовать навык слогового чтения. 33
Звуковая

культура

речи.

Кем

я

стану,

когда

вырасту?»

Слоговое

чтение

и

чтение

целыми

словами.

Чтение вслух, жужжащее чтение.
Совершенствовать ф о н е м ат и ч е с ко е восприятие. Формировать умение делить слова на части. Упражнять д е т е й определять последовательность звуков в словах. Учить детей составлять небольшие рассказы о своей будущей профессии, грамотно строить полные предложения. Совершенствовать навык слогового чтения. 34
Звуковая культура речи. Цветущий

май.

Слоговое

чтение

и

чтение

целыми

словами.

Чтение

вслух,

жужжащее чтение.
Совершенствовать ф о н е м ат и ч е с ко е восприятие. Формировать умение делить слова на части. Учить выполнять звуковой и слоговый анализ. Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произраст ания. Совершенствовать навык слогового чтения. 35
Рассказы

по

картинкам.

Слоговое

чтение

и

чтение

целыми

словами.

Чтение вслух, жужжащее чтение.
Продолжать совершенствовать умения составлять рассказ по картинкам с по следовательно р а з в и в а ю щ и м и с я действиями. Развивать логиче ско е мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Совершенствовать навык слогового чтения. 36
Л е к с и к о



г р а м м а т и ч е с к и е

упражнения. Мой любимый детский

сад.

Скоро

в

школу!

Слоговое

чтение

и

чтение

целыми

словами.

Чтение вслух, жужжащее чтение.
Активизировать речь детей . В оспитывать уважение к труду сотрудников детского с ада; внимательно е и з а б о т л и в о е отношение к работникам и воспитанникам детского сада. Познакомить дошкольников с профессией учителя, установить д о б р о ж е л а т е л ь н о е о т н о ш е н и е ; способствовать положительному настрою для успешного обучения в школе; развивать мышление, память, способность к умозаключениям; воспитывать чувство коллективизма, с а мо с тоя т е льн о с т и . Совершенствовать навык слогового 17
чтения.
РЕЗЕРВ

Лексические игры и упражнения.

Слоговое чтение и чтение целыми словами. Чтение вслух,

жужжащее чтение.
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Совершенствовать навык слогового чтения.
IV. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Занятия по развитию речи» В.В. Гербова. – М: Просвещение, 2004. 2. Занимательное азбуковедение» В.В. Волина - М.: Просвещение, 1994. 3. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с. 4.Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Подготовительная к школе группа / авт – сост. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 114с. 5.Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Подготовительная к школе группа / авт – сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко – Волгоград: Учитель, 2012. – 101с. 6. Серия: «Мир в картинках» (наглядные пособия). 18

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лексические и грамматические игры и упражнения.

«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий») . 
«Укрась слово»
Цель. Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных. Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.
д.
Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д. 
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный. 
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы) . Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий) . А хвост у зайца. (короткий) , значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки) . 19

«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы. 
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия. -Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок. 
«Где что можно делать»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. - Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.) 
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. - Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? » (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме). - Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой) . Сахар сладкий, а лимон. (кислый) . Весной погода теплая, а зимой. (холодная) . -Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. -Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает) , кузнечик. (прыгает) , уж. (ползает) . Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит) , мышь. (пищит) , корова. (мычит
).

* «Внимание – розыск»
Цель: активизировать словарь по теме; составлять описательный рассказ об одежде. Ребенок встает перед детьми и начинает со слов: «Потерялся мальчик (девочка, был одет… и составляет описательный рассказ об одежде участника игры, не называя его имени, а другие отгадывают, о ком идет речь. 
«Регулировщик»
20
Цель: закрепить представления о различных видах транспорта по способу передвижения. Воспитатель показывает картинки с изображением транспорта. Дети жестами показывают, как передвигается транспортное средство: -дорожный транспорт – дети руками изображают поворот руля; - железнодорожный транспорт – движение поезда (руки согнуты в локтях) ; - водный транспорт – движения пловца; - воздушный транспорт – имитируют взмахи крыльев; Если показывается картинка, не обозначающая транспорт, дети изображают знак «стоп» - руки сложены крест-накрест перед грудью. 
«Невиданный зверь»
Цель: формировать навыки образования притяжательных прилагательных. На картинке изображено невиданное животное. Воспитатель предлагает назвать, чьи у него части тела. Туловище – коровье, голова – медвежья, хвост – лошадиный, лапы – собачьи, рога – оленьи, грива – львиная. . 21


В раздел образования