Напоминание

Воспитание экологической культуры младших школьников


Автор: Орлова Нина Петровна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ школа №561
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание экологической культуры младших школьников

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной

сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его

отношения

с

природой.

Именно

поэтому

так

важен

в

экологическом

воспитании

начальный

этап

школьного

обучения,

когда

стихийные

знания

о

культуре

взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Ведущую

роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая

прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны:

учебную и внеучебную работу.

Экологическая культура включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе

Экологическая

культура

как

качество

личности

должна

формироваться

в

системе

непрерывного

экологического

воспитания,

основными

звеньями

которой,

оказывающими

существенное

влияние

на

ребенка

в

младшем

школьном

возрасте,

являются:

семья;

детские

дошкольные

учреждения;

школа;

внешкольные

воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.

В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеклассной

работе

педагог

имеет

большие

возможности

для

формирования

экологических

привычек

у

учащихся

младших

классов.

Главная

цель

-

убедить

учащихся

в

необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать

детям

экологические

знания,

прививать

экологическое

мышление,

сформировать

основы экологической культуры.

Экологическое

образование -

это

непрерывный

процесс

обучения,

воспитания

и

развития

личности,

направленный

на

формирование

ценностных

ориентаций,

обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение

окружающей среды.

Экологические

проблемы

носят

глобальный

характер

и

затрагивают

все

человечество.

На

современном

этапе

развития

общества

вопрос

экологического

воспитания

приобретает

особую

остроту.

Главная

причина

этого

-

экологическая

безответственность.

В связи с этим необходимо уделять больше внимания экологическому воспитанию в

современной школе уже с первых лет обучения детей. При этом в тесной взаимосвязи

должны выступать все формы учебной и внеклассной деятельности детей. Чтобы

ребенок научился понимать природу, видеть её красоту, бережно относиться к ней -

нужно прививать ему эти качества с раннего детства.

Условия экологического воспитания:

Первое - воспитание должно проводиться в системе.

Второе

-

нужно

активно

вовлекать

младших

школьников

в

посильные

для

них

практические дела по охране природы.

Принципы экологического воспитания:

Связь с живой природой;

Принцип полезности;

Принцип разнообразия.

Основная цель экологического воспитания: способствовать углублению и расширению

экологических знаний у детей.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Содействовать

познавательной,

творческой

активности

школьников

в

ходе

экологической деятельности;

Формировать чувства бережного отношения к природе.

Формы работы

-

экологические беседы;

-

экологические экскурсии;

-

обсуждение и проигрывание ситуаций;

-

трудовой десант;

-

коллекционирование;

-

экологические праздники;

-

экологические викторины,

-

игры-соревнования;

-

дидактические, ролевые игры,

-

игры - путешествия;

-

экологические сказки;

-

инсценировки;

-

проектная деятельность;

-

экологические конкурсы, акции, школьного, районного и городского уровня.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно

выделить три этапа (ступени).

Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически

ориентированного

личного

опыта

за

счёт:

наблюдений

различных

состояний

окружающей

среды,

сопровождающихся

разъяснениями

учителя;

первоначальных

оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями

животного

и

растительного

мира

и

эмоциональных

переживаний;

эстетического

наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных

рассказах,

рисунках;

наблюдения

за

деятельностью

взрослых

по

улучшению

окружающей среды и собственного посильного участия в ней. Выявление причин и

следствий на основе наблюдений, желание найти ответ на вопросы «Почему?», «Что

будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и

обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность, внимание, мышление,

воображение,

творческие

способности

и

другие

качества

личности.

Длительные

наблюдения

(например,

за

ростом

и

развитием

растения)

позволяют

формировать

представления об изменчивости мира, о его взаимосвязях, о причинах и следствиях по

отношению к тем или иным предметам и явлениям.

Основные методы и формы организации изучения - рассказ-беседа, сюжетные и

ролевые игры, инсценировки, викторины, загадки, рисунки, поделки, стихотворения,

экологические сказки.

В первом классе дети с удовольствием отгадывают загадки,

участвуют во внеклассных мероприятиях с использованием ролевых и сюжетных игр.

Например, занятия «Тайны лесных жителей», «В царстве птиц».

На уроках технологии

и

потом

во

внеклассной

работе

расширяются

знания

учащихся

о

практическом

применении тех вещей, которые нужно выбросить в мусор - так называемый бросовый

материал.

Даем

«вторую

жизнь

вещам».

Можно

провести

конкурс

«Заглянем

в

бабушкин сундук». Также организовать конкурсы фотографий «Как прекрасен этот

мир» или «Этот удивительный мир природы». Такие конкурсы дают возможность детям

увидеть удивительную красоту природы и ценить эту красоту.

Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от

простого

наблюдения

-

к

наблюдению-анализу

(почему

хорошо

и

почему

плохо);

соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других

людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение

потребности

в

знаниях

о

конкретных

объектах

окружающей

среды;

бережное

отношение

к

предметам

быта

по

собственной

воле;

участие

в

созидательной

деятельности взрослых.

Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: приготовление

корма

для

птиц

и

их

кормление,

изготовление

кормушек.

Дети

с

удовольствием

включаются в акцию «Помоги перезимовать». После участия в акции детям можно

предложить написать сочинения: «Как помочь птицам зимой». Вот некоторые строчки

из сочинений: «Мы решили сделать кормушки. Мне помог сделать кормушку папа.

Другие ребята тоже сделали кормушки. Мы повесили их около школы на кусты и

деревья. Положили туда корм. Приятного аппетита, птицы!» Есть сочинения от лица

птиц: «Здравствуйте, меня зовут синичка. Пришла холодная зима. Еды нет. А кушать

хочется. Однажды я летела мимо школы и увидела кормушки. А там еда. Вкусная. Это

мне приготовили ребята».

На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный

опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием

окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным

соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о

представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об

окружающем мире в различных видах творчества.

Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко

промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном

объеме

о

физическом

и

химическом

загрязнении

окружающей

среды,

отдельные

вкрапления

таких

знаний

должны

иметь

место

в

занятиях

кружковой

работы

по

экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть

возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных,

что

транспорт

отрицательно

влияет

на

здоровье

людей;

при

изучении

природных

сообществ

можно

раскрыть

влияние

на

них

деятельности

людей,

при

изучении

водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Основные методы и формы - изготовление кормушек и скворечников, экскурсии не

только в природу, но и на предприятия города, музеи, экологические центры, проектная

деятельность. Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям,

которые

являются

одной

из

организационных

форм

обучения

в

образовательном

учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с

природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей,

направленным

на

преобразование

окружающей

среды,

с

мерами

по

уменьшению

отрицательных воздействий промышленных отходов. Во время экскурсий школьники

начинают

познавать

мир

природы

во

всем

его

многообразии,

развитии,

отмечать

взаимосвязь явлений.

Большое значение в воспитании экологической культуры младших школьных до

сих

пор

остается

чтение

литературы

о

природе.

На

современном

этапе

остаются

актуальными

книги

В.Бианки,

М.Пришвина,

И.Акимушкина,

Н.Сладкова,

Ю.Дмитриева

и

др.,

раскрывающие

перед

читателем

увлекательный

мир

живой

и

неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

Чтобы

научить

ребенка

видеть

вокруг

себя

контрасты,

сопереживать

и

размышлять, можно использовать экологические сказки. В.А.Сухомлинский писал:

«…Сказка неотделима от красоты… Благодаря красоте ребенок познает мир не

только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и

явления

окружающего

мира,

выражает

свое

отношение

к

добру

и

злу».

На

занятиях

дети

знакомятся

с

экологическими

сказками,

анализируют

проблемы,

которые там описываются, затем инсценируют их.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого

возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в

природных

условиях.

Теоретические

знания,

полученные

учеником

на

занятиях,

должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и

явлений,

для

проведения

собственных

исследований,

наблюдений,

способствовать

экологически

грамотному,

безопасному

для

природы

и

собственного

здоровья

поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия

растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Частному

решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в

рамках

экологических

проектов.

Учащиеся

младших

классов

с

удовольствием

и

большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них

уровне. Данный проект подразумевает выполнение детьми исследовательской работы,

проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной

форме и составление рекомендации по выбранной проблеме.

Экологическое воспитание младших школьников возможно только при условии

взаимосвязи

различных

типов

и

видов

внеклассной

деятельности.

Разнообразная

деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях

человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться

простейшим умениям по охране природы.

Э

кологическое воспитание – одно из важных

направлений

личностного

развития

детей

младшего

школьного

возраста.

При

правильной организации учебной и внеклассной работы оно способствует развитию

познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает

экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но,

главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у

детей формируется стойкий интерес к природе.

Список литературы

1.

Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания

младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева. – Владимир, 2006. – С.77-83.

2.

Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы

и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4. –

С.20-24.

3.

Голубев, И.Р., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана [Текст] /И.Р.

Голубев – М.: Просвещение, 2006. – 192с.

4.

Запартович, Б.Б., Криворучко, Э.Н, Соловьева, Л.М. С любовью к природе

[Текст]: – М.: Педагогика, 1983. – 232с.

5.

Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный–

М.: Педагогика, 2010. – 184с.

6.

Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / И.Д. Зверев Новый аспект

образования. – М.: 2007 – 24с..

7.

Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к

природе [Текст]/ Л.П. Салеева: – М.: 2009. – 49с.



В раздел образования