Автор: Орлова Нина Петровна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ школа №561
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры младших школьников
Раздел: начальное образование
Воспитание экологической культуры младших школьников
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной
сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его
отношения
с
природой.
Именно
поэтому
так
важен
в
экологическом
воспитании
начальный
этап
школьного
обучения,
когда
стихийные
знания
о
культуре
взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Ведущую
роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая
прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны:
учебную и внеучебную работу.
Экологическая культура включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе
Экологическая
культура
как
качество
личности
должна
формироваться
в
системе
непрерывного
экологического
воспитания,
основными
звеньями
которой,
оказывающими
существенное
влияние
на
ребенка
в
младшем
школьном
возрасте,
являются:
семья;
детские
дошкольные
учреждения;
школа;
внешкольные
воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.
В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеклассной
работе
педагог
имеет
большие
возможности
для
формирования
экологических
привычек
у
учащихся
младших
классов.
Главная
цель
-
убедить
учащихся
в
необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать
детям
экологические
знания,
прививать
экологическое
мышление,
сформировать
основы экологической культуры.
Экологическое
образование -
это
непрерывный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
личности,
направленный
на
формирование
ценностных
ориентаций,
обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение
окружающей среды.
Экологические
проблемы
носят
глобальный
характер
и
затрагивают
все
человечество.
На
современном
этапе
развития
общества
вопрос
экологического
воспитания
приобретает
особую
остроту.
Главная
причина
этого
-
экологическая
безответственность.
В связи с этим необходимо уделять больше внимания экологическому воспитанию в
современной школе уже с первых лет обучения детей. При этом в тесной взаимосвязи
должны выступать все формы учебной и внеклассной деятельности детей. Чтобы
ребенок научился понимать природу, видеть её красоту, бережно относиться к ней -
нужно прививать ему эти качества с раннего детства.
Условия экологического воспитания:
Первое - воспитание должно проводиться в системе.
Второе
-
нужно
активно
вовлекать
младших
школьников
в
посильные
для
них
практические дела по охране природы.
Принципы экологического воспитания:
Связь с живой природой;
Принцип полезности;
Принцип разнообразия.
Основная цель экологического воспитания: способствовать углублению и расширению
экологических знаний у детей.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Содействовать
познавательной,
творческой
активности
школьников
в
ходе
экологической деятельности;
Формировать чувства бережного отношения к природе.
Формы работы
-
экологические беседы;
-
экологические экскурсии;
-
обсуждение и проигрывание ситуаций;
-
трудовой десант;
-
коллекционирование;
-
экологические праздники;
-
экологические викторины,
-
игры-соревнования;
-
дидактические, ролевые игры,
-
игры - путешествия;
-
экологические сказки;
-
инсценировки;
-
проектная деятельность;
-
экологические конкурсы, акции, школьного, районного и городского уровня.
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно
выделить три этапа (ступени).
Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически
ориентированного
личного
опыта
за
счёт:
наблюдений
различных
состояний
окружающей
среды,
сопровождающихся
разъяснениями
учителя;
первоначальных
оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями
животного
и
растительного
мира
и
эмоциональных
переживаний;
эстетического
наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных
рассказах,
рисунках;
наблюдения
за
деятельностью
взрослых
по
улучшению
окружающей среды и собственного посильного участия в ней. Выявление причин и
следствий на основе наблюдений, желание найти ответ на вопросы «Почему?», «Что
будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и
обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность, внимание, мышление,
воображение,
творческие
способности
и
другие
качества
личности.
Длительные
наблюдения
(например,
за
ростом
и
развитием
растения)
позволяют
формировать
представления об изменчивости мира, о его взаимосвязях, о причинах и следствиях по
отношению к тем или иным предметам и явлениям.
Основные методы и формы организации изучения - рассказ-беседа, сюжетные и
ролевые игры, инсценировки, викторины, загадки, рисунки, поделки, стихотворения,
экологические сказки.
В первом классе дети с удовольствием отгадывают загадки,
участвуют во внеклассных мероприятиях с использованием ролевых и сюжетных игр.
Например, занятия «Тайны лесных жителей», «В царстве птиц».
На уроках технологии
и
потом
во
внеклассной
работе
расширяются
знания
учащихся
о
практическом
применении тех вещей, которые нужно выбросить в мусор - так называемый бросовый
материал.
Даем
«вторую
жизнь
вещам».
Можно
провести
конкурс
«Заглянем
в
бабушкин сундук». Также организовать конкурсы фотографий «Как прекрасен этот
мир» или «Этот удивительный мир природы». Такие конкурсы дают возможность детям
увидеть удивительную красоту природы и ценить эту красоту.
Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от
простого
наблюдения
-
к
наблюдению-анализу
(почему
хорошо
и
почему
плохо);
соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других
людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение
потребности
в
знаниях
о
конкретных
объектах
окружающей
среды;
бережное
отношение
к
предметам
быта
по
собственной
воле;
участие
в
созидательной
деятельности взрослых.
Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: приготовление
корма
для
птиц
и
их
кормление,
изготовление
кормушек.
Дети
с
удовольствием
включаются в акцию «Помоги перезимовать». После участия в акции детям можно
предложить написать сочинения: «Как помочь птицам зимой». Вот некоторые строчки
из сочинений: «Мы решили сделать кормушки. Мне помог сделать кормушку папа.
Другие ребята тоже сделали кормушки. Мы повесили их около школы на кусты и
деревья. Положили туда корм. Приятного аппетита, птицы!» Есть сочинения от лица
птиц: «Здравствуйте, меня зовут синичка. Пришла холодная зима. Еды нет. А кушать
хочется. Однажды я летела мимо школы и увидела кормушки. А там еда. Вкусная. Это
мне приготовили ребята».
На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный
опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием
окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным
соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о
представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об
окружающем мире в различных видах творчества.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко
промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном
объеме
о
физическом
и
химическом
загрязнении
окружающей
среды,
отдельные
вкрапления
таких
знаний
должны
иметь
место
в
занятиях
кружковой
работы
по
экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть
возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных,
что
транспорт
отрицательно
влияет
на
здоровье
людей;
при
изучении
природных
сообществ
можно
раскрыть
влияние
на
них
деятельности
людей,
при
изучении
водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.
Основные методы и формы - изготовление кормушек и скворечников, экскурсии не
только в природу, но и на предприятия города, музеи, экологические центры, проектная
деятельность. Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям,
которые
являются
одной
из
организационных
форм
обучения
в
образовательном
учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с
природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей,
направленным
на
преобразование
окружающей
среды,
с
мерами
по
уменьшению
отрицательных воздействий промышленных отходов. Во время экскурсий школьники
начинают
познавать
мир
природы
во
всем
его
многообразии,
развитии,
отмечать
взаимосвязь явлений.
Большое значение в воспитании экологической культуры младших школьных до
сих
пор
остается
чтение
литературы
о
природе.
На
современном
этапе
остаются
актуальными
книги
В.Бианки,
М.Пришвина,
И.Акимушкина,
Н.Сладкова,
Ю.Дмитриева
и
др.,
раскрывающие
перед
читателем
увлекательный
мир
живой
и
неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
Чтобы
научить
ребенка
видеть
вокруг
себя
контрасты,
сопереживать
и
размышлять, можно использовать экологические сказки. В.А.Сухомлинский писал:
«…Сказка неотделима от красоты… Благодаря красоте ребенок познает мир не
только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и
явления
окружающего
мира,
выражает
свое
отношение
к
добру
и
злу».
На
занятиях
дети
знакомятся
с
экологическими
сказками,
анализируют
проблемы,
которые там описываются, затем инсценируют их.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого
возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в
природных
условиях.
Теоретические
знания,
полученные
учеником
на
занятиях,
должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и
явлений,
для
проведения
собственных
исследований,
наблюдений,
способствовать
экологически
грамотному,
безопасному
для
природы
и
собственного
здоровья
поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия
растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Частному
решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в
рамках
экологических
проектов.
Учащиеся
младших
классов
с
удовольствием
и
большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них
уровне. Данный проект подразумевает выполнение детьми исследовательской работы,
проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной
форме и составление рекомендации по выбранной проблеме.
Экологическое воспитание младших школьников возможно только при условии
взаимосвязи
различных
типов
и
видов
внеклассной
деятельности.
Разнообразная
деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях
человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться
простейшим умениям по охране природы.
Э
кологическое воспитание – одно из важных
направлений
личностного
развития
детей
младшего
школьного
возраста.
При
правильной организации учебной и внеклассной работы оно способствует развитию
познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает
экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но,
главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у
детей формируется стойкий интерес к природе.
Список литературы
1.
Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания
младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева. – Владимир, 2006. – С.77-83.
2.
Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы
и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4. –
С.20-24.
3.
Голубев, И.Р., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана [Текст] /И.Р.
Голубев – М.: Просвещение, 2006. – 192с.
4.
Запартович, Б.Б., Криворучко, Э.Н, Соловьева, Л.М. С любовью к природе
[Текст]: – М.: Педагогика, 1983. – 232с.
5.
Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный–
М.: Педагогика, 2010. – 184с.
6.
Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / И.Д. Зверев Новый аспект
образования. – М.: 2007 – 24с..
7.
Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к
природе [Текст]/ Л.П. Салеева: – М.: 2009. – 49с.