Автор: Белицкая Ольга Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГК ОУ " Котовская школа-интернат"
Населённый пункт: город Котово, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Специфика изобразительной деятельности
умственно отсталых детей младшего школьного возраста
Подготовила учитель
ГК ОУ «Котовская школа-интернат»
Белицкая Ольга Владимировна
Под понятием «деятельность» понимают взаимодействие с окружающей
действительностью,
в
ходе
которой
живое
существо
выступает
как
субъект,
целенаправленно
воздействующий
на
окружающую
действительность,
и
удовлетворяющий свои потребности. При всем многообразии видов деятельности в
каждом из них можно выделить основные структурные единицы: мотивы, цели и
средства.
Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное
формирование
всех
видов
деятельности.
Особенно
страдает
произвольная
деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного
уровня
развития
мышления
и
речи,
устойчивости
внимания,
а
также
целенаправленного
приложения
волевых
усилий.
Выполнение
различных
видов
деятельности,
предполагающих
практические
действия,
затруднено,
т.к.
часто
наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы этих детей.
Рисование,
как
форма
деятельности,
включает
в
себя
многие
компоненты
психических процессов, и в связи с этим его рассматривают как важный фактор
формирования
личности.
Поэтому
не
случайно
рисование
должным
образом
оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении
детей с недостатками умственного развития.
Изобразительная
деятельность
является
одним
из
любимых
видов
деятельности
ребенка. Психолого-педагогические
исследования
по
проблеме
деятельности умственно отсталых учащихся (Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Г.Н.
Мерсиянова,
Н.П.
Павлова,
В.Г.
Петрова,
Б.И.
Пинский
и
др.)
выявили
много
характерных черт в рисунках детей, делающих их диагностичными. Исследования в
этой области установили ряд важных особенностей.
Так, наблюдения за умственно отсталыми детьми, показали, что в большинстве
случаев
для
них характерно
отсутствие
интереса
к
рисованию,
лепке
и
аппликации.
Это
можно
объяснить
их
выраженной
неловкостью,
в
частности
имеющимися
нарушениями
мелкой
моторики
и
зрительно-двигательной
координации.
Графическая деятельность аномальных детей часто носит неосмысленный и
беспорядочный
характер.
Рисунки
отличаются
схематичностью
изображения,
повторяемостью элементов и скученностью их на плоскости листа. Присутствие
«графических штампов», чаще всего таким «штампом» является изображение дома,
из трубы которого идет дым, забора, дерева и солнца с расходящимися лучами; также
является отличительной чертой рисунка умственно отсталого ребенка. Другими не
менее
важными
характеристиками
являются
-
отсутствие
целостного
образа,
существенных
признаков
предметов,
цветовых
характеристик,
упрощение
и
искажение
форм,
неправильная
передача
пространственных
отношений
между
элементами одного предмета.
Умственно
отсталых
детей
не
интересует
содержание
-
их
больше
всего
занимает процесс воспроизведения формы, которым они овладели. Характерно, так
же, что изображение одного и того же предмета может повторяться бесчисленное
количество раз.
Это могут быть снежинки в виде крестиков или точек, звезды на
небе,
человечки,
птицы,
капли
дождя
и
т.д. «Прилипчивость»,
к
одному
роду
действий, «графическое переживание» одной и той же формы - черта, присущая
умственно отсталым детям.
Даже если умственно отсталому ребенку дать конкретную тему для рисования
или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого интереса и желания
проявлено не будет. Отсюда следует вывод, что умственно отсталые дети охотно
рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и
умения,
наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе.
Пониженный интерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не
только
на
качественной
стороне
рисунков,
но
и
на
выборе
тематики,
которая
оказывается крайне ограниченной. В рисунках, выполненных по желанию самих
детей, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что
они
умеют
и
что
позаимствовали
от
своих
товарищей.
Обычно
это
заученные
изображени (дом, машина, цветы и т.д.), которые повторяются из рисунка в рисунок с
небольшими изменениями и дополнениями. При этом, как правило, в каждом рисунке
повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствие между реальностью и
изображением.
Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно
отсталые дети начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них
различение
оттенков
цвета.
В
работах
можно
наблюдать
«зацикливание»
в
использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества
цветов они выбирают и используют один, реже два цвета).
Техника
рисования
так
же
весьма примитивна.
Дети
не
могут
правильно
удерживать
инструмент
(карандаш,
кисть)
в
ведущей
руке
длительное
время,
производить точные согласованные движения, контролировать и регулировать их
скорость, ритм, силу. При создании декоративных композиций умственно отсталые
дети
затрудняются
в
воспроизведении
последовательности
элементов
узора,
отражении пространственно-временной организации орнамента (ритма и чередования
элементов).
На характер протекания изобразительной деятельности умственно отсталых
детей влияют особенности их психических процессов. Прежде всего - недоразвитие
целенаправленности
деятельности,
а
также
трудности
самостоятельного
планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети обычно начинают
выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего
плана действия, при слабом самоконтроле или при отсутствии его. В результате в ходе
работы
они
часто
уходят
от
правильно
начатого
выполнения
действия,
соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном
виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной
цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими
являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Умственно отсталые
дети
не
соотносят
получаемые
результаты
с
задачей,
которая
была
перед
ними
поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей
работе также является особенностью любой деятельности этих детей, в том числе
и изобразительной.
Восприятие
детей данной категории страдает из-за снижения у них слуха,
зрения,
недоразвития
речи.
Но
и
в
тех
случаях,
когда
анализаторы
сохранны,
восприятие
этих
детей
отличается
от
восприятия
нормальных
детей
- умственно
отсталым
детям
требуется
значительно
больше
времени,
чтобы
воспринять
предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.).
Узость объема восприятия не
позволяет
детям
данной
категории
воспринимать
объект
полностью.
Умственно
отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте. Отсутствие
целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного
охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что
деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный
характер.
Для того чтобы обучение изобразительной деятельности умственно отсталых
детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно
развитое
воображение.
У
умственно
отсталых
детей
оно
отличает ся
фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт
беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на
неблагоприятной основе.
Наряду с этим, необходимо сказать и о состоянии волевой сферы умственно
отсталых
детей.
Слабость
собственных
намерений,
побуждений,
большая
внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Умственно отсталые
дети
предпочитают
в
работе
легкий
путь,
не
требующий
волевых
усилий. Из-за
непосильности
предъявляемых
требований
у
некоторых
детей
развивается
негативизм, упрямство.
Как правило, к моменту поступления в социальное учреждение (происходит
это обычно на пятом году жизни) у умственно отсталых детей не сформированы даже
элементарные
навыки
деятельности.
Многие
из
них
не
только
не
понимают
возможности отражения окружающей жизни, но порой даже не умеют правильно
обращаться с карандашом и бумагой, кубиками и пирамидкой и т.д. Допускают при
этом много нелепых, неадекватных действий, которые сводятся к манипуляциям
(разбрасывают
предложенные
предметы,
протыкают
карандашом
бумагу,
кусают,
постукивают по бумаге, облизывают карандаши и пр.) И только небольшая часть
детей-олигофренов
оказывается
способной
выполнить
некоторые
изображения,
в
которых можно узнать элементы домика, флажок, дерево, скамеечку и пр.
Вместе
с
тем,
эти
изображения
обычно
имеют
подражательный
характер,
чрезвычайно примитивны, можно сказать, малоузнаваемы. Ими и исчерпываются,
собственно, все их возможности. Очень редко умственно отсталые дети в младшем
школьном возрасте (без специального обучения) стремятся отобразить в рисунке или
постройке какой-либо фрагмент их собственной жизни. Многие умственно отсталые
воспитанники даже в старших группах специальных
учреждений не проявляют
желание рисовать в свободное от занятий время, а выполняют рисунки только по
предложению взрослого. Причем крайняя незаинтересованность проявляется у них не
только перед началом рисования, но и в процессе его, а также по отношению к своим
готовым изображениям. Они не дорожат ими, могут порвать, смять, выбросить. То же
самое наблюдается и по отношению к созданным ими постройкам: разрушение их не
огорчает детей, нередко даже вызывает неадекватные радостные реакции.
Низкий уровень деятельности умственно отсталых детей очень часто вызывает
у педагогов весьма пессимистический взгляд на возможности формирования у них
способностей
к
рисованию,
что
порождает
и
неправильную
методическую
направленность процесса обучения. Педагоги стараются как можно скорее научить
детей рисовать предметы, используя самые простые методы (показ, диктант). Надо
сказать,
что
они
достигают
при
этом
желаемого
результата.
Дети
овладевают
навыками
изображения
предметов,
но
только
тех,
которые
показал
взрослый,
и
именно так, как это было на занятиях. Изображения же, выполненные ими без
помощи взрослого, чрезвычайно примитивны как по форме, так и по содержанию.
Прежде
всего,
следует
отметить,
что
целостный
образ
предмета
в
рисунке
у
умственно отсталых детей создается очень медленно (почти до третьего-четвертого
года
обучения).
Много
фрагментарных
рисунков,
где
все
части
предмета
пространственно
разъединены.
Соединение
их
в
целое
сопровождается
грубым
нарушением расположения частей относительно друг друга (руки у человека растут
от головы при наличии туловища; крыша у дома изображена сбоку, а дым идет прямо
из потолка; ветки у дерева только с одной стороны). Рисуя даже хорошо знакомые
предметы,
умственно
отсталые
дошкольники
очень
часто
не
отражают
самые
существенные детали (колеса у машины, глаза людей, окна и двери у домов и пр.),
уделяя внимание деталям второстепенным, что является следствием недоразвития
предметно-игровых действий, малого опыта действий с игрушками, недостаточного
осмысления назначения предметов окружающего мира.
Помимо
нарушения
пространственных
отношений
в
рисунках
детей-
олигофренов, весьма своеобразно изображается форма предметов и их частей. Как
правило, форма предметов, рисовать которые они учились на занятиях, передается
ими верно. Если же предмет ранее ими не изображался, то его форма в рисунке
искажается (человек с квадратной, треугольной головой, треугольными ногами и пр.).
Искажение форм и пространственного расположения частей приводит часто к тому,
что дети не узнают предметы на собственных рисунках спустя даже очень короткое
время.
Умственно
отсталые
дети,
обучение
которых
осуществлялось
путем
поэлементного
показа,
диктанта,
так
и
не
переходят
на
уровень
сюжетного
рисования
и
лепки,
а
тем
более
выполнения
изображений
по
собственному
замыслу. В их рисунках очень редко встречаются изображения живых существ. Эта
черта наиболее ярко проявляется в изображении человека или животных. Обычно
это
застывшие
фигуры
во
фронтальном
положении,
лишенные
какой-либо
динамики.
Ана лиз изобразительной
деятельности
умственно
отсталых
детей
дает
возможность выделить три уровня графических работ таких детей:
-изображения, приближенные к рисункам, которые выполняют нормальные дети
несколько младшего возраста;
-изображения, выполненные в невысокой технике, обедненные содержанием, с
применением
довольно
примитивной
формы
и
характерных
ошибок
пространственного характера;
-рисунки, свидетельствующие о грубом недоразвитии деятельности рисования.
В условиях фронтального обучения их рисунок почти не прогрессирует.
Таким образом, особенностями изобразительной деятельности умственно
отсталых детей являются:
1) низкий уровень развития познавательных процессов: ощущения, восприятия,
представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
2) обилие «графических штампов»;
3) отсутствие интереса к результатам деятельности;
4) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
5) отсутствие преднамеренного выбора цвета;
6) бедность цветового решения;
7) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных
предметов и их быстрое забывание;
8) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально
существующими предметами и явлениями;
9) неразвитость композиционных сюжетных построений.
Вместе с тем, многие из перечисленных недостатков изобразительной
деятельности умственно отсталых детей можно значительно сгладить и частично
преодолеть,
сформировать
стойкий
интерес
к
рисованию,
повысить
осмысленность
и
общую
направленность
деятельности.
Многие
умственно
отсталые
дети
оказываются
способными
рисовать
с
увлечением,
выполнять
изображения не только отдельных предметов, но и создавать рисунки по сюжетам
знакомых сказок, а также по своему изобразительно-игровому замыслу.
Таким образом, подход к изучению специфики изобразительной деятельности
умственно отсталых детей, позволяет, с одной стороны, сказать о несовершенстве
изобразительной деятельности этих детей, с другой - отметить, что при всем этом
процесс
рисования
сказывается
на
них
весьма
положительно:
развиваются
зрительное
восприятие,
внимание,
формируются
представления,
осуществляется
коррекция
двигательных
навыков,
пространственной
организации,
а
также
стимуляция их психического и социального развития.
Поэтому, перед педагогом
стоит важная
задача
–
организовать
изобразительную
деятельность
так,
чтобы
увлечь умственно отсталого ребенка, заинтересовать его таким видом деятельности,
как изобразительная деятельность. Именно она, по мнению известного дефектолога
Грошенкова Игоря Алексеевича, имеет важное коррекционно-развивающее значение,
способствует
коррекции
недостатков
познавательной деятельности
умственно
отсталых детей, путем систематического и целенаправленного воспитания и развития
у них правильного восприятия формы, величины, цвета, конструкции предметов и их
положения в пространстве.