Напоминание

"От края и до края страны родней не знаю"


Автор: Сазонова Зинаида Тимофеевна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МКУ ДО ТР ЦДТ "Аист"
Населённый пункт: с. Туруханск
Наименование материала: общеобразовательная программа дополнительного обучения
Тема: "От края и до края страны родней не знаю"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Туруханский районный Центр детского творчества «Аист»

Утверждена методическим советом

Муниципального образовательного

учреждения

дополнительного образования детей

Туруханского районного Центра детского

творчества «Аист»

Протокол № 2 от 11ноября 2009 года

Директор ТРЦДТ «Аист»__________Г.В. Зверева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Возраст 8-15 лет

Срок реализации программы 4 года

Уровень программы основное общее

образование

Составитель программы:

Сазонова Зинаида Тимофеевна

педагог ДО II категории

с. Туруханск, Красноярского края

Программа разработана в 2009 г.

Пояснительная записка

Программа «От края до края родней земли не знаю» построена на

основе государственных нормативных документов об образовании (Закон РФ

«Об образовании», Примерное положение об учреждении дополнительного

образования

детей),

Концепции

национальной

образовательной

политики

российской

Федерации

на

2004-2010

годы,

Закон

об

образовании

Красноярского края, Национально-региональный компонент государственного

образовательного стандарта общего образования Красноярского края.

Программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям

через

активное

познание

окружающего

мира

войти

в

новые

современные

социально-экономические

отношения

через

интеграцию

художественного,

экологического, эстетического направлений.

Дети – это наследники великой культуры своих предков.

Программа «От края до края родней земли не знаю» дает педагогу

вместе с учащимися большие возможности в открытии сокровищ народной

культуры. История становления и развития любого уголка России неразрывно

связана

с

историей

возникновения

и

развития

малой

Родины.

Народные

предания, сказания об основании родного села и его роли и месте в истории

страны; легенды и предания о древних селениях края, о его знаменитых

людях,

жития

месточтимых

святых,

исторические

песни,

духовные

стихи,

воспоминания еще живущих среди нас участников войны; местные названия

рек, озер, урочищ, лесов, населенных пунктов – это лишь малая часть из того

народного

наследия,

которое

часто

находится

рядом

с

нами,

а

мы

и

не

догадываемся,

что

на

это

надо

обратить

внимание.

З а п и с а т ь ,

сфотографировать, сохранить для наших собственных потомков.

Программа решает задачу разумного сочетания особенного

национального

и

общечеловеческого

в

культурах

разных

народов

(кето,

селькупы, эвенки, украинцы). В зависимости от конкретной истории края

раскрывается и яркая самобытность соседствующих народных культур, и их

внутреннее сущностное сходство. Ведь оно порождено единством человеческой

духовной природы, которая позволяет людям понимать друг друга, несмотря на

различие языков, обычаев, обрядов.

История земли Туруханской отражает всю историю государства

российского

с

его

становлением,

процветанием,

святостью.

Чтобы

этот

довольно сложный, во многом теоретизированный курс приблизить к жизни,

повысить к нему интерес учащихся, педагог использует местные возможности:

краеведческий

музей,

музей

ЦДТ

«АИСТа»,

монастырь,

библиотеку,

окрестности села. Разделы программы как бы предлагают нам

заглянуть в

гости к крестьянину, купцу, воеводе, пройтись по улицам, музеям села.

Эффективным приёмом и методом изучения истории своего края,

является работа в музее. Музей привлекает внимание благодаря предметности

и наглядности

экспонатов,

яркости

зрительных

образов.

Этнографический

музей

«Наши

истоки» центра

детского

творчества

«АИСТ»

раскрывает

исторические корни туруханцев, пробуждает интерес к малой родине. Занятия

в музее стали средством активизации познавательной деятельности учащихся,

гражданского и нравственного становления человека. Они помогают видеть в

зеркале прошлого

нас

самих,

с

нашими

волнениями,

радостью

и

горем,

осознавать

свое

место

в

этом

мире,

осознавать

свою

ответственность за

настоящее и будущее.

2

.

Цель образовательной программы «От края до края родней земли не

знаю» - формирование духовно-нравственных ценностей, которые необходимы

современному человеку, россиянину - Родина, семья, труд, здоровый образ

жизни.

Основные задачи программы:

изучение истории и культуры Отечества, родного края;

уважение

древних

традиций

народа

и

культуры

других

народов,

почитание природы;

основы православной и общечеловеческой морали;

формировать

у

учащихся

потребность

в

изучении,

освоении,

сохранении и развитии отечественного культурного наследия;

овладение

учащимися

практическими

навыками

н а у ч н о -

исслед о в а т е л ь с к о й

р а б о т ы ,

а

т а к ж е

о п р е д е л е н н ы м и

профессиональными знаниями и умениями экскурсовода;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,

взаимопонимание

с

другими

народами,

экологической

культуре,

бережного отношения к окружающей среде.

Реализация содержания программы в работе с детьми 8-12 лет или 11-15

лет представлена программами ступенчатого освоения, которые органично

взаимосвязаны.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал

и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся

воспитанников;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал;

- будет использоваться музей.

Возраст детей: 8-12 лет или 11 - 15

Срок реализации: 4 года

Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты:

В

результате

освоения

программы

учащиеся

1

года

обучения

будут

знать/уметь:

государственную и региональную символику;

государственные, народные, традиционные праздники, христианские

обряды и обычаи;

приводить примеры фольклорных произведений, пословиц, загадок,

сказок;

уметь

показать на карте границы России, Красноярского края,

основные населенные пункты Туруханского района;

уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Края,

района, села.

3

В

результате

освоения

программы

учащиеся

2

года

обучения

будут

знать/уметь:

знать художественные традиции и быт народов, проживающих на

территории Красноярского края и района, в том числе коренных,

малочисленных народов Севера;

особенности развития промыслов и ремесел народов, проживающих

на территории Туруханского района;

осуществлять поиск информации по заданной теме на различных ее

носителях;

самостоятельно создавать и оформлять исследовательские работы;

уметь

создавать

тексты

публичных

выступлений

разных

видов

и

жанров.

В

результате

освоения

программы

учащиеся

3-4

годов

обучения

будут

знать/уметь:

работать с фондами музея;

формировать музейные

экспозиции;

методы хранения и реставрации музейных предметов;

комплектовать

коллекции;

составлять

путеводители;

подготовить и провести самостоятельно экскурсию.

Использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для:

обогащения

жизненного

опыта,

решения

практических

задач

с

помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентации на местности;

первичные навыки для овладения профессией экскурсовода;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной

информации о родном Крае, родном селе.

Формы отчета: устный рассказ, рисунки, мини-сочинения, праздники: осени,

зимы

и

весны,

творческие

работы,

фотовыставки,

игра-путешествие

«Туруханск - мой дом Родной», конференция, конкурс чтецов «Вот он, какой

наш Край», Игра – конкурс «Знатоки родного края», туристические прогулки,

доклады, мини – проекты, защита проекта, реферата,

подготовка рефератов

по

разделам

программы,

научных

сообщений,

участие

в семинарах

и

конференциях,

составление

путеводителей,

проведение

самостоятельных

экскурсий,

а

также

коллективная

работа по

обработке

основных фондов,

подготовке учетных документов и описей музейных коллекций, реставрации и

реконструкции предметов древних мастеров, подготовке разделов экспозиции,

участие в массовых мероприятиях Центра.

Для подведения итогов образовательной деятельности разработан

мониторинг

результатов

обучения

по

образовательной

программе.

Оценивание

учащихся проводится 2 раза в год по 3 уровням: низкий (1-4 балла), средний (5-7

баллов), высокий (8-10 баллов).

Мониторинг воспитанности обучающихся по программе «От края до края

родней земли не знаю» проводится один раз в год, и оценивание проводится по 4

уровням.

4

Учебно - тематический план 1-го года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

I.

Раздел «Вот он какой, наш край»

28

14

14

1.

Введение в программу

4

2

2

2.

Я и моя история.

6

2

4

3.

История моей улицы

6

2

4

4.

«Туруханск - моя малая родина»

12

8

4

II.

Раздел «Мир природы»

46

17

29

1.

Введение в мир природы севера

4

2

2

2.

Невидимые нити природы

6

2

4

3.

Природные

зоны

края.

Карта

природных

зон

Красноярского края.

6

2

4

4.

Заповедники и музейные комплексы. Заповедник

«Столбы».

7

3

4

5.

Центральный Сибирский биосферный заповедник

Туруханского района

7

2

5

6.

Полезные ископаемые, распространенные в своей

местности (2-3 названия), их использования

человеком. Местонахождение на карте.

16

6

10

III.

Раздел «Декоративно-прикладное

искусство»

36

8

28

1.

Традиции

и

быт

народов,

проживающих

на

территории

Красноярского

края,

в

том

числе

коренных малочисленных народов Севера.

14

4

10

2.

История костюма и национальные особенности.

Орнамент

6

2

4

3.

Промыслы. Материал, используемый для развития

промыслов

8

2

6

4.

Коллекции народных промыслов и декоративно-

прикладного искусства в ведущих краеведческих

музеях

Красноярского

края

и

Туруханском

краеведческом музее.

8

-

8

IV.

Раздел «Историческая тропа»

34

18

16

1.

Символика села, района, края.

10

6

4

2.

В а ж н ы е

с о б ы т и я

Т у р у х а н с к о г о

к р а я ,

Туруханского

района.

Важные

сведения

из

истории района, села. Будущее села Туруханск.

6

2

4

3.

Экскурсии по достопримечательным местам села,

прогулки

8

6

2

4.

Игра – конкурс «Знатоки родного края»

10

4

6

Итого

144

57

87

5

Содержание дополнительной образовательной программы

1 год обучения

I РАЗДЕЛ

Тема № 1. Формирование коллектива

Знакомство с Центром «АИСТ». Традиции и правила коллектива «Краеведы»,

знакомство с кодексом краеведа. Посвящение в члены коллектива.

Игра «Будем знакомы», Составление панно «Вот мы какие!».

Тема № 2. Введение в программу. Я и моя история.

Теория: Основные понятия: семья, род, структура семьи. Чем и кем

гордится твоя семья? Что ей дорого? Что хранит для будущих потомков?

Практика:

фотовыставка «О чем рассказала фотография»;

праздник «Семейные посиделки»;

час общения «Бабушкин сундук».

Форма отчета: подготовить устный рассказ или написать сочинение о

любом из родственников, можно рассказ родных об интересных случаях их

жизни (в сочинении должно быть не менее 50 слов), выставка книг устного

народного творчества (сказки, песни, частушки, прибаутки и т.д.) о

родственниках или о родственных отношениях.

Тема № 3. История моей улицы

Теория: В каком ты живёшь районе села, на какой улице? Как ты

думаешь, почему так называется твоя улица? Какие важные исторические,

социальные объекты находятся на твоей улице? Знаешь ли ты, именами, каких

героев и выдающихся людей названы улицы нашего села?

Практика:

Экскурсия по улицам села;

Викторина ««Улицы Туруханска»;

Выставка рисунков «Я рисую улицу»;

Форма отчета: устный рассказ, мини-сочинения, получение звания

«Знаток своей улицы»

Тема № 4. Туруханск - моя малая родина

Теория: происхождение названия «Туруханск». Туруханск на карте

Красноярского

края.

Основные

достопримечательности

села,

социальные

объекты.

История

основания

Туруханска,

Свято-Троицкого

монастыря.

Исторические сведения о

Василии Мангазейском, Луке Войно-Ясенецком.

Значение села в истории Края.

Практика:

экскурсия в Краеведческий музей;

работа с фотоальбомом «Туруханск»;

просмотр диафильма «Мой Туруханск»;

экскурсия в Свято-Троицкий монастырь;

Форма отчета: подготовка детьми сообщений о Василии Мангазейском,

Луке Войно-Ясенецком, игра-викторина «Туруханск - мой дом родной»,

выпуск газетной странички «Это интересно»

6

II РАЗДЕЛ

Тема № 1. Введение в мир природы севера

Теория:

Природа родного края. Общая характеристика природы

района. Красота природы, природные богатства. Стихи и песни о родном крае,

в том числе местных поэтов, композиторов.

Практика:

экскурсия в Краеведческий музей;

экскурсия в библиотеку:

работа с фотоальбомом «Туруханск»;

встреча с писателями и композиторами:

Форма

отчёта: конкурс стихов и песен о родном крае, рисунки на тему

«Пейзаж родного края», составление отзывов.

Тема № 2.

Невидимые нити природы

Теория: Природные сообщества родного края (2-3). Эволюция и

смена

природных

сообществ.

Природа

как

важнейшее

условие

жизни

человека. Влияние деятельности человека на природу.

Практика:

экскурсия в лес;

экскурсия в лесничество;

встреча

с

членами

«Малой

биологической

академии,

«Детского

лесничества»

Форма

отчёта: составить памятки о посещении леса, рисунки на тему:

«Защитим мир леса», изготовление кормушек для птиц и животных.

Тема

3.

Природные

зоны

края.

Карта

природных

зон

Красноярского края.

Теория:

Красноярский край на карте России. Особенности

геологического строения. Рельеф. Природные ландшафты.

Практика:

работа с картой природных зон Красноярского края;

экскурсия в Краеведческий музей;

просмотр видеофильма

Формы отчета: мини-отчёты, фотографии.

Тема № 4.

Заповедники и музейные комплексы. Заповедник

«Столбы».

Теория:

Природные памятники Красноярского края. Заповедники и

национальные парки Красноярского края.

Практика:

работа с фотоальбомами;

просмотр видеофильма;

выставка фотографий;

встреча с очевидцами

Формы отчёта: составление кроссворда, выпуск газетной странички «Это

интересно»

Тема

5.

Центральный

Сибирский

биосферный

заповедник

Туруханского района.

Теория:

Природный памятник Туруханского района. Заповедники и

национальные парки Туруханского района.

Практика:

работа с фотоальбомами;

7

просмотр видеофильма;

выставка фотографий;

встреча с очевидцами

Формы отчёта: составление кроссворда, выпуск газетной странички «Это

интересно»

Тема № 6. Полезные ископаемые, распространенные в своей

местности

(2-3

названия),

их

использования

человеком.

Местонахождение на карте.

Теория: Полезные ископаемые Красноярского края, Туруханского

района. Их использование человеком. Охрана недр.

Практика:

работа с физической картой Красноярского края;

работа с коллекцией минералов

посещение библиотеки

Формы

отчёта: подготовить сообщение об одном из распространенных

полезных ископаемых нашего края и его использовании человеком.

III РАЗДЕЛ

Тема № 1.

Традиции и быт народов, проживающих на

территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных

народов Севера.

Теория: Народы, населяющие Красноярский край (2-3) обычаи,

характерные особенности быта. Коренные малочисленные народы Севера.

Практика:

работа с календарём;

работа с фотоальбомом «Туруханск»;

экскурсия в Краеведческий музей;

просмотр видеофильма

Формы

отчета: проведение праздника «Северные посиделки», устные

рассказы.

Тема № 2.

История костюма и национальные особенности.

Орнамент

Теория: Народные художественные промыслы. Художественное

рукоделие. Характеристика вышивок, украшений и т.д. Умельцы нашего села.

Практика:

экскурсия в Краеведческий музей;

работа с фотоальбомами;

встреча с умельцами.

Форма отчета: изготовление сувенира из бисера, выставка.

Тема № 3.

Промыслы. Материал, используемый для развития

Промыслов.

Теория: Знакомство с промыслами.

Практика:

просмотр видеофильма;

работа с фотоальбомом «Туруханск»;

проведение праздника «День реки»

Форма отчёта: мини-отчёт, сообщения, знакомства с блюдами

национальной кухни.

8

Тема № 4. Ведущие краеведческие музеи Красноярского края.

Туруханский краеведческий музей.

Практика:

заочная

экскурсия

по

улицам

и

достопримечательным

местам

столицы края;

экскурсия в Краеведческий музей;

экскурсия в библиотеку;

просмотр видеофильма.

Форма отчёта: фотоотчёт, выпуск газетной странички «Это интересно»,

Викторина «Всякому мила своя сторона», составить кроссворд

IV РАЗДЕЛ

Тема № 1. Символы государственной власти села, края.

Теория:

Символы

государственной

власти

края,

малой

родины

(Туруханского района): герб, флаг.

Практика:

работа с фотоальбомом «Туруханск»;

экскурсия в краеведческий музей;

встреча

с

В.В.Васильевым

автором

современного

герба

села

Туруханск.

Формы отчёта: рисунки символики, устные сообщения.

Тема № 2.

Важные события района. Важные сведения из истории

района, села.

Теория:

Важные события края: рождение села, образование края,

района, перенос столицы Туруханского края. Важные сведения из истории

края. Важные события села:

- далеко-далёко (златокипящая Мангазея)

- Новая Мангазея

- Город Туруханск - Новая Мангазея, 1708-1909

- село Туруханск

Важные сведения из истории села. Будущее моего края

Практика:

экскурсия в библиотеку;

работа с фотоальбомами;

Форма отчёта: мини-сочинения, зарисовки, устные сообщения.

Тема № 3. Экскурсии по достопримечательным местам села,

прогулки.

Теория: Достопримечательности столицы края. Достопримечательности

малой родины и их значение в масштабе края.

Практика:

экскурсии по памятным местам села;

экскурсия в библиотеку;

работа с книгой «Памятные места Красноярского края»;

работа с фотоальбомами.

Формы

отчёта: фотографии

памятных

мест,

составить

коллаж,

сообщения

Тема № 4. Игра – конкурс «Знатоки родного края».

Цель: реализовать на практике навыки и знания, полученные в ходе

обучения.

Практика:

Учащимся предлагается разработать игру о своём родном

посёлке, используя пройденный материал и дополнительную литературу.

9

Форма отчёта: разгадывание кроссвордов, ответы на вопросы викторин

по данной теме.

Учебно - тематический план 2-го года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Раздел «Вот он какой, наш ТУРУХАНСКИЙ

край»

41

14

27

1.

Введение в программу. Край наш

Туруханский.

3

1

2

2.

Заселение русскими Туруханского края.

Основание Туруханска.

3

1

2

3.

Роль казачество в истории Туруханского края.

Быт и нравы казаков.

3

1

2

4.

Занятие первых жителей. Материальная

культура и их нравы.

5

2

3

5.

Роль и влияние Туруханского монастыря на

освоение Туруханского края.

3

1

2

6.

Василий Мангазейский.

2

1

1

7.

Коренные

жители

Туруханского

края.

Их

занятия, обычаи, верования.

10

3

7

8.

Игра

викторина

«Туруханск

мой

край

родной»

12

4

8

2.

Раздел «Мир природы»

22

9

11

1.

Природа и особенность Туруханской земли.

В ы п и с к а

и з

о п и с а н и я

Т о б о л ь с к о г о

наместничества.

4

2

2

2.

Животный мир Труханского района.

7

3

4

3.

Растения Туруханского района.

7

3

4

4.

Охрана природы. Природные заповедники и

заказники.

4

2

2

3.

Раздел «Человек и творчество»

41

20

21

1.

Памятники Туруханского района. Наскальные

рисунки. Место царской ссылки (Сталин,

Свердлов и др.). Репрессированные (Войно-

Ясенецкий).

7

7

-

2.

«Из уст в уста». Устное народное творчество

коренных народов. Заповеди, наставления,

загадки, сказки.

9

3

6

3.

Мифы и легенды.

7

4

3

4.

«Делу

время

потехе

час».

Праздники:

Осенины,

Кузьминки

встреча

зимы,

Святки, Масленица, Пасха, Троица.

18

6

12

4.

Раздел «

Преданья старины глубокой

»

40

11

27

1.

Назначение исторического наследия.

3

1

2

2.

Сегодняшний день Туруханского района и

села. Власть, промышленность, занятия

коренных жителей.

5

2

3

3.

Будущее Туруханского края – Туруханского

района.

3

1

2

4.

Экспедиции.

15

3

12

10

5.

Проектно-исследовательская работа.

14

4

10

Итого

144

54

90

Содержание дополнительной образовательной программы

2 год обучения

I РАЗДЕЛ

Тема № 1. Введение в программу. Край наш Туруханский.

Теория: Знакомство с понятиями «Туруханский край», «малая

родина». Что изучает история Туруханского

края. Источники по истории

Туруханского

края.

Почему

следует

изучать

и

знать

свою

историю.

Уникальность Туруханского края. Территория края. Протяжённость. Природа.

Климат. Богатство Туруханского края. Границы края.

Практика:

экскурсия в библиотеку;

работа с книгой «Памятные места Красноярского края»;

работа с фотоальбомами.

Формы отчёта: рисунки на данную тему, выставка работ, написать

эссе «Туруханск - моя малая родина».

Тема № 2. Заселение русскими Туруханского края. Основание

Туруханска.

Теория: Туруханское зимовье – Новая Мангазея – Туруханск –

Старотуруханск. Село Монастырское – Туруханск.

Практика:

экскурсия в библиотеку;

экскурсия в Старотуруханск;

экскурсия в краеведческий музей;

работа с фотоальбомами.

Формы отчёта: составить «родословную» Туруханского края.

Тема № 3. Роль казачества в истории Туруханского края. Быт и нравы

казаков.

Теория: Казаки – основатели первых острогов. Знакомство с

материалами семейного архива казачьего рода Кандиных. Знакомство с книгой

Н. Кончаловской «Детство Сурикова».

Практика:

экскурсия в библиотеку;

экскурсия в краеведческий музей;

работа с фотоальбомами.

Формы отчёта: составить рассказ, создать презентацию по данной

теме.

Тема № 4. Занятие первых жителей. Материальная культура и их

нравы.

Теория: Чем занимались первые поселенцы? Значение торговли для

Туруханского края. Объяснить что такое честь и слово

купца. Откуда

пошла пословица «Договор дороже денег». Туруханская ярмарка.

Практика:

экскурсия в библиотеку;

экскурсия в краеведческий музей;

работа с информационными источниками.

11

Формы отчёта: создать проект праздника «Туруханская ярмарка» и

провести праздник, составить сборник пословиц и поговорок на тему

долга и чести.

Тема № 5. Роль и влияние Туруханского монастыря на освоение

Туруханского края

Теория: Свято – Троицкий монастырь.

Благодаря таким наукам как

археология,

историческим

документам,

мы

знаем

об

истории

основания

Туруханского района и с. Туруханска. Как был создан монастырь? Что связано

с этим событием? Его роль в дальнейшей судьбе села?

Практика:

экскурсия в библиотеку;

экскурсия в краеведческий музей;

чтение книги «Повесть о Блаженном Василии Мангазейском и о

начале Туруханского Троицкого монастыря»;

работа с информационными источниками.

Формы отчёта: рисунок монастыря: «Каким ты представляешь

монастырь?», написать мини - сочинение по данной теме.

Тема № 6. Василий Мангазейский.

Теория: Святой мученик Василий Мангазейский.

Практика:

посещение Свято - Троицкого монастыря;

чтение книги «Повесть о Блаженном Василии Мангазейском и о

начале Туруханского Троицкого монастыря».

Формы отчёта: фотоотчёт, составить календарь дней памяти святого

Василия Мангазейского.

Тема № 7. Коренные жители Туруханского края. Их занятия, обычаи,

верования.

Теория: Коренные народы Севера, населяющие Туруханский район.

Практика:

экскурсия в краеведческий музей;

встреча с заведующей лабораторией «Коренных малочисленных

народов»

работа с информационными источниками.

Формы отчёта: проект «Соседи», о быте и традициях коренных жителей

Туруханского района.

Тема № 8. Игра – викторина «Туруханск – мой край родной».

Цель: раскрыть внутренний смысл игры. Игра развивает, пополняет

знания по этой теме, расширяет в целом кругозор, заставляет думать,

находить решения.

В игре используются викторины и кроссворды, где заложены вопросы

из истории Туруханска.

Форма отчёта: учащиеся составляют самостоятельно кроссворды,

составляют вопросы для викторины, участие в командной игре «Умники и

умницы» по данной теме.

12

I

I РАЗДЕЛ

Тема № 1. Природа и особенность Туруханской земли. Выписка из

описания Тобольского наместничества.

Теория: Своеобразие природы Туруханского края.

Практика:

экскурсия в библиотеку;

чтение выписки описания Тобольского наместничества.

Формы отчёта: написать сочинение или мини – сочинения на тему «Я

люблю эту землю», нарисовать рисунки.

Тема № 2. Животный мир Туруханского района.

Теория:

Многообразие животного мира Туруханского района. Причины

с о к р а щ е н и я

ч и с л е н н о с т и

ж и в о т н ы х

и

м е р ы

и х

о х р а н ы .

Практика:

экскурсия краеведческий музей;

экскурсия в библиотеку;

чтение книги «Арктика – мой дом. Природа Севера Земли»;

встреча с членами «Малой биологической академии, «Детского

лесничества».

Формы отчёта: подобрать фотографии животных, нарисовать рисунки,

подготовить сообщения. создать открытки по данной теме с помощью

ИКТ.

Тема № 3. Растения Туруханского района.

Теория:

Многообразие растительного мира Туруханского района.

Лекарственные

растения

Туруханского

района,

их

использование.

Практика:

экскурсия краеведческий музей;

экскурсия в библиотеку;

чтение книги Арктика – мой дом. Природа Севера Земли;

встреча с членами «Малой биологической академии, «Детского

лесничества».

Формы отчёта: подобрать фотографии животных, нарисовать рисунки,

подготовить сообщения. создать открытки по данной теме с помощью

ИКТ.

Тема № 4. Охрана природы. Природные заповедники и заказники.

Теория:

Редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные

в Красную книгу Красноярского края. Елогуйский республиканский эколого-

этнографический федеральный заказник. Игарский музей «Вечной мерзлоты»

Практика:

заочная

экскурсия,

знакомство

с

экспонатами

музея

«Вечной

мерзлоты»;

экскурсия в библиотеку;

работа с информационными источниками.

просмотр видеопрезентации «Музей вечной мерзлоты».

Формы отчёта: составление мини-отчётов, составление рефератов по

данной теме.

II

I РАЗДЕЛ

13

Тема

1.

Памятники

Туруханского

района.

Наскальные

рисунки.

Место царской ссылки (Сталин, Свердлов и др.). Репрессированные

(Войно-Ясенецкий).

Теория:

Путешествуя от Туруханского зимовья к Туруханску.

Практика:

экскурсия в библиотеку;

экскурсия в этнографический музей;

просмотр фотоальбомов.

Форма отчёта: фотоотчёт, составить проект по данной теме.

Тема № 2. «Из уст в уста». Устное народное творчество коренных

народов. Заповеди, наставления, загадки, сказки.

Теория:

Произведения устного народного творчества (сказки, малые

фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие) коренных

малочисленных народов Севера, проживающих на территории Туруханского

района: кетов, эвенков, селькупов. Сходство и различие сказок коренных

малочисленных народов Севера, проживающих на территории Туруханского

района.

Практика:

чтение сказок;

встреча с составителями книги «Кетские детские сказки».

Форма

отчёта: нарисовать

иллюстрацию

к

сказке

(можно

компьютерную), составить и записать с помощью ИКТ свою сказку.

Тема № 3. Мифы и легенды.

Теория:

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

Практика:

чтение книги «Золотые сказы Енисея»;

чтение сказок народов Туруханского района.

Форма

отчёта: нарисовать иллюстрацию (можно с помощью ИКТ),

составить и записать свою легенду с помощью ИКТ.

Тема

4.

«Делу

время

потехе

час».

Праздники:

Осенины,

Кузьминки – встреча зимы, Святки, Масленица, Пасха, Троица.

Теория:

Праздники. Обряды и обычаи. Народный календарь. Приметы и

погода.

Практика:

знакомство с историей и традициями праздников;

14

работа с информационными источниками;

просмотр видеозаписи праздников;

составление дневника – наблюдений;

участие в проведение праздников.

Форма отчёта: нарисовать рисунки; подобрать песни, частушки игры

поданной теме; записать фрагмент праздника; конкурсы чтецов; подготовить

костюм; подготовить выступление и выступить; составить проекты праздников,

конкурс проектов.

IV

РАЗДЕЛ

Тема № 1. Назначение исторического наследия.

Теория:

Развитие села Туруханска, как центра местной провинции с

первых лет существования. История основания Туруханского района и села

Туруханска. Значение символики в развитии села. Прошлое Туруханского

района. Знаменитые люди.

Практика:

работа с информационными источниками.

Форма отчёта: мини-сочинения, устный рассказ, составить каталог

информационных источников по данной теме.

Тема

2.

Сегодняшний

день

Туруханского

района.

Власть,

промышленность, занятия коренных жителей.

Теория:

Край,

в

котором

мы

живем.

Символы

Туруханского

района.

О р г а н ы

г о с у д а р с т в е н н о й

в л а с т и .

М е с т н о е

с а м о у п р а в л е н и е

Устав Туруханского района, муниципального образования – основные законы

развития района и села. Знаменитые люди Туруханского района, села.

Практика: экскурсия в библиотеку;

экскурсия в этнографический музей;

просмотр фотоальбомов;

встречи с представителями власти;

знакомство с информационными источниками.

Форма отчёта: составить и задать вопрос по данной теме, составить лист

- опрос.

15

Тема № 3. Будущее Туруханского края – Туруханского района.

Теория:

История Туруханского края – Туруханского района имеет далёкое

будущее.

Практика:

экскурсия в библиотеку;

знакомство

с

презентацией

«Комплексная

программа

социально-

экономического

развития

муниципального

образования«Туруханский

район» на период с 2009 по 2017 годы.

Форма

отчёта: написать эссе на тему «Каким ты представляешь своё

будущее в Туруханском районе», нарисовать рисунки «Моё село через 10

лет».

Тема № 4. Экспедиции.

Цель: реализовать на практике навыки и знания, полученные в ходе

обучения.

Задание:

1.

Собрать ценный этнографический материал, используя, воспоминания

сторожилов.

2.

Исследовать собранные вещественные находки.

3.

Оформить альбом по итогам экспедиции;

4.

Разработать мини-проект по возможным способам сбора

этнографической информации.

5.

Составить опросный лист.

Форма отчёта: устный отчёт, нарисовать рисунки, сделать фотографии,

знакомство с собранными экспонатами, составить альбом.

Тема № 5. Проектно – исследовательская работа.

Теория:

Понятие проектной деятельности. Этапы работы над проектом.

Типы и виды проектов. Выбор темы. Сбор информации. Создание проекта

Презентация продукта.

Типы, виды, формы презентаций. Планирование

презентации.

Подготовка

и

проведения

презентации.

Письменные

и

наглядные материалы.

Практика:

выбор проблемы;

планирование;

поиск информации;

создание продукта;

презентация.

Форма отчёта: создание проекта, презентация проекта, участие в НОУ.

16

Учебно - тематический план 3-го года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в программу. Памятники истории и

культуры и их охрана.

3

3

-

2.

Фонды музея. Понятие, состав, структура и

основные направления работы с фондами.

12

4

8

3.

Комплектование фондов. Организация работы по

комплектованию фондов музея.

10

4

6

4.

Учет фондов и музейная документация.

10

4

6

5.

Хранение музейных фондов.

6

2

4

6.

Консервация и реставрация музейных предметов.

10

4

6

7.

Музейная экспозиция. Понятие, содержание и

требования к экспозиции. Проектирование

экспозиции.

14

4

10

8.

Практическая работа по материалам экспозиций:

«Я родом из детства». «Дом пионеров. Эпоха

становления», «Центр «АИСТ». Эпоха

становления», «Центр «АИСТ». Старт в

XXI

век»,

«Ходили мы в походы».

24

6

18

9.

Организация экскурсионной работы.

16

6

10

10

Подготовка и защита доклада, научного

сообщения, путеводителя по одному из разделов

экспозиции музея, отреставрированного музейного

предмета, проведение самостоятельной экскурсии.

8

2

6

11.

Экспедиции.

15

3

12

12.

Ролевая игра «Я – экскурсовод».

16

4

12

Итого:

144

46

98

Содержание дополнительной образовательной программы

3 год обучения

Тема № 1. Введение в курс. Памятники истории и культуры и их

охрана.

Теория:

Что будем изучать на курсе? Что такое памятники

истории и культуры? Виды памятников (истории, искусства, археологические,

архитектурные, литературные и др.).

Охрана памятников истории и культуры.

Музеи и их назначение. Что такое музей? История возникновения музеев.

Типы музеев. Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия.

Показ видеоматериалов.

Тема № 2. Фонды музея.

Теория: Понятие «фонды музея». Типы музейных предметов.

Вещественные, изобразительные, письменные источники, фонозаписи,

кинофильмы и др. Понятие «ценность музейного предмета». Уникальные и

типовые музейные предметы. Требования к фондам музея. Организация

фондов музея. Основные задачи организации фондов. Состав фондов.

Структура фондов. Основные направления фондовой работы.

Практика: Ознакомление с фондами этнографического музея.

Занятия по определению типов музейных предметов фонда, их ценности,

умению определить уникальные, типовые и вспомогательные материалы.

17

Тема № 3. Комплектование фондов.

Теория: Значение и основные задачи комплектования фондов.

Методика изучения музейных предметов. Определение (атрибуция) музейных

предметов — выявление присущих предмету признаков. Классификация и

систематизация музейных предметов. Системы классификаций. Интерпретация

предметов — синтез результатов определения и классификации. Организация

работы по комплектованию фондов. Этапы комплектования фондов.

Источники, организационные формы и планирование комплектования фондов.

Практика: Разбор и систематизация коллекций фонда, отбор

предметов для экспозиции музея, выявление присущих предмету признаков.

Тема № 4. Учет фондов и музейная документация.

Теория: Задачи учета музейных фондов. Фондовая документация

как

информационная

система.

Учет фондов

и

учетная

документация.

Каталогизация музейных фондов.

Практика: Заполнение учетных документов: инвентарных

карточек, описей и т.п.

Тема № 5. Хранение музейных фондов.

Теория: Режимы хранения фондов. Система хранения

музейных фондов.

Практика:

Знакомство с особенностями хранения музейных

фондов.

Тема № 6. Консервация и реставрация музейных предметов.

Теория: Задачи консервации и реставрации. Осмотр и отбор

предметов

для

реставрации.

Средства

и

методы

реставрации

музейных

предметов.

Практика: Реставрация музейных предметов.

Тема № 7. Музейная экспозиция.

Теория: Основные понятия. Принципы и структура построения

экспозиций.

Экспозиционные

материалы.

Проектирование

экспозиций.

Дизайн экспозиции.

Практика: Изготовление планшетов, их заполнение

археологическими материалами.

Составление

пояснительных

текстов.

Этикетаж.

Тема № 8. Практическая работа по материалам экспозиций: «Я

родом

из

детства».

«Дом

пионеров.

Эпоха

становления»,

«Центр

«АИСТ».

Эпоха

становления»,

«Центр

«АИСТ».

Старт

в

XXI

век»,

«Ходили мы в походы».

Теория: ЦДТ «АИСТ» - страна детства, где дети занимаются

творчеством, мечтают, добиваются, чтобы мечты их осуществились. Центру –

55. Коллективы. Традиции центра. Достижения. Педагоги центра. Творческая

жизнь коллектива воспитанников и педагогов Центра. Будущее дома окнами в

детство.

Тема № 9. Организация экскурсионной работы.

Теория: Экскурсия, ее функции. Виды экскурсий. Этапы

подготовки

экскурсии.

Путеводители

по музею.

Методика

проведения

экскурсий. Этика экскурсовода. Этика экскурсанта.

18

Практика: Подготовка путеводителей по отдельным разделам

экспозиции музея, проведение учащимися самостоятельных экскурсий.

Тема № 10. Экспедиции.

Цель: реализовать на практике навыки и знания, полученные в ходе

обучения.

Задание:

1.

Собрать ценный этнографический материал, используя, воспоминания

старожилов.

2.

Исследовать собранные вещественные находки.

3.

Оформить альбом по итогам экспедиции;

4.

Разработать мини-проект по возможным способам сбора

этнографической информации.

5.

Составить опросный лист.

Тема № 11. Подготовка и защита доклада, научного сообщения,

п у т е в о д и т е л я

п о

о д н о м у

и з разделов

экспозиции

музея,

о т р е с т а в р и р о в а н н о г о

м у з е й н о г о

п р е д м е т а , проведение

самостоятельной экскурсии.

Тема № 12. Ролевая игра «Я – экскурсовод»

Учащимся

предлагается

самим

разработать

и

провести

экскурсию.

Используя пройденный материал и музейные экспозиции.

Форма отчёта для всех тем занятий: подготовка и защита доклада, научного

сообщения,

путеводителя

по

одному

из

разделов

экспозиции

музея,

отреставрированного музейного предмета, проведение самостоятельной экскурсии.

Учебно - тематический план 4-го года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Фонды музея. Понятие, состав, структура и основные

направления работы с фондами.

3

3

-

2.

Комплектование фондов. Организация работы по

комплектованию фондов музея.

12

4

8

3.

Учет фондов и музейная документация.

10

4

6

4.

Хранение музейных фондов.

10

4

6

5.

Консервация и реставрация музейных предметов.

6

2

4

6.

Музейная экспозиция. Понятие, содержание и

требования к экспозиции. Проектирование экспозиции.

10

4

6

7.

Практическая

работа

по

материалам

экспозиций:

«История

земли

Туруханской»,

« А б о р и г е н ы

Туруханского

района»,

«Из

истории

геологии

Туруханского

района»,

«Оживают

имена

героев»,

«Мёртвая дорога», «С новыми идеями

- в новое

тысячелетие».

46

14

32

8.

Организация экскурсионной работы.

8

2

6

9.

Папка экскурсовода, краеведа.

16

6

10

10

Подготовка и защита доклада, научного сообщения,

путеводителя по одному из разделов экспозиции

музея, отреставрированного музейного предмета,

проведение самостоятельной экскурсии.

8

2

6

11.

Экспедиции.

15

3

12

6

Итого:

144

48

96

19

Содержание дополнительной образовательной программы

4 год обучения

Тема № 1. Фонды музея.

Теория: Понятие «фонды музея». Типы музейных предметов.

Вещественные, изобразительные, письменные источники, фонозаписи,

кинофильмы и др. Понятие «ценность музейного предмета». Уникальные и

типовые музейные предметы. Требования к фондам музея. Организация

фондов музея. Основные задачи организации фондов. Состав фондов.

Структура фондов. Основные направления фондовой работы.

Практика: Ознакомление с фондами этнографического музея.

Занятия по определению типов музейных предметов фонда, их ценности,

умению определить уникальные, типовые и вспомогательные материалы.

Тема № 2. Комплектование фондов.

Теория: Значение и основные задачи комплектования фондов.

Методика изучения музейных предметов. Определение (атрибуция) музейных

предметов — выявление присущих предмету признаков. Классификация и

систематизация музейных предметов. Системы классификаций. Интерпретация

предметов — синтез результатов определения и классификации. Организация

работы по комплектованию фондов. Этапы комплектования фондов.

Источники, организационные формы и планирование комплектования фондов.

Практика: Разбор и систематизация коллекций фонда, отбор

предметов для экспозиции музея, выявление присущих предмету признаков.

Тема № 3. Учет фондов и музейная документация.

Теория: Задачи учета музейных фондов. Фондовая документация

как

информационная

система.

Учет фондов

и

учетная

документация.

Каталогизация музейных фондов.

Практика: Заполнение учетных документов: инвентарных

карточек, описей и т.п.

Тема № 4. Хранение музейных фондов.

Теория: Режимы хранения фондов. Система хранения

музейных фондов.

Практика:

Знакомство с особенностями хранения музейных

фондов.

Тема № 5. Консервация и реставрация музейных предметов.

Теория: Задачи консервации и реставрации. Осмотр и отбор

предметов

для

реставрации.

Средства

и

методы

реставрации

музейных

предметов.

Практика: Реставрация музейных предметов.

Тема № 6. Музейная экспозиция.

Теория: Основные понятия. Принципы и структура построения

экспозиций.

Экспозиционные

материалы.

Проектирование

экспозиций.

Дизайн экспозиции.

20

Практика: Изготовление планшетов, их заполнение

археологическими материалами.

Составление

пояснительных

текстов.

Этикетаж.

Тема № 7. Практическая работа по материалам экспозиций:

«

История

земли

Туруханской»,

«Аборигены

Туруханского

района»,

«Из

истории

геологии

Туруханского

района»,

«Оживают

имена

героев»,

«Мёртвая дорога», «С новыми идеями - в новое тысячелетие».

Теория: Изучение истории села и составление летописи с

момента возникновения до наших дней. Национальный состав села в разные

годы. Миграция населения. Духовная культура: обычаи, обряды, праздники,

религиозные особенности. Трагическая страница истории. Памяти павших.

Стройка № 503. Герои нашего времени. Богатства северной земли.

Практика:

Тема № 8. Организация экскурсионной работы.

Теория: Экскурсия, ее функции. Виды экскурсий. Этапы

подготовки

экскурсии.

Путеводители

по музею.

Методика

проведения

экскурсий. Этика экскурсовода. Этика экскурсанта.

Практика: Подготовка путеводителей по отдельным разделам

экспозиции музея, проведение учащимися самостоятельных экскурсий.

Тема № 9.

Папка экскурсовода, краеведа.

Теория: Экскурсия – творческий процесс, подготовка к

экскурсии момент

важный, в ней залог успеха. Специалист должен

готовиться к экскурсии постоянно, подбирая необходимый материал.

Практика: Собрать папку экскурсовода. Подготовьте рассказ по

выбранной теме, используя папку экскурсовода.

Тема

10. Подготовка и защита доклада, научного

сообщения, путеводителя по одному из разделов экспозиции музея,

о т р е с т а в р и р о в а н н о г о

м у з е й н о г о

п р е д м е т а , проведение

самостоятельной экскурсии.

Тема № 11. Экспедиции.

Цель: реализовать на практике навыки и знания, полученные в ходе

обучения.

Задание:

1.

Собрать ценный этнографический материал, используя, воспоминания

старожилов.

2.

Исследовать собранные вещественные находки.

3.

Оформить альбом по итогам экспедиции;

4.

Разработать мини-проект по возможным способам сбора

этнографической информации.

5.

Составить опросный лист.

Форма отчёта для всех тем занятий: подготовка и защита доклада, научного

сообщения,

путеводителя

по

одному

из

разделов

экспозиции

музея,

отреставрированного музейного предмета, проведение самостоятельной экскурсии.

21

Методическое сопровождение

Изучение

программы проходит

в форме игры или в форме игры-

путешествия в мир прошлого. Занятия проводятся в разнообразных формах:

беседы, игры, театрализация, экскурсии и др. На них факты истории русской

культуры становятся поводом для обсуждения духовно-нравственных проблем

современной жизни. Формы работы подбираются с учетом возраста учащихся.

В первый год обучения закладываются основы будущих знаний и

умений.

Педагог

учит

детей

коротким

устным

ответам,

ведению

записей

творческих работ, участию в различных занятиях с итоговыми элементами, а

также закрепляет навыки устной речи и обогащение словарного запаса детей.

При проведении занятий проводится работа детей в альбомах для творчества.

Кроме

рисунков,

схем,

сочинений

детей

по

темам

данной

программы

собираются статьи из газет, фотографии, открытки. Педагог старается увлечь

детей оформлением своего альбома, который в конце года может превратиться

в

энциклопедию

народных

традиций,

собранную

самим

ребенком.

Используются

материалы

из

истории

Красноярского

края

и

Туруханского

района. Больше количество часов выделено на практическую часть.

Во второй год обучение идёт «погружение» в историю Туруханского

края Туруханского района, истории

села Туруханск. Изменяются формы

отчета:

рефераты,

эссе,

проекты.

Работы

оформляются

с

помощью

ИКТ.

Учащиеся становятся

участниками НОУ. Педагог продолжает учить искать

информацию по заданной теме, использовать различные информационные

источники, создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров,

создавать и оформлять исследовательские работы.

Первые два

года занятий вначале дается развернутый материал по

рассматриваемой

теме,

проводится

его

обсуждение

и

затем

на

примере

экспонатов музея идет закрепление материала. Учащимся заранее предлагается

подготовить материал по данной теме и обосновать его выбор. На занятиях идет

обсуждение выбора, разгорается дискуссия. Затем на примере соответствующего

раздела экспозиции музея ученики сами находят либо подтверждение, либо

ошибочность

выдвинутых

ими

гипотез.

Это

помогает

им

глубже

понять

материал, учит их аргументированно защищать свой выбор.

На третий – четвёртые годы занятий учащиеся, уже умеют отбирать

материал по теме, определять по значимости, хорошо ориентирующиеся в

отборе

информационных

источников,

знакомые

с

музеями

района,

края.

Поэтому

занятия

проводятся

в

фондах

музея

и

носят

практическую

направленность. Наибольший

интерес

для

ребят

этого

года

обучения

представляют разбор коллекций и реставрационные работы. Реставрированные

руками учащихся предметы выставляются в музее с указанием их фамилий.

Наиболее трудной темой для некоторых ребят этого года обучения

является тема 3 «Учет фондов и музейная документация», так как ее освоение

требует

значительной

усидчивости,

кропотливости,

терпения

и

внимания.

Наиболее интересным и доступными являются занятия в музее с экспозициями

по истории

родного края, истории ЦДТ «АИСТ» и др. У

них появляется

возможность

не

только

знакомиться

с

историей,

но

и

стать

летописцами

истории своего края.

Итогом занятий по программам 3-го и 4-го годов обучения,

служат

подготовленные

рефераты,

доклады,

участие

в

окружных,

городских

и

всероссийских

конференциях,

в школьных

научных

обществах,

отреставрированные

предметы.

Наиболее

эффективной,

на

наш

взгляд,

является следующая форма проверки достижений учащихся — подготовка и

проведение самостоятельных экскурсий по музею.

22

Подготовка

и

проведение

экскурсии

это

один

из

аспектов

педагогической деятельности с нестандартными ситуациями, причем достаточно

сложный, требующий специальных навыков, которые ребята приобретают при

изучении основ экскурсоведения. Экскурсовод — это и преподаватель, и

актер, и оратор, и собеседник, и дипломат, и психолог в одном лице. Ребята

самостоятельно

выбирают

тему

экспозиции

и

подготавливают

на

основе

путеводителя свой рассказ, опирающийся на хорошее знание фактов и на

жесткую структуру экспозиции, при этом поощряется изучение дополнительной

литературы. Акцент делается на добрый диалог, а не на вещание огромного

количества

фактов,

которые, как правило, быстро вылетают из головы и

вызывают

утомление. Перед

учащимися

ставится

задача

интересно

и

познавательно

за

короткое

время

рассказать

о

том

или

ином

экспонате,

одновременно не теряя контакта с аудиторией, замечать ее реакцию и умело

направлять ее интерес.

Вначале

проводится

пробная

экскурсия

с

последующим

анализом,

замечаниями и рекомендациями самих ребят и, при необходимости, педагога.

Затем

учащиеся

проводят

экскурсию

для

своих

учеников.

Занятия

по

программе

предусматривают

также

подготовку

постоянной

группы

экскурсоводов

из

числа

обучающихся,

которые

могли

бы

проводить

самостоятельные обзорные и тематические экскурсии по этнографическому

музею,

в

том

числе

и

на

английском

языке, для

гостей,

а

также

при

проведении «Дня открытых дверей».

Ребята,

проводя

экскурсии,

избавляются

от

неуверенности

в себе,

развивают

способности

оратора,

овладевают

искусством

общения.

Деятельность в роли организаторов и экскурсоводов позволяет позитивно

реализовать желание подростков самоутвердиться, способствует выработке у

ребят потребности в постоянном получении знаний, расширении кругозора,

воспитании

чувства

сопричастности

к

системе

культурных

ценностей,

в

формировании

у

них

навыков

общественной,

психолого-педагогической,

исследовательской, организационной и экскурсионной работы.

Информационные источники, используемые учащимися:

1.

Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока.–

Красноярск, 1989.

2.

Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия

школьника. М.: Северные просторы, 2001

3.

Арктика – мой дом. Природа Севера Земли. Полярная энциклопедия

школьника. - М.: Северные просторы, 2001

4.

Данилов А.А. Справочник школьника: История России IX-XIX века. – М.:

Дрофа, 1999.- 416 с.

5.

Дневник школьника Красноярского края, Красноярск, 2004

6.

Зверева Р.П. Страна моя оленья.- Новосибирск: новосибирское книжное

издательство, 1989.

7.

Золотая книга Красноярского края.Красноярск, 2004

8.

Золотые сказы Енисея. Красноярск, 2007

23

9.

Ермаков В. Большая медведица: сказки народов Севера. Красноярск,

1990

10.

Край Туруханский. - М.: 2008.

11.

Кублицкий Г. И. Уходит река к океану. 1976 г.

12.

Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах

исследователей (XVII-XX в.) – М.: Северные просторы, 2002

13.

Немтушкин А. Метки на оленьем ухе. Красноярск, 1998

14.

Немтушкин А. Мне снятся небесные олени. М.: «Современник»,

1987

15.

Повесть

о

Блаженном

Василии

Мангазейском

и

о

начале

Туруханского Троицкого монастыря, 2004

16.

Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.- М.:

Северные просторы, 2002

17.

Путеводитель Красноярского края. 2004

18.

Сказки народов Севера/Сост. В.В. Винокурова, Ю.А. Сем; С 42

Худож. А.М Гусаров. – Л.: Просвещение, Ленингр. от-ние, 1991.

19.

Слово родного края. Красноярск, 1997

20.

Статейнов Анатолий. «Роев ручей» Красноярск, 2007

21.

Тешкин Ю. В день первого снега. М.: Современник, 1990

22.

Тихая моя Родина: Стихотворения отечественных поэтов XX века.

М.: Астрель - Аст, 2004

23.

Туруханск

северная

вотчина

государства

российского.

Красноярск, 2004.

24.

Час мужества: Стихи о войне. М., 2005

25.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь

русского языка: Значение и происхождение слов.- М.: Дрофа; Русский

язык, 1997. –т 400с.

26.

Я живу в России. М.: Просвещение, 2001

Информационные источники, используемые педагогом:

1.

Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых

людей. Полярная энциклопедия школьника. М.: Северные просторы, 2001

2.

Арктика

мой

дом.

Народы

Севера

Земли.

Полярная

энциклопедия

школьника. М.: Северные просторы, 2001

24

3.

Арктика

мой

дом.

Природа

Севера

Земли.

Полярная

энциклопедия

школьника. - М.: Северные просторы, 2001

4.

Баранов

А.А.

Особо

охраняемые

животные

Приенисейской

Сибири.

Красноярск, 2006

5.

Булатова Н.Я. Эвенкийские сказания. Санкт - Петербург: «Дрофа», 2008

6.

Была война и была победа. Красноярск, 2005

7.

Вернер Г.К. Словарь кетско-русский и русско-кетский. Санкт-Петербург:

«Дрофа», 2002

8.

Волина

В.В.

В

гостях

у

природы.

Санкт

-

Петербург:

Виктория

-

Специальная Литература, 1997

9.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.

10.

Край Туруханский. - М.: 2008.

11.

Красноярск в четырёх веках 1628-2003. И.Д. «Издательство проекты»,

2003

12.

Кривоногов В.П. Кеты на пороге тысячелетия. Красноярск, 1998

13.

Кетские народные сказки. Красноярск, 2006 Кетские сказки. Санкт-

Петербург: Отделение издательства «Просвещения», 1998

14.

Комарова Т.Тем, кто в забвенье брошен был судьбой. Красноярск, 2007

15.

Ледкова Ю.А. Русский язык

в условиях двуязычия. Санкт-Петербург:

«Дрофа», 2008

16.

Максунова З.В. Краткий кетско-русский словарь. Красноярск, 2001

17.

Народы

Севера

и

Сибири

в

условиях

экономических

реформ

и

демократических преобразований. М., 1994

18.

Николаева Г.Х. Картинный словарь кетского языка. Санкт-Петербург:

Филиал издательства «Просвещения», 2004

19.

Никто не забыт. Красноярск, 2005

20.

Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 3./Сост.

Быконя Г.Ф. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1995. – 432 с., ил.

21.

Повесть о Блаженном Василии Мангазейском и о начале Туруханского

Троицкого монастыря. 2004

22.

Поэзия

народов

Крайнего

Севера

и

Дальнего

Востока

России.-

М.:

Северные просторы, 2002

23.

Путеводитель Красноярского края. 2004

24.

Русско-кетский

тематический

словарь.

Санкт-Петербург:

Филиал

издательства «Просвещения», 2007

25.

Сафьянникова Т.М. Декоративно-прикладное искусство эвенков. Санкт-

Петербург: «Дрофа», 2008

25

26.

Сказки народов Севера/Сост. В.В. Винокурова, Ю.А. Сем; С 42 Худож.

А.М Гусаров. – Л.: Просвещение, Ленингр. от-ние, 1991.

27.

Туруханск – северная вотчина государства российского. Красноярск,

2004.

28.

Час мужества: Стихи о войне. М., 2005

29.

Черемисина М.И. Языки коренных народов Сибири. Новосибирск, 1992

30.

Шаповалова

Л.И.

Открыть

красоту:

художественная

культура

Красноярского края. Красноярск, 2006

31.

Шла война народная, 1941-1945. Красноярск, 1985

32.

Щапова Д.А. Материальная культура эвенков в иллюстрациях. Санкт -

Петербург: «Дрофа», 2008

33.

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.

26

27



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники