Автор: Егорова Светлана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №21"
Населённый пункт: г. Ульяновска
Наименование материала: "Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе. Логическое действие сравнение."
Тема: Формирование познавательных УУД
Раздел: начальное образование
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в
начальной школе. Логическое действие сравнение
Особенностью содержания современного начального образования является не
только
то,
что
ученик
должен
знать,
запомнить
и
воспроизвести,
но
и
формирование
универсальных
учебных
действий.
Именно
они
создают
возможность
для
самостоятельного
успешного
усвоения
новых
знаний
и
умений. В качестве основного результата образования выступает овладение
набором универсальных учебных действий, которые позволяют ставить и
р е ш а т ь
в а ж н е й ш и е
ж и з н е н н ы е
з а д а ч и .
Формирование
универсальных
учебных
действий
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
заявлен
как
основной
приоритетный
результат
образования.
Н.Ф.
Талызина,
отечественный
психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в
его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт,
то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс
усвоения
знаний
–
это
всегда
выполнение
учащимися
определённых
п о з н а в а т е л ь н ы х
д е й с т в и й » .
Хочу
остановиться
на
формировании
познавательных
универсальных
учебных
действий:
формирование
общеучебных
действий,
постановку
и
решение
проблемы,
универсальные
логические
действия,
среди
которых
действие сравнение. Сравнение – это логическая операция, направленная на
о п р е д е л е н и е
с ход с т в а
и
о тл и ч и я
с р а в н и в а е м ы х
о б ъ е к т о в .
Формировать логические действия у детей необходимо еще в дошкольном
возрасте. Практика показывает, что придя в школу, дети не умеют сравнивать.
Обучение сравнению проходит в 3 этапа: учить сравнивать нужно сначала на
реальных предметах, затем на карточках с изображением хорошо знакомых
предметов, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на
имеющиеся у них представления, и только потом на словах. Часто вместо
сравнения ученики называют только те признаки (чаще всего один – самый
я в н ы й ) ,
к о т о р ы м
р а з л и ч а ю т с я
с р а в н и в а е м ы е
п о н я т и я .
Следуя
требованиям
Федерального
государственного
образовательного
Стандарта, мы учителя, должны сформировать у обучающихся логическое
действие
сравнение
на
базовом
уровне
и
на
повышенном
уровне.
В
учебниках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего
мира
много
заданий,
которые
начинаются
со
слов
«сравни…».
Авторы
учебников предлагают сравнивать числа, выражения, тексты задач, слова,
героев
произведений
и
т.д..,
а
дети
все
равно
слабо
владеют
навыком
сравнения. Возникает вопрос «Почему?». Прием сравнения не усвоен детьми
как прием. В учебниках нет алгоритмов формирования логических операций.
А
ведь
хорошо
сформированные
логические
действия
служат
базой
для
успешного овладения программным материалом. Это значит, что ребенок
должен
владеть
операцией
сравнения
на
хорошем
уровне,
знать,
как
сравнивать, уметь сравнивать без помощи взрослого. Только в этом случает
можно будет перейти к творческому его использованию и конструированию.
Надо сказать, чтобы дети хорошо определяли свойства предмета необходимо
развивать речь обучающихся: обогащать речь ребенка, пополнять активный
словарь
словами-синонимами
(красивый,
прекрасный,),
антонимами
(высокий – низкий).Необходимо обучать ребенка, чтобы он, описывая один и
тот же признак, мог использовать в своей речи разные слова: крохотный,
маленький, большой, огромный, средних размеров, размером с…(предмет).
Именно
эти
слова
будут
использованы
ребенком
при
сравнительном
описании предметов. Объектами сравнения могут быть явления природы,
животные, растения, поступки людей обычаи, традиции.
В
своей
практике
использую прием
«Цветик-семицветик» при
обучении
сравнению.
На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем
классифицировать
или
обобщать:
размер,
форма,
цвет,
поверхность,
материал, назначение. Этот же «Цветик-семицветик» просто необходим при
обучении
написанию
загадок(в
них
используется
описание,
сравнение
с
разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов.
К.Д. Ушинский указывал, что сравнение является основой всякого мышления.
И действительно, для того, чтобы провести классификацию, необходимо,
чтобы ребенок сравнил все предметы и выделил отличительные свойства
предметов, явлений и т.д., Провести обобщение, сериацию, подвести под
п о н я т и е
у ч е н и к
н е
с м о ж е т ,
п о к а
н е
с р а в н и т .
Приведу пример первого шага в алгоритме на формирование логического
действия
классификации:
выделение
признаков,
по
которым
предметы
отличаются
друг
от
друга.
Например:
на
столе
геометрические
фигуры
перемешаны. Задание ребенку «Нам нужно распределить эти фигуры на
группы. Чтобы выполнить правильно задание, тебе нужно посмотреть, чем
о т л и ч а ю т с я
э т и
ф и г у р ы » .
Необходимо специально подобранными заданиями учить детей наблюдать,
сравнивать. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:
1 .
В ы д е л е н и е
п р и з н а к о в
у
о б ъ е к т о в ;
2 .
У с т а н о в л е н и е
о б щ и х
п р и з н а к о в ;
3. Выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков;
4 .
С о п о с т а в л е н и е
о б ъ е к т о в
п о
д а н н о м у
о с н о в а н и ю .
Сравнение
будет
корректным
только
тогда,
когда
оно
используется,
во-
первых, при сравнении однородных предметов и явлений действительности
(растений,
зданий,
животных
и
т.д.);
во-вторых,
когда
сравнение
производится по существенным признакам. Алгоритм проведения действия
сравнения, так же как и любой другой, используемый на уроке математики
или русского языка, направленный на формирование предметных умений,
должен быть всегда перед ребенком, пока не будет сформировано это умение.
А л г о р и т м
д е й с т в и я
с р а в н е н и я
н а
б а з о в о м
у р о в н е
1)Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель
2)Установить
сходство
объектов
по
заданным
критериям
(признакам).
3)Определить
различие
объектов
по
заданным
критериям
(признакам).
4)Сделать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с
п о с т а в л е н н о й
ц е л ь ю .
Игра “Что лишнее?”
( и г р а
н а
с р а в н е н и е
и
о б у ч е н и е
к л а с с и ф и к а ц и и )
Игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов,
но
и
объединить
предметы
в
группы
по
какому-либо
основному,
существенному признаку, проводить классификацию. Для занятий можно
использовать
задание.
Ребёнку
предлагается
ответить
на
вопросы:
•
Ч т о
л и ш н е е ?
•
П о ч е м у ?
•
Н а з о в и
о т л и ч и т е л ь н ы й
п р и з н а к .
• Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
На
каждом
уроке
провожу логическую
разминку. Определить
«лишнее»
слово:
•
с л а г а е м о е ,
в ы ч и т а е м о е ,
м и н у с ,
у м е н ь ш а е м о е ;
•
п од л е ж а щ е е ,
с к а зу е м о е ,
с у щ е с т в и т е л ь н о е ,
о п р е д е л е н и е ;
И г р а
« С к а ж и
н а о б о р о т »
День-ночь, утро-вечер, забыл – вспомнил, сел – встал, север-юг, радостно-
грустно.…
« Ч е м
п о х о ж и
и
ч е м
о т л и ч а ю т с я ? »
Р у ч к а
и
к а р а н д а ш
Р о з а
и
г в о з д и к а
Р е ч к а
и
п р у д
Р о м а ш к а
и
б е р е з а
М а м а
и
д о ч к а
П а п а
и
с ы н о к
Д е в о ч к а
и
м а л ь ч и к
Полезно
предлагать
обучающимся
задания
на
способность
выделять
существенное. Ученик должен к предложенному слову выбрать слово из
с к о б о к .
Н а п р и м е р ,
р е к а
( р ы б а ,
т и н а ,
р ы б о л о в ,
в о д а ) .
Очень полезная в данном случае известная и любимая детская игра «Да-нет».
Ребенок учится формулировать вопросы. Он включает в свои фразы слова:
цвет,
форма,
размер
и
т.д.,
используя
при
этом
«Цветик-семицветик».
Работать
над
формированием
действия
сравнения
необходимо
систематически,
контролировать,
чтобы
перечень
признаков
был
более
полным,
интере сным.
Каждый
признак
должен
быть
о п и с а н
самостоятельным предложением. Конечно, по ходу рассказа учитель следит
за речью ученика, за лексической грамотностью построения предложений.
И с п о л ь з у е м а я
л и т е р а т у р а :
1. Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Говорова, Р.И., Цеханская, Л.И. Игры и
упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного
в о з р а с т а .
М . :
П р о с в е щ е н и е ,
1 9 8 9 . ;
2.
Формирование
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников.
/
Под
ред.
А.А.
Столяра.
–
М.:
Просвещение,
1988.;
3. Куликова Л.И. «Развитие словесно-логического мышления детей младшего
школьного
возраста
в
процессе
учебной
деятельности,
сеть
Интернет;
4. Талызина Н.Ф., педагогическая психология,: Учеб. пособие для студ. сред.
пед.
учеб.
заведений.
-
М.:
Издательский
центр
«Академия»,
1998;
5. Н.В. Гойжа «Интенсивный курс подготовки к школе», Москва, Айрис
П р е с с ,
2 0 0 7 ;
6.
Т.
Е.
Соколова
«Информационно-поисковые
умения
от
наблюдения
и
описания к сравнению», Издательство «Учебная литература», 2008.