Автор: Горбунова Людмила Ивановна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Работа над чтением на начальном этапе" Раздел: начальное образование
Работа над чтением на начальном этапе.
Одной из самых сложных задач при обучении школьников английскому языку является
обучение чтению. Увидев первый раз в учебнике графическое изображение английских
слов, прочитав их хором за учителем, при самостоятельном чтении ученики, тем не менее,
пытаются прочитать слова по буквам, как в русском языке. Многие учащиеся даже к
завершению курса обучения делают при чтении много ошибок.
Чтобы этого не произошло, ещё на этапе знакомства с алфавитом учитель разъясняет
детям, что английское слово не читается по буквам, его надо охватывать взглядом целиком.
Дети знакомятся с правилами чтения гласных в разных типах слогов и приходят к
изучению «Секретов некоторых английских букв». Это долгая работа. Снять напряжение
помогает игра.
Например, после того как ребята познакомились с секретами чтения буквы «с»,
устраивается «аукцион слов». Класс делится на две команды. Одна команда может
покупать слова, в которых буква «c» читается, как [s], а другая – те слова, где «c» читается,
как [k]. Затем учитель в быстром темпе показывает детям карточки со словами cat, can,
cinema, nice и др. Задача команды – успеть выкрикнуть “I buy it” и купить слово. Если
предлагается слово circus, concert, где буква “c” читается как [s] и как [k], то купить могут
и та и другая команда. Кто «купил» больше слов объявляется миллионером. Команда,
набравшая больше слов, побеждает. Игра школьникам понравилась. Такую игру можно
предложить на любое правило чтения.
Традиционные упражнения на тренировку учащихся в чтении слов не вызывают у ребят
интереса, но стоит предложить им игру в «Капитана Флинта», как настроение меняется.
Детям даётся задание прочитать цепочку из слов в учебнике или на доске. Каждое слово –
риф, который можно умело обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведёт класс
через рифы, т.е. читает слова, а ребята хором повторяют их, т.е. следуют за капитаном.
Если капитан ошибся, корабль получает пробоину. Капитану бросают спасательный круг
(хором читают слово правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И
так до тех пор, пока не найдётся капитан, который обойдёт все рифы. Ценно то, что
сколько бы раз ни прочитывалось упражнение, дети следят за капитаном с
неослабевающим вниманием.
Можно варьировать эту игру, выбирая «вождя индейцев», для этого надо метко стрелять
из лука. Каждое верно прочитанное слово – меткий выстрел, неверно прочитанное –
промах. Нравится ребятам выбирать самого ловкого ковбоя: если правильно прочитал
слово, значит, удачно бросил лассо, если неправильно – промахнулся. Эмоциональные
переживания, вызванные игрой, желание во что бы то ни стало достигнуть цели
способствует более глубокому запоминанию иностранных слов и правил чтения.
Работу по закреплению правил чтения следует проводить на каждом уроке. Очень
эффективно упражнение – лепить «снежную бабу» или строить дом. Учитель «бросает»
первый «снежок», т.е. называет слово, например слово “cat”. Дети «катят снежный ком»,
по цепочке называя слова, которые читаются по данному правилу. Мы катим три снежных
кома, каждый ком на три разных правила чтения, и «снежная баба» готова.
Для контроля усвоения правил чтения детям даются индивидуальные карточки с
набором слов. Дети должны сгруппировать слова по правилам чтения и вписать в
карточку. Такие упражнения не занимают много времени, но пользу приносят большую.
Во-первых, повторение правил чтения, во-вторых, повторение изученных слов.
Таким образом, использование дидактических игр в период овладения правилами
чтения в английском языке способствует повышению качества обучения, поддержанию
интереса к предмету.