Автор: Однокол Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25 "Гелиос"
Населённый пункт: Находка
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 3 классе УМК Школа 2100
Тема: Знакомство с понятием сложные слова
Раздел: начальное образование
Учебный предмет: русский язык, «Школа 2100»
Класс: 3
Тема урока: Знакомство с понятием сложные слова.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование понятия сложные слова.
I
.Актуализация
1.Введение в урок.
- Здравствуйте, ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я , друзья.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе
повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского
языка
– Откройте тетрадь.
– Запишите дату.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
2.Чистописание
Камень, кора, кит.
Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в
корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
-Какая это буква? В корне какого слова она находится?
-Будем писать букву к .В корне слова кит она обозначает парный мягкий согласный звук к
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
Ак аак ааак
-Строчная буква к чередуется со строчной буквой а. Буква а пишется перед буквой к в
порядке увеличения на одну.
-Напишите длинный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.
-Зачем мы выполнили это задание? (чтоб писать правильно,…)
2. Повторение.
-В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а
порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в
правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия.
Вот что от них оставалось.
Таблички появляются на слайде.
безударные удвоенные непроизносимые
– Вспомните полные названия этих орфограмм.
1
3. Работа в парах.
– Приведите примеры слов с этими орфограммами.
Ученики диктуют по два слова друг другу. (Упр. 119-дз)
-Зачем
мы
выполнили
это
задание?(некоторые
дети
допускают
ошибки,
чтоб
не
допускать)
4. Словарная работа.
Слова записаны фонетически.
Командир, через, характер, вперед, класс, группа, водопад.
Составьте устно предложение. Группа детей из нашего класса ходили в поход на водопад
Золотари.
Ученик у доски записывает, выделяет орфограммы.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
– Я увидела в тетрадях учеников следующее:
Упражнение 123.
Водопад водопад
– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове водопад?)
– Почему его так назвали? (вода падает с высоты.)
На каие группы можно распределить слова:
Водитель, вода, водопад, упаду, водить, падать, водичка.
вода упаду водитель
водичка падать водить
- В какую группу запишем слово водопад?
-Какой вопрос возникает?
-Может ли такое быть - два корня или всегда один?
-Как это определить?
-Как пишутся эти слова? Как они называются?
2.Работа в группе.
-Догадайтесь, как зовут этих животных.
-Разрезежьте и сложите новые слова. Определите корни слов.
Мухоловка
Горихвостка
Буревестник
Вертишейка
Землеройка
-В чем особенность этих слов? (два корня)
-Как вы их образовали?(сложили из двух корней)
-Предположите как они называются (сложные)
2
3.Формулирование темы урока.
– Проверьте свое предположение. Прочитайте название этих слов на с. 104.
– Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.)
- назовите тему урока.
– Запишите тему урока.( Сложные слова.)
-Какие цели перед нами стоят на уроке? Чему будем учиться?
-Что такое сложные слова?
-Научиться узнавать, составлять эти слова
-Находить корни.
4.ФИЗПАУЗА «Хорошо»
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
5.Упражнение на узнавание сложных слов. Презентация
-Мы с вами ездили в сафари парк. Там наблюдали за повадками животных Приморского
края, которые занесены в Красную книгу.
-Найдите в их названиях сложные слова. Выделите корень.
Слова:
енотовидная собака
белогрудый медведь
белохвостый орлан
-Почему эти слова сложные?(два корня)
-Как мы искали корени?
6.Работа с определением (с. 106).
- О каких словах сегодня узнали?
– Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей
формулировкой.
- Нарисуйте схему сложного слова. ( -------------- о--------- )
Приведите свой пример сложного слова.
7.Физминутка. Песня «Солнышко лучистое»- танцуют
.
3
ΙII. Развитие умений – применение знания.
в ) Упр. 124 стр.105. – развивается умение определять лексическое значение сложных
слов с опорой на значение двух корней.
-Растолкуйте значение слов.
-Рядом с каждым словом запишите только опорные словосочетания.
Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.
ΙV. Итог урока.
-Какие цели урока стояли перед нами?
-Что такое сложные слова?
-Научиться узнавать, составлять эти слова
-Находить корни.
«Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова
– это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными
словами».
– Кто из героев прав?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V.
Рефлексия интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
Желтые- понял, что такое сложные слова.
Зеленые – осознал, что не совсем понял, или еще надо что то узнать
Коричневые –Мне над этим надо еще работать.
2.Оценки.
V. Домашнее задание.
Правило стр.106
На выбор:
1. Упр. 83 («Дидактический материал»).
2. П. Сочинить сказку про сложные слова.
4