Автор: Стафеева Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Кособродская ООШ"
Населённый пункт: Челябинская область, Троицкий район, с. Кособродка
Наименование материала: контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 4 классе
Тема: "Фонетика и графика" "Орфоэпия" "Состав слова" "Лексика" "Морфология" "Синтаксис" "Орфография и пунктуация"
Раздел: начальное образование
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 4 классе
по программе «Школа России».
Составитель: учитель начальных классов первой категории Стафеева Татьяна Сергеевна
1вариант
Раздел «Фонетика и графика»
Цель:
проверить умение различать гласные и согласные звуки
Задания базового уровня.
1.Выделить гласный звук в кружок, а согласный звук в квадрат.
а д к е и в р г о ы б ж э з ш щ а и ч с я к у х ф л ю д ё й у п о с
2.Подчеркни все слова, которые начинаются с согласного звука.
Мячик, белка, яма, дубрава, ель, калоши, шинель, тишина, шишки
низко, соседка, коробка, бумажка, золотой, поглядел, стекло, посинел
вестник, свистнул, местность, красный
Задание повышенного уровня.
3.Выписать из текста слова, которые начинаются с гласного звука.
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него
на лугу мышей ловить. Старик это поначалу не заметил, а мыши обнаглели. Стали
они гнёзда шмелей разорять. Улетели шмели, перестали клевер опылять. Но и тут
ничего не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове, и
перестала она давать молоко.
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_______________________________
Цель: проверить
умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки
Задания базового уровня.
4.Выбери из ряда буквы и запиши в нужное место.
М, щ, й, л, ч, ж, х, ш.
Всегда твёрдые согласные : _____________________________
Всегда мягкие согласные:_________________________________
5. В каком слове произносятся только твёрдые согласные звуки?
Пение, прямо, вагон, колесо
Задание повышенного уровня.
6.
Распредели слова по столбикам .
Груздь, диван, добро, драка, дятел, дюбель, год, дракон, дупло, дерево, ходьба,
лёд
Слова со звуком [д]
Слова со звуком [д']
Цель
:
уметь характеризовать заданный звук.
Задания базового уровня.
7.Выбрать правильное утверждение о звуковом составе слова ель.
первый звук гласный;
первый звук мягкий согласный;
второй звук твердый согласный;
второй звук гласный ударный;
Задание повышенного уровня.
8.Дать характеристику звуков слова ель.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------
Раздел «Орфоэпия»
Цель: проверить умение в правильности постановки ударения.
Задания базового уровня.
9.Укажи слово с ударением на втором слоге.
Километр, сторожит, звоните, документ
,
красивее, парус, барабан, щавель
Задание повышенного уровня.
10.
Выбери из списка и вставь в предложение нужное по смыслу слово. Поставь в нём
знак ударение.
Замок, замок, кружки, кружки.
На горе стоит красивый ______________________________
На двери висит большой_____________________________
Помойте за собой ___________________________________
Ребята рисовали разноцветные ________________________
Раздел «Состав слова» (морфемика)
Цель: выявить умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова,
подбирать к слову однокоренные слова.
Задания базового уровня.
11.Запиши к данным словам однокоренные слова разных частей речи.
Цветы_______________________________________________________
Звон ________________________________________________________
Бег _________________________________________________________
12.Найди однокоренные слова к слову гора.
1) горный 2) горе 3) горевать 4) горцы
Задание повышенного уровня.
13. Выберите слова, состав которых соответствует схеме
корень → суффикс → окончание
дорожный
цветной
капуста
прогулка
девятка
дружок
Раздел « Лексика»
Цель: выявить умение определять значение слова по тексту или уточнять с
помощью словаря.
14.Прочитай текст. Выпиши из текста выделенные слова, дай им объяснение.
Над горизонтом медленно поднимается неяркое солнце. Наступает утро.
Кайры стоят на лапах, опираются на свои хвосты. Я подумал, Остров встречает нас
птичьим концертом. Время от времени кайры оглашают воздух пронзительным
криком, а другие птицы широко взмахивают своими крыльями.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Раздел « Морфология»
Цель: выявить умение распознавать части речи.
Задания базового уровня.
15.Укажи части речи.
Письмо, цветёт, чайник, заботливый, на, кричать, Митя, красивое, тебя, они, около,
прогулка, красивое.
16.
Слово какой части речи отсутствует в данном предложении?
Вьётся в воздухе листва.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное, предлог
17.Укажи число, род и падеж имён прилагательных.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь
редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок.
18.Укажи лицо каждого местоимения.
Я люблю свою школу.
Скажите, вы хотите мороженого?
Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они вот-вот лопнут.
Задание повышенного уровня.
Цель: выявить умение определять грамматические признаки имен существительных
– род, число, падеж, склонение.
19.Вставить пропущенные буквы, определить род, число, падеж, склонение у
существительных.
Р…бята ж…вут в Санкт-Петербург…( ….скл., …падеж,…род) . За овраг…м ( …
скл., …падеж,…род,...число)
раскинулся
з…ленный
лу…( … скл., …падеж,…
род,...число). Алёна с…дит за ст…лом( … скл., …падеж,…род,...число) и пишет п…
сьмо бабушк…( …скл., … падеж) В…лентин… ( …скл., … падеж) Ивановн…( …
скл., … падеж) Ч…гуевой.
Раздел «Синтаксис»
Цель: выявить умение находить в предложении главные члены предложения.
Задания базового уровня.
20.В каком варианте ответа верно указаны главные члены предложения?
Смолистые шишки украшают вершины елей.
смолистые шишки
шишки украшают
вершины украшают
вершины елей
Цель: выявить умение находить начало и конец предложения.
21.Запиши текст, правильно оформляя предложения.
Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.
Задание повышенного уровня.
Цель: выявить умение выделять предложения с однородными членами.
22.Найди предложение с однородными членами и подчеркни его. Там, где надо,
расставь знаки препинания.
В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики зайцы белки.
Пушистый снег лежал под еловыми лапами.
Из второго предложения выпиши сначала подлежащее и сказуемое, а затем любое
словосочетание.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Цель: выявить умение соотносить орфограмму с изученным правилом
Задания базового уровня.
23. Найди и исправь ошибки в правописании слов.
Наступила ранния висна. Подтёплым сонцем тают последнии снежные
крепости. Звонкоя копель стучит по зимле. В лису пахнет душыстыми почьками.
Зилёныи ёлки вытенули сваи пушыстыи ветки. С берёзке стикает слаткий сок.
24.Какое из данных слов является проверочным для остальных?
плясать
плясун
пляска
плясунья
Задание повышенного уровня.
25. Вставь, где надо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Сколько прекрас…ных м…стеров п…ёт в б…рёз…в…й рощ… в ш…рок…м
пол..! На все лады зв..нят др…зды жав…ронки с…л…в…и.
В в…сенн…м л…су ты услышиш… певч…… др…зда. Яс…ным гол…с…м
вывод…т он гимн в…сне. Рус…кий лес нап…лня…т его звонк…я трель. В
чист…й лазур… звучит его радос…ная пес…ня.
Содержательная линия «Развитие речи»
Цель: выявить умение соблюдать нормы речевого взаимодействия при написании
sms-сообщения.
26. Сочинить текст поздравительного sms-сообщения.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_______________________________________________________