Напоминание

Оптимизация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса


Автор: Ахмерова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 14
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Оптимизация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
Раздел: начальное образование





Назад




ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ахмерова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов,

МОУ СШ № 14, г. Волгоград

Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало

исследована в литературе, очень актуальна. Дети постоянно меняются, как

меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад.

Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам.

Опыт взаимодействия с другими людьми, взрослыми или сверстниками,

является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его

самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений

детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и

педагогов. Изучение вопроса педагогического взаимодействия имеет не только

первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой

проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим

изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей

с взрослыми и сверстниками.

Процесс общения – сложный, многоплановый процесс установления и

развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной

деятельности,

но

и

он,

может

быть

управляем

со

стороны

педагогов

и

психологов, родителей и самих детей. Но все же большую роль здесь играет

именно педагогическое воздействие.

Предложенные

в

методической

литературе

способы

оптимизации

и

управления общением в детских коллективах позволяют более многообразно

организовывать жизнедеятельность учащихся.

Исследования

показали,

что

первоклассники

в

большинстве

случаев

стремятся к всестороннему общению с учителем и откровенны с ним, но

система предъявляемых учителем требований не всегда бывает им понятна и

доступна. В ряде случаев затруднения во взаимопонимании создаёт и характер

предъявляемых

требований.

Недостаточное

знание

особенностей

детей

не

позволяет учителю вовремя оказать помощь тому или иному школьнику.

Наблюдения

показали,

что

у

каждого

учителя

уже

с

первого

урока

намечаются тенденции развития и преобладания определённых показателей

взаимоотношений: организация взаимодействия с учениками на протяжении

всего

урока;

преобладание

организационно

деловых

требований

над

дисциплинарными;

преобладание

или

коллективных,

или

индивидуальных

способов

воздействия;

недостаточное

число

мотивированных

оценочных

суждений

они

либо

единичны,

либо

совсем

отсутствуют;

преобладание

положительных

или

отрицательных

суждений;

наличие

или

отсутствие

моральных

стимулов

взаимоотношений

между

детьми

и

учителем,

между

самими учащимися.

Всё это приводит к формированию разного уровня взаимоотношений

между учителями и учениками.

Изучая педагогическое взаимодействие младших школьников, в качестве

основных показателей можно использовать следующие параметры:

субъективная значимость сверстника для ребенка, которая проявляется в общем

интересе к другому, в эмоциональной вовлеченности в действия другого;

просоциальность

поведения,

направленного

на

сверстника,

т.е.

способность

уступить, помочь, поделиться тем, что нужно самому;

способность к сочувствию и сопереживанию, которая выражается, в частности,

в

реакции

ребенка

на

успехи

и

неудачи

другого

(сорадование

успехам

и

огорчение при неудачах).

Таким образом, принимая во внимание все указанные обстоятельства,

учитель формирует определённую систему взаимоотношений в классе.

Современные

образовательные

системы

предоставляет

нам

широкий

спектр возможностей и средств оптимизации педагогического взаимодействия.

Одним из таких средств является организация «клубов общения».

Цель клуба общения, прежде всего, заключается в том, чтобы создать

ребенку условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в

которых у детей:

снимался страх перед самостоятельным высказыванием;

развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

прививает

навык

анализировать

свои

поступки

и

происходящие

события,

осознавать свое отношение к миру;

формируется умение ценить свою и чужую работу;

закрепляет чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник

«проживает»

различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к

творчеству и т.д. Так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает в

себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить

контакт и те, которые мешают этому.

Вступая

в

общение

с

окружающими

его

людьми,

школьник

удовлетворяет

одну

из

основных

социальных

потребностей,

причём

необходимость

в

удовлетворении

потребности

в

общении

увеличивается

с

возрастом, достигая максимума в ранней юности.

Будучи важным фактором формирования личности младшего школьника,

общение

содержит

в

себе

огромные

педагогические

возможности.

В

тоже

время,

будучи

во

многом

процессом

стихийным,

оно

таит

в

себе

и

определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению

доминирующих в обществе норм и ценностей.

Это вызывает необходимость для педагогики исследовать объективно,

заложенные

в

общении

позитивные

и

негативные

потенции.

Педагогике

необходимо

определить

возможность

управления

общением

школьников

с

целью

стимулирования

его

позитивного

воздействия

на

личность

и

нивелирования

негативных

мотивов.

Реализация

этих

возможностей

необходима для повышения эффективности воспитательного процесса в целом.

Процесс

общения

может

быть

управляем

со

стороны

педагогов

и

психологов, родителей и самих детей. Но все же большую роль здесь играет

именно педагогическое воздействие. Предложенные в методической литературе

способы

оптимизации

и

управления

общением

в

детских

коллективах

позволяют более многообразно организовывать жизнедеятельность учащихся и

распространять педагогическое влияние на сферу межличностного общения

младших школьников.

Обобщение

педагогического

опыта

и

результаты

по

проведенным

исследованиям

говорят

о

том,

что

целенаправленная

организация

общения

школьников

в

системе

учебно-воспитательной

работы

способствует

более

быстрому

сплочению

ученических

коллективов,

приводит

к

тому,

что

содержание

жизнедеятельности

коллектива

становится

основой

содержания

общения учащихся, способствует формированию гуманистических отношении

в

коллективе

и

повышению

воспитательного

воздействия

коллектива

на

личность школьника.

Помощь педагогов и психологов способствуют благоприятной позиции

учащегося

в

процессе

общения,

обеспечивают

участие

школьников

в

содержательном общении со сверстниками и взрослыми и благодаря всему

этому повышают эффективность процесса становления личности.

Можно выделить ряд общих психологических моментов в организации

общения,

способствующих

достижению

оптимальных

межличностных

контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.

Во

первых,

общающиеся

должны

обладать

способностью

воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг

друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в

познавательных

процессах,

чувствах

и

поступках

партнёров

по

общению,

определять причины, которые эти изменения вызывают.

Во

вторых,

у

общающихся

должен

быть

сформирован

набор

оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений,

наступающих

в

вербальном

и

невербальном

поведении

каждого

участника

общения,

и

своевременно

делать

по

поводу

их

существа

правильные

заключения.

В – третьих, одни участники общения постоянно должны отдавать себе

отчёт в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и

поведение остальные участники этого общения.

В

четвёртых,

общающиеся

должны

располагать,

по

возможности

глубокими

знаниями

о

типичных

ошибках

в

межличностном

восприятии,

которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика

людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их

поведения.

Таким

образом,

общение

является

одним

из

основных

видов

деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных

процессов,

эмоционально

волевой

сферы,

но

и

оказывает

влияние

на

формирование личности в целом.

Нерешенность многих проблемных вопросов по части общения детей в

школьном или ином другом коллективе говорит о том, что рассматриваемая

тема еще долго будет оставаться открытой для обсуждения и проведения новых

исследований.

Список литературы:

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе: Пособ. - Томск: Пеленг, 2004 — 120 с.

2 .

Бариленко

Н.В.

Становление

взаимоотношений

у

старших

дошкольников

в

совместной

деятельности.// Вопросы психологии.- 1996,- №4.

3. Галлигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи. М.:Просвещение, 1992.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986 — 144 с..

5. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.

Кишинев, 1987.

6. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990.

7. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1974 —

231 с.

8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. - М.,

1985.

9. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. - М.:

Педагогика, 1987.

10. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. /под ред. Репиной Н.Е. -

М., 2005.

11.Смирнов

Е.Ю.

Становление

межличностных

отношений

в

раннем

онтогенезе

//

Вопросы

психологии.- 1994 г.- №6.

12. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выгодского и М.И. Лисиной

// Вопросы психологии.- 1996.- №6.

13.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2005.

14.

Шипицына

Л.М.,

Заширинская

О.В.,

Воронова

А.П.,

Нилова

Т.А.

Азбука

общения:

Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3

до 6 лет). М., 2008.



В раздел образования