Автор: Ахмерова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 14
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Оптимизация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
Раздел: начальное образование
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ахмерова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов,
МОУ СШ № 14, г. Волгоград
Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало
исследована в литературе, очень актуальна. Дети постоянно меняются, как
меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад.
Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам.
Опыт взаимодействия с другими людьми, взрослыми или сверстниками,
является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его
самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений
детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и
педагогов. Изучение вопроса педагогического взаимодействия имеет не только
первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой
проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим
изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей
с взрослыми и сверстниками.
Процесс общения – сложный, многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной
деятельности,
но
и
он,
может
быть
управляем
со
стороны
педагогов
и
психологов, родителей и самих детей. Но все же большую роль здесь играет
именно педагогическое воздействие.
Предложенные
в
методической
литературе
способы
оптимизации
и
управления общением в детских коллективах позволяют более многообразно
организовывать жизнедеятельность учащихся.
Исследования
показали,
что
первоклассники
в
большинстве
случаев
стремятся к всестороннему общению с учителем и откровенны с ним, но
система предъявляемых учителем требований не всегда бывает им понятна и
доступна. В ряде случаев затруднения во взаимопонимании создаёт и характер
предъявляемых
требований.
Недостаточное
знание
особенностей
детей
не
позволяет учителю вовремя оказать помощь тому или иному школьнику.
Наблюдения
показали,
что
у
каждого
учителя
уже
с
первого
урока
намечаются тенденции развития и преобладания определённых показателей
взаимоотношений: организация взаимодействия с учениками на протяжении
всего
урока;
преобладание
организационно
деловых
требований
над
дисциплинарными;
преобладание
или
коллективных,
или
индивидуальных
способов
воздействия;
недостаточное
число
мотивированных
оценочных
суждений
–
они
либо
единичны,
либо
совсем
отсутствуют;
преобладание
положительных
или
отрицательных
суждений;
наличие
или
отсутствие
моральных
стимулов
взаимоотношений
между
детьми
и
учителем,
между
самими учащимися.
Всё это приводит к формированию разного уровня взаимоотношений
между учителями и учениками.
Изучая педагогическое взаимодействие младших школьников, в качестве
основных показателей можно использовать следующие параметры:
субъективная значимость сверстника для ребенка, которая проявляется в общем
интересе к другому, в эмоциональной вовлеченности в действия другого;
просоциальность
поведения,
направленного
на
сверстника,
т.е.
способность
уступить, помочь, поделиться тем, что нужно самому;
способность к сочувствию и сопереживанию, которая выражается, в частности,
в
реакции
ребенка
на
успехи
и
неудачи
другого
(сорадование
успехам
и
огорчение при неудачах).
Таким образом, принимая во внимание все указанные обстоятельства,
учитель формирует определённую систему взаимоотношений в классе.
Современные
образовательные
системы
предоставляет
нам
широкий
спектр возможностей и средств оптимизации педагогического взаимодействия.
Одним из таких средств является организация «клубов общения».
Цель клуба общения, прежде всего, заключается в том, чтобы создать
ребенку условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в
которых у детей:
снимался страх перед самостоятельным высказыванием;
развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
прививает
навык
анализировать
свои
поступки
и
происходящие
события,
осознавать свое отношение к миру;
формируется умение ценить свою и чужую работу;
закрепляет чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник
«проживает»
различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к
творчеству и т.д. Так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает в
себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить
контакт и те, которые мешают этому.
Вступая
в
общение
с
окружающими
его
людьми,
школьник
удовлетворяет
одну
из
основных
социальных
потребностей,
причём
необходимость
в
удовлетворении
потребности
в
общении
увеличивается
с
возрастом, достигая максимума в ранней юности.
Будучи важным фактором формирования личности младшего школьника,
общение
содержит
в
себе
огромные
педагогические
возможности.
В
тоже
время,
будучи
во
многом
процессом
стихийным,
оно
таит
в
себе
и
определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению
доминирующих в обществе норм и ценностей.
Это вызывает необходимость для педагогики исследовать объективно,
заложенные
в
общении
позитивные
и
негативные
потенции.
Педагогике
необходимо
определить
возможность
управления
общением
школьников
с
целью
стимулирования
его
позитивного
воздействия
на
личность
и
нивелирования
негативных
мотивов.
Реализация
этих
возможностей
необходима для повышения эффективности воспитательного процесса в целом.
Процесс
общения
может
быть
управляем
со
стороны
педагогов
и
психологов, родителей и самих детей. Но все же большую роль здесь играет
именно педагогическое воздействие. Предложенные в методической литературе
способы
оптимизации
и
управления
общением
в
детских
коллективах
позволяют более многообразно организовывать жизнедеятельность учащихся и
распространять педагогическое влияние на сферу межличностного общения
младших школьников.
Обобщение
педагогического
опыта
и
результаты
по
проведенным
исследованиям
говорят
о
том,
что
целенаправленная
организация
общения
школьников
в
системе
учебно-воспитательной
работы
способствует
более
быстрому
сплочению
ученических
коллективов,
приводит
к
тому,
что
содержание
жизнедеятельности
коллектива
становится
основой
содержания
общения учащихся, способствует формированию гуманистических отношении
в
коллективе
и
повышению
воспитательного
воздействия
коллектива
на
личность школьника.
Помощь педагогов и психологов способствуют благоприятной позиции
учащегося
в
процессе
общения,
обеспечивают
участие
школьников
в
содержательном общении со сверстниками и взрослыми и благодаря всему
этому повышают эффективность процесса становления личности.
Можно выделить ряд общих психологических моментов в организации
общения,
способствующих
достижению
оптимальных
межличностных
контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.
Во
–
первых,
общающиеся
должны
обладать
способностью
воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг
друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в
познавательных
процессах,
чувствах
и
поступках
партнёров
по
общению,
определять причины, которые эти изменения вызывают.
Во
–
вторых,
у
общающихся
должен
быть
сформирован
набор
оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений,
наступающих
в
вербальном
и
невербальном
поведении
каждого
участника
общения,
и
своевременно
делать
по
поводу
их
существа
правильные
заключения.
В – третьих, одни участники общения постоянно должны отдавать себе
отчёт в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и
поведение остальные участники этого общения.
В
–
четвёртых,
общающиеся
должны
располагать,
по
возможности
глубокими
знаниями
о
типичных
ошибках
в
межличностном
восприятии,
которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика
людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их
поведения.
Таким
образом,
общение
является
одним
из
основных
видов
деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных
процессов,
эмоционально
–
волевой
сферы,
но
и
оказывает
влияние
на
формирование личности в целом.
Нерешенность многих проблемных вопросов по части общения детей в
школьном или ином другом коллективе говорит о том, что рассматриваемая
тема еще долго будет оставаться открытой для обсуждения и проведения новых
исследований.
Список литературы:
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе: Пособ. - Томск: Пеленг, 2004 — 120 с.
2 .
Бариленко
Н.В.
Становление
взаимоотношений
у
старших
дошкольников
в
совместной
деятельности.// Вопросы психологии.- 1996,- №4.
3. Галлигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи. М.:Просвещение, 1992.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986 — 144 с..
5. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.
Кишинев, 1987.
6. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990.
7. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1974 —
231 с.
8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. - М.,
1985.
9. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. - М.:
Педагогика, 1987.
10. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. /под ред. Репиной Н.Е. -
М., 2005.
11.Смирнов
Е.Ю.
Становление
межличностных
отношений
в
раннем
онтогенезе
//
Вопросы
психологии.- 1994 г.- №6.
12. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выгодского и М.И. Лисиной
// Вопросы психологии.- 1996.- №6.
13.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2005.
14.
Шипицына
Л.М.,
Заширинская
О.В.,
Воронова
А.П.,
Нилова
Т.А.
Азбука
общения:
Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3
до 6 лет). М., 2008.