Автор: Лукьянова Любовь Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ многопрофильный лицей №20
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: обобщение опыта работы, статья
Тема: Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности
Раздел: начальное образование
Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности
Слайд 2 Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной
культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в
любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству».
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристи-
кам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ре-
бенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость,
эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в то, что нравственные нормы
надо обязательно соблюдать. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие
впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном воз-
расте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и яв-
ления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведе-
ние, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к
происходящему. Всё это и служит психологической основой реализации патриотиче-
ского воспитания учащихся на начальной ступени образования.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов
включает в себя три основных компонента: урочную деятельность, внеурочную дея-
тельность и работу с родителями. Слайд 3.
1. Патриотическое воспитание в урочной деятельности.
Патриотическое воспитание в урочной деятельности не прекращается в течение
всего учебного года. На самом первом уроке первоклассники знакомятся с государ-
ственными символами России, а затем расширяют и закрепляют свои познания в этой
области в течение всех четырёх лет учёбы в начальных классах. Кроме государствен -
ной символики, они знакомятся и с символикой своего родного края. Так в этом учеб-
ном году 1 сентября в каждом классе начальной школы первым уроком проводился
урок по теме «Моя малая родина», на котором каждый ребёнок узнал что-то новое о
своём родном городе. Отрадно то, что многие из ребят знают не только достопримеча-
тельности своего города, но и известных земляков. Слайд 4. 3 сентября в связи с 10-
ой годовщиной трагических событий в Беслане в каждом классе прошла беседа с по-
казом презентации «Трагедия Беслана». Слайд 5. Конечно, в урочной деятельности
больше всего помогают патриотическому воспитанию младших школьников уроки
литературного чтения и окружающего мира. Тексты учебников и литературных произ-
ведений направлены на воспитание уважительного отношения к историческому про-
шлому и настоящему Родины, своего народа, чувства гордости за своё Отечество, за
свой народ; чувства долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее
будущее. Слайд 6,7.
Но работа по воспитанию патриотизма не прекращается и на
уроках русского языка и математики. В учебнике математики 2 класса автор Л.Петер-
сон при изучении темы «Числа в пределах 1000 и действия с ними» на с.110 задание
№27 дети встречаются с задачей, речь в которой идёт о проведении в городе легкоатле-
тической эстафеты, и учитель обязательно рассказывает учащимся о том, что такая
эстафета ежегодно весной
проводится и в нашем городе, и посвящается она опре-
делённой великой дате. А когда дети выполняют задание на закрепление знания табли-
цы умножения, то самостоятельно расшифровывают словосочетание Великая Победа.
Слайд 8,9.
При написании изложений и сочинений по русскому языку учителя стара-
ются подбирать такие тексты, которые не только развивают речь учащихся, но и вос-
питывают любовь к культуре своего народа, к своей семье, прошлому и настоящему
Родины. Слайд 10.
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализу-
ется через организацию различных видов деятельности младших школьников.
В качестве форм патриотического воспитания используются:
- метапредметный курс «Час чтения». Этот метапредметный курс проводится раз
в неделю. Списки книг для прочтения дети получили ещё в сентябре. На занятиях дети
знакомятся с произведениями русских и советских писателей и поэтов, учатся видеть
красоту в окружающем их мире. Особо хочется выделить произведения на тему Вели-
кой Отечественной войны. Так учащиеся 3-их классов уже прочли и обсудили повесть
Н. Надеждиной
«Партизанка Лара», о юной пионерке Ларе Михеенко. Следующее
произведение, с которым ребята будут знакомиться, это рассказ Б.Полевого «Послед-
ний день Матвея Кузьмина». Поскольку данный рассказ не входит в курс литературно-
го чтения, то учителя распечатали текст рассказа для каждого ребёнка, чтобы очень
подробно его изучить. Из урока окружающего мира дети знают о подвиге Ивана Суса-
нина, а прочитав рассказ Б.Полевого, они узнают и о колхознике Псковской обл. Мат-
вее Кузьмине, повторившем подвиг Ивана Сусанина во время Великой Отечественной
войны. Слайд 11.
- очень помогает патриотическому воспитанию и внеурочная проектная деятель-
ность, которая тесно связана с урочной деятельностью. Наши ученики, несмотря на
малый возраст, уже с 1 класса работают над проектами, в которых они рассказывают о
своей семье, о родственниках – участниках ВОв; о своей малой родине. Причём темы
ребята выбирают сами, то, что им интересно. Слайд 12
- специально к празднику Победы в начальных классах проходит акция «Георги-
евская ленточка», и надо видеть, как горят глаза детей, когда на свою школьную фор-
му они прикрепляют георгиевскую ленточку; Слайд 13
- возложение цветов к памятнику Победы; Слайд 14
- конкурсы чтецов и патриотической песни; Слайд 15
- оформление стендов к знаменательным датам; Слайд 16
- классные часы, так ежегодно в конце января проводится классный час на тему
«Блокада Ленинграда»; Слайд 17
- беседы;
- коллективные творческие дела: «Улицы г. Ульяновска, названные в честь героев
Великой Отечественной войны»;
- коллективные внеклассные мероприятия, так, например, уже несколько лет под-
ряд наши учащиеся готовят настоящие праздники ко дню Матери, Дню Защитника
Отечества; Слайд 18, 19
- выставки рисунков на различные темы;
- посещение муниципальной библиотеки №28;
- экскурсии, так за почти три года учёбы побывали в Планетарии, «Музее пожар-
ной охраны Симбирска-Ульяновска», Краеведческом музее, на хладокомбинате.
3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Конечно, большую помощь в организации патриотического воспитания оказыва-
ют и родители наших учащихся
- ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них;
- именно они выступают организаторами экскурсий, различных поездок и выхо-
дов в библиотеку №28.
Таким образом, воспитание патриотов – ответственная, сложная и одна из прио-
ритетных воспитательных задач школы. Планомерная, систематическая работа учите-
ля, использование разнообразных средств воспитания в конечном итоге дадут положи-
тельные результаты для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрас-
тающего поколения. Слайд 20