Напоминание

Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности


Автор: Лукьянова Любовь Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ многопрофильный лицей №20
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: обобщение опыта работы, статья
Тема: Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание патриотизма как приоритетная образующая личности

Слайд 2 Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной

культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в

любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему

человечеству».

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристи-

кам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ре-

бенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость,

эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в то, что нравственные нормы

надо обязательно соблюдать. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие

впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном воз-

расте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и яв-

ления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведе-

ние, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к

происходящему. Всё это и служит психологической основой реализации патриотиче-

ского воспитания учащихся на начальной ступени образования.

Система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов

включает в себя три основных компонента: урочную деятельность, внеурочную дея-

тельность и работу с родителями. Слайд 3.

1. Патриотическое воспитание в урочной деятельности.

Патриотическое воспитание в урочной деятельности не прекращается в течение

всего учебного года. На самом первом уроке первоклассники знакомятся с государ-

ственными символами России, а затем расширяют и закрепляют свои познания в этой

области в течение всех четырёх лет учёбы в начальных классах. Кроме государствен -

ной символики, они знакомятся и с символикой своего родного края. Так в этом учеб-

ном году 1 сентября в каждом классе начальной школы первым уроком проводился

урок по теме «Моя малая родина», на котором каждый ребёнок узнал что-то новое о

своём родном городе. Отрадно то, что многие из ребят знают не только достопримеча-

тельности своего города, но и известных земляков. Слайд 4. 3 сентября в связи с 10-

ой годовщиной трагических событий в Беслане в каждом классе прошла беседа с по-

казом презентации «Трагедия Беслана». Слайд 5. Конечно, в урочной деятельности

больше всего помогают патриотическому воспитанию младших школьников уроки

литературного чтения и окружающего мира. Тексты учебников и литературных произ-

ведений направлены на воспитание уважительного отношения к историческому про-

шлому и настоящему Родины, своего народа, чувства гордости за своё Отечество, за

свой народ; чувства долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее

будущее. Слайд 6,7.

Но работа по воспитанию патриотизма не прекращается и на

уроках русского языка и математики. В учебнике математики 2 класса автор Л.Петер-

сон при изучении темы «Числа в пределах 1000 и действия с ними» на с.110 задание

№27 дети встречаются с задачей, речь в которой идёт о проведении в городе легкоатле-

тической эстафеты, и учитель обязательно рассказывает учащимся о том, что такая

эстафета ежегодно весной

проводится и в нашем городе, и посвящается она опре-

делённой великой дате. А когда дети выполняют задание на закрепление знания табли-

цы умножения, то самостоятельно расшифровывают словосочетание Великая Победа.

Слайд 8,9.

При написании изложений и сочинений по русскому языку учителя стара-

ются подбирать такие тексты, которые не только развивают речь учащихся, но и вос-

питывают любовь к культуре своего народа, к своей семье, прошлому и настоящему

Родины. Слайд 10.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализу-

ется через организацию различных видов деятельности младших школьников.

В качестве форм патриотического воспитания используются:

- метапредметный курс «Час чтения». Этот метапредметный курс проводится раз

в неделю. Списки книг для прочтения дети получили ещё в сентябре. На занятиях дети

знакомятся с произведениями русских и советских писателей и поэтов, учатся видеть

красоту в окружающем их мире. Особо хочется выделить произведения на тему Вели-

кой Отечественной войны. Так учащиеся 3-их классов уже прочли и обсудили повесть

Н. Надеждиной

«Партизанка Лара», о юной пионерке Ларе Михеенко. Следующее

произведение, с которым ребята будут знакомиться, это рассказ Б.Полевого «Послед-

ний день Матвея Кузьмина». Поскольку данный рассказ не входит в курс литературно-

го чтения, то учителя распечатали текст рассказа для каждого ребёнка, чтобы очень

подробно его изучить. Из урока окружающего мира дети знают о подвиге Ивана Суса-

нина, а прочитав рассказ Б.Полевого, они узнают и о колхознике Псковской обл. Мат-

вее Кузьмине, повторившем подвиг Ивана Сусанина во время Великой Отечественной

войны. Слайд 11.

- очень помогает патриотическому воспитанию и внеурочная проектная деятель-

ность, которая тесно связана с урочной деятельностью. Наши ученики, несмотря на

малый возраст, уже с 1 класса работают над проектами, в которых они рассказывают о

своей семье, о родственниках – участниках ВОв; о своей малой родине. Причём темы

ребята выбирают сами, то, что им интересно. Слайд 12

- специально к празднику Победы в начальных классах проходит акция «Георги-

евская ленточка», и надо видеть, как горят глаза детей, когда на свою школьную фор-

му они прикрепляют георгиевскую ленточку; Слайд 13

- возложение цветов к памятнику Победы; Слайд 14

- конкурсы чтецов и патриотической песни; Слайд 15

- оформление стендов к знаменательным датам; Слайд 16

- классные часы, так ежегодно в конце января проводится классный час на тему

«Блокада Ленинграда»; Слайд 17

- беседы;

- коллективные творческие дела: «Улицы г. Ульяновска, названные в честь героев

Великой Отечественной войны»;

- коллективные внеклассные мероприятия, так, например, уже несколько лет под-

ряд наши учащиеся готовят настоящие праздники ко дню Матери, Дню Защитника

Отечества; Слайд 18, 19

- выставки рисунков на различные темы;

- посещение муниципальной библиотеки №28;

- экскурсии, так за почти три года учёбы побывали в Планетарии, «Музее пожар-

ной охраны Симбирска-Ульяновска», Краеведческом музее, на хладокомбинате.

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Конечно, большую помощь в организации патриотического воспитания оказыва-

ют и родители наших учащихся

- ни одно внеклассное мероприятие не обходится без них;

- именно они выступают организаторами экскурсий, различных поездок и выхо-

дов в библиотеку №28.

Таким образом, воспитание патриотов – ответственная, сложная и одна из прио-

ритетных воспитательных задач школы. Планомерная, систематическая работа учите-

ля, использование разнообразных средств воспитания в конечном итоге дадут положи-

тельные результаты для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрас-

тающего поколения. Слайд 20



В раздел образования