Напоминание

Диспут"Добро и зло"


Автор: Бабурина Элла Наумовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ ИРМО Вечерняя(сменная) ОШ
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Диспут"Добро и зло"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Мероприятие в Плишкинском УКП

Диспут на тему: «Добро и зло»

Цели и задачи:

1.

Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».

2.

Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в

окружающей жизни.

3.

Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты,

побудить их к этому.

4.

Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и

толерантность.

5.

Привить основы нравственного поведения.

Форма проведения: дискуссия.

Методы проведения

- поисковые

- дискуссионные

- игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Оформление и оборудование:

1.

Эпиграф к классному часу.

2.

Фрагмент мультфильма «Просто так».

3.

Компьютерная презентация «Когда добро творит зло».

4.

Дидактический- раздаточный материал

5.

Анкеты

6.

Памятки

Участники: учащиеся 10-12 класса.

Подготовительная работа:

1.

Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах.

2.

Интернет сообществах

3.

Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.

4.

Создание презентации.

Ход классного часа:

2

1.

Приветствие. Целеполагание.

2.

Понятия «добро» и «зло».

3.

Притча о добре и зле (дискуссия)

4.

Стихотворение «Твори добро» (найди ключевые слова)

5.

Народная мудрость (дискуссия)

6.

За добро платят злом. Так ли это?

7.

Доброта – это добро?

8.

Знаменитые люди - добродетели

9.

Пословицы недаром молвятся…

10. Анкеты. « Выбор за вами» и «Добрый ли вы человек»

11. Рефлексия. «Добрая Земля». Строим на доске Солнце

12. Заключение. Подведение итогов.

Ход классного часа:

1.

Приветствие. Целеполагание.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас непростой разговор. Мы хотим обратиться к

вам с вопросом, который волнует людей не только сегодня, но с рождества Христова. Не

только нас , но и очень многих: писателей, политиков, философов ,ученых. Вопрос добра

и зла. Что это такое? В чем суть, важность и проблема? А сегодня, этот вопрос особенно

актуален. Присоединение Крыма – добро или зло? Донбас ? Игил, коррупция,

Сирия, миллионеры и бедность и.т.д. Мы хотим поговорить об этом с вами, взрослыми

людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Услышать ваше мнение .И, кто

знает, может быть, вы измените отношение к вопросу добра и зла, а может быть, мы

увидим в этом вопросе новые грани. Давайте поговорим. Ведь лучшее решение любой

проблемы – это разговор, а не война. Сегодня наш беседа пройдёт в форме диспута, а

обсудим мы извечную тему «Добро и зло», о том, как они проявляются в личности

человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос «может ли

добро творить зло и наоборот?»

Эпиграфом к теме нашего разговора я выбрала известное стихотворение:

Не зли других и сам не злись,

Мы гости в этом мире бренном.

И если, что не так - сдержись!

Будь поумней и улыбнись,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло излучённое тобой,

К тебе вернётся непременно!

Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким

людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла: убийство,

война, насилие

А начнем мы наш разговор с древней китайской притчи о добре и зле.

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем,

чтобы наставить на путь истины.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

– Конечно, нет! – ответил юноша.

– А воровать?

– Нет.

– А убивать?

– Нет.

– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, никогда не делай!»

•О чем эта притча? (О добре и зле)

•Чему она учит? (Не совершать зла)

•Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не

делать!)

3

•Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет, учитель не призывал

юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это

присутствует в жизни.)

•Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.

•Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

•Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать

мир добрее?

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий

Зло и Добро существуют на нашей Земле.

Почему?

Что такое Добро?

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый

поступок.

Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как

справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут:

•сердечное слово,

•ласковая улыбка,

•дружеское внимание,

•совет.

Где мы можем их найти? (В советах родных, друзей, в книгах, в сказках, в народной

мудрости.)

А что такое Зло?

•Толковый словарь Ожегова

1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

2. Беда, несчастье, неприятность..

3. Досада, злость.

•Для чего нужно зло? Нужно ли?

Добро и зло всегда борются между собой.

Докажем, приведем примеры из литературы.

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)

Ученик:

1: Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь – действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.

Учитель: Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему разговору?

4

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему

урока.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.

•Твори добро

•По велению души

•Не позволяй

•Постой

•Остынь

•Поверь

•Оружье сильных – доброта

Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом

– дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким

внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины –

светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте,

отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм,

разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один

волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-

то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у

человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его,

то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно

вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но

именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой

жизни.

Учитель. Добру противостоит зло.

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой

борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует

усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.

В народе бытует мнение «За добро платят злом».

В чем его смысл?

Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»

Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и

крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.

Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой

топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:

- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило

меня к земле!

Человек отвечает ей:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:

- Поверь мне, я не съем тебя!

А человек своё: - Я тебе не верю.

Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея

5

выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:

- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!

- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?

- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?

- Вот так дела! – сказал человек сердито.

А змея опять:

- Ты думаешь, я не права?

- Конечно, не права!

- Ну, хорошо, – сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их

спросим. Ты увидишь, что они ответят.

Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала

спрашивать их одного за другим:

- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?

- Да, – ответила пума.

- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?

- Да, – ответила лошадь.

- Братец олень, платят ли за добро злом?

- Да, – ответил олень.

Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался

только волк, и змея повернулась к нему:

- Братец волк, платят ли за добро злом?

И волк отвечает:

- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать,

должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.

Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И

волк сказал:

- А теперь, змея, оставайся там!

Человек поблагодарил волка и говорит:

- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.

- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.

Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его

жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак,

которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как

она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.

Волк уже ждал его.

- Братец волк, я принёс тебе цыплят!

- Спасибо! – ответил волк.

Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши.

Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И

он убежал в чащу леса, ворча:

- Змея была права: за добро надо платить злом.

Учитель. Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по

себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные

отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно

помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена

славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего

национального характера. Делать добро – это душевная потребность для русских людей,

которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много

зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и

бескорыстие людей.

Правильно ли отвечать добром на зло?

6

На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др.

китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)

Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой

национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло – это хамство и равнодушие,

эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган

оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто

маскируется, иногда его трудно распознать.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в

транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну

для мусора..

Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а

удача сопутствует.

А мы, добрые души, живём по совести, и что мы кроме этого имеем?

Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Как вы относитесь к таким суждениям?

Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.

Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал (около 60-127игг., римский

поэт-сатирик)

Жизнь злых людей полна тревог. Д. Дидро (1713-1784, французский философ)

Если не хочешь страха - не чини зла. Кабус, (таджикский поэт)

7

В сказках всегда добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое.

Значит не надо делать добра?

Жить по пословице «не делай добра – не получишь зла?

У вас случалось такое, что вас за доброе дело наказывали?

Во что может превратиться человек, помнящий только зло, перестающий делать добро

людям, думающий только о себе?

Ученик:

Давай вершить добро,

пока есть силы.

Не то потом и ты, и я

в преддверии могилы

Лишь зло пожнём.

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока Земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро - творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится…

8

Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни. Зло есть то, что уничтожает

жизнь или препятствует ей пытаясь подменить собой истинное добро. »

ДОБРОТА — ЭТО ДОБРО? Обсудим этот вопрос.

На первый взгляд, вопрос, вынесенный в заголовок, имеет ясный и однозначный ответ.

Конечно, доброта — это добро, недаром же эти два слова отличаются только двумя

буквами. Конечно, человеку, желающему делать добро, служить добру, обязательно

должна быть присуща доброта. А доброта — это бескорыстное самоотверженное

стремление помочь другому; это нежелание мешать, вредить другим; это забота об

интересах других.

Однако, если начать разбираться подробнее, выяснится, что доброта и добро — вовсе не

одно и то же, между ними есть очень важные отличия, которые заставляют усомниться в

правильности первоначального вывода. Более того, выясняется, что далеко не всегда

доброта служит добру.

Как известно, добро — это гармония мира, то есть понятие абсолютное, неизменное, не

зависящее от чьих-то взглядов или точек зрения. Добра не может быть слишком много,

добро никогда не оборачивается злом (то есть разрушением гармонии мира). А вот о

доброте этого сказать нельзя. Для доброты очень важны направление её применения и

правильная расстановка приоритетов. Надо всегда анализировать, кому помогать, кому не

мешать, о чьих интересах заботиться.

Простейший пример. Допустима ли доброта по отношению к болезням и паразитам,

поражающим, разрушающим человека? Нужно ли помогать вирусам и болезнетворным

бактериям? Нужно ли заботиться об интересах глистов, вшей, клопов? Ведь они, как и мы,

тоже живые, тоже борются за жизнь, тоже стремятся оставить потомство, обеспечить себе

комфортное существование. Очевидно, что в данном случае наша «доброта» неуместна,

служит не добру, а злу (болезням, паразитизму). Её результат только один — разрушение

человека или даже его смерть. И нужна здесь не доброта, а жёсткая бескомпромиссная

борьба на полное уничтожение.

9

Пример чуть сложнее. Допустима ли доброта по отношению к, насильникам. убийцам?

Нужно ли, например, помогать чиновнику, разворовывающему государственные деньги,

берущему взятки? Ведь он тоже человек, у него есть семья, дети, дом, сад. Ведь он создаёт

рабочие места для своей прислуги. Ведь он вовремя и грамотно готовит нужные другим

чиновникам бумаги. Ведь он платит налоги и поддерживает банковскую систему, храня на

счетах свои миллионы. Так, может, не надо ему мешать? Может, надо заботиться о его

интересах? Может, надо проявлять к нему доброту? Но тогда общество просто погибнет.

Тогда не хватит денег на самое необходимое — медицину, образование, науку,

продовольствие и т.д. «Доброта» в данном случае — это преступное бездействие,

потворство злу, разрушение общества и мира, а вовсе не добро. И нужно здесь опять же

жёсткое пресечение воровства и коррупции, беспощадное наказание, как минимум —

конфискация имущества.

Последний пример. Допустим, у какого-то человека дети уже неделю ничего не ели. И

вот он сидит на крыльце своего дома и думает, убить ли ему курицу, бегающую по двору.

Стоит ли кормить детей такой страшной ценой? Или к курице надо проявить доброту, надо

помочь ей выжить, вывести цыплят, построить ей новый курятник? Может, не надо

мешать ей жить, надо заботиться о её интересах? А дети, между тем, уже начинают

пухнуть с голоду, уже не могут подняться с кроватей. К чему приведёт такая «доброта»?

Очевидно, что не к добру, так как жизнь человека гораздо важнее для мира, чем жизнь

курицы. И нужны здесь жёсткие, но необходимые действия, спасение людей ценой

убийства курицы.

Вывод очень прост. Не надо отождествлять доброту с добром. Добро всегда неизмеримо

важнее. И свою доброту надо применять с умом, надо смотреть, не является ли она просто

глупостью, пассивностью, нежеланием разбираться в законах мира, стремлением

упростить мир, свести своё поведение к некой раз и навсегда выбранной схеме. Такая

бездумная «доброта» нужна лишь силам зла, и именно они хотят нам подсунуть

суррогатную «доброту» вместо истинного добра.

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла

невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без

этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность,

духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость.

Человек явно или нет, но определяет для себя ценностную шкалу: где плюс или минус,

хорошо или плохо. По какому критерию он это делает? Почему одно называется

«хорошим», а другое — «плохим»? Хорошо или плохо — для чего или для кого?

Ключевую позицию каждый человек определяет для собственной жизни, которая не

только подтверждает факт физического существования организма, а является носителем

кое-чего большего, что лежит в плоскости сознания и ума.

Например, доктор Йозеф Менгеле был очень умным и сознательным человеком, но

известен всему миру как «Ангел Смерти из Освенцима».

Он был фашистом, проводившим медицинские эксперименты с узниками концлагеря во

время Второй мировой войны. Он лично отбирал несчастных для своих зверских опытов,

умерщвлял их самыми извращёнными способами.+

Истории известен не менее бесчеловечный персонаж —

серийный сексуальный маньяк, убивавший детей изуверским способом. И про доктора, и

про маньяка нормальный человек скажет: «они — не люди, а звери». Но они были

разными: один обладал выдающимся умом, а другой — нет, но их объединяло тёмное

начало. Их поступки были абсолютным злом. При этом у доктора Менгеле было ещё и

«своё добро»: он проводил медицинские опыты, чтобы затем спасать жизни немецких

солдат. Ставя чудовищные эксперименты, он развивал медицинскую науку. Зло и добро

абсолютны. Много разных зол и много разного добра — не бывает. Это идеал (добро) и

его попрание (зло)

Можно ли человека принудить быть добрым?

10

Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения является умение

прощать?

Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?

Ученик:

Не зли других и сам не злись,

Мы гости в этом мире бренном.

И если, что не так - сдержись!

Будь поумней и улыбнись,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло излученное тобой,

К тебе вернётся непременно!

Доброта бывает разная.

Существует три понятия доброты.

1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет

самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2.Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит

мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3.И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая

доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который

защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость,

унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Добро, словосочетания со словом добро.

Давайте обратимся к нашему великому и могучему русскому языку. Вспомните,

пожалуйста, словосочетания, в которых встречается «добро» (делать добро, желать

добра, помнить добром, доброго здоровья, добрый день, поминать добром).

- А скольким русским словам дает начало слово «добро» качества, определяющие

доброту

11

Добросердечный – обладающий добрым сердцем.

Добросовестный – честно и хорошо выполняющий свои обязанности.

Добронравный – обладающий хорошим нравом, хорошим поведением.

Доброжелательный – вежливый, желающий добра другому.

Добродушный – незлобивый, мягкий по характеру.

Добродетельный – высоконравственный.

- В народе всегда относились к добру по – особенному. Недаром сложено великое

множество пословиц и поговорок. Какие из них вам знакомы? (Н-р:«Доброе слово и кошке

приятно», «Злой не верит, что есть добрый», «Учись добру, дурное на ум не пойдет»,

«Добрые умирают, а дела их живут» и др.)

Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

1.

У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки

друзьям?

2.

Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это

мало интересует, даже если это так?

3.

Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему

поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4.

Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5.

Любите ли вы злые шутки?

6.

Вы злопамятны?

7.

Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8.

Умеете ли на практике применять свои способности?

9.

Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10.

Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы

оппонента?

11.

Вы охотно выполняете просьбы?

12.

Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ

«нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с

людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь

иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми.

Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто

вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми,

чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто

мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше

друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию

"добро", во вторую - к понятию "зло":

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство,

ложь, трудолюбие, мужество, честь, хвастливость, жестокость,скромность, милосердие,

совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость,

правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость,

выдержка, эгоизм.

3. Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Простить долг

В. Опоздать на неинтересную встречу

12

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые одобряет общество

А. обман

Б. насилие

В. взаимопомощь

Г.унижение

Что является последствием злых дел?

А. дружба

Б. радость

В. вражда

Г. мирное сосуществование

Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

Б. жить в мире

В. Дружить

Учитель:

Знаменитые люди – добродетели:

Мать Тереза. Жительница Индии, всю жизнь посвятившая служению Богу. С 18 лет она

помогала нищим и бездомным людям: кормила их, лечила, часто заражаясь от них. В

течение 20 лет вела преподавательскую работу в школе Святой Марии в Калькутте.

Открыла Орден милосердия с единственной целью – помогать бедным. За свою

деятельность мать Тереза получила Нобелевскую премию мира, которую она использовала

на нужды страждующих.

Леди Диана Леди Диана Фрэнсис Спенсер родилась 1 июня 1961 года и погибла совсем

молодой, но в памяти британцев, да и всего мира осталась, как одна из величайших

женщин в истории. Леди Ди вела широчайшую благотворительную и миротворческую

деятельность. Она была активисткой движений против СПИДа и за прекращение

производства противопехотных мин, строила детские приюты и клиники, вкладывала

деньги в изучение и лечение болезней. Она любила и помогала людям, и они отвечали ей

взаимностью.

Анджелина Джоли

К благотворительности голливудскую звезду подтолкнула поездка в Камбоджу, где шли

съемки фильма «Лара Крофт - расхитительница гробниц». Увидев тысячи людей,

страдающих от голода и бедности, Анджелина обратилась в комиссию ООН по делам

беженцев. Во всех лагерях, которые посетила звезда, она жила в тех же условиях и

выполняла ту же работу, что и сотрудники комиссии на местах. «В мире слишком много

несправедливости, чтобы бездействовать!» - говорит актриса. Анджелина Джоли была

удостоена Гуманитарной премии ООН. Вместе со своим супругом Брэдом Питтом она

открыла благотворительный фонд, средства которого направляются на финансирование

программ «Врачи без границ»

Чулпан Хаматова и Диана Корзун

В 2006 году Чулпан Хаматова и Диана Корзун стали соучредителями благотворительного

фонда «Подари жизнь», помогающего детям, страдающим от онкологических и

гематологических заболеваний. Фонд привлекает артистов, музыкантов, спортсменов и

волонтеров для участия в благотворительных акциях, вечерах, аукционах или

мероприятиях, проводимых для больных детей. Сегодня под опекой фонда находятся дети

с онкологическими и гематологическими заболеваниями из 7 клиник.

Остров пословиц.

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в

пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на

остров пословиц.

13

Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте

вслух каждую и объясните смысл:

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний

собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой

пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение

Рефлексия

Добрая земля.

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-

ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно,

народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца

добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.

аккуратный

доброжелательный

вежливый

грубый

неучтивый

умеет прощать обиды

чуткий

отзывчивый

помогает в беде

часто ссорится

вспыльчивый

скромный

общительный

ласковый

веселый

счастливый

наглый

внимательный

14

жадный

крикливый

Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их

как лучи.

Подведение итогов.

Так что же такое добро и зло?

С моей точки зрения Добро и зло - это два принципиально разных СПОСОБА

КОНСТРУИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ.

Зло - это когда вы с помощью насилия строите будущее, пытаясь поменять внешний мир.

А добро - это способ конструирования будущего, когда вы меняете свой внутренний мир и,

вследствие этого, меняется внешний мир.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться

добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Ученики

читают хором с доски)

Не бойся предлагать помощь другим,

Помогай людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

Будь вежливым, добрым, внимательным к другим.

Оказывай уважение старшим

15

Будь терпим к другим людям.

До свидания, будьте добры друг к другу.

А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое

и постараемся быть добрыми.



В раздел образования