Автор: Муравейко Наталия Викторовна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ прогимназия №130 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Космос человечеству
Раздел: начальное образование
КОСМОС ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Муравейко Наталия
Викторовна
Цель:
•
Расширять знания учащихся
о космонавтике, о её
основателях, о первом
полёте человека в космос.
Задачи:
•
познакомить с историей ракетостроения
•
вызвать интерес учащихся к истории
космонавтики
•
развивать у детей любознательность,
мышление, речь, внимание, память
•
воспитывать чувство патриотизма,
гордость за нашу Родину.
Технологи:
•
Игровые
•
Развивающие
•
Диалогические
•
Творческие
Оборудование:
•
портреты Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой,
С.П. Королёва, К.Э. Циолковского.
•
рисунки и иллюстрации по теме
•
выставка книг о космосе
•
аудиозаписи речи Ю.А. Гагарина
•
видеофильм документальный о
Ю. А. Гагарине
Ход
занятия
Ребята, сейчас мы свами будем разгадывать загадки
•
Крыльев нет у этой птицы,
•
Но нельзя не подивиться:
•
Лишь распустит птица хвост -
•
И поднимется до звёзд. (ракета)
•
Он не лётчик, не пилот,
•
Он ведёт не самолёт,
•
А огромную ракету.
•
Дети, кто, скажите, это? (космонавт)
•
Свет быстрее всех летает,
•
Километры не считает.
•
Дарит Солнце жизнь планетам,
•
Нам-тепло, хвосты - (кометам)
•
Ни начала, ни конца,
•
Ни затылка, ни лица.
•
Знают все и млад и стар,
•
Что она - большущий шар. (Земля)
Вступление
•
Молодцы!
•
Какой теме относятся эти слова?
•
Почему мы сегодня будем говорить
о космосе?
•
(Портрет Ю. А. Гагарина)
(Читал стихотворение наизусть
Ростислав Поляков)
Чтец: В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В. Степанов)
Это было совершенно невероятно! В этот
день с космодрома Байконур стартовал
космический корабль – спутник «Восток» с
первым космонавтом Юрием Алексеевичем
Гагариным . В 9 часов 7 минут было дано
зажигание . Гагарин крикнул: «Поехали!» И
через несколько минут был в космосе. Он
сказал: «Вижу Землю…Красота-то какая!» За
1час 48 минут космонавт облетел Землю.
Космонавт- такого слова не было среди
многих тысяч слов. Привёз его на Землю с
неба лётчик Юрий Алексеевич Гагарин.
(Дети слушают аудиозапись Ю.А. Гагарина
перед полётом)
Педагог:
Правильно!
12 апреля 1961 года
человек впервые
покинул планету и
отправился в
неизведанный космос.
Сообщение темы занятия
БЕСЕДА
«В мире первый космонавт он,
Потому для всех герой.
Был добрейшим человеком,
Был с улыбкой неземной».
БЕСЕДА
Педагог:
- Посмотрите на фотографии
Ю. А. Гагарина.
- Что можно сказать об этом
человеке?
Я прочитаю вам сейчас рассказ
В. Воскобойникова «Улыбка
Гагарина» из книги «Жизнь
замечательных детей».
(Чтение текста педагогом).
- Понравился рассказ? Чем?
- Что особенно запомнилось ?
Рассказ педагога
.
А улыбка Гагарина стала символом. Он
улыбался всему миру. Гагарин улыбался
нашей планете, радовался солнцу, лесам и
полям.И он сказал: «Облетев Землю в
корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна
наша планета.
Люди, будемхранить и умножать эту красоту,
а не разрушатье !» В космосе невесомость,
человеку там очень трудно. Начинает болеть
голова, укачивает,. Поэтому космонавтом
может быть только сильный, здоровый
человек. Чтобы быть здоровым, нужно
заниматься спортом, делать каждый день
зарядку.
Физкультминутка
И мы сейчас, как космонавты
сделаем зарядку.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь!
Молодцы! Все очень хорошо
выполняли упражнения.
Задания.
Педагог: Предлагаю интересное
задание. Из отдельных слов собрать
предложения.
Любой, открыт, для тех ,маршрут,
космический, кто , труд , любит.
( Любой космический маршрут
открыт для тех, кто любит труд).
Стать, много-много, должен,
космонавтом, хочешь, знать.
(Космонавтом хочешь стать – должен
много-много знать).
Как вы думаете, что должен знать
космонавт? Почему много?
Рассказ педагога.
Мы с вами живём на планете Земля.
Раньше, давным- давно, люди только
начали узнавать её. Она похожа на шар.
(Показать глобус). Каждый из вас, я
думаю любит вечером смотреть на
звёздное небо. Как там много звёзд! И
как интересно смотреть на них. С давних
времён загадочный мир неба
притягивал к себе внимание людей,
манил своей красотой.
Такая красота манила и учителя из
города Калуги К.Э. Циолковского.
Посмотрите на его портрет.
Выступления учеников
.
.
Константин Эдуардович Циолковский -
(Рассказ подготовлен учеником заранее
Сашей Соколовым)
основатель современной космонавтики и
ракетной техники. Является русским
учёным и изобретателем.
- Работая учителем в школе, в свободное
время он читал, думал, фантазировал.
Мечтал о покорении человеком космоса.
Очень много интересных идей выдвинул
скромный учитель. В своих трудах
обосновал применение ракет для
космических полётов. Им придуманы
газовые рули для управления ракетой в
космосе. Работами Циолковского
интересовались учёные всего мира.
Чтец:
« Я вижу дом неприхотливый,
(Читал отрывок Артём Курка)
Семилинейки сонный свет,
Бумаги, абажура тени,
Весь домик тот, весь город тот,
Откуда начал русский гений
Свой ослепительный полёт.»
Николай Грибачёв «Циолковский»
Педагог: Но чтобы человек смог
оторваться от Земли и выйти в
космическое пространство, должен был
прийти главный конструктор космических
кораблей. Таким конструктором стал
Сергей Павлович Королёв.
Перевёлся в высшее Московское училище. Окончил
школу лётчиков, занимался в аэродинамическом
кружке, где разрабатывал планеры и лёгкие
самолёты. Посетил в Калуге К.Э. Циолковского.
Учёный посоветовал ему заниматься проблемами
космического полёта. Обладая необыкновенным
умом, смелостью он горячо верил в беспредельные
возможности человека, в то, что освоение космоса
принесёт людям благо и счастье.
Основоположник производства ракетно-
космической техники.
Родился в Житомире, в семье
учителя. Переехал с мамой и
отчимом в Одессу. Дома осваивал
школьную программу. Учился в
Киевском политехническом
институте.
Педагог: После полёта Гагарина
прошло время. Космос стал
местом не только для мужчин.
(Читала наизусть отрывок
Милана Акопян)
Чтец:
«И мальчишки, и девчонки,
Наяву и в добрых снах
Все о космосе мечтают
О далёких небесах.»
.
.
.
Первый в мире полёт осуществила женщина-
космонавт Валентина Владимировна Терешкова.
На корабле «Восток-6» в 1963 году облетела Землю
48 раз, провела в космосе 71 час
Вторая женщина космонавт отправилась
через 19 лет. Это Светлана Евгеньевна
Савицкая Она была в космосе с 19-27
августа 1982 года.
И третьей была женщина- космонавт
Елена Владимировна Кондакова.
Её полёт состоялся месяцев в 1994 году.
Первая женщина, которая вышла в
открытый космос.
БЕСЕДА
Вы сегодня услышали много
интересного о людях нашей
страны, которые посвятили свою
жизнь изучению, освоению
космоса.
-Что больше всего запомнилось
из услышанного?
.
-Какими качествами должны
обладать космонавты?
(Космонавт должен быть
любознательным,
трудолюбивым, умным,
смелым, целеустремлённым,
смелым, решительным,
здоровым.)
.
.
.
.
Чтец:
Космонавтом хочешь стать-
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолёт
Может взять с собой в полёт.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на орбиты.
(Читал наизусть Саша Кондаков)
.
.
Заявил вчера Виталик:
-Быть Гагариным хочу!
Вы меня зовите Юрой,
Я ведь в космос полечу.
Посмотрите, посмотрите:
Ждать взросленья – нет уж сил,
Потому-то из коробки
Я ракету смастерил.
Полечу к Луне и звёздам
И на Марс я полечу…
Вы меня зовите Юрой-
Космонавтом быть хочу! (Читал
наизусть Алёша Урядов)
.
.
.
ФИЗМИНУТКА
Педагог:
Давайте с вами поиграем.
Игра будет на внимание.
Если я назову слово «Луна», все
должны встать по команде «Смирно!»;
если слово «Венера» - присесть;
если слово «Земля» - поднять руки
вверх.
Молодцы!
В этой игре звучали слова Луна,
Венера, Земля.
Что они обозначают?
-Какие ещё вы знаете небесные тела?
.
.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
.
.
Вот так радуга на небе-
Шёлковый узор!
Ну и радуга на небе
Как цветной ковёр!
А над радугой – ракета
Взмыла к небесам.
Вот такую же ракету
Я построю сам.
И на звёздную дорожку
Полечу я к ней,
Наберу я звёзд лукошко
Мамочке моей.
( Григорий Виеру)
.
.
Молодцы! Ребята! Вы любите
загадывать желания?
И сейчас у вас есть такая возможность.
Если падает звезда
С неба, как комета –
Это к счастью, говорят ,
Добрая примета:
Лишь желанье загадай-
Всё, что хочешь , получай!
Давайте загадаем желание.
Кто загадал, тот может прикрепить
звезду на ракету, которая на доске.
Итог: Все сегодня замечательно
поработали.
Молодцы! Всем спасибо.
.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ