Автор: Александрова Дарья Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская художественная школа"
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: методический доклад
Тема: Декоративный натюрморт с помощью графитных карандашей на тонированной бумаге
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
Методический доклад
«ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ
С ПОМОЩЬЮ ГРАФИТНЫХ КАРАНДАШЕЙ
НА ТОНИРОВАННОЙ БУМАГЕ»
Для учащихся в МБУ ДО «Детская художественная школа»
Составитель:
АЛЕКСАНДРОВА
ДАРЬЯ
ГЕННАДЬЕВНА
Преподаватель
МБУ ДО «ДХШ»
г. Воркуты
2017 г
Декоративное рисование - это рисование в декоративной манере. Оно
существенно
отличается
от
академического
рисунка.
В
декоративном
рисовании можно передать не только схожесть с изображаемым объектом, но
и внести некоторые условности.
Важнейшим
выразительным
средством
в
декоративном
рисунке
является линия, а многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет.
Здесь
линия
имеет
более
отчетливый,
чем
в
академическом
рисунке,
выверенный характер; она ведется четко и осознанно с начала и до конца, как
бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.
Основной
принцип
декоративного
рисования
-
достижение
максимальной
выразительности
изображаемого,
то
есть
достоверность
отходит
на
дальний
план,
а
во
главу
угла
ставятся
такие
аспекты,
как
нарочитость - выявленная активность изображаемого, приукрашенность. При
значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив.
В
декоративном
рисовании
все
взвешено,
обдумано
и
работает
на
утверждение
декоративного
образа.
Выполнять
работы
в
технике
декоративного рисования можно достаточно разнообразно, в зависимости от
вкуса и творческого потенциала автора.
Декоративное рисование - это создание узоров и других украшений для
книг, предметов быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и
других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в
процессе творчества.
На занятиях по декоративному рисованию учащиеся значительно легче,
чем на уроках рисования с натуры, усваивают технические приемы работы.
Этому способствует относительно простая и потому вполне доступная
для них изобразительная основа орнамента – многократно повторяющиеся
растительные мотивы и ограниченное число геометрических форм.
Простота замысла в совокупности с элементарной пространственной
композицией
дает
возможность
детям
без
излишних
деталей
составлять
декоративно-орнаментальные
рисунки.
Путем
небольшого
количества
приемов
может
быть
создано
достаточно
много
различных
узоров,
своеобразных по цвету, композиции и мотивам.
При
соответствующей
педагогической
работе
у
учащихся
художественной
школы
можно
развить
вполне
удовлетворительное
восприятие цветовой гармонии, которую они пытаются передать в рисунке.
Декоративное рисование тесно связано с рисованием с натуры и на
темы.
Так,
рисованию
предметов
симметричной
формы
предшествует
составление узоров, построенных по принципу симметрии. Рисование узоров
в круге предваряет и сопровождает рисование круглых предметов и т.д.
Таким
образом,
декоративное
рисование
отличается
доступностью
изображения, выразительностью больше, чем другие виды изобразительной
деятельности,
и
во
многом
соответствует
возможностям
большинства
учащихся.
Для
успешного
выполнения
учебной
программы
по
декоративному
рисованию
необходимо
использовать
разнообразные
приемы
и
методы
обучения.
Большое
значение
при
этом
имеют
такие
методы,
которые
направлены на развитие у детей графических, технических умений и прежде
всего правильных действий карандашом и кистью.
При этом основное внимание необходимо сосредоточить на том, чтобы
учащиеся смогли правильно воспринять изображение (образец), продумать
последовательность выполнения рисунка, что и как рисовать, представить
конечный результат своей работы и т.д. Поэтому, обучающихся необходимо
направить
на
развитие
различных
сторон
личности,
на
активизацию
их
восприятия,
мышления,
воображения,
на
формирование
чувств
и
эмоционально-волевой сферы.
Рассмотрев на практике метод создания декоративного натюрморта с
помощью графитных карандашей на тонированной бумаге можно обобщить
специфику о стадиях работы рисунка.
Прежде всего, следует отметить, что большое значение при обучении
декоративному рисованию имеет беседа, которую учитель обычно проводит с
учащимися
непосредственно
перед
началом
новой
работы.
В
процессе
беседы знакомим учащихся с работами художников работающих в данной
манере.
Демонстрирует,
как
можно
декоративно
оформить
объекты
в
композиции, что это все совершается на основании определённых правил и
законов:
соблюдение
ритма,
симметрии,
сочетания
цветов.
Наглядно
акцентирует
внимание,
каким
узорным
оформлением
можно
решить
композицию.
Можно
показать,
как
при
составлении
узоров
декоративного
оформление можно использовать формы природы: листья и цветы различных
растений,
животных,
птиц
-
и
как
затем
переработать
эти
формы
(стилизовать) в своих композициях.
Рассматривая
и
изучая
работы
художников
на
примере,
учащиеся
начинают понимать красоту сочетания различных форм и цвета, гармоничное
единство рисунка. Его восхищает, как художник простыми и локальными
средствами
добивается
необыкновенной
выразительности,
развивается
творческая инициатива, которая побуждает мыслить учащихся и делает их
труд одухотворённым, увлекательным.
Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие результаты в
том случае, если учитель постоянно активизирует учащихся, стимулирует их
к умственной деятельности, стремится повысить у них интерес к занятиям,
способность
целенаправленно
воспринимать
то,
что
он
объясняет
и
показывает.
При
анализе
работ
художников
обращается
внимание
на
роль
предметов
как
декоративного
акцента,
решение
плоскости
фона,
ритмы
цветовых
пятен.
Важное
значение
приобретает
достижение
цветовой
гармонии
средствами
декоративного
рисования,
а
также
поиски
соразмерности предметов и узорных разработок фона.
В
декоративном
натюрморте
ставится
задача
более
плоскостного
решения формы предметов в ограниченной гамме, выдвигаются также иные
требования
к
рисунку.
Форма
предметов
выявляется
линией.
Контур
то
усиливается, то сходит на нет в зависимости от того, какую роль играет
предмет – главную или второстепенную. Это достигается путем большего
нажатия на кисть, обильно наполненную краской. Причем не просто контур, а
порой цвет, который играет важную роль в композиции листа. Изображение
дается почти без перспективы.
Учащиеся,
приступая
рисовать
цветными
карандашами
на
тонированной бумаге в декоративной манере натюрморт должны хорошо
владеть
рисунком
на
достаточно
хорошем
уровне,
делая
набросок
задуманного изображения и сразу выполнять его в цвете. Учебный рисунок
должен
быть
очень
точен.
Должно
соблюдаться
внимательно е
композиционное построение натюрморта в листе, построение предметов в
отдельности, расстановка предметов на плоскость, определение пропорций
предметов, соблюдаться конструктивные особенности
предметов, конечно,
соблюдаться перспектива. Учащиеся должны владеть умением определять
большие части по тону и цвету, передавать взаимодействие цветов. Владея
данными навыками и умениями учащимся будет достаточно проще решать
уже творческие задачи при рисовании декоративного натюрморта.
При рисовании декоративного изображения в данной технике следует
учитывать следующие особенности.
Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками,
Нельзя просто набрать больше цвета на кончик кисточки, чтобы сделать его
темнее.
Поэтому,
главный
инструмент
—
это
сила
нажима,
когда
накладывается цвет. Рисунок графитными карандашами невозможно смыть и
исправить,
линии
не
исчезнут,
от
этого
автором
должна
соблюдаться
предельная точность и грамотность в нанесении рисунка.
Лучше всего начать со светлого карандаша, этим сохранится текстура
бумаги
намного
дольше.
Светлым
карандашом
следует
и
выполнять
сам
набросок натюрморта. Ни в коем случае не простым карандашом, так как
линия
простого
карандаша
с
трудом
перекрывается
цветными,
так
как
лоснится и проступает через цветной грифель.
Учащиеся
могу
в
самом
начале
выполнить
поиски
композиции
натюрморта, выбрать удачное расположение предметов на формате листа,
сделав
предварительные
зарисовки
на
отдельных
листах
в
альбомах,
например, где могут почувствовать форму предметов и их конструктивные
особенности,
разобрать
их
в
тоне.
А
затем
уже
смело
делать
набросок
светлым карандашом на тонированной бумаге. Карандаш лучше выбирать
теплого оттенка, так как его в дальнейшем можно легко тонировать холодным
оттенком, наоборот же не получится.
Перед
тем
как
приступать
к
работе
уже
с
цветными
карандашами
натюрморта на тонированной бумаге следует выполнить поиски штрихов и
найти способы решения декоративных элементов натюрморта.
Учащиеся
должны
обязательно
на
поисковых
вариантах
найти
оптимальный
вариант
для
решения
своего
декоративного
натюрморта,
какими
декоративными
элементами
будет
решаться
их
композиция.
Декоративный лист должен в итоге стать воплощением идеи каждого автора.
Желательно,
чтобы
в
работе
чувствовалась
индивидуальная
манера
художника.
Следует
попрактиковаться
в
различных
типах
штриховки,
используя разные направления, толщину и текстуру линии, все это будет
работать на создание того или иного эффекта и эмоции в работе. Педагог
должен помочь почувствовать склонность каждого учащегося, в какой манере
ему
лучше
всего
выполнить
натюрморт,
или
же
работа
будет
решена
с
помощью различных штрихов, или же будут применяться какие то узорные
элементы или может еще, что то другое, познакомив учащихся с основными
техниками рисования цветными карандашами.
Можно имитировать различные текстуры, создавая узоры из точек и
коротких штришков на бумаге. С помощью точек, можно даже создавать
плотную
густую
текстуру.
Каждая
линия,
которая
делается
цветным
карандашом очень важна — направление, толщина и текстура линии будут
способствовать
созданию
того
или
иного
задуманного
эффекта.
Следует
учащимся попрактиковаться в различных типах штриховки.
Штриховка и текстура
Можно
пользоваться
группой
из
прямых
линий,
которые
задают
направление,
группой
из
слегка
изогнутых
линий.
Которые
передают
ощущение движения.
Возможно
использование
комбинаций
различных
вариантов
штриховки, чтобы создать более бурный насыщенный дизайн. Подобные
линии показывают глубокую выразительность.
Линии различной толщины помогают создавать текстуру. Эти линии
создают ощущение объема рисунка.
Штриховку карандашами можно разделить на типы.
1.
Округлая.
Можно совершать круговые движения карандашом или в случайном
порядке, как на рисунке, или одинаковыми рядами. Для более плотного
покрытия, как в правой части примера, возможно, делать несколько слоев,
накладывая
круги
друг
на
друга.
Также
можно
поэкспериментировать
с
различной степенью нажатия, для большей хаотичности.
2.
Прямолинейная.
Возможно, вам будет более удобно работать в прямолинейном стиле:
вертикальном,
диагональном
или
горизонтальном,
в
зависимости
от
предпочтений.
Штрихи
могут
быть
короткими
и
прерывистыми
или
длинными, зависит от желаемой текстуры.
3.
Хаотичная.
Этот эффект создается путем чирканья карандашом по поверхности
бумаги в произвольной манере, создавая органичную массу цвета. Меняя
силу нажатия и количество времени на прорисовку линии в одной области,
можно увеличить или уменьшить насыщенность цвета.
4.
Обычная перекрестная штриховка.
Этот термин обозначает создание серий почти параллельных линий.
Чем
ближе
линии
находятся
друг
к
другу,
тем
плотнее
и
темнее
цвет.
Перекрестная
штриховка
создается
накладыванием
одних
параллельных
линий на другие, но под другим углом. Возможно, использовать штриховку
для заполнения областей сплошным цветом или для создания текстуры.
5.
Гладкая.
Не
важно,
какой
выбран
тип
штриховки,
можно
стремиться
уметь
контролировать
карандаш
и
наносить
гладкий,
ровный
цвет.
Можно
использовать маленькие кружки, короткие штришки и другие.
6.
Точечная.
Это наиболее механический вид нанесения цвета, однако, он создает
очень сильную текстуру. Просто следует наточить свой карандаш и создать
маленькие точки по всей поверхности. Располагать точки можно ближе друг
к другу для более плотного покрытия.
Учащимся следуем рассказать и о слоях и способах растушевки. Тот,
кто рисует красками, может сначала смешать цвета на палитре и потом
переносить их на холст. Работая с цветными карандашами, все смешивания и
растушевка цветов происходит прямо на поверхности бумаги. С помощью
слоев, можно как получить новый цвет, так и новый оттенок. Чтобы усилить
цвет, нужно нанести больше слоев поверх, а чтобы приглушить, использовать
контрастный
цвет.
Также
можно
растушевать
цвета
с
помощью
белого
карандаша.
Самый простой способ смешать цвета – это нанести второй слой цвета
прямо на первый слой. Это можно сделать с таким количеством цветов,
сколько
потребуется,
чтобы
добиться
нужного
цвета
или
насыщенности.
Ключ
к
этой
технике
–
это
использование
легкого
нажатия,
работа
с
заточенным карандашом и ровного нанесения каждого слоя.
Можно
использовать
технику
полировки.
Которая
требует
сильного
нажатия,
чтобы
объединить
два
или
более
цветов
вместе
и
придать
им
ровный, глянцевый вид.
Так же можно пользоваться смешение цветов, используя светлый или
белый карандаш. Здесь нужно учитывать что темный цвет всегда должен
быть
под
светлым.
Если
нанести
темный
цвет
поверх
светлого,
то
смешивания не произойдет. Также постараться не давить слишком сильно на
нижние слои в области полировки, так как если сплющится поверхность
бумаги
слишком
быстро,
то
результат
смешивания
не
будет
столь
эффективным.
Можно использовать в своих работах метод оптического смешивания.
Этот метод обычно используют при работе с пастелью, зритель видит два
цвета расположенные рядом, как будто они смешаны. Можно применять
почеркушки, штрихи, пунктиры или округлые каракули, чтобы нанести цвет,
позволяя каждому карандашу выглядеть как маленький кусочек ниточки.
Когда смотришь в целом, линии разных цветов сливаются и выглядят как
одна масса. Это очень оживленный и новый метод смешивания, который
пленит аудиторию.
Обучая
детей
декоративному
рисованию
с
помощью
графитных
карандашей, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь
между всеми компонентами и штриховки, и узоров, и взаимосвязь цветов,
композиции, и элементами формы.
Из всего разнообразия типов штриховки учащиеся в ходе поисковых
зарисовок должны определиться в какой технике они будут выполнять свои
работы.
Следует
обратить
внимание,
что
данный
учебный
натюрморт
выполняется на тонированной бумаге, это позволяет создать контрастные
графические изображения. Резко звучащие контрасты создают напряжение и
динамику.
Данный
урок
носит
практический
характер
с
применением
уже
полученных знаний учащимися за время обучения – это форма, пропорции,
цвет, линия, объем, фактура материала. Поэтому приступая к выполнению
рисунка уже на тонированной бумаге в данной технике, у учащихся должен
грамотно выстраиваться именно учебный рисунок, и решаться творческие
задумки.
Основным
принципом
данного
урока
является
развитие
творческой
индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С
этой
целью
педагог
обязательно
должен
вести
ход
урока
в
параллель
с
демонстрацией
техник
используемых
при
работе,
где
сам
наглядно
мог
показать, как можно творчески подойти к изображаемым объектам.
Учащиеся
должны
уметь
работать
с
пространством
листа
и
организовать
его
основными
графическими
средствами
выражения.
Для
графических
натюрмортов
так
же,
как
и
для
живописных,
выбираются
горизонтальные,
вертикальные
или
квадратные
форматы.
Выбор
формата
зависит от композиционного замысла учебной постановки. В отличие от
учебного объемного рисунка натюрморта его графическое решение позволяет
увидеть
натуру
плоскостно
и
дает
возможность
более
образно
или
орнаментально осмыслить постановку. Здесь можно использовать средства
выражения, которые не применяются в обычном рисунке.
Обязательно в ходе работы должны соблюдаться основные принципы
построения
графической
композиции
–
это
цельность,
симметрия,
асимметрия, ритм и пластика. Все это так же можно словестно обговорить во
время урока с учащимися.
Учащиеся в ходе работы должны научиться чувствовать, что любой
объект
натюрморта
может
быть
переработан
фантазией,
подмечать
характерное.
Можно
утрировать
природную
форму,
доведя
ее
до
максимальной остроты, например, предельно округлив пузатенький кувшин,
активно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнув пластику предметов
нанесением
декоративного
рисунка.
Важно
при
этом
исходить
из
особенностей
конкретного
объекта.
Возможно
изменение
соотношений
пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими. В работе
могут
допускаться
различного
рода
условности.
Можно
передвигать
предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать их
количество,
вводить
дополнительные
объекты,
добавлять
недостающие
драпировки
или
фрукты
для
заполнения
пространства,
но
главное
–
сохранить суть и узнаваемость постановки. К решению цветового варианта
работы
следует
подойти
обдуманно.
Можно
сохранить
цветовой
колорит
данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь тональные
отношения, можно также значительно дополнить его новыми сочетаниями.
Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу. Построение
декоративного
натюрморта
базируется
на
выделении
одного
главного
элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты
композиция.
При работе с декоративным натюрмортом необходимо сосредоточить
внимание учащихся на пластике форм, их выразительности, декоративности,
не
забывая
при
этом
о
принципах
построения,
заботясь
о
правильном
размещении
предметов
на
плоскости.
Цвет
в
натюрморте
может
использоваться
как
с
учетом
натурального
цвета,
так
и
условно,
соответственно
с
замыслом
художника.
В
соответствии
с
творческим
замыслом цвет стилизованного объекта натюрморта может быть натуральным
реальному, или же выдуманным. Так же не стоит забывать про передачу
эмоционального состояния и настроения в изображаемом натюрморте.
Итогом декоративного рисования натюрморта можно сделать просмотр
все
итоговых
работ
учащихся,
обсудить
и
оценить
творческие
задумки
каждого
в
отдельности
автора.
Желательно
провести
рефлексию
–
понравилось ли учащимся работать в данной технике, насколько трудно или
легко было рисование, реализовались ли замыслы учащихся.
Жанр
натюрморта
в
художественных
школах
открывает
ученикам
широкие творческие возможности, формирует их образное мышление. Как
самостоятельный
жанр
искусства,
натюрморт
обладает
большими
изобразительными возможностями, является творческой школой, где педагог
ставит
и
решает
с
учащимися
различные
учебные
и
творческие
задачи.
Декоративный
натюрморт,
как
и
декоративная
живопись
в
целом
–
это
творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в
различных
материалах.
В
работе
над
декоративным
натюрмортом
можно
научиться средствами цвета и ритма, объединять разные предметы, видеть не
только
отдельную
вещь
на
изолированном
фоне,
а предметы
в
их
взаимосвязи.