Автор: Журих Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 22
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
Формирование коммуникативных УУД младших
школьников на уроках литературного чтения
Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!
Конфуций
Начальная школа — новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое
обучение
в
образовательном
учреждении,
расширяется
сфера
его
взаимодействия
с
окружающим
миром,
изменяется
социальный
статус
и
увеличивается
потребность
в
самовыражении. Цель учителя (наряду со всеми другими важными целями образовательного
процесса) организовать возможность реализации этой потребности.
Вполне
очевидно,
что
успех
педагогической
деятельности
по
развитию
коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя
начальных
классов,
необходимым
для
формирования
у
школьников
универсальных
коммуникативных
учебных
действий
как
своеобразного
фундамента,
без
которого
в
дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.
Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов,
а также благополучной адаптации ребёнка в коллективе одноклассников и в социуме в целом.
Универсальные
учебные
коммуникативные
действия
обеспечивают
социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение
конфликтов
-
выявление,
идентификация
проблемы,
поиск
и
оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
• соответствие возрастным,психологическим нормативным требованиям;
•соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Анализируя практическую образовательную среду, мы сегодня еще раз отметили, что
для решения обсуждаемой проблемы наиболее эффективны групповые формы организации
учебного общения:
- групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
- коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);
- взаимопроверка заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, задания на
моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником
учебного процесса.
Формирование коммуникативных ууд должно быть основано на уважении личности
ученика, знании, определении его личностных качеств. Только в этом случае возможно
обеспечить способность обучающихся осуществлять продуктивное общение в совместной
деятельности,
проявляя
толерантность
в
общении,
соблюдая
правила
вербального
и
невербального
поведения
с
учётом
конкретной
ситуации.
На
мой
взгляд,
самыми
плодотворными для решения этой задачи являются уроки русского языка и литературного
чтения
с
использованием разнообразных форм:
слушаем, говорим, обсуждаем,
выражаем
собственные мысли.
Для
обеспечения
положительной
динамики
формирования
коммуникативных
УУД
младших
школьников
при
изучении
литературного
чтения
предполагается
решить
следующие задачи:
- организация образовательного процесса, которая позволяла бы младшему школьнику
выбирать различные виды коммуникативной деятельности;
- воспитание духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий
потенциал в условиях окружающего социума и в быстро меняющемся мире на основе
усвоения языка в целях коммуникации, речевого развития, саморазвития и становления
ученика как личности.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование
читательской
компетентности
младшего
школьника,
осознание
себя
как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
2
осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром,
получает
навык
анализа
положительных
и
отрицательных
действий
героев,
событий.
Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения
способствует
воспитанию
адекватного
эмоционального
состояния
как
предпосылки
собственного поведения в жизни.
В
образовательную
программу
моей
педагогической
деятельности
включена
технологическая карта планируемых результатов формирования коммуникативных УУД
Технологическая карта планируемых результатов формирования
коммуникативных УУД
УУД
Составные
компоненты
(умения) УУД
Способы
(алгоритмы)
формирования
Учебно-
тренировочные
задачи
Учебные
ситуации
Допускать
возможность
существования у людей
р а з л и ч н ы х
т о ч е к
зрения, в том числе не
совпадающих
с
его
собственной.
Осознавать
цель
общения.
Объяснение правил
п о в е д е н и я
п р и
общении.
Для
чего
люди
общаются?
Кто
говорит
–
кому-
с
ка ко й
целью.
Осознавать
разнообразие
речевых
ситуаций.
Умение
ориентироваться
в
ситуации общения.
Умение говорить
и слушать.
Общение в быту
(обыденное
/повседневное).
Оценивать
некоторые
высказывания
людей
с
точки
з р е н и я
и х
уместности.
Приведение
примеров
удачного
и
н е у д а ч н о г о
общения
в
своей
ж и з н и
и
ж и з н и
окружающих.
Эффективное
общение-
умелая, искусная
у с т н а я
и
письменная речь.
Риторический
треугольник.
Ориентироваться
на
позицию
партнера
в
о б щ е н и и
и
взаимодействии.
Анализировать
ситуацию.
Планирование
сотрудничества
Установление
добрых
уважительных
взаимоотноше-
ний.
Речевая
(коммуникатив-
ная) ситуация.
Прояснение
непонятных
моментов.
Делиться
мыслями
и
ч у в с т в а м и
в
заданной ситуации.
Виды общения и
риторические
действия
(раскрытие
понятий).
Вежливые
слова.
То н
в е ж л и в о й
речи.
Формулировать
собственное
мнение
и
позицию
Делать
простые
в ы в о д ы
и
обобщения.
Развитие
умения
с о т р уд н и ч а т ь
в
паре.
Обмениваться
информацией,
делиться
м ы с л я м и
и
ч у в с т в а м и
в
кругу
знакомых
и близких
Вырабатывать
умения
учитывать
различные
обстоятельства
общения,
чтобы
о н о
б ы л о
3
эффективным
Д о г о в а р и в а т ь с я
и
приходить
к
общему
решению в совместной
деятельности,
в
том
чи с л е ,
в
с и т у а ц и и
столкновения
интересов.
Поиск
и
оценка
способов
разрешения
конфликта.
Б ы с т р о
и
правильно
ориентироваться
в
условиях общения.
Проявление
эмоциональной
отзывчивости
и
доброжелательно
сти
в
спорных
ситуациях.
Хочу (не хочу) с
тобой
разговаривать,
дружить,
беседовать
потому, что…
Знакомлю
детей
с
содержанием
карты.
В
этом
одна
из
составляющих
воспитания
положительной мотивации к учебным действиям.
Организация коммуникативной деятельности младших школьников представлена
авторами учебников Климановой Л.Ф., Горецким В.Г. в различных формах филологического
образования и литературного развития:
-на
уроке: формирование
коммуникативных
умений,
основ
учебной
деятельности
(интегрированный урок; урок-исследование; урок-игра; урок-праздник; урок-путешествие;
урок-презентация; урок-творческая мастерская);
-во внеклассной деятельности: групповые занятия, экскурсии, работа в библиотеке,
конкурсы творческих работ; олимпиады; интеллектуальные игры; «проба пера».
Содержание и формы организации уроков литературного чтения стимулируют учебное
общение
детей.
Темы
доступны
и
интересны. Методика
работы
ориентирована
на
формирование коммуникативных универсальных учебных действий, к которым относятся
следующие умения младших школьников:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе,
соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные
мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
строить
небольшие
монологические
высказывания,
осуществлять
совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностно-ориентированный
подход
позволяет
активно
внедрять
в
практику
проблемно-диалогическое обучение.
На уроках литературного чтения использую такие виды творческой коммуникативной де-
ятельности, как изложение с творческим заданием,
отзыв на эпизод, характеристика героя.
При работе с учебником в первую очередь мы обращаемся к тем вопросам и заданиям, кото -
рые побуждают обучающегося актуализировать личный читательский опыт. Например: (По -
чему сказка называется «Царевна-лягушка», ведь в ней много других героев?), формирует на -
выки анализа текста (Выберите из текста прилагательные и определите, с какой целью ис-
пользует их автор). Большой интерес у обучающихся вызывают тестовые задания. Реализо-
4
вать личностно-ориентированный подход к обучению помогают индивидуальные творческие
задания, например, составить рубрику «Для любознательных» на основе материала статьи
учебника. В курсе «Литературное чтение» материалы учебников показывают красоту родного
края, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважение к другим народам России и
мира. Вопросы и задания побуждают ребенка к осознанию таких качеств, как равнодушие,
доброта, эгоизм, уважение. В сказках разных народов отражаются традиции, обычаи народа.
Обучающиеся осознают себя как часть могучего многонационального российского общества,
богатого культурой каждого народа.
Разнообразие форм работы способствует познавательной активности, формированию
коммуникативных универсальных действий. Это чтения-обсуждения, литературные игры,
литературно-музыкальные
композиции,
театрализованные
представления,
викторины,
путешествия,
а
самое
главное,
чтение
вслух
и
обсуждение
прочитанного.
Применяется
решение «открытых» творческих задач, диалог. Приём решения «открытых» творческих
задач учит терпению по отношению к чужому мнению, а это – хорошее свойство не только
для учёбы. Стараюсь создать условия для детского творчества, то есть, условия внутренней
свободы, а чтобы занятия были увлекательными и в то же время более эффективными, на
разных этапах работы использую игры, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, историко-
литературные кроссы.
Игра
обеспечивает
более
высокую,
по
сравнению
с
обычными
формами
урока,
обучающую,
развивающую
и
воспитательную
результативность.
Этому
способствуют
задания:
- изобразить символами характер литературных героев;
- с помощью аппликации «одеть» своего героя, вчитываясь в текст, учитывая эпоху и ее
особенности;
- на ощупь, через ткань темного мешка, нужно отгадать: какая вещь или предмет
находится в нем и какому персонажу он принадлежит.
Развивают
коммуникативные
умения,
формируют
навыки
общения,
осуществляют
практическое пользование языком сочинения – миниатюры, которые предлагают написать
сводку погоды, шутку о дожде, поведать лесную тайну в форме письма и другие.
Кроме
того,
выбирая
для
себя
работу
в
составе
группы,
учащиеся
«примеряют»
различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов,
архивариусов,
составителей
словарей,
что
помогает
им
раскрыть
свои
возможности,
реализовать индивидуальные особенности.
В итоге коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или
партнера
по
деятельности),
приобретают
существенно
более
глубокий
характер:
дети
5
становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для
оценки одного и того же предмета. Анализ содержания обучения и наблюдение за учебной
коммуникативной
деятельностью
младших
школьников
показывает,
что
максимальное
воздействие
на
степень
сформированности
коммуникативной
успешности
оказывает
комплекс коммуникативно-направленных заданий и упражнений, внедрённых в учебный
процесс,
позволяющих
устранить
коммуникативные
трудности
обучающихся
и
способствующих осуществлению их учебного общения в условиях ситуации успеха.
Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения,
осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять
самоконтроль
и
давать
самостоятельную
оценку
своей
работы
на
уроке.
В
условиях
безотметочного обучения предлагаю детям устно оценить свою работу, где они отмечают ее
качество. Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе,
корректируем оценку. С
каждым разом дети объективнее оценивают свою работу.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в
информационно-коммуникативных
технологиях.
Дети
по
мере
возможности
принимают
участие в оборудовании урока.
Образовательная
программа
УМК
«Школа
России»,
по
которой
я
работаю,
способствует
интегрированному
подходу
в
обучении,
который
предполагает
активное
использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим
предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В
результате
получается
коллективный
проект,
изображающий
осень
во
всём
её
многообразии.
Авторы учебников литературного чтения также предлагают работу над проектами.
Проекты различны по форме, теме, содержанию. На уроках мы обсуждаем тему, определяем
цель и задачи, гипотезы, обсуждаем план исследования, проводим презентацию, а дома дети
занимаются
поиском
информации,
наблюдают,
экспериментируют.
В
этом
им
помогают
родители. Мы приглашаем их на презентации.
Формирование
коммуникативных
УУД
будет
недостаточно
продуктивно
без
дифференцированного подхода в обучении. Убедилась в этом не раз, т.к. в моем классе
обучаются дети с разным уровнем интеллектуального статуса. Продуманное и правильно
6
сформулированное задание
с учетом индивидуальных способностей обучающихся – это
одно из главных средств достижения положительного результата образования.
На уроках использую разноуровневые задания, индивидуальные карточки. Дети любят
анализировать поступки героев, черты их характера, примерять на себя их образы, общаться
напрямую в деловой игре, инсценировании.
(Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как ты думаешь, что
ему сказал кузнечик? ») Дети высказываются, приводя веские доводы своей правоты.
Много работаем в группах. Учимся выполнять различные роли в группе: лидера,
исполнителя,
критика.
Таким
образом,
готовлю
младших
школьников
к
дальнейшей
успешной учебной работе и самостоятельной жизни.
Так должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
1. Инициативный.
2. Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям.
3. Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
4. Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.
5. Любознательный.
6. Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы.
7. Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней.
8. Может адекватно оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию.
9. Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.
Воспитать такого человечка, обладающего всеми необходимыми действиями, прежде всего,
коммуникативными, может педагог, творчества и профессионализма которого хватит на все и
на всех (на деток, их семьи, на окружающие социумы). Я всю свою жизнь мечтаю, стрем-
люсь, стараюсь быть таким. Уверена, что и вы – тоже. Успехов вам, уважаемые учителя!
7