Напоминание

"Работа над словами с непроверяемыми написаниями"


Автор: Соболева Ирина Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: ст. Северская, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над словами с непроверяемыми написаниями"
Раздел: начальное образование





Назад




Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Из опыта

Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в каждом классе начальной школы.

Они определены программой и включены в «Словарь», который приводится в конце

учебника «Русский язык» для I, II , IV классов.

В статье я хочу рассказать о том, как мною проводилось изучение этих слов на

уроках русского языка.

При изучении любого слова с непроверяемым написанием я прежде всего показываю

детям картинку, затем объясняю значение изучаемого слова. Например, при изучении

слова ракета вначале показываю детям картинку, изображающую ракету, а затем

останавливаю их внимание на самом слове. На доске записывается слово ракета,

красным мелком выделяется гласная а в слоге -ра-, ставится знак ударения: ра-кё-та.

Детям сообщается, что в слоге -ра- всегда следует писать гласную а. После этого дети

устно составляют с этим словом предложения, лучшие из которых записываются ими

на доске и в тетради.

Познакомившись со словом и его правописанием, дети записывают его в тетради-

словарики, которые предварительно изготовляются ими на уроках технологии. Для

лучшего

запоминания

слова

с

непроверяемым

написанием

на

некоторое

время

вывешивается картинка, на которой, изображен предмет. Слово с выделенной гласной

помещается под картинкой.

1—2 раза в неделю (в конце и в начале урока) мною проводится игра под названием

«Ответственный». Такую игру можно проводить и в I, и во II, и в III ,и в IV классах,

при этом следует иметь в виду, что слова должны подбираться только по темам, уже

изученным в этих классах.

Игра проводится таким образом: от каждого ряда назначается ответственный. Он

выходит к доске и записывает столбиком слова с непроверяемыми написаниями (7—

10 слов) по предложенным мной темам:

2-й ряд Тема «Школа»

Тетрадь.

Ученик.

Дежурный.

Пенал.

Карандаш.

Учитель.

Класс

1-й ряд Тема «Огород»

Oвощи.

Помидор.

Огурец.

Морковь

.

Горох.

Капуста.

3-й ряд Тема «Животные»

Корова.

Ворона.

Заяц.

Медведь.

Соловей.

Собака

Воробей

.

2-Й ряд Тема «Школа»

Тетрадь.

Ученик.

Дежурный.

Портфель.

Пенал.

Карандаш.

Учитель.

Класс

2-Й ряд Тема «Школа»

Тетрадь.

Ученик.

Дежурный.

Портфель.

Пенал.

Карандаш.

Учитель.

Класс

2-Й ряд Тема «Школа»

Тетрадь.

Ученик.

Дежурный.

Портфель.

Пенал.

Карандаш.

Учитель.

Класс

Записывая слова, дети ставят в них ударение, подчеркивают гласную, которую надо

запомнить. Все остальные учащиеся в свою очередь записывают эти слова в тетради.

После того как ответственные запишут все слова на доске, начинается проверка их на-

писания. Если в слове допущена ошибка, то раздается хлопок. Хлопок заставляет

допустившего ошибку подумать над правильностью написанного слова. Бывает и так,

что ответственный не может найти ошибку, тогда вызывается помощник из этого ряда,

который

исправляет

допущенную

ошибку.

Если

хлопок

был

сделан

в

процессе

проверки слова, то это означало, что ряд проиграл. Как правило, выигрывает тот ряд,

чей ответственный не получил ни одного хлопка, т. е. не допустил ни одной ошибки в

словах.

Дети любят такой вид работы и проявляют к нему большой интерес. Все учащиеся

хотят быть «ответственными», стараются быть внимательными, чтобы написать все

слова без ошибок.

В процессе своей работы я часто провожу комментированное письмо изученных слов

с непроверяемыми написаниями. Провожу его таким образом: ученик, сидящий на

первой парте, называет л ю б о е из уже изученных слов с этим написанием, объясняет

его значение (если ученик затрудняется его объяснить, то на помощь ему приходят или

учащиеся, или я сама), называет слог, на который падает ударение, и безударную

гласную, не проверяемую ударением. Все дети, в том числе и вызванный ученик,

записывают слово в тетради, проставляя ударение и подчеркивая безударную гласную.

И так каждый ученик без моего напоминания называет свое слово (причем слова не

повторяются). Если же комментирующий неправильно выделил орфограмму, то его

тут же поправляют. Иногда в конце урока дети обмениваются своими тетрадями,

проверяют написанные слова с непроверяемыми написаниями.

При комментированном письме каждый ученик должен быть очень внимательным,

стараться не повторять дважды одно и то же слово, хорошо знать написание каждого

изученного слова.

Изучение слов с непроверяемыми написаниями проводится и в процессе работы над

изложением. Так, например, в III классе учащиеся писали изложение по статье М.

Ефетова «Памятник». В числе основных задач здесь были и такие: закрепление без-

ударных гласных в корне слов, проверяемых и не проверяемых ударением.

После сообщения темы урока я объявила детям, что вначале мы повторим написание

изученных слов из словаря, а затем напишем изложение, где имеются слова с без-

ударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением. Перед чтением

текста изложения детям задаются такие вопросы: Где вы видели памятники? Кому

ставят в нашей стране памятники? Какой памятник стоит возле нашей школы? В честь

кого он воздвигнут?

Затем был прочитан текст изложения.

Памятник.

Вышли мы в рощу и видим памятник. Среди берёз стоит девушка-солдат с венком в

руках. Девушка эта не живая, а мраморная. Она склонила голову. Плечи опущены.

Сама худенькая, красивая, а сапоги тяжёлые. Нам стало очень грустно.

А вокруг луга, рощи. В небе белые-белые облака. Здесь братская могила. В тяжёлых

боях с фашистами много наших полегло за свободу Родины.

Мы нарвали цветов на лугу. Девочки сплели красивые венки. Венки мы возложили на

могиле наших воинов.

Анализ текста изложения был проведен по следующим вопросам: почему ребятам

захотелось положить на могилу венки? Чья это могила? Почему она названа братской?

Какой памятник поставили у братской могилы? Что в описании памятника показывает,

что девушка — солдат? Что вставлено в рассказ, чтобы сильней подчеркнуть грусть о

погибших?

После анализа мы провели орфографический разбор слов с безударными гласными,

проверяемыми ударением (склонила — склон, тяжёлые — тяжесть, полегло — лёг,

сплели — сплёл) и не проверяемыми ударением (солдат, сапоги, свобода), составили

план.

Все дети писали изложение увлеченно, с интересом. Проверка работ показала, что

учащиеся не допустили ни одной ошибки в написании слов с непроверяемыми написа-

ниями.

Часто в классе проводится игра «Собери слова!», которая заключается в следующем:

на доске записываются слова (деформированные предложения), из которых дети затем

составляют предложения. Прежде чем приступить к работе, я обращаюсь к ученикам

со словами: «Дети, из записанных на доске слов я хотела бы составить предложения на

тему «Огород». Помогите мне собрать их в предложения». На доске записаны такие

слова: огород, есть, школе, при овощи, разные, растут, там растут, морковь, капуста,

огурцы за, ребята, ними, ухаживают урожай, будет, хорош

В итоге были составлены следующие предложения;

При школе есть огород. Там растут разные овощи. Растут морковь, капуста, огур-

цы. Ребята ухаживают за ними. Хорош будет урожай!

В записанных предложениях дети подчеркнули слова с непроверяемыми написаниями:

огород, овощи, морковь, капуста, огурцы, ребята, урожай. Все дети выполняли работу

самостоятельно.

После

того

как

предложения

были

записаны,

мы

проверили

их

составление, а также правильность написания слов

с

гласными, не проверяемыми

ударением.

Не

менее

интересной

в

работе

над

словами

с

непроверяемыми

написаниями является игра «Знаешь ли ты птиц и зверей?» Еще до урока на

доске я рисую клетки и вписываю в них некоторые буквы искомого слова,

называющего какого-либо зверя или какую-либо птицу. По этим буквам уча-

щиеся должны определить, какое слово следует вписать. Этими словами

будут: воробей, соловей, ворона, медведь.

Эта игра проводится в I—IV классах, а в IV классе она немного усложняется

грамматическим заданием: учащиеся определяют род, число, тип склонения

слов

с

непроверяемыми

написаниями.

Каждый

ученик

хочет

быть

победителем, поэтому старается правильно отгадать названия зверей и птиц.

Как

при

изучении,

так

и

при

закреплении

слов

с

непроверяемыми

написаниями мною используются загадки. Ответы-отгадки дети записывают в

тетради. Например, повторяем слова с безударной гласной о, не проверяемой

ударением. Подбирают такие загадки:

Если бы я встала, то до неба достала. (Дорога.)

Сами верхом, а ноги за ушами. (Очки.)

Иногда детям предлагалось такое задание: найти загадки, отгадки на которые

содержали

бы

слова

с

непроверяемыми

написаниями.

Эту

работу

дети

выполняют с большим удовольствием.

Правильный

орфографический

образ

слова

запечатлевается

в

сознании

ребенка благодаря работе разных видов памяти — зрительной, двигательной и

слуховой, благодаря использованию различных приемов, которые развивают у

детей

любознательность,

повышают

интерес

к

слову,

воспитывают

у

них

любовь к русскому языку.



В раздел образования