Автор: Ильина Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нижнекулойская средняя школа"
Населённый пункт: д.Урусовская, Верховажского муниципального района, Вологодской области
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Технологическая карта урока по теме "Кто такие рыбы?"классе
Раздел: начальное образование
Проект урока по окружающему миру
Ф.И.О. учителя: Ильина Ольга Анатольевна
Предмет: окружающий мир
Класс:1
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Школа России
Тема урока: Кто такие рыбы?
Тип урока: Открытие новых знаний
Место урока в системе уроков: 13 урок по теме «Что и кто?»
Цель:
Выяснить каких животных называют рыбами.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Определение насекомых по изученным на предыдущем уроке
признакам. Выявление общих признаков рыб. Ознакомление со
строением рыбы и способом определения возраста рыбы.
Ознакомление с разновидностями рыб морских и речных.
Развитие умения пользоваться цифровым микроскопом, работать
с интерактивной доской, находить информацию в учебнике и в
дополнительной научной литературе. Развивать умение ставить
задачи на урок по предложенной теме.
Воспитание любознательности, бережного отношения к природе,
формировать положительную учебную мотивацию.
УУД:
Предметные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Усвоение отличительных признаков рыб, умение определять
группу животных по характерным признакам, применять
полученные знания о способе определения возраста рыбы по
чешуе на практике.
Целеполагание, планирование, контроль, самооценка.
Взаимодействие в парах, контроль и оценка действий партнера.
Умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою
точку зрения.
Умение находить информацию в разных источниках,
моделировать, работать с микроскопом.
Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Предметные результаты в
области ИКТ:
Метапредметные
результаты:
Личностные результаты:
Усвоение отличительных признаков рыб, умение определять
группу животных по характерным признакам, умение различать
морских и речных рыб; знание способа определения возраста
рыб по чешуе.
Умение пользоваться цифровым микроскопом, выполнять
задания на интерактивной доске.
Умение работать в парах, умение анализировать, ставить цель и
достигать ее.
Умение пользоваться простыми навыками самоконтроля и
саморегулирования.
Основные понятия:
Речные рыбы, морские рыбы,чешуя.
Межпредметные связи:
Чтение, технология
Ресурсы:
Основные
дополнительные
Учебник «Окружающий мир» 1 класс (А. А. Плешаков), научно-
познавательная литература, тетрадь «Окружающий мир» 1 класс
(А. А. Плешаков.
Цифровой микроскоп, интерактивная доска.
Этапы
урока;
задачи
деятельности
обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
универсальные
учебные
действия
Обо-
рудо-
вани
е
1.Вводно-
мотивацион-
ный
-На уроке мы сидим
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят – отвечаем.
Положительный настрой
на урок.
Личностные:
Готовность и
способность к
саморазвитию,
мотивация.
2.Актуализац
ия знаний
(Уметь
определять
насекомых по
их общим
признакам,чи
тать и
отгадывать
загадки,
учиться
взаимодейст-
вовать в
паре)
-О каких животных
говорили на прошлом
уроке?
-Кто такие насекомые?
-Прочитайте названия
животных на карточках.
-Найдите «лишнее»
животное, которое не
является насекомым.
-Прочитайте классу свою
загадку о насекомых.
-Итак, мы с вами
вспомнили характерные
признаки насекомых и
умеем их узнавать по
описанию внешнего вида.
-Наш Муравьишка
наблюдал за стрекозой,
которая долго кружилась
над водой.
Любознательный Муравей
заинтересовался, кого же
могла в воде увидеть
стрекоза. Мудрая Черепаха
посоветовала отгадать
загадку.
Ответы детей
Работа в парах:
выполняют задание на
карточках.
Читают и отгадывают
загадки.
Коммуникативн.:
Умение слушать и
понимать
партнера, умение
договариваться.
карто
чки
3.Целепола-
гание
(Учиться,
исходя из
темы урока,
определять
под
-Прочитайте тему урока с
доски.
-Может, кто-нибудь сразу
Таня читает загадку
классу:
-Плавают под мостиком и
виляют хвостиком. (рыбы)
Читают:
-Кто такие рыбы?
Регулятивные:
-принятие и
сохранение цели;
-постановка
учебных задач;
-работа по плану
руководством
учителя
учебных
задач,
работать по
плану)
сможет рассказать
Муравьишке?
-Как вы думаете, что на
уроке нам предстоит
узнать?
Помогает в постановке
цели и задач урока.
Предлагает план в виде
схем.
1.
Узнать, кто такие
рыбы.
2.
Учиться
распознавать
речных и морских
рыб.
План
на
доске
4.Изучение
нового
материала
(Развивать
умения
извлекать и
интерпре-
тировать
информа-
цию;
создавать
модели,ра-
ботать с
микроско-
пом)
-Обратимся к
интерактивной доске:
послушаем рассказ о том ,
кто такие рыбы и выявим
их общие признаки.
-Рассмотрим строение тела
рыбы.
-По оглавлению учебника
найдите тему нашего урока
и откройте нужную
страницу.
-Как вы понимаете «одежда
из монеток»?
-Давайте попробуем
сделать из кружков
«одежду» рыбе.
-Рыбья чешуя растет всю
жизнь, нарастая колечками.
Летом рыба быстро растет –
и колечко на чешуе
широкое. А зимой почти не
растет – и колечко
получается узкое. По
колечкам широким и узким
можно сосчитать, сколько
рыбе зим и лет.
У меня есть чешуя рыбы.
Хотите сосчитать, сколько
годов она прожила?
-Итак, теперь мы знаем кто
такие рыбы. А дальше
чему мы будем учиться?
Слушают рассказ и
выполняют задание на
интерактивной доске.
Сообщение – Вика
Работают по учебнику
с. 34(читают текст,
выполняют задания)
Моделирование «одежды»
рыбе
Практическая работа с
микроскопом:
Рассматривают чешую в
микроскоп, считают
кольца.
Возвращаются к плану.
-Будем учиться различать
морских и речных рыб.
Читают по учебнику с.35.
Обсуждают прочитанное.
Работа с фишками.
Рассматривают
Познавательные:
-анализ;
-сравнение;
-обобщение
-извлечение
информации из
текста
Познавательные:
-моделирование
Познавательные:
-наблюдение;
-умозаключение
Регулятивные:
-удержание цели
урока
Познавательные:
информационные
извлечение,
использование,
представление
Инте
ракти
вная
доска
Конве
рты с
круж-
ками
Циф-
ровые
мик-
роско
-пы
Учеб-
ник
Дает дополнительные
сведения:
-У сома, в отличие от
большинства речных рыб,
тело голое, без чешуи. Его
защищает толстая кожа.
-Среди морских рыб очень
интересна камбала. Ляжет
на дно – и не видно ее. Она
становится такого же цвета,
как песок.
-Подойдите к выставке
книг: первая группа – о
морских рыбах, вторая – о
речных. Прочитайте
названия рыб морских и
речных, о которых вы
раньше не слышали.
-Итак, узнали мы о
многообразии рыб морских
и речных?
иллюстрации с
изображением сома и
камбалы .
Работа в группах с
детской научно-
познавательной
литературой. (подходят к
выставке книг)
Делают вывод.
Возвращаются к плану.
информации.
Регулятивные:
-самоконтроль;
-взаимооценка
Коммуникативные
: -обсуждение;
-высказывание
своего мнения;
-слушание друг
друга
5.Формиро-
вание
первичных
умений на
основе
самоконтроля
(Уметь
выполнять
задания в
соответстви
и с
указаниями;
осуществлят
ь действия
самоконтрол
я и
взаимоконтр
оля)
-Выполните задание в
тетради, а затем в паре
проверьте друг друга.
-Оцените вашу работу в
парах.
Самостоятельная
работа
в тетради с.24
Работа в паре:
Взаимопроверка.
Личностные:
-волевая
саморегуляция
Регулятивные:
-взаимоконтроль;
-взаимооценка
Тет-
радь
6.Рефлексия
(Учиться
контролирова
ть и
оценивать
себя)
-Что нового узнали на
уроке?
-Все ли задачи,
поставленные на урок, мы
выполнили?
-Вернемся к началу урока:
Ответы детей.
Регулятивные:
-оценка
выполнения
плана;
Коммуникативные
Муравьишка не мог понять,
кого же в воде могла
увидеть стрекоза? Сможете
теперь рассказать
Муравьишке? Помогите
ему разобраться.
-Оцените себя: все ли
удалось, что еще вызывает
интерес.
Ответы детей.
Подводят итог урока.
Самооценка.
: высказывания
детей
Личностные:
смыслообразован
ие;
-нравственно-
этическое
оценивание
Самоанализ урока в 1 классе по УМК «Школа России».
Урок окружающего мира по теме «Кто такие рыбы?» строила в соответствии с требованиями ФГОС. Цель
урока: выяснить каких животных называют рыбами. Цель была конкретизирована в
образовательных задачах урока:
Определение насекомых по изученным на предыдущем уроке признакам.
Выявление общих признаков рыб.
Ознакомление со строением рыбы и способом определения возраста рыбы.
Ознакомление с разновидностями рыб морских и речных.
Урок построен в соответствии с этими задачами. Этапы урока взаимосвязаны между собой. На каждом
этапе был подведен итог. Дети учились ставить учебные задачи по предложенной теме, уверенно
работали с планом. На уроке применялся деятельностный метод обучения. На всех этапах урока
учащиеся были включены в активную мыслительную и практическую деятельность. Для актуализации
знаний учеников была проведена работа по проверке знаний предыдущей темы в занимательной форме.
Для каждого ребенка была создана ситуация успеха (каждый из 9 первоклассников выступил в роли
учителя, читая загадку классу). Это способствовало повышению мотивации, поддержанию
познавательного интереса к учению.
На этапе изучения нового материала все ученики тоже были включены в активную деятельность. При
работе над новой темой использовалась интерактивная доска, цифровые микроскопы. Работали с
учебниками и с научно-познавательной литературой, которая была представлена на выставке книг.
Применялись разные формы работы: фронтальная, индивидуальная (при моделировании), работа в
группах.
Для первичного закрепления была проведена самостоятельная работа в тетради на печатной основе. Для
проверки использовалась работа в парах.
Задания на всех этапах урока были разнообразны, адекватны возрастным особенностям детей,
соответствовали цели и задачам урока.
В конце занятия была проведена рефлексия. На уроке использовались приемы обучения самоконтролю,
взаимоконтролю, самооценке.
В ходе урока формировались универсальные учебные действия школьников:
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.
Познавательные УУД :
умение находить информацию в разных источниках, моделировать, работать с
микроскопом.
Коммуникативные УУД: взаимодействие в парах, контроль и оценка действий партнера, умение
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.