Развитие коммуникативно – речевой компетентности в условиях преемственности.
Автор: Запивахина Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская СОШ" Населённый пункт: п.Металлургов, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Развитие коммуникативно – речевой компетентности в условиях преемственности. Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативно – речевой компетентности в условиях
преемственности.
Запивахина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов.
МАОУ «Металлурговская средняя общеобразовательная школа»
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения
общих
принципов
преемственности
между
ступенями
образования.
Это
связано
с
возникшим
многовариантным
образовательным
пространством
дошкольного
и
начального образования.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст –
это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель
начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя –
педагог.
Проблема
преемственности
может
быть
успешно
решена
при
тесном
взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети.
Исследователи подчеркивают, что вопрос преемственности в работе между
дошкольным
учреждением
и
начальной
школой
приобретает
все
большую
актуальность, обостряется и требует решения её на качественно новом уровне. Таким
образом, на современном этапе преемственность рассматривается как двухсторонний
процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется «самоценность
детства» и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, достижения,
которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как
преемник
дошкольной
ступени
образования
строит
свою
работу
не
«с
нуля»,
а
«подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает его потенциал». Такое
понимание
преемственности
позволяет
реализовать
непрерывность
в
развитии
и
образовании детей.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.
Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования
личности
ребёнка.
Благодаря
речи
малыш
познаёт
окружающий
мир,
накапливает
знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами
общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности,
высказывает чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к
предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи
ребёнок овладевает языком.
Развитие коммуникативно-речевой компетентности – ведущий компонент
подготовки ребёнка к школе. Без определённого уровня развития речи обучение не
просто
затруднено,
но
практически
невозможно.
В
основе
развития
мышления
дошкольника
лежит
формирование
умственных
действий.
Первоначально
мыслительные
операции
протекают
в
практиче ской
деятельно сти,
в
экспериментировании
с
предметами.
Постепенно
в
мыслительные
процессы
включается
развивающаяся
связная
речь.
Ребёнок
учится
рассуждать,
доказывать,
обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной
деятельности, в средство решения задач. В развитии произвольного внимания ребёнку
помогают рассуждения вслух. Чем лучше развита речь ребёнка, тем выше уровень
развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.
Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребёнка грамоте,
умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие,
сонорные, твёрдые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребёнку
для дальнейшего обучения его чтению. Чаще всего для формирования коммуникативно-
речевой компетентности у детей 5-6 лет используются различные коммуникативные
игры.
Игра, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и овладевает
новыми
способами
мышления,
помогает
созданию
целостной
картины
мира.
И
в
первую очередь этому способствует игра коммуникативная, так как при общении дети
делятся
друг
с
другом
новыми
знаниями.
Создание
образов
и
их
проигрывание
являются составными компонентами коллективной игры, которая используется для
тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или
групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников
игры.
Дидактические игры способствуют формированию внимания, памяти,
наблюдательности, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определённую
дидактическую
задачу:
изучение
нового
материала
или
повторение
и
закрепление
пройденного,
формирование
учебных
умений
и
навыков.
В
игре
дети
охотно
преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и
умения. Игра помогает сделать любой учебный предмет увлекательным, вызывает у
учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает
процесс усвоения знаний; стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая
у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
Дидактические игры, которые можно проводить на уроках обучения грамоте.
«Внимательные покупатели»
На столе раскладываются предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и
тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска, матрёшка, мышка.
-Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука (к),
затем отобрать игрушки, названия которых начинаются со звука (м).
«Животные заблудились»
-Заблудились в лесу домашние животные:
петух, лошадь, кошка, собака, свинья,
курица, корова. Катя их будет созывать, а Коля должен внимательно слушать и рисовать
на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся,
когда Катя звала животных. Если они, верно выполнят работу, животные выберутся из
леса.
«От бочки до почки»
-Повстречались бочка с почкой и говорят: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у
нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое ещё слово получается, если первый
звук в слове бочка заменить на звук (д),(к),(н),(м),(т)?
«Телевизор»
Учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного на экране телевизора
слова по порядку. Ученики должны из первых звуков сложить это слово. Если слово
правильно назвали, то экран телевизора открывается.
Например: спрятанное слово-МЕСЯЦ. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
«Цепочка слов»
Кладётся картинка, за ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая
предмет,
название
которого
начинается
с
того
звука,
которым
заканчивается
предыдущее слово.
«Незнайка с кармашками»
В кармашки Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются
гласные буквы. Нужно прочитать слияния.
«Буква заблудилась»
На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: ОСЕМУ.
Согласные: НКИАТ.
Ученики находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов,
ставят буквы на место.
«Допиши словечко»
На карточке написан рифмованный текст или стихотворение, в которых одно слово (или
больше) пропущено. Ученики должны собрать из букв рифмованное слово и записать
его.
Например: Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой …..(крыши)
«Угадай слово»
-Вставьте
пропущенные
буквы
и
составьте
из
них
новое
слово.
Какое
слово
получилось?
Сколь…кий, ск…мья, ло…кий, …сенний, сла…кий. (завод).
«Хорошая игра похожа на хорошую работу» (А.С.Макаренко). Чтобы игра помогала,
учителю, следует научиться умело, использовать игру на уроке.
Таким образом, если ребёнок будет осознавать значение слова и одновременно
видеть
возможности
сочетаемости
этого
слова
с
другими,
изменение
слова,
его
грамматические, языковые (лингвистические) формы, если он будет легко вступать в
контакт, правильно воспринимать речевую ситуацию и адекватно себя в ней вести, его
способности будут развиваться успешнее.
Литература
1.
Алентикова
С.А.
Формирование
коммуникативно-речевых
умений
младших
школьников в процессе изучения текста. Автореф. дисс... канд. пед. наук. -
Рязань, 1999. - 18 с.
2.
Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. -1953.-№
2.-С. 23-35.
3.
Алентикова
С.А.
Формирование
коммуникативно-речевых
умений
младших
школьников в процессе изучения текста. Автореф. дисс... канд. пед. наук. -
Рязань, 1999. - 18 с.
4.
Акиньшина А.А., Жаркова Т.Л., Акиньшина Т.Е. Игры на уроках русского языка-
М.: Рус.яз., 1990.-36с.
5.
Давыдов
В.В.,
Кудрявцев
В.Т.
Развивающее
образование:
теоретические
основания
преемственности
дошкольной
и
начальной
школьной
ступеней
//
Вопросы психологии. - 1997. - № 1. С. 3-18.
6.
Должикова
Р.А.
Преемственность
образования
детей
в
дошкольном
образовательном учреждении и начальной школе. Автореф. дисс... канд. пед.
наук. - Курган, 1998. - 22 с.
7.
Зайцев М.В. К проблеме преемственности при обучении русскому языку между
первым и вторым этапами образования. Автореф. дисс... канд. пед. наук.-М,
1968-20 с.
8.
Минскин Е.М. Игры для шестилеток. – М., 1986 – 38с
9.
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1989 – 67с