Напоминание

Знатоки русского языка


Автор: Мельник Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Анжерская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Безлесный, Яйский район, Кемеровская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знатоки русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область
Конспект

«Знатоки русского языка»

(Слайд 2)

Учитель 1:
В класс пришёл, не хмурь лица. Будь весёлым до конца. Ты не зритель и не гость, А программы нашей гвоздь. Не стесняйся, не ломайся, Всем законам подчиняйся!
Учитель 2:
Итак, друзья, начнём программу. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!
(Слайд 3)
В нашей викторине участвуют 2 команды: «Смешарики» и «Апельсин». (Команды заранее придумали названия и девиз).
Приветствие команд

1 команда «Смешарики»:

1 ученик:
Мы весёлые ребята, И не любим мы скучать, С удовольствием мы с вами В викторине отвечаем!
2 ученик:
И пусть острей кипит борьба, Сильней соревнование, Успех решает не судьба, А только наши знания!
Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область
2 команда «Апельсин»:

1 ученик:
Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед.
2 ученик:
И, соревнуясь, вместе с вами Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, И наша дружба крепнет с ней.
Название и девиз команд.

Команда: «Смешарики».

Наш девиз:
Смешарики не усидели, На викторину прилетели, Мы хотим лишь пожелать Вам показать себя на «пять».
Команда: «Апельсин».

Наш девиз:
Мы как дольки апельсина, Мы не делимы, мы – едины!
(слайд 4)

Учитель 1:
Занимайте свои места, конкурс начинается! За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце игры побеждает та команда, которой будет большее количество фишек. (Фишки могут быть в форме и грибов, и лесных ягод, и зверей.)
Конкурс – разминка «Назови одним словом».
Ведущий называет словосочетания, вместо которых члены команд должны сказать одно слово – имя существительное. храбрый человек (храбрец) сильный человек (силач) болтливый человек (болтун) грубый человек (грубиян) ленивый человек (лентяй) мудрый человек (мудрец) богатый человек (богач) весёлый человек (весельчак)
(слайд 5)

Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область
Конкурс « Ответь на пять!»
Конкурс состоит из трех этапов. Мишутка очень интересуется, чему научились ребята в школе, умеют ли они правильно читать, писать, считать.
(слайд 6)
Слова читают участники команды поочерёдно друг за другом. Если один ошибается, то право прочитать правильно переходит к команде соперников. Фишка даётся только за правильный ответ.
1.

Прочти правильно:
алфавит; иконопись; средства; статуя; столяр; скворешник; булошная; форзац (из нем. яз.) ; повторим; красивее; щавель; звонит
(слайд 7,8)

2.

Вставь пропущенные буквы:
Дети читают слова и объясняют правила. За правильный ответ каждый получает фишку. В случае, где возможно написать разные слова, за каждый правильный ответ также даётся фишка. Если команда не может дать второй вариант написания слова, то вторая команда может ответить и заработать дополнительную фишку. чудесная прекрасное местность тростник гладкий скользкий ножки, носки ложки, лодки надписать сдать, отдать, передать, поддать (жару), задать объявления подъезд тропинка снежинка картофель морковь
(слайд 9)

3.

Сосчитай, сколько звуков и сколько букв:

Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область
(слайд 10)

Физминутка

(звучит музыкальное сопровождение, которое останавливается по щелчку мышки)
На лесной полянке в ряд, Звери делают зарядку. Заяц головой вращает – Мышцы шеи разминает. Делает старательно каждое движенье, Очень ему нравится это упражненье. Полосатенький енот Изображает вертолёт: Лапками машет назад и вперёд, Словно собрался в далёкий полёт. Серый волк немного сонный, Выполняет он наклоны: "Ты, волчишка, не ленись! Вправо, влево наклонись, А потом вперёд, назад, Получишь бодрости заряд! Медвежонок приседает, От пола пятки отрывает, Спинку держит прямо-прямо! Так учила его мама. Ну а белки, словно мячики, Дружно прыгают и скачут!
(слайд 11)

Конкурс « Составь слово»
Ёж [й̓ о ш] – 2б., 3зв.; Юла [й´ула] – 3б., 4зв.; деньки [д̓ э н̓ к̓ и] – 6б., 5 зв.; коньки [кан ̓ к ̓ и] – 6б., 5 зв.; солнце [сонцэ] – 6б., 5 зв.; сердце [с ̓ эрцэ] – 6б., 5 зв.; поют [п а й̓ у т] – 4б., 5зв.; маяк [май ̓ ак] – 4б., 5 зв.; съёживаться [с й̓ ожываца] – 11б., 9зв.; разъехаться [разй ̓ эхаца] – 11б., 9 зв.; рассеивать [рас̓ э иват̓ ] – 10б., 8зв. рассказывать [расказыват ̓ ] – 12б., 10 зв.
Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область Помогите лесным зверям составить слова, буквы которых переставила хитрая Ворона. кута (утка) ворд (двор) блук (клуб) елонь (олень) одм (дом) ватра (трава) кокаш (кошка) отр ( рот) иконс (носик) кыбоч (бычок) орпма (паром) нюкди (индюк) Какие же вы, ребята, молодцы! Здорово справились с проделками Вороны! Ой, а это уже задание Мишуткино. Мудрая Сова задала составить предложения, а у него ничего не получается. Помогите ему, пожалуйста.
(слайд 12)

Конкурс « Составь предложение»
Первая команда составляет верхнее предложение, вторая – нижнее предложение. дома, у, траве, утка, по, гуляла, дворе, во У дома во дворе гуляла утка по траве. у, воскресенье, гостим, бабушки, мы, каждое, деревне, в Каждое воскресенье мы гостим у бабушки в деревне. Спасибо Вам большое, вы очень помогли Мишутке. А что же это такое? Какой-то конверт, посмотрите, что же в нём? (В конверте рисунки слов и задание для конкурса «Слова – родственники».)
(слайд 13-14)

Конкурс «Слова – родственники»

Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье.
Варенье
– ягоды, плоды, сваренные в сахаре.
Варево
– горячее жидкое кушанье.
Вареник
– маленький варёный пирожок.
Повар
– мастер по приготовлению пищи.
Поварёшка
– большая ложка для разливания жидкой пищи. Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.
Зимовать
– проводить где-нибудь зиму.
Зимовка
– место, где проводят зиму.
Зимовщик
– человек, который находится на зимовке.
Зимник
– дорога, которая проложена по снегу.
Озимь
– всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму. Какие разные задания вы выполняли. Интересно? А хотите узнать, кто ждёт нас в лесу дальше?
(слайд 15)
Белочка ещё очень маленькая и не знает, что животных в лесу живёт много, что их можно называть по-разному. Помогите ей!
Конкурс «Кто в лесу живёт?»
Какого зверя называют так: косой – заяц колючий – ёж сохатый – лось плутовка – лиса серый – волк косолапый – медведь Молодцы, вы очень помогли Белочке. Теперь она не перепутает зверей. А сейчас наступило время выходить капитанам команд.
(слайд 16)

Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область
Конкурс капитанов

(звучит мелодия, которая останавливается щелчком мы

шки, после того, как

капитаны вышли

)
Нужно найти слово по его частям. 1. Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелет», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк». Перелесок. 2. Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц». Подорожник.
(слайд 17)

Конкурс «Домашнее задание»
Команды заранее получили задание подобрать загадки о лесе и его обитателях. Члены одной команды загадывают загадки, а вторая команда их отгадывает. Если загадка разгадана, команда получает фишку и загадывает свою загадку. Если не разгадана, то команда, загадывавшая загадку, получает 2 фишки за свою загадку и загадывает следующую.
(слайд 18)

Подведение итогов
В конце подводятся итоги викторины. Команды подсчитывают количество заработанных фишек, и лесные животные награждают победителей грамотами, а остальных детей – дипломами за участие в конкурсах.
(слайд 19)
Дети благодарят друг друга за участие в викторине, лесных животных за подготовленные задания, делятся впечатлениями. Список литературы 1. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы – М.:Айрис-пресс, 2010.
Мельник Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ «Анжерская средняя общеобразовательная школа», п. Безлесный, Яйский район, Кемеровская область 2. Дёмичева В.В.: Социокультурное образование младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения русского языка. - Белгород: Политерра, 2007. 3. Зубарь С.В. Моя помощница – игра. //Начальная школа. № 2 2009г. 4. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений – Москва: АРКТИ, 2006 5. Решетникова Н.В. Час занимательного русского языка. //Начальная школа. Плюс и минус. №7 2008г. 6. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов – Санкт – Петербург: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007.


В раздел образования